КАЙДЗЭН – ЭТО ПРОБЛЕМА ДУШИ

QC

Активизация экономических отношений между Россией и Японией и План экономического развития из 8 пунктов, предложенный премьер-министром Японии Синдзо АБЭ президенту России В.В. ПУТИНУ в 2016 году, дал импульс к более пристальному изучению кайдзэн (оптимизация бизнес-процессов, повышение производительности труда, постоянное улучшение).

К сожалению, после посещения LEAN-Саммита в г. Сочи в 2017 г. стала явной разница между отношением к кайдзэн в западной и восточной части России. Здесь, на Дальнем Востоке, с системами качества хорошо знакомы оборонные производства и большие заводы, но, к сожалению, кайдзэн никак не просачивается до уровня среднего, не говоря уже о малом бизнесе и органах власти. Преодолеть в одночасье этот разрыв нам не по силам. Мы внимательно следим за реализацией одного из пунктов Плана, который посвящен повышению производительности труда. В рамках реализации этого пункта РОТОБО – Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами – реализует стажировки для сотрудников российских предприятий. На данный момент более 100 человек прошли обучение в Японии кайдзэн. К сожалению, все эти стажеры – с предприятий западной части России. Но, как вы знаете, Японский центр во Владивостоке тоже проводит стажировки, в том числе по кайдзэн, и нам хотелось бы, чтобы стажеры, получив новый опыт в Японии, смогли использовать его в полной мере здесь на своем предприятии. Но как?

Участники семинара «Кайдзэн в сфере услуг» летом прошлого года, наверное, могут вспомнить, что лектор ЯДЗИМА Такаси выносил на обсуждение тезис о том, что «кайдзэн – это проблема души». Возможно, не очень удачный перевод, скорее, проблема воли и духа. Сэнсэй перечислил пять причин, препятствующих внедрению кайдзэн: предубежденность (косность); ограниченность; пассивный настрой; эмоциональность; инерция привычек. А также пять отговорок для внедрения кайдзэн: один раз безуспешно попробовали; никогда этого не делал; зачем улучшать, когда и так все работает; и без того заняты – улучшать не наше дело; подобные детские идеи – не для нас. Узнаете себя? Надеюсь, что нет.

Наш марафон качества

В Японском центре во Владивостоке прошли несколько семинаров по кайдзэн, начиная с лета 2017 г., когда состоялся 4-дневный семинар по кайдзэну в сфере услуг лектора Ядзима Такаси и стажировка по результатам тестирования (кстати, мы ожидаем семинар по такой же теме и в этом году). Далее тема кайдзэн и контроля качества не прерывалась: семинар «Контроль качества рыбы и морепродуктов в процессе переработки и дистрибуции» лектора ТАНАКА Тосио, семинар «Бизнес-манеры» лектора ТАКЕМОТО Кунико, на котором непосредственно было рассмотрено качество обслуживания клиента, — в сентябре 2017 г.

В ноябре 2017 г. состоялся интереснейший семинар «Контроль и обеспечение качества» лектора СО Юдзи (мы еще раз пригласили лектора провести семинар в феврале 2019 г., не пропустите рекламу), семинар «Превосходный сервис и удовлетворенность клиентов» лектора ТАКАХАСИ Хирото в феврале 2018 г. Семинар «Развитие туризма на Дальнем Востоке России» в апреле 2018 г. лектора СУЗУКИ Масару хоть и звучит, как узкоотраслевой, но принципы контроля качества предоставляемых услуг стояли во главе угла.

Всемирный день качества в ноябре подтолкну нас к мысли, во-первых, его отметить, а, во-вторых, отметить его за круглым столом, обсудив основные идеи, прозвучавшие на семинаре японского эксперта. Таким образом родилась система «семинар + круглый стол». К тому же такая форма позволяет нам решить еще одну давнюю проблему – отсутствие времени для общения участников семинара на самом семинаре, об этом пишут почти каждый раз в анкете обратной связи. На круглом столе собираются те, кто хотел бы углубиться в проблему и найти единомышленников. Наша главная задача, которая по силам нашим спикерам, – познакомить коллег с существующими рабочими инструментами, помогающими контролировать качество вашей продукции и услуг.

