УДАЧА БЛАГОСКЛОННА К ПОДГОТОВЛЕННЫМ УМАМ

Отчет о проведении круглых столов по кайдзэн № 4,5,6

О заглавии: [1]

145457799712397752

В июле, октябре и ноябре прошли наши очередные круглые столы по кайдзэн (постоянное улучшение бизнес-процессов). Сохраняем нашу периодичность отчетности – после каждых трех, о первых трех вы можете посмотреть информацию здесь. У нас по-прежнему регламент проведения круглого стола ограничен двумя часами, а темы для встреч подсказывает не только сама жизнь, но и необходимость обсудить после семинаров японских лекторов важнейшие вопросы. Таким образом, связка семинар+ круглый стол сохраняется — КС № 5 прошел в октябре после семинара СОНОДА-сэнсэя «Кайдзэн в сфере услуг», а КС № 6 – после семинара КУРОСАВА-сэнсэя «ТРИЗ как инструмент решения проблем».

Экспорт как национальный проект

Уже которое лето подряд Владивосток готовится к ВЭФ. Наш вклад в этот процесс, конечно, скромен, но значимости не теряет. Как известно нашим читателям, среди национальных проектов по 12 направлениям социально-экономического развития выделены сотрудничество и экспорт. «12 национальных проектов — это прежде всего информация для бизнеса о том, где и что государство будет делать, куда оно вложит ресурсы и какие условия создаст для частной инициативы».[2] Национальный проект «Сотрудничество и экспорт» ставит перед собой амбициозную задачу формирования в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов, общая доля экспорта товаров (работ, услуг) которых составит не менее 20 процентов ВВП (!). Достижение объема экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров должно достичь размера 250 миллиардов долларов в год, в том числе продукции машиностроения — 50 миллиардов долларов и продукции агропромышленного комплекса — 45 миллиардов долларов (!).

Для достижения таких задач государство выделяет средства, выстраивает информационную инфраструктуру поддержки — АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) на федеральном уровне и АНО «Центр развития экспорта Приморского края» (ЦРЭПК) на региональном. А что думают сами экспортеры? 17 июля мы решили провести круглый стол № 4 на актуальную для нашего региона тему: кайдзэн и экспорт. Модераторами выступили ГРУЗДЕВА С.А., директор ООО «ДВ-Интерсертифика», и ХУЗИЯТОВ Т.Д., профессор ДВФУ, корреспондент JETRO в г. Владивостоке. На встрече у наших гостей — НИКИФОРОВА Е.А., генерального директора ЦРЭПК, и ШЕШЕНЯ А.В., менеджера по региональному развитию РЭЦ ПК — была возможность рассказать о широком спектре услуг для экспортеров своих учреждений. Из предложенного широкого ассортимента — и возможность субсидий, и участие в международных выставках очно или заочно, и перевод сайтов на язык интересующих вас стран и т.п. — наиболее востребованной на данном этапе услугой, как нам кажется, станет возможность принять участие в образовательной программе Школы экспортера (онлайн, оффлайн обучение).

Мы решили заострить проблему, обсуждаемую за круглым столом, надо ли вообще экспортировать в Японию, коль так сложно пробиться на этот рынок? И что нужно экспортеру, чтобы он для себя решил, стоит ли ему тратить время, деньги и силы на освоение информации о японских предпочтениях. Уважаемые спикеры и эксперты в один голос говорили, мол, не надо экспортировать, что вы хотите, надо экспортировать то, что ждут в Японии. А понять это без маркетингового анализа невозможно, но и его мало. Для японской стороны, например, важна возможность заключить долгосрочные контракты, но с гарантированным качеством предоставляемого товара или услуг. Как гарантировать качество всегда? Только создав систему контроля качества, и здесь мы заступаем на территорию кайдзэна.

