ЛЮБИМОЕ НЕБО НАД РОССИЕЙ

Японская делегация на ВЭФ-2019 была настроена романтично. Премьер-министр Японии Абэ Синдзо цитировал Тютчева, а председатель совета директоров JAL (Japan Airlines) г-н Уэки вслед за князем Андреем Болконским вспомнил небо. Как в начале своей карьеры в JAL, будучи пилотом, пересекал «любимое небо над Россией». Действительно есть что вспомнить: более 50 лет JAL летает в Москву, а с весны следующего года наряду с другим лидером авиаперевозок Японии компанией ANA начнет осуществлять регулярные рейсы из Владивостока.

В прошлом году нам казалось, что встреча этого года в формате бизнес-диалога между Россией и Японией, возможно, пройдет с заметным уклоном в сторону финансовой сферы. На самом ВЭФ финансовый блок традиционно представлен весомо, но японцы на сессиях по финансам были представлены малочисленно. На круглом столе «Россия-Япония» было сказано о подписанном соглашении между ОАО «РЖД» и «Мидзухо Банк» о долгосрочной программе развития до 2025 г. А также о сотрудничестве ВЭБ.рф с JBIC (Японский банк для международного сотрудничества), впервые мы услышали о работе Фабрики проектного финансирования ВЭБ.

Вероятно, более широкое российско-японское деловое сотрудничество в области финансов на уровне не только государственных, но и региональных банков, и бизнес-сообщества еще ждет своего часа. Данная тема неразрывно связана с новыми технологиями обслуживания финансовых потоков, а именно с блокчейном. В этой области представляет интерес японский опыт использования технологии распределенного реестра на нужды государства, общества, бизнеса[1].

В повестке дня круглого стола «Япония-Россия» красной нитью проходили транспортные перспективы сотрудничества и, конечно, успех проекта «Арктик СПГ 2». «Вехи динамичного развития в регионе связаны с переменами, происходящими на морской и сухопутной транспортных артериях. На море это развитие Северного морского пути. Участники проекта “Арктик СПГ 2”, в том числе японский консорциум, приняли окончательное инвестиционное решение: энергетические ресурсы российской Арктики будут доставляться в азиатские страны, являющиеся центрами роста мировой экономики, через Дальний Восток. Его значение в качестве экспортного узла сильно возрастет. Японские компании пристально следят за такой перспективой. Перемены происходят и на суше. Транссибирская магистраль, повышая эффективность, уверенно увеличивает свой вес в развитии Дальнего Востока. Япония прилагает усилия для эффективного ее использования, осуществляет по ней пилотные перевозки», — Хиросигэ Сэко, Министр экономики, торговли и промышленности Японии, Министр по экономическому сотрудничеству с Россией.

Модератором встречи г-ном Асада, председатель японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству Федерации экономических организаций «Кейданрэн», были традиционно обозначены три задачи для дальнейшей совместной работы: наладить российскую складскую инфраструктуру, включая грузоперевалку и обработку грузов; для дальнейшей инвестиционной привлекательности рассмотреть возможность продления налоговых каникул для резидентов ТОР и СПВ; наладить постинвестиционное сопровождение, иными словами создать благоприятный инвестиционный климат.

Впечатляющим было выступление Романа Троценко, основателя, председателя совета директоров Корпорации АЕОН: «В XXI веке многое поменялось, в том числе поменялась философия транспорта. Если раньше расстояние измерялось в километрах, то на сегодняшний день расстояние измеряется для пассажиров в часах, которые требуются, чтобы быть доставленными из точки А в точку Б. <…> Для грузов тоже поменялось представление о транспорте. Транспорт для грузов не измеряется в километрах. Это на сегодняшний день стоимость в USD доставки единицы груза из точки А в точку Б, где интегрально считаются не только сами расходы на транспортировку, но и расходы на перевалку в порту прибытия и в порту назначения, хранение на складе, страховку и прочие расходы». Роман Викторович рассказал о строительстве к 2025 г. нового современного порта (!) на берегу Баренцева моря, рассчитанного на перевалку 80 млн. тонн груза в год.

Вместе с «Марубени Корпорейшн» Корпорация АЕОН также планирует построить крупнейший в России метанольный завод. «Метанол станет только первой частью … мы продолжим производственную цепочку до полиолефинов и пластиков, – сказал Троценко. Со слов предпринимателя, «Марубени» будет выступать в этом проекте не только как компания, представляющая технологию и осуществляющую генподряд, но и как партнёр, который будет забирать существенную часть продукции.» АЕОН также планирует недалеко от Шереметьево построить гостиницу, управлением которой займется японская гостиничная сеть Okura.

Чем будет ознаменована следующая встреча за круглым столом «Россия-Япония» и повестка ВЭФ 2020 вообще? Возможно, одним из центральных мест займет дискуссия по поводу повышения производительности труда. Иными словами, философия лин-кайдзэн. В этом году модератор сессии «Как сократить потери и повысить эффективность бизнеса. Современные тенденции в бережливом производстве» Протасов М., руководитель АНО «Российская система качества», сообщил, что данную сессию планировали сделать на Петербургском международном экономическом форуме, но решили «обкатать» здесь, поближе к стране, где возникла идея бережливого производства (Япония).