Время – деньги

КС № 1. Мы осознанно остановились на формате круглого стола продолжительностью в 2 часа. За это время участники встречи не должны надоесть друг другу, а поделиться полезным опытом вполне реально. Первый круглый стол мы посвятили финансам, потому что финансовая выгода от внедрения СМК (система менеджмента качества) не очевидна, ее надо уметь разглядеть и понимать, что именно считать «токсичным» в финансовым отчете, за какими показателями кроется «начало конца». Нашими спикерами были С.А. ГРУЗДЕВА, директор консалтингового центра для бизнеса «ДВ-Интерсертифика», аудитор TIC (Германия) и А.А. КОНОТОП, оба — стажеры Японского центра и лекторы наших семинаров.

КОНОТОП Андрей Альбертович, финансовый директор с 20-летним стажем: «Поскольку кайдзен это не разовая акция, а постоянный процесс совершенствования, скорее философия, то измерить эффект каждого, отдельно взятого, улучшения скорее всего не получится. Известно несколько методик, позволяющих оценить экономический эффект от того или иного изменения, например одна из них в русском переводе известна как «Контрибуция». Контрибуция позволяет выделить экономический эффект от изменений по конкретному виду деятельности, сознательно увязывая доходную и расходную части. Как результат, углубление в проблему – отличительная черта современного мира, когда для принятия решения необходимо получить больше информации, чем например руководитель видит в бухгалтерском отчёте о прибылях и убытках. Использование простой информации, лежащей на поверхности, часто приводит к ошибочным решениям, например в «худые годы», увольняют часть сотрудников в надежде сократить расходы, т.к. объём заработной платы показался слишком велик на общем фоне затрат. Это точно — не подход кайдзэн. Человеческий капитал, пожалуй, самое ценное что есть на любом предприятии. Все мы находимся в условиях ограниченных ресурсов, и эта философия сегодня как нельзя лучше подходит для тех, кто шаг за шагом меняет все вокруг себя. В конце концов — храм, который каждый построит на своем предприятии — отражает его внутренний мир, поэтому тем, кто вступил на путь кайдзэн, предлагаю начать с себя!».

Формат круглого стола предполагает одинаково высокий уровень участников процесса, что мы с удовольствием отмечаем каждый раз, встречаясь с нашими участниками. Более того, услышанное на встрече мы еще долго обсуждаем между собой под разными углами. Однажды проведя встречу, посвященную финансам и кайдзэну, это не значит, что мы не вернемся к этой теме еще раз.

БОНДАРЬ Ольга Павловна, генеральный директор ООО «Бухгалтерия Плюс» www.buh-plus.ru, лектор семинаров Японского центра: «Во-первых, хочу поблагодарить за приглашение на круглый стол № 1, для меня это было очень полезное мероприятие. В процессе беседы, я еще раз убедилась, что принципы кайдзэн применимы во всех областях нашей жизни, как в производственном процессе при изготовлении любого продукта, так и в процессе учета финансово-хозяйственной деятельности любого бизнеса и даже в личной жизни. Философия порядка, движение «шаг за шагом», постоянное улучшение любого процесса «делания чего-либо» — это базовые основы успешного развития. Что касается финансовой отчетности, то и здесь принципы кайдзэн применимы. Каждый предприниматель и руководитель, имея на руках финансовую отчетность такую как Баланс, Отчет о финансовых результатах и Отчет о движении денежных средств, составленную профессиональным бухгалтером на основании данных учета финансово-хозяйственной деятельности компании, принимает оперативные управленческие решения для улучшения бизнес-процессов. При условии, что он знает и умеет «читать» эту отчетность, т.е. знает закономерности взаимного влияния изменений одних показателей данных финансовых отчетов на другие. Для этого не надо быть финансистом, но если ты управляешь бизнесом, то знать базовые формулы, понимать и уметь анализировать каждую строчку этих трех основных финансовых отчета необходимо. А то получается, что прибыль в отчете есть, а денег у компании нет, и для того, чтобы выдать заработную плату сотрудникам — берем кредит. Вот поэтому данные финансовые отчеты это не просто цифры, они «живые» и отражают результат работы компании за определенный период времени, и каждая из них несет информацию и подает сигнал, и, если следом не последует правильных действий управленца, бизнес закончит свое существование. Следовательно, цепочка из планирования, последовательности действий, анализа полученных результатов и корректировка процесса действий, приводит к заданной цели. Таким образом, кайдзэн в управлении финансами — ключ к выявлению слабого звена, ограничений и повышению эффективности управления бизнеса в целом. Порядок в учете финансово-хозяйственной деятельности это залог безопасности бизнеса и спокойствия (уверенность в завтрашнем дне) собственника. Спасибо за полезные встречи».