Лучшие люди компании

После семинара Сонода-сэнсэя в сентябре мы решили провести 10 октября круглый стол № 5, чтобы еще раз обсудить тему кайдзэна в сфере услуг. У нас не теряет актуальности вопрос, как измерить, оценить успешность внедренного кайдзэн и вообще качество услуги. Модератором выступила С.А. Груздева, на встрече присутствовали участники сентябрьского семинара. Почему не работают прописанные стандарты и инструкции? Потому что необходим внутренний аудит, как правило, это лучшие люди компании, хранители калибра, которые помогают вам своим контролем соблюдать вами же установленные правила. Наша задача выявить недостатки в нашей компании быстрее, чем они проявились на качестве продукции или услуги, чем их заметили конкуренты, и исправили у себя. Как говорит Д. Лайкер в интервью для «Секрета фирмы», у кайдзэна «два главных принципа: уважение к людям и непрекращающееся улучшение. Большинство компаний об этом говорят, но ничего при этом не делают.»[3] Как вы помните, серия круглых столов нам необходима, чтобы сформировать круг компаний, которые используют принципы кайдзэн у себя. Мы планируем со временем прийти к организации конференции с участием японских специалистов и местных практиков кайдзэн. Коллеги предлагают не дожидаться большой конференции, а пригласить на один из таких круглых столов приморские предприятия, кто отважился ввести кайдзэн у себя, например, Монастырёв или Приморский кондитер.

Фугу в мундире

28 ноября после семинара по ТРИЗ, который провел КУРОСАВА-сэнсэй мы провели круглый стол по кайдзэн № 6: «Методика принятия решений». Ведущей выступила Груздева С.А., модераторами: Ященкова Е., Макарчук Н. Нам показалось, что после ТРИЗ логично было бы провести наш 2-часовой круглый стол в виде деловой игры, в результате которого участники предложат решение проблемы, которую предложил для обсуждения Японский центр. Ниже – исчерпывающий отчет ведущей нашего круглого стола. Но перед началом встречи мы вспомнили рассказ С. Лукьяненко, теперь уже известного писателя-фантаста, а рассказ «Фугу в мундире» был одним из первых его шагов в большую литературу. Надо сказать, ему очень точно удалось подметить разницу российского и японского менталитетов. Отправной точкой для обсуждения проблемы круглого стола (см.ниже) для нас стало интервью с Тезука-сан, генеральным директором Toshiba Rus, в котором он обозначил те самые различия в менталитете, что мешают строить успешные бизнес-отношения: пунктуальность, умение работать с фактическими цифрами и т.д. На первый взгляд кажется, что ментальный барьер непреодолим, но только не для тех, кто занимается системами менеджмента качества!

Отчет

по решению проблемы, связанной с отсутствием понимания со стороны потенциальных российских экспортеров элементарных правил и порядка, ускоряющих подготовку контрактов с Японскими партнерами

(проблема поставлена перед участниками круглого стола Японским центром во Владивостоке)

Ведущая: Груздева С.А.

Модераторы: Ященкова Е., Макарчук Н.

1.Участникам круглого стола было предложено составить План работ по совершенствованию механизма подготовки потенциальных российских экспортеров продукции (услуг) в Японию;

2. При изучении текущих дел, связанных с ВЭД, предпринимателей Приморья, выходящих на рынок Японии, участниками круглого стола проанализирована информация по порядку ведения преддоговорной и договорной работы потенциальных экспортеров (алгоритм). Выявлены следующие основные проблемы:

1. Японская сторона не отвечает (или отвечает долго) на запросы потенциальных российских экспортеров.

2. Не предоставляется Техническое задание (ТЗ) со стороны японских бизнесменов.

3. Требование 100% предоплаты российскими экспортерами.

Промежуточный вывод: российские потенциальные экспортеры не информированы об особенностях японского рынка.

3. Анализ факторов, влияющих на заключение контракта с японскими бизнес –партнерами

Участниками в качестве инструмента для анализа данных была использована схема Исикавы (причинно-следственная диаграмма). С помощью мозгового штурма были определены причины, влияющие на озвученную проблему:

· Человеческий фактор (некомпетентность персонала, включая переводчиков, участвующих в переговорах; отсутствие менеджмента знаний; персонал не обучен правилам и порядку ведения преддоговорной деятельности на рынке Японии).

· Используемые материалы (рассмотрены на примере производства мёда: древесина для ульев, воск, вощина, ветошь, упаковочные материалы, тара, и др.) не конкретизированы требования к ним и соответственно они не управляются должным образом.