Выступления спикеров напомнили наши встречи на круглых столах по поводу кайдзэн: заостряли внимание на тех же проблемах, что пытались обсудить и мы. Проблема лидерства в лидерах (извините за тавтологию), но без воли руководителя в вопросе внедрения кайдзэн не обойтись, и без сопротивления нововведениям не обойтись. Как сказал один из выступающих: «Если цели легкие, лидеры не нужны». Н. Соломон, генеральный директор АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда», озвучил любопытное наблюдение, что руководители российских предприятий не амбициозны, поскольку только лидер с амбициями стремится к улучшению качества и увеличению своей доли на рынке. Вообще, настаивали специалисты по бережливому производству, весь кайдзэн – это про счастье: «lean is all about people», идея кайдзэн напрямую связана с ценностным подходом. Восьмая муда[2] (потеря) по кайдзэну – не использование талантов и способностей своего персонала – выходит на первый план.

На Пятый ВЭФ к нам приехал директор Японского центра в Москве г-н Хамано. Мы, не сговариваясь, встретились, конечно, на этой секции, и я взяла комментарии у московского гостя: «К сожалению, в панельной дискуссии не участвовал в роли спикера ни один японец. Хотя все спикеры в своих выступлениях использовали слово «кайдзэн», ясно давая понять, откуда родом эта философия. Возможно, отсутствие японского эксперта связано с несогласованностью между ведомствами, являвшимися организаторами дискуссии. Мне бы очень хотелось, чтобы хотя бы один эксперт присутствовал при обсуждении. Возможно, среди японцев нет таких красноречивых и ярких спикеров, какие были в этот раз, но японцам есть что сказать. Мы ни в коем случае не претендуем на исключительные права на кайдзэн, нам бы хотелось, чтобы данная философия стала достоянием всего человечества. Много был сказано о роботизации, но я призываю всех не забывать о человеческом факторе, он никуда не исчезает, даже если у вас 99% роботов, и даже если роботы делают роботов».

Повышение производительности труда – один из пунктов в российско-японском Плане экономического развития, который, коррелируется полностью с 12 российскими Национальными проектами. Об этом говорил в своем выступлении премьер-министр Японии Абэ Синдзо на пленарном заседании. Нам бы очень хотелось на следующем ВЭФ увидеть больше сессий и дискуссий о лин-кайдзэн философии, услышать положительные результаты внедрения этих систем на российских производствах, и, может быть, услышать лекцию японского специалиста о принципах 5 S и других инструментах контроля качества производимой продукции и услуг.

Оценку повороту России на Восток обсуждали на панельной дискуссии «Азиатское зеркало: поворот на Восток глазами азиатских партнеров». Кстати, в названиях сессий и дискуссий организаторы который год демонстрируют недюжинную долю оригинальности. Немного не ясно было из названия, кто смотрится в это зеркало: Россия или азиатские партнеры. Но, тем не менее, выступления были более чем интересные, и хочу отметить выступления гостей из Сингапура на какой бы дискуссии они не выступали, их взвешенные и очень объективные высказывания привлекали к себе внимание. Одним из таких выступлений стала речь М. Тэя, Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Сингапур в Российской Федерации (2002-2008 гг.), основателя и директора Foundation of Arts and Social Enterprise. Он цитировал Льва Гумилева, посоветовал России если уж разворачиваться в Азию, то делать это сразу в нескольких направлениях. Азиатские партнеры разные, есть вероятность конкуренции между теми, к кому уже развернулась Россия. Г-н Тей считает, что России следует больше вкладывать в культурные проекты, чтобы избавиться от негативного имиджа, навязанного западными СМИ, а также проводить ВЭФ в других странах Азии.

Изрядной долей оптимизма одарил нас Хэ Чжэньвэй, генеральный секретарь Китайской Ассоциации по развитию предприятий за рубежом, на своей лекции «Новые возможности сотрудничества между Китаем и Россией на современном этапе». Он выступал на русском языке, сообщил, что не пропустил ни одного ВЭФ и поделился с нами формулой успеха: «надо хорошо работать», он также предлагал «хорошо подумать». Торговая война между Китаем и США – это новые возможности для России, по его мнению. Г-н Хэ предложил рассмотреть сразу несколько открывшихся путей: в результате торговой войны пострадал рынок сои (США повысили пошлину на сою), Китай готов выращивать, перерабатывать и транспортировать с территории Приморья сою не только в Китай, но и в другие азиатские страны. Китай готов на совместные предприятия по производству сельхоз оборудования для выращивания сои, Китай готов вложить средства в развитие портовой логистической инфраструктуры, чтобы бесперебойно поставлять сою в Азию.

