ТОЛЬКО СОДРУЖЕСТВО

«…Я по-прежнему думаю,
что только содружество талантливых людей,
занимающихся разными видами творчества,
способно привести к качественно новому художественному результату».

Слава Полунин,
Куратор секции «Цирк»
III Санкт-Петербургского Международного культурного форума

В течение трех дней с 7 по 9 декабря 2014 г. Санкт-Петербург принимал гостей III Международного культурного форума. В этом году участников насчитывалось более шести тысяч, в прошлом – полторы, и хочется надеяться, что причинами резкого роста количества гостей было не только празднование 250-летия Государственного Эрмитажа, но и нарастающая важность этого форума для культурной жизни всей страны.

Эстафету Года Культуры — 2014 в России принимает Год литературы-2015, из 16 секций форума «Язык и литература» начали работу первыми после окончания официальной церемонии открытия МКФ, где, кстати, выступил с приветственной речью министр культуры КНР. На пресс-конференции г-н ЛЮ Вэньфэй, профессор Института зарубежной литературы Академии общественных наук КНР, исследователь творчества А.С. Пушкина, сказал, что, судя по всему, Россия решила в Санкт-Петербурге сделать не только самый важный экономический, но и культурный форум. Действительно уровень делегатов был очень высок, до последнего даже надеялись на приезд Нобелевского лауреата 2014 года из Франции Патрика МОДИАНО[1]. В дни проведения Форума на секции «Язык и литература» была представлена публике книга В.И. ПОЛУНИНА, худрука Большого Санкт-Петербургского государственного цирка, куратора секции «Цирк», «Алхимия сНежности»[2].

После просмотра всей программы и программы секции цирк, куда и стремилась Ваш покорный слуга, душа успокоилась – «у нас» обещало быть интересно. От секции «Цирк» так сильно веяло долгожданным откровенным разговором о перспективах циркового искусства, что с нетерпением хотелось начала! Забегая вперед, признаюсь, что выйдя поздно вечером после окончания форума на крыльцо гостиницы «Санкт-Петербург» (заседания проходили в Чаплин-холле), меня вдруг охватила «тоска необъяснимая»[3] от того, что все закончилось, оказалось, что я уже начала скучать по атмосфере, созданной Славой Полуниным, вернее, остро ощущать ее утрату. Гарантом качества для всех, кто прибыл на Форум, несмотря на свою занятость, из разных уголков земли, был, есть и будет Слава Полунин, его всемирно известная «сНежность». Порой казалось, что все мы приняли участие в срежессированном им спектакле: он пригласил и расставил выступающих таким образом, чтобы создать необходимую для решения задач цирка атмосферу, благоприятную для «содружества талантливых людей». «Заниматься атмосферой — мое любимое дело, в ней, как мне кажется, вся суть театральной магии»[4]. На сНежного клоуна поработала и погода Петербурга, — накануне выпал снег и придал городу нужный колорит…

Дорогие читатели, несмотря на то, что хочется в подробностях остановиться на каждом выступлении, предлагаю сфокусироваться только на том, что меня задело или стало откровением. Вы, кстати, можете послушать полностью выступления всех докладчиков:

Работа секции была разделена на две подсекции: «Новый цирк и уличный театр» и «Социоцирк». Подсекция «Новый цирк» была посвящена «проблемам режиссуры цирка, которые требуют серьезного осмысления на всех уровнях: от сугубо творческого до организационного, связанного с воспитанием и образованием цирковых режиссеров, острый дефицит которых ощущается повсеместно»[5].

Подсекция «Социоцирк» была посвящена работе различных детских цирковых студий. Цирк в данном случае рассматривался как способ найти общий язык с ребенком, а дети бывают особенные. Этому учили и учились во время мастер-классов: «Методы работы с настоящими хулиганами», «Доктор Смех: работа больничных клоунов», «Игры и импровизации в движении», «Акробатика в детском цирке». В первый же вечер Организаторы устроили нам посещение цирка для хулиганов «Упсала-цирка», где воспитанники давали спектакль «Sobaki». Удивительна история создания этого цирка для хулиганов, а еще удивительнее тесная дружба и партнерство Упсала-цирка и Славы Полунина.

