Hermitage в переводе с французского, как известно, значит «уединенное место». Для нас, да и для всего мира это слово ассоциируется в первую очередь с Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге. В 1764 г. Екатерина Великая положила начало коллекции этого «уединенного места». Назвать его сейчас таковым невозможно. Особенно в День Эрмитажа, который с 2016 г. стал официальным городским праздником, соответствующий документ уже подписан Губернатором Санкт-Петербурга. Ежегодно 7 декабря в День Святой Екатерины в память о создательнице Эрмитаж празднует свои именины и приглашает к себе безвозмездно. В декабрьские Дни Эрмитажа и мы – победители конкурса «Искусный глагол» — удивились бесконечной очереди в Эрмитаж, взглянув из окна во время экскурсии.
В этом году премия «Искусный глагол» состоялась в первый раз, присуждается она журналистам, пишущим о культуре. Мы очень надеемся, что в последующие годы количество участников конкурса будет расти, а редакторы даже тех изданий, которые никогда не писали о культуре, задумаются о важности обзора и анализа «культурного слоя» и будут стимулировать своих сотрудников принимать участие в конкурсе. Да и возможно ли жесткое деление на культуру и бизнес, когда бизнес страдает от низкого общего культурного уровня кадров. А маркетинг весь состоит из театральных техник; реклама строится на основе знания психологии человека; термин «визуализация» означает один из подходов бережливого производства; принципы качественного предоставления услуги приходят в культурную сферу из деловой среды и т.д. и т.п.
Подкупило название премии «Искусный глагол» — в нем отражена суть профпригодности для любого пишущего человека. Но в названии премии лично для меня было еще немало любопытных деталей: она учреждена Государственным Эрмитажем и Фондом В. ПОТАНИНА, посвящена В.Ю. МАТВЕЕВУ, отдавшему 45 лет жизни Эрмитажу, ее инициатором стал Екатеринбургский музей изобразительных искусств. А во Владивостоке организацией конкурса занимается Приморская Государственная картинная галерея. Мозаично… что же объединяет эту сложную картину.
В течение трех дней программы, которую приготовил для нас Эрмитаж, мы встречались в Санкт-Петербурге с разными людьми, и как только звучало имя В.Ю. Матвеева, равнодушных не было, все с теплом вспоминают о нем и искренне переживают его утрату. Коллеги-журналисты из Екатеринбурга, судя по их реакции, были знакомы с его деятельностью очень тесно. Если вы получаете премию, названную в честь кого-то, это значит, что судьба вас связывает. Жаль, что не воочию, но, тем не менее, это тоже можно назвать встречей. И чтобы понять, насколько важен был В.Ю. Матвеев для Эрмитажа, достаточно прочитать прощальное письмо, посвященное ему Михаилом Борисовичем ПИОТРОВСКИМ. Михаил Борисович открывается совсем с неожиданной лирической стороны. В этом послании ясно виден масштаб потери и масштаб личности, в честь которого названа премия. Текст называется «О Владимире Юрьевиче», такой заголовок говорит о том, что автор не сомневается, — все понимают, о ком именно идет речь. Оказывается, Владимир Юрьевич создал пресс-службу Эрмитажа. Сейчас мы не представляем себе жизни любого крупного учреждения без пресс-службы, а двадцать лет назад это не было нормой. Но это было требование времени. Как и то, что необходимо укреплять связи Эрмитажа с внешним миром, с широкой общественностью.
«Владимир Юрьевич, — пишет М.Б. Пиотровский, — был влюблен в проект открытого фондохранилища в Старой Деревне, был одним из инициаторов превращения его в особое выставочное пространство». Мы были в этом огромном здании, и как только вошли внутрь мебельного фонда, я сразу узнала интерьер – некоторое время назад на телеканале «Культура» М.Б. Пиотровский рассказывал об этом проекте на фоне застекленного павильона, где выставлены отреставрированные мебельные гарнитуры. Смысл этого проекта в том, что вас пускают к тем экспонатам, над которыми ещё работают реставраторы, исследователи. Лаборатории специалистов находятся тут же. Музею стало жаль прятать интереснейшие музейные объекты от тех, для кого это все хранится. Пока мы ходили по лабиринтам Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня», подошли на экскурсии школьники. Поймав себя на мысли, что «вот бы мне так, когда я была в третьем классе на экскурсию в Эрмитаж», успокоилась, вспомнив, что Владивосток ждет открытие Эрмитажа в рамках проекта «Большой Владивосток» в ближайшем будущем.