КС № 2. Второй круглый стол после семинара «Превосходный сервис» был посвящен человеческому капиталу – кадрам – одному из основных ресурсов предприятия наряду с финансами и технологиями. Японский лектор выделил новую точку зрения на персонал в предприятиях сферы услуг – нельзя увлекаться только удовлетворением запросов клиентов, необходимо сделать все, чтобы удовлетворены были в первую очередь сотрудники. Довольный сотрудник, «оснащенный» профстандартами, обслужит качественно. Иными словами, руководителю важно постоянно энергично поддерживать уровень мотивации сотрудников – здесь кроется залог успеха в обслуживании клиентов. Выражение «кадры решают всё» поднадоело тем, кто старше 45, но, вероятно, свежо для более молодого поколения, на которое у нас большие надежды при переходе на более качественный уровень управления организациями. За два часа, конечно, нельзя объять такую обширную тему, но выявить общую для всех проблему – вполне. Наш спикер Светлана Александровна Груздева считает, что этой проблемой является неумение системно управлять знаниями организаций.

ГРУЗДЕВА Светлана Александровна, директор консалтингового центра для бизнеса «ДВ-Интерсертифика», аудитор TIC (Германия): «Управление знаниями — это обязательное требование ISO 9001:2015. Без внедрения и управления знаниями в рамках системы качественного управления организацией ни о какой результативности и эффективности компании не может идти речи. В основе совершенствования (кайдзен) лежит управление знаниями любой организации, желающей стабильности и развития, независимо от формы собственности, её процессов и численности. Управлению знаниями надо учить, в первую очередь, собственников бизнеса и руководителей российских организаций, а не только менеджеров по персоналу. Это системная проблема  наших компаний  и её надо решать…Самая вопиющая проблема круглого стола №2 — не знание менеджерами по персоналу  вопросов стандартизации в РФ, касаемых управления персоналом…У нас есть закон «О стандартизации» http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-29062015-n-162-fz-o/ и его требования обязательны для всех управленцев».

После мероприятия мы спросили мнение одного из участников — КАГАНОВСКУЮ Инну Владимировну, директора по персоналу Группы Компаний «Сумотори» как она считает, исходя из своего опыта и реальной ситуации, стоит ли вообще обучать сотрудников или лучше брать готовых специалистов с рынка:

«Существует мнение, что потенциал человека зависит от природы лишь на 10%, а остальные 90% – упорный труд и практика. Знания, умения и навыки сотрудников — это конкурентное преимущество компании, которое позволяет ей развиваться, быть эффективной и достичь нужных результатов. Если же квалификация персонала сдерживает рост компании, то обучать сотрудников нужно обязательно. Но до начала обучения нужно ответить на вопросы: зачем учить, кого и как? Стратегия обучения должна быть целиком и полностью связана со стратегией развития компании. Наша Группа Компаний своих сотрудников обучает. Есть также большое количество обязательного обучения от импортёров — часто сотрудники бывают за рубежом. Причём обучение проходят рядовые сотрудники, а не только топ-менеджеры. Это очень мотивирует всех».