Остается добавить, что ведущим и модератором секции выступал Юрий РОСТ, известный журналист, фотограф

«…И, онемев от удивленья,
Ты узришь новые миры –
Невероятные виденья,
Создания моей игры…»

А. Блок[6]

Всё началось с обсуждения образования. Цирковому режиссеру нового типа надо откуда-то взяться, кто-то или что-то должно его породить. Слава ПОЛУНИН, открывая работу секции, приятно нас удивил своим настороженным, если не сказать хуже, отношением к менторскому тону в педагогике. Как из человека можно сделать Мастера, Полунин-сэнсэй пишет в своей книге «Алхимия сНежности» предельно ясно: «Я убеждён, что по-настоящему научиться чему бы то ни было можно лишь став подмастерьем у большого (обязательно большого!) мастера да занимаясь самообразованием. Во всяком случае – в искусстве»[7]. Очень по-японски, кстати, но такой подход дает результаты в среднем лет через двадцать, а возможен ли Путь короче без потери качества? Мыслями на эту тему делились представители европейских школ.

Дональд ЛЕН, президент Европейской Ассоциации Высших Цирковых Школ (FEDEC), мог бы и не говорить ничего, а просто показать тот видеоматериал, который привез, в это все равно было трудно поверить. Неужели в своей школе они добиваются такого уровня фантазии и мастерства? Во время доклада, г-н Лен прикладывал палец к голове, настаивая на том, что цирковой режиссер и артист должны думать, уметь анализировать ситуацию, свое творчество. Для этого, например, в Национальном центре циркового искусства Франции устроены библиотека и архив. Сирил ТОМА, руководитель отдела развития этого центра и Дональд Лен говорили о том, что перед любой цирковой труппой стоит выбор, чем взять публику? Техникой или креативностью: искать новые идеи или поражать техникой в новых условиях. А это значит, надо знать своего зрителя и желательно опережать его фантазию, чтобы удивлять! И на заметку вам небольшая деталь: в буклете FEDEC (la Fédération Européenne des Écoles de Cirque Professionnelles) написано, что эта Ассоциация пользуется поддержкой Евросоюза, Цирка дю Солей, Компании Франко Драгоне и Цирка Феникс.

Василий КРУПАТИН, участник Форума, студент очного отделения режиссуры цирка ГИТИСа, мастерская Дуровой Т.Г.: «Невозможно говорить о творчестве, если артист и режиссер не заточены на эксперимент, на свободу, которая больше всего дана в процессе обучения, потому что в это время не нужно думать, будет ли продаваться номер или нет, соответствует ли он современному рынку или нет? Мне ближе взаимный труд режиссера и артиста, где все делается подручными средствами руками студентов и учащихся. Это меня очень волнует в данный период. Ведь в этом кроются все проблемы, по крайней мере, Русского цирка! Мне стало немного завидно, когда Сирил Тома рассказал о работе их школы, где создаются интересные работы, на мой взгляд. Для меня не был, конечно, их педагогический подход новым, скорее затронуло, что у них это есть, а у нас, УЖЕ — нет!»

А как же славное прошлое советского цирка? Александр КАЛМЫКОВ, режиссер, народный артист РФ, поделился своим пониманием причин высокого уровня советского цирка. Оказывается, после падения «железного занавеса» первыми, кого увидели в Брюсселе были цирковые артисты. Цирк не требует перевода и по своей природе быстро умеет наладить контакт со зрителем. Но за границу отправляли только лучших, а это породило конкуренцию в артистической среде и, как следствие, — выдающиеся номера. Советский зритель потянулся в цирк только после того, как понял, что за границей наших высоко оценили, — рассказал г-н Калмыков. Мне кажется, что и сейчас мы высоко ценим тех наших артистов, у кого за плечами работа в Цирке дю Солей, мало обращая внимания на тех, кто создает выдающиеся номера «дома», наверное, как обычно, «нет пророка в своем отечестве».

