В течение четырех дней в Японском центре во Владивостоке проходил семинар «Кайдзэн (бережливое производство) в сфере услуг», который читал уже хорошо знакомый нам лектор г-н ОКАБЭ, бизнес-консультант из World Business Associates Co.Ltd. Желающих было 60 человек, на семинар приглашены 53 – это максимальное количество посадочных мест. Мы понимаем, что большое количество участников не всегда комфортно, но наша задача – познакомить с принципами кайдзэн как можно большее количество предпринимателей бесплатно.
К сожалению, стажировки на тему бережливого производства начались сравнительно недавно, всего два года назад, тогда речь шла о кайдзэне на производстве. Среди стажеров из других регионов были представители известных во всем мире заводов. И это привычнее для тех, кто знаком с этими принципами организации бизнес-процессов. Кайдзэн же в сфере услуг прозвучал у нас впервые.
С другой стороны, мы подходили к этой теме и раньше, к нам уже приезжал с семинаром о классических принципах кайдзэн, разработанных Тойотой, г-н ХОРИКИРИ. Кстати, первыми, кто всерьез внедрил и использовал кайдзэн, были предприятия по сборке автомобилей «Тойота» и «Мазда», открытые во Владивостоке к саммиту АТЭС-2012 г. Наверное, этот год и можно считать отправным для широкого проявления интереса к данной теме во Владивостоке.
В феврале 2015 г. у нас проводил семинар по кайдзэн «матерый» консультант г-н САКОТА, повидавший не одно российское предприятие на своем веку. На западе России кайдзэн (ЛИН) давно воспринят как успешная модель для оптимизации бизнес-процессов на многих заводах. Помню, тогда прошел ропот ужаса среди участников семинара, когда они смотрели видео успешных примеров внедрения кайдзэн на разных российских заводах. Мол, это же жуть, работать как робот, по четко намеченному временному плану, и ходить при этом надо только по тем линиям, которые обозначены на полу завода. Это не для нас, нам бы творчества и побольше. И тут стало ясно, что за два дня объяснить, зачем это все нужно, нелегко.
Это неудивительно, потому что на первый взгляд в философии кайдзэн заложены две противоречащие друг другу идеи: следовать инструкции, которая есть плод анализа и наблюдений, а, с другой стороны, искать слабые места в этой самой идеальной инструкции, схеме, чтобы её улучшить. Когда мы побывали на стажировке в Японии, сложилось впечатление, что принципы кайдзэн – это своего рода прививка от профдефоромации и выгорания. Потому что невозможно «замыленным» глазом найти слабые места, для этого надо постоянно быть в свежей форме восприятия процесса, смотреть на него как бы заново и со стороны. От такого подхода и рождаются до 600 мелких предложений кайдзэн в месяц на предприятиях, которые мы посетили. Все они премируются, кое какие даже берутся на дальнейшую разработку, и дело доходит до патентов на изобретения.
В этот раз участники семинара удивили своими наблюдениями: многие отметили применимость кайдзэн в личной жизни. И это правда, — свежий взгляд на себя со стороны еще никому не помешал. Не зря мы видим постоянно советы психологов – напишите свои желания на бумаге, расставьте приоритеты, визуализируйте свои помыслы. Визуализация, как известно, один из инструментов кайдзэн. Мы в этот раз отошли от своего правила не брать с одного предприятия несколько людей на семинар. Но с кайдзэном все иначе: один в поле не воин. И чем больше предприятие, тем больше людей должны понимать, преимущества этой системы, иначе не удастся поменять ничего, какой бы ни была харизматичной личность руководителя. Об этом говорили в своих презентациях слушатели семинара. Как объяснить «Василичу», что он допускает «муду» и что его «творческие отпуски» дорого обходятся предприятию? Вариант увольнения не рассматривается, потому что Василичей сейчас крайне мало, и разбрасываться ими не след.
Меня очень расстроил комментарий одного из слушателей, который написал, что ни к чему было объяснение про истоки возникновения кайдзэн в Японии. Но дело в том, что именно в этой части как раз и можно найти подсказку для обоснования коллективу необходимости внедрять кайдзэн. Он ведь не появился из ниоткуда, люди — везде люди, лень и привычка не напрягаться, находить менее энергозатратные пути, свойственна нам всем. Но что-то же двигает людьми находить в ежедневном и, на первый взгляд, рутинном труде свои прелести и возможности для личностного роста? Здесь хочется вспомнить пример Венеции, возможно, европейский опыт покажется нам более понятным.
Попадая в Венецию, первая мысль приходит о Японии: как похожи характеры людей и устройство жизни. Везде с раннего утра кипит работа, трудолюбие венецианцев сразу бросается в глаза. Умение вести торговлю и разговаривать с клиентами очень похожи на японскую манеру: сдержанно, учтиво, точно. Несмотря на то, что в Венеции осталось мало коренных венецианцев, можно, тем не менее, говорить о присутствии коллективного бессознательного, следующего устоявшимся обычаям и правилам, что также характерно для японцев. Возможно, это можно назвать «островным мышлением», когда все друг друга поддерживают и сохраняют гармонию в отношениях, избегая конфликтов. Японцы очень любят Венецию как родственную душу: природных ресурсов никаких, природная стихия наступает со всех сторон, но есть один неисчерпаемый ресурс. Это интеллект и фантазия, глубина и богатство которых подогреваются необходимостью выжить в этих непростых условиях и преуспеть.