КС № 3. Третий круглый стол мы проводили после семинара по туризму, и возникла идея обсудить основную мысль Сузуки-сэнсэя о взаимодействии власти, бизнеса и науки во благо развития индустрии гостеприимства. Но хотелось бы также в ходе мероприятия познакомить наших коллег с новым инструментом, о котором мы еще не говорили ранее – дизайн-мышление. Модератором этой встречи любезно согласилась быть О.Г. ТРИНЁВА, бизнес-тренер, стажер Японского центра. Зачастую перед теми, кто решился на создание СМК у себя в компании стоит вопрос – с чего начать. Кайдзэн, превратившись в настоящую прикладную науку, даже для этого начального этапа предлагает много инструментов и методик, что отпугивает. А дизайн-мышление предлагает вход в эту систему через эмпатию. Станет ли такой подход привлекателен особенно для представителей сферы услуг, которые пока не привыкли делать замеры и строить графики, как это делается на производстве, где о системе кайдзэн, конечно, знают больше.

ТРИНЁВА Олеся Григорьевна, модератор круглого стола, стажер Японского центра: «Дизайн Мышление (ДМ) — это процесс, основанный на эмпатии, то есть первостепенным является эмоциональная составляющая.  Главный принцип дизайн-мышления — это размещение потребителя в самом сердце проектного решения. Этот подход фокусируется на изучении того, чего люди хотят на самом деле от продукта или услуги, а затем предоставляют им этот опыт.

Можно увидеть разницу с кайдзеном, в котором действует следующий принцип: берем идею или продукт и думаем над тем, как сделать его более привлекательным, то в ДМ — сначала выслушиваем все пожелания и учитываем потребность будущих клиентов, и только потом придумываем идеи. Мне кажется, что нельзя категорично сказать, что ДМ в сфере услуг будет лучше применимо, чем кайдзен. В первую очередь, это связано с тем, что сейчас нет четкого определения критерия оценки изменений в сфере услуг. Нет некоего стандарта, к которому необходимо двигаться.

Если говорить о применении ДМ в управлении персоналом сферы услуг, то тут, несомненно, вырисовывается проблема клиенториентированности самой сферы, которая сейчас находится на уровне выживания и о какой-либо эмпатии говорить вообще не приходится. Тут требуется только четкий кайдзен бизнес-процессов, с тотальным контролем. А вот в плане формирования нового взгляда на клиента (повышение его лояльности, например), то тут точно будет работать ДМ — сделать прототип идеального взаимодействия легче через эмоции, тестирование такого прототипа воспринимается легче через эмоции.

Однозначно можно сказать, что участники круглого стола обозначили единую проблему — нет коммуникации среди участников процесса, есть каждая отдельная ветка (власть, бизнес, наука), которая действует сама по себе. Проблема вроде как одна, но каждый решает ее по-своему, не сверяя с другими, поэтому и получается, что каждый борется за свой кусок бизнеса, не учитывая других участников рынка. Легче назначить одно виноватого и работать вопреки ему, чем чего-то добиваться, обсуждать, взаимодействовать.

Очень порадовало, что проблема не замалчивается и обсуждается, вопросы назрели — надо приниматься за решение. Хочется всего и сразу, и прямо сейчас. Однако, здесь хорош кайдзен с его трезвой составляющей. На мой взгляд, если найдется инициативная группа сейчас, то в скором времени мы уже будем обсуждать конкретные проекты».

Среди участников мероприятия были опытные участники индустрии гостеприимства, мы не удержались, чтобы не спросить их мнение о прошедшей встрече, какие мысли появились после обсуждения на деловой игре «Идеального взаимодействия власти, бизнеса и науки для процветания индустрии гостеприимства». Публикуем с сокращениями, но, если вы хотите услышать всё, что думают наши участники, ждём вас на следующих встречах!

ЕВДОКИМОВА Лариса Валентиновна, сотрудник ООО ТК «Ист Навигатор», стажер Японского центра: «Я имею возможность общаться со своими однокурсниками, работающими в науке. Главным критерием успеха сейчас является количество опубликованных статей за год. Статьи требуют и от ученых, и от преподавателей, от их количества зависит и зарплата. Поэтому, чтобы заинтересовать темой развития Владивостока ученых, нужно приложить титанические усилия… Бизнес, конечно, тоже трудно назвать святым. Цель любого бизнеса получить прибыль. Чем больше и проще, тем лучше. Поэтому, гораздо надежнее эксплуатировать уже наработанные схемы, выжимая из них последнее, нежели разрабатывать и вкладываться во что-то новое. Кроме того, бизнесу совершенно невыгодно делиться собственными наработками и так называемыми «фишками». Слишком велика конкуренция, и слишком много желающих использовать чужие интеллектуальные и бизнес наработки. Поэтому последнее время мы очень много усилий прикладываем к тому, чтобы продвигать своей продукт «в полной тишине», не публично, что тоже отнюдь не способствует развитию туризма.