С выступления Николая ПЕСОЧИНСКОГО, кандидата искусствоведения, доцента Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, началось присутствие духа Всеволода МЕЙЕРХОЛЬДА.

image

Настолько ёмко и интересно было выстроено выступление, что захотелось непременно и как можно скорее узнать, в каком виде сегодня живет его биомеханика и творческое наследие Мастера. С помощью цирка, — говорил г-н Песочинский, — Мейерхольд боролся с косным в театре: с линейностью, повествовательностью, клише актерской роли. Вот наш источник вдохновения, и, как оказалось, не только наш, он давно уже принадлежит всему человечеству. «У Мастера были десятки талантливых учеников и последователей, они в свою очередь воспитали большую плеяду режиссеров и актеров. Кроме того, хорошо известно, что театральные идеи передаются не только от учителя к ученику. Они обладают энергией саморазвития»[8]. И это мы увидели в тот же вечер. Слава Полунин пригласил всех участников форума на цирковое представление «Лужа» театра «ДеФракто» в Музее современного искусства «Эрарта» Этих пластичных ребят Слава специально пригласил на время работы Форума. Отдышавшись от гуттаперчевых падений-вздыманий с пола и обратно, ребята прочитали по бумажке на ломаном русском: «спасибо Славе, что пригласил нас». Все присутствовавшие зрители с удовольствием подписались бы под этими словами.

Василий Крупатин: «То, что я часто вспоминаю, так это спектакль «Лужа», где не было крутых трюков, но была найдена великолепная пластика, от которой зависел подход к трюку и исполнение самого трюка, от этого возникала новая техника жонглирования и существование артиста на площадке! В общем, атмосфера форума была очень теплой. Я благодарен моему наставнику ДУРОВОЙ Терезе Ганибаловне, что у меня была такая возможность там побывать!»

В выступлении французских ребят из «Лужи» невооруженным глазом было видно влияние японского буто, перекличка с находками в технике биомеханики Мейерхольда. Отдали должное Мастеру, по словам француженки Беатрис ПИКОН-ВАЛЕН, доктора искусствознания, директора-исследователя Лаборатории по исследованию медиа и зрелищных искусств, и на театральном фестивале уличных театров в Орильяке в этом году: Teatro del Silencio создал спектакль «Доктор Дапертутто»[9] посвященный конфликту творческой личности с тоталитарным режимом, жертвам ГУЛАГа.

Доктор Дапертутто – псевдоним Вс. Мейерхольда, его фотография в образе черного клоуна вдохновил режиссера на стилистику и тему.

На Форум были приглашены представители московского Центра имени Вс. Мейерхольда и режиссер спектакля «360 градусов» Дмитрий МЕЛКИН. Вниманию молодых режиссеров: Дмитрий смог создать этот спектакль благодаря гранту Центра. Как вы понимаете из названия, он посвящен, по выражению самого режиссера, «природе трюка». Посмотреть весь спектакль у нас не было возможности, но Дмитрий показал нам клип, снятый во время работы над спектаклем, вы можете его найти в сети:

«Интереееееесно, на это спектакль надо обратить внимание», — подумалось мне, когда Полунин, едва дождавшись окончания выступления Дмитрия, встал у него за спиной и приготовился что-то сказать в микрофон. То, о чем торопился сказать Полунин, было адресовано директорам российских цирков, он призывал принять в своих цирках не только этот спектакль, но и другие авторские программы, поддержав тем самым талантливых молодых режиссеров.

Участники Форума с нетерпением ждали выступления Даниэле Финци ПАСКА, режиссера цирка Элуаз и Цирка дю Солей, одного из авторов церемонии открытия Олимпиады в Сочи-2014. Он вспомнил совместную работу с Ежи ГРОТОВСКИМ[10] и как тот призывал артистов «страдать», пытался донести до них идею того, что актер должен жить и творить как святой, должен быть готов пожертвовать своей личной свободой ради профессии, все время преодолевать лимиты тела. Это было так невпопад со знаменитым своим стремлением к неге средиземноморским менталитетом! «Избежать боли и страдания, избегать много работать», — объяснял Паска жизненное кредо южной Европы, а тут такой шок – лобовое столкновение двух мировоззрений. На этих словах мне почему-то вспомнилось, как Осима-сан в своей книге о советском цирке писал, мол, развал Советского Союза способствовал успеху Цирка дю Солей, когда туда пришли работать наши артисты и тренеры. А наш подход что в цирке, что в театре очень близок к утверждению Гротовского, не зря же наши артисты не просто работают в театре и цирке, они там «служат».