Возможно, нам трудно прийти к кайдзэну, потому что мы не уверены, что соседи наши готовы сделать то же самое, не хватает понимания, что мы в общем-то все из сферы обслуживания, ведь мы предоставляем разные услуги друг другу в обществе. Для русского менталитета эта мысль, кстати, не чужда, вспомните выражение «служи, где стоишь» и, кстати, этот посыл не предполагает ожидания отдачи взамен. Отсюда и другая главная мысль кайдзэн – его можно только начать, конца у этого процесса нет, потому что нет границ у мировоззрения.
Многие слушатели семинара отметили финансовую выгоду от внедрения принципов кайдзэн. Не нужны финансовые инвестиции, это правда, но необходимо вложить другие более ценные ресурсы: время для вовлечения всех в этот процесс, душевные силы для убеждения окружения и самый главный и во все времена считавшийся самым ценным ресурсом – воля. Именно поэтому предприятия, уже работающие по кайдзэну, вызывают у коллег столько уважения. Все руководители понимают, что внедрение кайдзэн и поддержание этого настроя требуют невероятных усилий от руководства и являются проверкой на лидерство и на способность к руководству.
Иными словами, мы опять возвращаемся к базовой проблеме при внедрении кайдзэн – работа с персоналом. Как и на каких российских предприятиях удалось внедрить и поддерживать этот стиль работы? Об этом можно узнать на ежегодном ЛИН-Саммите:
Организатор этого большого мероприятия Фонд Олега Дерипаска «Вольное дело» и АНО Японский центр «Кайдзэн в Краснодарском крае» (не имеет отношения к нашей системе Японских центров) и Высшая школа бизнеса при МГУ им. М. Ломоносова. В апреле следующего года на очередном ЛИН-саммите хотелось бы увидеть и делегацию из Приморья. Руководителям всех уровней, которые запланировали внедрение кайдзэн у себя, необходимо изучать опыт коллег, чтобы не прыгать на граблях, потому что от этого страдают не только сотрудники компании, но и клиенты.
Стажировка по результатам этого семинара состоится в октябре 2016 г., семеро отличников поедут продолжать обучение в течение недели уже на месте в Японии. Мы с нетерпением уже ждем их выступления на Годовом сборе стажеров в феврале 2017 г.
О. Сумарокова
Всем привет!!
Почему русским сложно перестраиваться по системе Кайдзен?
Наши враги: лень, фантазии, прокрастинация и невежество .
Из истории известно, что основа метода Кайдзен состоит из 5 ключевых элементов:аккуратность; порядок, чистота, стандартизирование и дисциплина.
Эти принципы можно подстроить как под свою работу, так и под свою жизнь. Если вы решили попробовать применить 5 принципов к своей работе, тогда эти 5 пунктов должны занять свое почетное место прямо перед вашим носом и висеть там до тех пор, пока их исполнение не станет основой вашей работы.
1.Сортировка.
Подумайте и составьте список того, что вы хотите улучшить и то, что по вашему мнению мешает работать эффективнее. Этот принцип гласит, что работник не должен выполнять ничего лишнего, делать не свою работу. Поймите, что лишнее и просто избавьтесь от этого. И подумайте над тем, какие простые изменения можно внести в рабочий процесс.
2.Выстраивание и установка порядка.
После того, как вы отбросили все лишнее, вы можете упорядочить процесс работы, выстроив дела в необходимом порядке. Хорошо будет, если вы хотя бы несколько первых недель будете вести что-то вроде своего рабочего дневника, в котором будете записывать выполненные дела, время, в которое они выполнялись, количество времени, которое ушло на их выполнение, и отмечать их приоритет. В итоге может оказаться, что на самые важные дела у вас уходит меньше всего времени, а рутина съедает больше всего, хотя иногда кажется, что проще сначала сесть, например, за составление планов на день (неделю, месяц), чтобы раскачаться, а потом уже разогревшись выполнять самое важное. В итоге может получиться, что вы снова не успеваете выполнить самое важное.
3. Уборка или “полировка”.
После окончания рабочего дня не забывайте убирать свой офисный стол и класть все на свои места. Найти нужные вещи и документы гораздо проще, когда всё лежит там, где должно. Порядок нужно наводить не только на рабочем столе, но и в своей голове. Для этого будет лучше выделить несколько минут, заглянуть в свой рабочий дневник и подвести итоги, внести необходимые заметки и… забыть о работе, когда окажетесь за порогом своего офиса. Потому что на следующее утро вы должны прийти на работу с ясной головой и свежими мыслями. О пользе отвлечения от задачи и возвращение к ней через некоторые время говорить не буду, так как у вас в итоге получится гораздо больше шансов найти интересное и свежее решение.
4. Стандартизация (систематизация).
После того, как вы избавились от дел, выполнение которых не входит в ваши обязанности, выстроили свой рабочий процесс и разложили все по полочками не только на рабочем месте, но и у себя в голове, пришло время сделать из этого систему. То есть каждое утро вы должны выполнять все по этой выстроенной схеме. Соблюдайте ее, и вы увидите результаты.
5. Поддерживание практики.
Когда первые 4 процесса выполняются, они становятся для вас новым способом работы. Вы должны придерживаться намеченного пути и не откатываться назад, к старым привычкам и методам. Думая о новом методе, вы, скорее всего, будете думать о том, как какие еще изменения можно внести для повышения эффективности. И таким образом вы снова будете пересматривать первые 4 аспекта, внося изменения в процесс. Таким образом вы постоянно совершенствуете методы своей работы. И это – верный путь, потому что основная цель Кайдзен – это постоянное, непрекращающееся совершенство, и , прежде всего, Вашей жизни!!!
Удачного попадания в цели!!!
Виталий Афанасьев, о.Сахалин