Введение электронных виз, которые несомненно делают наш регион более доступным для иностранных туристов, больно ударило по туристическим компаниям. Туристы стали гораздо независимей и больше не нуждаются в услугах туристических компаний (ни у себя на родине, ни здесь). А за самостоятельных путешественников ответственность никто не несет, и если вдруг случается какая-то неприятность со здоровьем или в правовой сфере, защитить или оказать помощь таким людям практически некому…

На мой взгляд, начинать нужно все-таки с власти. Только она способна стать консолидатором всех сил. Для этого необходимо создать некий городской и краевой совет, включающий в себя представителей всех заинтересованных категорий и начинать планомерную работу по улучшению города и края. Нет необходимости создавать совершенно новую структуру, можно создать такой совет на основе уже существующих структур, например комитета по туризму или комитета регионального развития (если есть такой) или изменить уже существующий совет, ассоциацию. Причем «модератором» этого сообщества должен быть достаточно жесткий и тяготеющий к реальным делам человек или группа лиц, которые не позволят уйти в бесконечные обсуждения и дискуссии, смогут помимо работы на перспективу и будущее, решать и повседневные, пусть и не столь масштабные вопросы, искать способы взаимодействия с разными структурами бизнеса и власти.

И это должны быть реальные люди и живое общение, а опросы общественного мнения, сбор предложений и жалоб, можно проводить с помощью интернета, сайтов, соцсетей и других инструментов 21 века. И не просто собирать информацию, но и отчитываться о реально сделанной работе. Потому что, к сожалению, в нашей ментальности очень прочно закрепилось стремление обесценить чужие усилия и результаты, отказываясь замечать, что, пусть хоть и медленно, но ситуация улучшается и многое уже сделано, построено, реализовано. Очень хочется, чтобы наше общество, наконец осознало, что для того, чтобы жить лучше нам надо объединить усилия и всем вместе построить себе такое будущее, в котором нам бы хотелось жить».

Как видите, за два часа мы получаем качественную обратную связь после семинаров, которая по объёму и глубине, конечно, превышает анкетирование, но и его нельзя недооценивать. Отправной точкой для таких встреч все же стали ваши отзывы в нашей анкете обратной связи после семинаров, призываем вас и в дальнейшем писать много и от души (разборчивым почерком). Все ваши рекомендации мы планируем передать будущим лекторам семинаров.

Собрать воедино фрагменты

Мнения о кайдзэне среди тех, кого мы можем об этом спросить, делятся на два противоположных лагеря: или хорошо, или никак. Наши встречи мы видим, как возможность собрать разрозненную информацию в целую картину при помощи тех, кто уже разобрался и использует успешно данный инструмент. Возможно, нам даже удастся преодолеть прохладное отношение к ГОСТам, пережившим, кстати, обновление в 2015 году. Используя их как вектор и своего рода инструкцию, менеджеру не придется изобретать велосипед в построении системы контроля качества на своем предприятии, учитывая особенности своей отрасли и конъюнктуры рынка. Наш следующий круглый стол будет касаться применения кайдзэн для развития экспортного потенциала российских предприятий 17 июля с 17:00 до 19:00, просим регистрироваться здесь.