Потрясающую личную историю рассказал о себе Стефан РИКОРДЕЛЬ, художественный руководитель театра Сильвия Монфор. Много лет он работал на трапеции в Цирке дю Солей, откуда сверху смотрел на публику и ему казалось, что он видит лицо каждого зрителя. Это было открытие! Мне всегда казалось, что воздушным акробатам некогда смотреть на зрителей, и мне всегда было интересно, замечают ли они, как мы смотрим на них с восхищением и с замиранием сердца, ведь мы все делаем с ними вместе. Кстати, метафорично о взаимоотношениях со зрителями выразился г-н Паска: «приблизить к себе, приручить, обнять, что-то успеть шепнуть интимное на ухо», и единственный, кто может это сделать в цирке – клоун, потому что он ближе всех к зрителю. Больше него о зрителях говорил только Полунин.

«Как Премьер-министр Квебека я всегда рад и горд видеть наш Цирк дю Солей
отправляющимся в поход за новыми приключениями…
Траектория перемещения Цирка дю Солей с улиц Квебека
через континенты к их нынешнему пристанищу в Токио
в сердце Страны Восходящего Солнца была поистине волшебной…»

Жан Шаре, Премьер-министр Квебека (2003-2012)[11]

Трудно сказать, было ли открытие и скорое исчезновение шоу «ZED» Цирка дю Солей в Токио толчком к развитию разнообразных форм японского уличного театра, но Осима-сан увидел явную тенденцию к переходу от пафосных цирков к представлениям небольших коллективов, которые умеют удивить каждый своим. ОСИМА Микио, давний знакомый российских цирковых артистов, цирковой продюсер из компании After Cloudy Company, редактор интернет-издания, автор нескольких книг о цирковом искусстве, к Санкт-Петербургу подготовил выступление о новых тенденциях в японском цирковом искусстве. Приезд Осима-сан в культурную столицу России был предрешен еще летом 2014 г. после гастролей «сНежного шоу» Славы Полунина в Японии.

В японских цирковых представлениях, — считает Осима-сан, — на данный момент наблюдается разделение на два основных течения: шоу спортсменов и жонглирование. Однако речь идет не о всем известным олимпийским видам спорта, а, назовем их редкими, к таким относится, например, владение моноциклом. Ниже по ссылкам вы можете посмотреть виртуозное владение собой на моноцикле:

Что касается жонглирования, и, в частности, жонглирования палкой, Япония постоянно побеждает на ежегодных соревнованиях мирового уровня в этом виде. Некоторые японские жонглеры с такой специализацией успешно работают в Цирке дю Солей. В Японии вы можете найти шоу, построенные только (!) на жонглировании палкой. Обычно артисты этих шоу с детства занимаются тренировкой, поэтому достигают таких небывалых высот в технике исполнения. Посмотрите, например, на выступление этой труппы — B.E.A.T. Show Chaplin:

Спектакли они ставят сами, поэтому назвать их вершиной совершенства пока нельзя, но данный коллектив, по мнению Осима-сан, заслуживает внимания

Во время выступления Осима-сан показал видео необычного шоу, похожего с первого взгляда на вольные упражнения спортивной гимнастики. Однако это было нечто среднее между презентацией концепции на новый фэшн сезон и дефиле моделей известной в мире моды компании «Иссэй Мияке», с этим интересным шоу они даже гастролировали за рубежом:

Иными словами, театрализация и приближение к цирковому представлению дает возможность без слов заявить «Иссэй Мияке» о своем молодежно-спортивном тренде, а также заметно выделиться среди конкурентов.