· Оборудование: не установлены требования к используемому оборудованию и управлению им с помощью ППР (планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания). То же самое касается и технических средств для мониторинга и измерений.

· Используемые методы, на примере меда, подтверждают отсутствие у потенциального экспортера нормативных документов японской стороны, устанавливающих конкретные требования к продукции (органолептические, физико-химические и микробиологические показатели, требования к маркировке и упаковке и др.) планируемой к поставке в Японию. Не согласуются с японскими партнерами наличие требований к соответствию системы менеджмента потенциального экспортера системным документам, например, ISO 9001, ISO 22000, а также технологиям, используемым при осуществлении жизненного цикла продукции.

· Требования к логистике (в том числе к схемам размещения груза в контейнере, погрузо-разгрузочным работам, температурному режиму, транспортировке продукции, включая таможенные операции и пошлины, и др.) не определены.

· Менеджмент организации (потенциального экспортера в Японию) характеризуется отсутствием системности для формирования устойчивого (стабильного, а не разового) бизнеса на основе процессного подхода и риск-ориентированного мышления.

· Не определены внутренние и внешние условия функционирования компаний потенциальных экспортеров в Японию, и связанные с этим риски, включая политику, законодательство, маркетинговые исследования и изучение рынка спроса; ценообразование, знание языка, культурных ценностей, деловой этикет. Не определяются требования и ожидания заинтересованных сторон, и как следствие, не определяются и не управляются риски и возможности при выходе на японский рынок.

4. Постановка цели и уточнение задачи

Результаты анализа показали, что в первую очередь для сокращения сроков заключения контрактов с Японией необходимо повысить компетентность потенциальных экспортеров в Японию за счет системно организованного обучения и стажировок с последующей экспертной оценкой их систем менеджмента на соответствие основным требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 с элементами отраслевых системных стандартов (при их наличии). Состав группы экспертов для оценки соответствия систем менеджмента качества установленным требованиям определяется независимой организацией ООО «ДВ-Интерсертифика» и согласовывается с Генеральным директором АНО «Центр развития экспорта Приморского края» (далее по тексту ЦРЭПК).

План обучения должен быть составлен генеральным директором Центра развития экспорта Приморского края и согласован с директором ООО «ДВ-Интерсертифика».

АНО «Центр развития экспорта Приморского края» имеет сертифицированную clip_image002(Германия) систему менеджмента качества с областью применения «Оказание услуг по поддержке экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Приморского края, а также выполнения функций «Регионального Интегрированного Центра Приморского края» и «Центра поддержки предпринимательства Приморского края».

ЦРЭПК должен планировать в бюджете средства и выполнять свои обязательства перед Минэкономразвития в части проведения обязательных маркетинговых исследований в Японии по заявкам потенциальных экспортеров.

Достигнув этих целей, мы устраним более 80% всех причин нашей проблемы (согласно диаграмме Паретто). В случае положительного результата ЦРЭПК необходимо будет разработать Стандарт организации (СТО) СМК «Порядок подготовки потенциальных экспортеров на рынок Японии».

5. Рассмотрение и разработка мер по преодолению проблемы и подготовка плана мероприятий

Сократить сроки заключения контрактов с Японией:

  • Повысить компетентность потенциальных экспортеров в Японию
    • Обеспечить обучение потенциальных экспортеров в Японии
    • Обеспечить ресурсами план обучения и заключить договоры на 2019 год
  • Проводить маркетинговые исследования по каждой группе товаров, планируемых к поставке в Японию
    • Обеспечить в бюджете средства на проведение маркетинговых исследований
  • Снизить риски от влияния внутренних, внешних условий и заинтересованных сторон
    • Разработать карту процесса по выходу на рынок Японии
    • Разработать необходимые инструкции к карте процесса и выполнять их требования
    • Проводить внутренние аудиты системы менеджмента
    • Анализировать и оценивать ежегодно систему менеджмента на пригодность, адекватность и результативность