К слову, торговая война между Южной Кореей и Японией, возможно, тоже шанс для России. Осложнившиеся до предела отношения между этими странами способствуют сближению с другими партнерами на мировой арене. Представитель Южной Кореи Ли Чже Йон, президент Корейского института международной экономической политики (KIEP), также предлагал рассмотреть совместные инфраструктурные проекты и подумать над тем, как вместе – Южной Корее и России — встретить вызов Четвертой промышленной революции.

Откровенные выступления азиатских партнеров большая редкость, важная роль ВЭФ состоит в том, что здесь мы имеем возможность услышать друг друга и найти «подходы и пути реализации Национальной программы развития Дальнего Востока на благо дальневосточников и всей России»[3]. Остается надеяться на не менее откровенный разговор в следующем году.

О.Е. Сумарокова

[1] Модернизацией устаревших технологических процессов занимается Агентство финансовых услуг Японии https://www.fsa.go.jp/en/index.html, заметную роль в этом процессе играет ИТ-компания CAICAhttps://www.caica.jp/corporate-information/profile/ Токийская фирма CAICA Inc известна как поставщик программного обеспечения для финансового сектора, в том числе в области онлайн-банкинга, обмена иностранных валют и платёжных систем, используемых японскими банками. См. https://ttrcoin.com/yaponskaya-it-kompaniya-caica-otkryvaet-kriptovalyutnoe-podrazdelenie-s-kapitalizaciey-v-10-mln-ien.1657/ Благодарим за информацию по данному вопросу Н.О. Вяткина, выпускника ДВФУ 2019 г., успешно защитившегося по теме «Проблемы реализации DLT (технологии распределенного реестра) в Японии.

[2] См. здесь http://leanpro.ru/index.php/glossarij/4-muda Об этих потерях каждый раз говорят лекторы наших семинаров – эксперты из Японии. Следующие семинары на тему кайдзэн пройдут в ноябре и декабре 2019 г. в гг. Владивосток, Магадан, Хабаровск.

[3] Из текста обращения Президента Российской Федерации В.В. Путина к участникам, организаторам и гостям V Восточного экономического форума.

Похожие записи:

  • МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБМЕН
    сентября, 17, 2018 | Экономика |
    На IV Восточный экономический форум японская делегация прибыла в составе 570 человек[1]. Главным мероприятием для делового сообщества стала традиционная встреча в формате бизнес-диалога за круглым столом «Россия-Япония». Такая встреча была предложена премьер-министром Японии Синдзо АБЭ для ежегодного отчета о реализации российско-японского Плана экономического развития из 8 пунктов, предложенного в мае 2016 г.
    Рост
    Японский центр второй год
  • Блиц-интервью: Такахаси-сан
    мая, 26, 2016 | Блиц-интервьюЭкономика |
    Представляем вашему вниманию блиц-интервью с г-ном Такахаси, генеральным директором L.I.B. Corporation. Опыт ведения бизнеса L.I.B. Corporation с Россией – классический пример для Приморья. Торговля автомобилями из Японии долгое время была основным источником прибыли для компании, но с изменением ситуации на рынке L.I.B. Corporation освоила новые бизнес-ниши. L.I.B. Corporation является оператором выставки-продажи брендов префектуры Симанэ, которая
  • РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА НА ДВ
    сентября, 21, 2016 | Туристические ресурсы, Путешествия |

    В начале сентября закончил свою работу Восточный Экономический Форум, в ходе которого японской стороной был предложен план, направленный на сближение России и Японии. Полны ожиданий и туркомпании, правда, мы не раз уже переживали ощущения предчувствия развития взаимоотношений, однако реальность обычно возвращала нас с облаков на землю достаточно быстро.
    14 сентября Japan National Tourism Organization
  • КАЙДЗЭН – ЭТО ПРОБЛЕМА ДУШИ
    мая, 30, 2018 | Ассоциация стажеровОфициально |
    Активизация экономических отношений между Россией и Японией и План экономического развития из 8 пунктов, предложенный премьер-министром Японии Синдзо АБЭ президенту России В.В. ПУТИНУ в 2016 году, дал импульс к более пристальному изучению кайдзэн (оптимизация бизнес-процессов, повышение производительности труда, постоянное улучшение).
    К сожалению, после посещения LEAN-Саммита в г. Сочи в 2017 г. стала явной разница между отношением
  • Потерянное десятилетие
    июля, 27, 2010 | ИнтервьюЭкономика |
    Японские компании не интересуют проекты, в которые российские партнеры не вкладывают собственные средства
    На минувшей неделе из порта Козьмино отошел очередной танкер с нефтью в адрес компании "Мицуи". Сырая нефть и сжиженный природный газ (СПГ) составляют более 50% российского экспорта в Страну восходящего солнца.
    Вместе с тем доля России во внешнеторговом обороте Японии — всего 1,1%. То

One thought on “ЛЮБИМОЕ НЕБО НАД РОССИЕЙ

  1. А торговая война между Южной Кореей и Японией, не будет мешать логистики в рамках развития Северного морского пути?

Добавить комментарий