Осима-сан особенно обратил внимание публики на творчество молодых японских жонглеров. Как правило, многие из них работают обычно не в Японии, а в различных варьете за рубежом. Надо сказать, что в Японии искусство жонглирования всегда было на высоте. Среди всех видов уличного театра больше всего артистов-жонглеров. Большое количество артистов этого жанра неизбежно привело к конкуренции в их рядах, в результате чего появились артисты высочайшего уровня.

Среди таких выдающихся артистов в последнее время заметно желание создать свое собственное шоу. А среди таких шоуменов невозможно обойти вниманием спектакль «Нагамэкурасицу» (название можно перевести как «философское наблюдение за жизнью») японского выдающегося жонглера МЕГУРО Ёсукэ:

Участвуя в международных конкурсах бок о бок с европейскими и японскими артистами, он многому научился как режиссер номеров. А со временем начал создавать свои спектакли. Не ограничиваясь только жонглированием, он ввел в свои программы и танцевальные элементы и пантомиму. В этом году его новое шоу с участием живой музыки виолончели, воздушных гимнастов, мимов и жонглирования получило высокую оценку критики. «До сего времени в Японии пользовались успехом, в основном, знаменитые иностранные цирки (такие как русский Большой цирк или Цирк дю Солей), но мне кажется, — говорит Осима-сан, — наступает время молодых артистов, создающих новые программы своими силами».

Регламент выступления не позволил обратиться к участникам секции с предложением, которое Осима-сан хотел бы озвучить, и, пользуясь случаем, мы публикуем его призыв к цирковым артистам с предложением поддержать жителей префектуры, пострадавшей от цунами 2011 года. Дело в том, что сам Осима-сан родом из города Исиномаки. Три года назад этот город и много других сильно пострадали от Великого землетрясения и цунами. До сих пор многие люди живут во временных укрытиях. Для того чтобы поднять моральный дух людей, было бы здорово показать им цирковые представления. Конечно, такие компании как Большой цирк или Цирк дю Солей не сделают на этом турне себе прибыли, но небольшие коллективы, которые согласны на благотворительность, были бы встречены очень тепло публикой. Если эта идея по душе, Осима-сан предлагает собрать желающих и отправиться в турне не только в Исиномаки, но и в другие пострадавшие регионы.

Vladivostok

«Карнавал превращает рамки в горизонт»

Слава Полунин

Современный (новый) русский цирк нуждается в «качественно новом художественном результате», но мне кажется, новый цирк способен появиться только при наличии заинтересованности зрителя. Не мешало бы не только изучать, чего хочет зритель, но и предлагать зрителю новые экспериментальные программы. Как правило, новое не приносит дохода, значит, подобного рода авторские программы или номера могут существовать при финансовой поддержке государственных или частных средств. Но сначала давайте вместе подумаем, как привлечь в цирк публику, привыкшую добывать новые знания и впечатления из интернета, не вставая с дивана?

Владивостокский цирк скоро переживет долгожданный ремонт, цирковым традициям в нашем городе около 100 лет. Возможно, нашему цирку необходима не только новая начинка, но и новые функции научно-исследовательского центра, изучающего достижения азиатских соседей. Игорная зона, которая скоро начнет функционировать, возможно, будет построена по тем же принципам, что и в Вегасе и в Макао, то есть с наличием шоу высокого уровня. Есть ли в них место российским (приморским) цирковым артистам? В соседнем Китае, например, инвестировали в несколько шоу всемирно известного режиссера Франко ДРАГОНЕ, создавшего в Цирке дю Солей ряд представлений, ставших классикой жанра. Имя инвестора нам хорошо знакомо – г-н ХО, он же участвует в проекте создания нашей игорной зоны. О работе с Франко Драгоне — этим удивительным человеком и профессионалом — рассказывал на Форуме Павел БРЮН, проработавший в Цирке дю Солей более 10 лет.

Очередное свое шоу и театр, выстроенный специально для него, Маэстро Драгоне недавно открыл в г. Ухань, где, к слову, наши цирковые артисты победили на ежегодном традиционном конкурсе акробатического искусства. Мониторинг развития циркового искусства в Азии могли бы вести специалисты нашего цирка, и тогда на следующем культурном форуме на секции «Цирк» Владивосток мог бы взять слово с обзором достижений азиатских партнеров.