Директор Приморской государственной картинной галереи ДАЦЕНКО Алёна Алексеевна: «Жива память о Владимире Юрьевиче Матвееве и во Владивостоке. Он занимался вопросами создания будущего центра «Эрмитаж — Владивосток». Он был в составе первой делегации из Государственного Эрмитажа, когда только была озвучена идея создания центра во Владивостоке и коллеги знакомились со зданиями, которые предлагались Администрацией Приморского края под размещение центра (2013 год). В 2014 году Владимир Юрьевич участвовал в открытии выставки «Неизвестный Эрмитаж», приуроченной к 250-летию Государственного Эрмитажа, и высоко оценил инициативу объединенного показа коллекций, поступивших из Эрмитажа в 1930-е годы ведущими дальневосточными музеями — Приморской государственной картинной галереей и Дальневосточным художественным музеем. С ним обсуждались выставки будущего центра, планы стажировок сотрудников в Государственном Эрмитаже, участие Владимира Юрьевича в юбилейных мероприятиях Приморской государственной картинной галереи».
Один из трудов В.Ю. Матвеева назван «Эрмитаж провинциальный или империя Эрмитаж». Нужды регионов, внимание к тем посетителям Эрмитажа, кто специально едет в Санкт-Петербург из других городов, не остались без его внимания, отсюда его знакомство с Екатеринбургом, где его усилиями создана школа реставраторов, Калининградом, там его за активную деятельность наградили медалью «За заслуги перед Калининградской областью». Откуда этот имперский размах и государственный масштаб мышления и понимания, что культура нас может объединить? Возможно, ответ кроется в его научном интересе. В.Ю. Матвеев один из признанных специалистов по Петру I. Посудите сами о размерах этой империи, уже существуют центры-спутники Эрмитажа в Венеции, Амстердаме (выбор, думаю, был не случаен, эти города, живущие на каналах, похожи с Санкт-Петербургом), готовится центр в Барселоне. В России уже работают центры в Выборге, Казани, новые готовятся в Екатеринбурге, Калуге, Омске, Владивостоке, Москве.
Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана ОРАЧЕВА: «Мы давно и успешно сотрудничаем с Государственным Эрмитажем. И для нас, как для фонда, важно, чтобы традиции музея сохранялись и развивались не только в Петербурге, но и распространялись по всей стране. В этом смысле создание центров Эрмитажа в регионах, в том числе и во Владивостоке, – это возможность показать, что культура – это та самая нить, которая объединяет всю страну. Эта инициатива делает сокровища Эрмитажа более доступными и формирует новые традиции, такие, например, культурная журналистика».
Проект «Большой Эрмитаж» обогатит не только те города, что вошли в эту империю, но, смею надеется, мы также будем интересны Эрмитажу с нашим опытом общения и понимания азиатских соседей. За плечами Приморской Государственной картинной галереи немало успешного общения с коллегами из Японии, с японистами и экспертами в области росийско-японских отношений. К тому же в азиатских странах-соседях давно живут и успешно реализовываются востоковеды, владеющие пером. Например, в Китае выходит очень современная www.magazeta.com, где вопросы культуры освещаются наравне с экономическими. Во Вьетнаме в цифровом виде начинает выходить обзор деловых и культурных событий www.business-leisure.ru, создаваемый нашей землячкой. Думаю, есть немало еще интересных ресурсов, о которых мы, возможно, узнаем, если премию расширят до еще одной номинации для журналистов или блогеров, живущих за границей и пишущих о культуре (о тех же выставках Эрмитажа, которые за границей проходят с неизменным успехом).
О создании такой номинации я прошу у учредителей конкурса: Государственного Эрмитажа и Благотворительного Фонда В. Потанина www.fondpotanin.ru, благодаря поддержке которого состоялась в декабре наша встреча с Эрмитажем. Благодаря которому состоялось великое множество проектов на протяжении более чем 15 лет его существования (с 1999 г.), смогли профессионально состоятся многие музейные специалисты, а сами музеи повернулись лицом к современному посетителю.
Ольга Сумарокова
Фото: Любовь Берчанская
Очень познавательный материал, спасибо! Вызывает чувство гордости и за Эрмитаж, и за группу журналистов, победивших в конкурсе и награждённых достойной наградой-поездкой в Санкт-Петербург в самый главный Храм искусства. Завидую белой завистью!