ТАКОЕ КРАСИВОЕ МЕСТО, ТАКОЕ СТРАШНОЕ МЕСТО

photo_2022-12-10_13-37-28

Отзыв о документальном фильме «Любовь, покорившая море»

 

А дождь будет лить снова и снова,

Как слезы с небес до самой земли,

А дождь будет вторить снова и снова,

Какие же хрупкие все-таки мы.

Какие же хрупкие все-таки мы,

Какие же хрупкие все-таки мы…

Стинг

(перевод О. Савельева)

В 2020 г. творческим коллективом из трех режиссеров – Андреева Е., Аладьин А., Палажук А. – был выпущен документальный фильм «Любовь, покорившая море» (28 мин) о том, как жители Оки (Япония) ухаживают за могилами русских моряков, погибших во время Цусимского сражения (1905). Среди тех, кто проявляет заботу о погребениях, — бывший военнопленный времен Второй мировой войны, хрупкая женщина. О захоронениях так или иначе известно всем местным, поскольку остров маленький, — на кладбище все лежат бок о бок.

Не ждите в фильме привычного в таких случаях линейного рассказа. Зритель порой ловит себя на том, что не понимает, о какой именно войне идет речь – 1905 или 1945… По мере знакомства с видеоматериалом, движение по хронологической линии событий становится не важно, и найденная режиссёрами логика повествования — эффект некоего акупунктурного воздействия на болевую точку — более актуальна: нажали в России, а заныло-отозвалось в Японии, и наоборот.

Японские рассказчики на удивление открыты и откровенны, в этом большая заслуга съемочной группы и всех японских коллег, кто помогал в съемочном процессе на месте. Тамаки-сан, переживший советский плен в Чите, нерв и символ этого фильма, совершенно справедливо замечает, что отношение к бывшим военнопленным в Японии поменялось на уважительное сравнительно недавно. Сейчас их правильно называть интернированные. Его воспоминания о Чите использованы в заголовке. В судьбе Тамаки-сан русско-японская и война на Тихом океане причудливо переплелись и превратились в переосмысление опыта человеком, прошедшим чистилище войны, и вышедшего человеком.

Неожиданно по-новому прозвучали мысли еще одной героини фильма — Сакура-сан — о том влиянии плена на отца, благодаря (!) которому папа смирился с тем, что дочь уедет в большой город и начнет вести самостоятельную жизнь. Он видел, что так бывает в России. Сакура-сан много цитирует своего отца, чей опыт в советском плену во многом похож на историю Тамаки-сан. История отца, переосмысленная дочерью, как ни странно, помогает зрителю понять мотив Тамаки-сан взять на себя заботу о могилах русских моряков.

Создателям фильма удалось выстроить связь между японскими и русскими историями бесшовно. И это самое важное достижение фильма – помочь нам осознать, насколько мы связаны. Импульс к созданию картины был далек от исследования истории военных конфликтов между Россией и Японией. Начиналось всё с проекта «Цветочная дорога». Для многих зрителей посвящение, которое появляется на экране после введения, выглядит неожиданным, поэтому в интервью ЛЮБОВЬ, ПОКОРИВШАЯ МОРЕ — Клуб при Японском центре во Владивостоке (jp-club.ru) с создателями фильма этот вопрос был освещен.

Структура фильма создана так, что в первой половине повествования мы знакомимся с героями — полотно разбито на информационные большие отрезки, а затем фильм дробиться на короткие и более эмоциональные части, набирая пик на высказываниях о будущем. Таким образом, в фильме есть не только информационно-эмоциональная воронка, куда мы вовлечены, но и выход на новый (хотелось бы верить) уровень переосмысления нашего общего наследия, в котором жестокость, к счастью, уравновешена человечностью.

Любой проект — документальное кино не исключение — делается всегда на особом «топливе» — синергии воли всех участников процесса. Что-то совпадает в душе у людей, что в итоге мы видим на экране. Результат, каким бы его ни хотели видеть создатели, таков, каким его сделает общая сумма усилий. В этот общий знаменатель идет в том числе внимание и отклик зрителей.

Посмотреть фильм и оставить свой комментарий можно здесь (8) Любовь, покорившая море — YouTube

Встречи со зрителями фильма:

  • Хабаровск, 2020
  • Владивосток, 2020-2021
  • Благовещенск, 2021
  • Чита, 2021
  • Иркутск, 2022

Встречи со зрителями фильма онлайн:

  • Саппоро, Фестиваль короткометражных фильмов, 2021
  • Токио, Ассоциация Япония-Владивосток, 2021
  • Оренбург, 2021
  • Мацуэ (Симанэ), 2022

Участие в конкурсах:

  • Меридианы Тихого, Владивосток, 2020
  • Инпут, онлайн конкурс, Москва, 2020
  • Телевещание:
  • Телеканал BigAsia, 2020-2022

Похожие записи:

  • Хироюки Ицуки и песня Софии
    декабря, 2, 2010 | ИсторияЛитература |
    1966 год ознаменовался появлением в литературном мире начинающего писателя, который произвел сенсацию в стране. Роман «Прощайте, московские стиляги», опубликованный в литературном журнале «Сёсэцу Гендай» сотрудником рекламного агентства Хироюки Ицуки (1932 –) с восторгом встретили не только видные писатели страны, о нем заговорила, можно сказать, почти вся Япония, чему способствовала еще и экранизация этого произведения киностудией

Добавить комментарий