Следующий год в России объявлен годом Литературы, очень бы хотелось на заседании Форума в 2015 г. услышать рекомендации литературных новинок или книг из разряда must read по цирковой и театрально-цирковой теме, возможно, увидеть продолжение «Алхимии сНежности» Славы Полунина. Думаю, участникам и всем, кто наблюдает прямую трансляцию, было бы интересно, например, послушать американского автора недавно вышедшей книги о гастролях японской императорской труппы во главе с импресарио Профессором Рисли в конце XIX в. Фредериком ШОДТОМ. Эта труппа посетила много стран, в том числе и Россию, а трюк, который исполнял сам Рисли, и до сих пор живет в цирке, стал носить его имя. Интересных новинок достаточно много, современный цирк требует от режиссера большой эрудиции и знания достижений Учителей прошлого и настоящего.

С уважением,

Ольга Сумарокова

Санкт-Петербург-Владивосток

Благодарность:
Ямасита Ацуми (СПб)
Осима Микио (Йокохама)
Осипова Юлия (СПб)
Лесков Алексей (СПб)
Мальцев Станислав Валерьевич (Владивосток)


[1] Творчеством Патрика Модиано в Дальневосточном Федеральном университете занимается М.И. Ступницкая

[2] «Три года назад маэстро российского цирка переполошил общественность новостью о трехтомнике своих мемуаров «Зя. Путешествие за снежной бурей». Первый том увидел свет, два других, кажется, до сих пор не написаны, по крайней мере, не опубликованы, хотя сам автор заявлял, что в его планах не менее десятка литературных произведений. В этом (2014) году Вячеслав Полунин радует общественность законченным трактатом «Алхимия снежности», созданным в компании своего пресс-атташе, театроведа Натальи Табачниковой. По словам авторов, на книгу, посвященную одному единственному спектаклю — «Снежному шоу» — ушло не меньше десяти лет; простейшая математика намекает, что для выполнения своего плана Полунину нужно будет прожить долгую продуктивную жизнь, чего Time Out ему искренне желает». Источник https://www.timeout.ru/spb/artwork/56533

[3] Бродский И. Малое собрание сочинений. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. – 880 с. (цитата из стихотворения «Рождественский романс»).

[4] Слава Полунин и Наташа Табачникова. Алхимия сНежности. Издательство «Академия Дураков». Москва-Лондон, 2014. – 184 с. (см. стр. 70)

[5] Из текста обращения Оргкомитета секции «Цирк», сказано очень точно, особенно хорошо найдено слово «дефицит».

[6] Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. / Вступ.ст., сост. и прим. Т.Н. Бедняковой; М.: Правда, 1989.- 592 с., ил., (стр. 196, стихотворение «Демон»)

[7] Слава Полунин и Наташа Табачникова. Указ соч. см. стр.99

[8] Рудницкий К. Мейерхольд. – М.: Искусство, 1981. – 423 с.

[9] Доктор Дапертутто – псевдоним Вс. Мейерхольда. «Это новое, позаимствованное у Гофмана имя, на довольно долгий срок обозначило симптоматичное «раздвоение личности» Мейерхольда. Доктор Дапертутто появлялся во всевозможных любительских кружках и кабаретных театриках, в маленьких зальчиках, где он ставил пантомимы, пародии, скетчи, а Всеволод Эмильевич Мейерхольд в то же самое время готовил монументальные представления на императорских сценах. Доктор Дапертутто шутил, рисковал, экспериментировал, пробовал… См. Рудницкий К. Указ. соч., стр. 165.

[10] «Ежи Гротовский, великий польский режиссер ХХ века и адепт идеи «бедного театра», во многом был последователем Мейерхольда» (цит. по Полищук В. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.-222 с., см. стр.204)

[11] Из буклета Цирка дю Солей к премьере шоу «ZED» 1 октября 2008 г. Это стационарное шоу просуществовало до 31 декабря 2011 г.

Добавить комментарий