Похожие записи:

  • НАШИМ БУДУЩИМ СЛУШАТЕЛЯМ СЕМИНАРОВ И СТАЖЕРАМ
    марта, 28, 2017 | Ассоциация стажеров |

    Скоро у нас начнется сезон японских программ для предпринимателей города и края, первым ее обычно открывает 4-дневный семинар, в этом году тема выбрана «Кайдзэн (бережливое производство) в сфере услуг» японского лектора с 8 по 11 июня, после которого в октябре семеро отличников поедут на стажировку. Эта тема предлагается МИД Японии уже второй год подряд,
  • «КАК ОБЪЯСНИТЬ ВАСИЛИЧУ?»
    июня, 14, 2016 | Экономика |
    В течение четырех дней в Японском центре во Владивостоке проходил семинар «Кайдзэн (бережливое производство) в сфере услуг», который читал уже хорошо знакомый нам лектор г-н ОКАБЭ, бизнес-консультант из World Business Associates Co.Ltd. Желающих было 60 человек, на семинар приглашены 53 – это максимальное количество посадочных мест. Мы понимаем, что большое количество участников не всегда комфортно,
  • МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБМЕН
    сентября, 17, 2018 | Экономика |
    На IV Восточный экономический форум японская делегация прибыла в составе 570 человек[1]. Главным мероприятием для делового сообщества стала традиционная встреча в формате бизнес-диалога за круглым столом «Россия-Япония». Такая встреча была предложена премьер-министром Японии Синдзо АБЭ для ежегодного отчета о реализации российско-японского Плана экономического развития из 8 пунктов, предложенного в мае 2016 г.
    Рост
    Японский центр второй год
  • НАСТОЯЩИЙ МАРКЕТИНГ
    февраля, 9, 2016 | Ассоциация стажеров |
    В Японском центре 5 февраля 2016 г. начался годовой марафон наших образовательных программ с 3-х часового семинара известного во Владивостоке тренера (слово «гуру» набило оскомину, хотя именно его принято почему-то использовать по отношению к талантливым и харизматичным лекторам) Дмитрия ЮДИНА. Наш центр за 20 лет работы сотрудничает с Доктором Юдиным впервые, хотя его Школе www.shkolamarketinga.ru
  • РЕЦЕПТ УСПЕХА УСТАРЕВАЕТ
    июля, 18, 2017 | Интервью |
    С 13 по 16 июля 2017 г. в Японском центре прошел семинар «Кайдзэн (сфера услуг)». Лектора – г-на ЯДЗИМА Такаси – мы знаем очень давно, его лекции по менеджменту и финансам всегда собирали огромные аудитории в нашем центре. Ядзима-сан не случайно обратил свое внимание к теме «Кайдзэн», ведь это часть менеджмента. Хорошо известная на западе

Отклики на “КАЙДЗЭН – ЭТО ПРОБЛЕМА ДУШИ”: 3

  1. Олеся Анищенко

    Соглашусь, что в России с внедрением кайдзэн на малых и средних предприятиях существует барьер в сознании сотрудников, как руководителей, так и подчиненных. Рада, что вектор развития кайдзэн задан на высшем уровне страны. Спасибо Японскому центру за возможность за теорию и практику по кайдзен! С удовольствием несу кайдзэн в «массы».

  2. Катерина Романова

    Я как представитель сферы услуг могу сказать как важны и на самом деле — легко применимы принципы кайдзена в этой области. В области, где превалирует эмоциональное восприятие, разбить процессы на эффективные алгоритмы, позволяющие предоставить услугу наилучшим образом — это важный инструмент для достижения качества услуг или товаров.

  3. Негматулина Екатерина

    Я как представитель малого бизнеса не соглашусь с тем, что кайдзэн никак не просачивается до уровня среднего и малого бизнеса. У малого бизнеса, мне кажется, не такая бюрократическая структура как в крупном. Поэтому идеи по улучшению легче донести и внедрить. Тут, наверное, дело в информировании, многие просто не знают, что есть такой инструмент роста как кайдзэн.
    Японский центр предоставляет массу возможностей для того чтобы познакомится с этим инструментом ближе, найти единомышленников. Я была только на одном круглом столе № 2, после которого мне сразу же захотелось почитать стандарты . Форматы КС очень удобны, во -первых тем, что они организуются в конце рабочего дня и длятся всего 2 часа, что не так критично для занятых людей , во- вторых это реально полезная информация , это практика реальных людей и обмен мнениями. Я наблюдала, когда после круглого стола , люди подходили и задавали наболевшие вопросы модераторам –значит это реально нужное мероприятие . Спасибо Японскому центру , он делает нас и мир лучше !

Добавить комментарий