6.Внедрение разработанных мер

№ п/п Мероприятия Отв./СИ Срок Ресурсы Результат
1 Составить реестр потенциальных экспортеров в Японию в 2019 году и актуализировать его ежегодно ЦРЭПК 20.12.18 Рабочее время Актуальный реестр потенциальных экспортеров в Японию на 2019 год
2 Запланировать обучение для потенциальных экспортеров в 2019 году ЦРЭПК 20.12.18 Рабочее время Утвержденный план обучения для потенциальных экспортеров в Японию на 2019 год
3 Оценить и выбрать поставщиков услуг по обучению ЦРЭПК/ДВ-Интерсертифика 20.12.18 Рабочее время Перечень поставщиков услуг по обучению
4 Утвердить бюджет на обучение ЦРЭПК 20.12.18 Рабочее время Утвержденный бюджет на обучение
5 Заключить договоры с поставщиками услуг по обучению ЦРЭПК 20.12.18 Рабочее время Заключенные договоры с поставщиками услуг по обучению
6 Оценить, выбрать и составить перечень потенциальных экспортеров в Японию, нуждающихся в маркетинговых исследованиях ЦРЭПК 20.12.18 Рабочее время Сформирован перечень потенциальных экспортеров в Японию, нуждающихся в маркетинговых исследованиях
7 Обеспечить в бюджете средства на проведение маркетинговых исследований согласно перечню (п.6) ЦРЭПК 20.12.18 Рабочее время Бюджет, включающий средства на проведение маркетинговых исследований
8 Обеспечить в бюджете средства на проведение оценочного аудита у потенциальных экспортеров в Японию ЦРЭПК /ДВ-Интерсертифика 20.12.18 Рабочее время, договор консалтинга Бюджет, включающий средства на проведение оценочных аудитов
9 Разработать карту процесса для потенциальных экспортеров в Японию ЦРЭПК/ ДВ-Интерсертифика Согласно календарного плана к договору консалтинга Рабочее время, договор консалтинга Карта процесса для потенциальных экспортеров в Японию
10 Разработать необходимые процедуры к карте процесса ЦРЭПК/ ДВ-Интерсертифика Согласно календарного плана к договору консалтинга Рабочее время, договор консалтинга Разработаны и утверждены необходимые процедуры к карте процесса
11 Внедрить карту процесса и процедуры ЦРЭПК/ ДВ-Интерсертифика Согласно календарного плана к договору консалтинга Рабочее время, договор консалтинга Внедрены карта процесса и процедуры
12 Проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества с целью мониторинга, измерений, анализа, оценки и улучшений экспортной деятельности в Японию. ЦРЭПК/ ДВ-Интерсертифика Согласно календарного плана к договору консалтинга Рабочее время, договор консалтинга Выполнена Программа внутренних аудитов на 2019 год
13 Ежегодный анализ и оценка системы менеджмента качества на пригодность, адекватность и результативность, в том числе, применительно к экспортной деятельности в Японию ЦРЭПК/ ДВ-Интерсертифика Согласно календарного плана к договору консалтинга Рабочее время, договор консалтинга Отчет по анализу СМК за 2019 год
14 Разработка Плана повышения качества услуг АНО «ЦРЭПК», в том числе для потенциальных экспортеров в Японию ЦРЭПК/ ДВ-Интерсертифика Согласно календарного плана к договору консалтинга Рабочее время, договор консалтинга План постоянного улучшения качества услуг ЦРЭПК на 2020 год

7. Проверка результативности и эффективности принятых мер (измерение, анализ и оценка выполнения плана мероприятий). Результаты внутренних аудитов, проводимых в АНО «ЦРЭПК» согласно годовой программы внутренних аудитов на 2019 год, должны подтвердить результативность и эффективность принятых мер. В случае выявленных отклонений от плана Генеральным директором АНО «ЦРЭПК» совместно с внутренними аудиторами, проводится дополнительный анализ отклонений и разрабатывается план корректирующих мероприятий.

8. Стандартизация деятельности, ведущая к улучшению положения

В случае получения эффективных результатов, в части заключения российско-японских контрактов на экспорт продукции (видимая динамика роста количества контрактов) по результатам анализа данных за период с 2013 по 2019 годы, ЦРЭПК разрабатывает «Инструкцию для потенциальных экспортеров продукции в Японию», при необходимости, с привлечением специалистов консалтингового центра ООО «ДВ-Интерсертифика».

9. Постановка следующих задач.

План постоянного улучшения качества услуг ЦРЭПК, в том числе для потенциальных экспортеров в Японию, формируется на основе ежегодного анализа и оценки системы менеджмента АНО «ЦРЭПК» со стороны генерального директора на пригодность, адекватность и результативность.


[1] Афоризм Луи Пастера (из книги Н.Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости (сборник)»: «Лучший способ повысить свои шансы — продолжать исследования. Анализировать и фиксировать благоприятные возможности – чтобы потом их не пропустить и не упустить.» (Из-во КоЛибри, Азбука-Аттикус, Москва, 2012, стр. 132)

[2] https://www.gazetaprotestant.ru/2018/05/12-novyx-nacionalnyx-proektov-prezidenta-rossii/

[3]https://secretmag.ru/practice/akcii-tesla-lotereinye-bilety-avtor-bestsellera-dao-toyota-o-moshi-berezhlivogo-proizvodstva.htm?fbclid=IwAR330WcxOKtVYCh9eoUHC-CgT9GeWcCZPeZwWuUI_3iT9bsnOTN9oYk0vEo

Похожие записи:

  • ВЕСЕННИЕ ВИЗИТЕРЫ
    мая, 23, 2019 | Литература |
    Разве наш туман не заслуживает быть запечатленным в какой-нибудь фантастической повести… Уже и начало, кажется, готово: «По-своему очень красиво, волшебный город, тонущий в тумане. Морской воздух – это прекрасно». Туман, конечно, не сумрак, но приятно, что С.В. ЛУКЬЯНЕНКО оценил нашу туманную эстетику. Мы даже не возражаем, если действие заключительной части «Дозоров» развернется у нас. Наш
  • КАЙДЗЭН – ЭТО ПРОБЛЕМА ДУШИ
    мая, 30, 2018 | Ассоциация стажеровОфициально |
    Активизация экономических отношений между Россией и Японией и План экономического развития из 8 пунктов, предложенный премьер-министром Японии Синдзо АБЭ президенту России В.В. ПУТИНУ в 2016 году, дал импульс к более пристальному изучению кайдзэн (оптимизация бизнес-процессов, повышение производительности труда, постоянное улучшение).
    К сожалению, после посещения LEAN-Саммита в г. Сочи в 2017 г. стала явной разница между отношением
  • ТОТ, КТО ПЕРЕДВИГАЕТ ГОРЫ…
    декабря, 27, 2018 | Ассоциация стажеров |
    Отчет о стажировке в Японии по теме «Кайдзэн (постоянное улучшение бизнес-процессов) в сфере услуг» 2-11 декабря 2018 г. Организатор: МИД Японии, оператор: H.I.T. (Hokkaido Intellect Tank)

    В стажировке приняли участие 20 человек из Хабаровска, Южно-Сахалинска, Владивостока, эти стажеры были отобраны по результату тестирования и индивидуальных презентаций в ходе 4-дневного семинара по теме «Кайдзэн в сфере услуг»,

  • СНАЧАЛА СИСТЕМА – КАЙДЗЭН ПОТОМ
    января, 29, 2020 | 25-летие КлубаАссоциация стажеровИнтервью |
    ГРУЗДЕВА С.А., советник генерального директора ООО «ИнтерСерт» (до 26 февраля 2020 г. Директор ООО «ДВ-Интерсертифика» — прим. ЯЦ), стажер Японского центра 2001 г. и 2017 г., консультант дальневосточных предприятий по вопросам разработки и внедрения систем менеджмента качества, инструктор и аудитор с более чем 20-летним стажем.

    (function(w,doc) {
    if (!w.__utlWdgt ) {
    w.__utlWdgt = true;

  • ЛЮБИМОЕ НЕБО НАД РОССИЕЙ
    сентября, 10, 2019 | Экономика |
    Японская делегация на ВЭФ-2019 была настроена романтично. Премьер-министр Японии Абэ Синдзо цитировал Тютчева, а председатель совета директоров JAL (Japan Airlines) г-н Уэки вслед за князем Андреем Болконским вспомнил небо. Как в начале своей карьеры в JAL, будучи пилотом, пересекал «любимое небо над Россией». Действительно есть что вспомнить: более 50 лет JAL летает в Москву, а

Добавить комментарий