АЛЛЕЯ ЛЮБВИ

Popov Oleg

«…Живое общение, непосредственные контакты, совместные обсуждения и рассуждения о том, куда движется наше искусство, —
все это имеет огромное значение для каждого из нас.
Без этого трудно развиваться и двигаться вперед…»

Слава Полунин,
Художественный руководитель
Большого Санкт-Петербургского государственного цирка,
руководитель секции «Цирк»
IV Санкт-Петербургского международного культурного форума

Мы опьянены детством, когда все были бессмертны[1]

В декабре 2015 г. в Санкт-Петербурге состоялся IV международный культурный форум www.culturalforum.ru, который «собрал больше 11 000 участников на 82 площадках города», и одним из главных событий программы стало «особенное парадное представление» — открытие цирка Чинизелли (Большой Санкт-Петербургский государственный цирк или Цирк на Фонтанке) www.new.circus.spb.ru после масштабного ремонта. В 2015 году в честь двухсотлетия Гаэтано Чинизелли зданию вернули изначальное имя – Цирк Чинизелли.

IMG_8562

Впервые на форум я попала в прошлом году благодаря Осима-сан, исследователю советского и русского цирка. Как цирковой продюсер и друг многих наших цирковых артистов он привык все же к названию из советского прошлого Большой Санкт-Петербургский цирк, потому что с этим названием у японской публики ассоциируется превосходное качество циркового искусства. Для Японии советская цирковая школа – это своего рода бренд. В этот раз Осима-сан, к сожалению, не смог приехать в Питер, хотя темой для обсуждения в этом году было как раз искусство клоунады, а среди научных интересов Осима-сан клоунада занимает одно из важных мест. Его перу принадлежит книга о советском клоуне Виталии Лазаренко (издана в 1990).

Как и год назад Слава Полунин создал условия для того, чтобы встретились мастера легендарного советского цирка и молодые специалисты, которым предстоит вложить силы в бренд «русский цирк». А весь Петербург обсуждал на следующий день церемонию открытия цирка: «кошку», которую по традиции впустили первой в новый манеж, — дрессированного слона знаменитой династии Корниловых. Возможно, кошачья ловкость и изящество слона, легко балансировавшего на шаре – что с трудом дается большинству людей – впечатлили публику, и замена была почти не заметна 🙂

Titul VOT

Большинство из нас согласится, что дирижером и главным действующим лицом любого циркового спектакля является клоун. Открывал представление «долгожданный легендарный «солнечный» клоун Олег Попов, которого мы не видели в Санкт-Петербурге 26 лет». Маэстро нашел в себе силы вернуться к своему зрителю, — многие из нас помнят его с детства, можно сказать, он невольно участвовал в нашем воспитании, и был как бы членом семьи. Его трогательные выступления-притчи невозможно забыть. Видеть его хорошо знакомую с детства фигуру в манеже, значит, вернуться в то время, когда мы «все были бессмертны».

Парадоксы цирка

Polunin official 2

Заседание секции «Цирк» Слава Полунин начал сразу с проблемы, как вернуть клоуна в цирк. Клоун ушел в театр, в уличный театр, куда-то еще, но в цирке «беда» — нет новых имен, которые можно поставить в один ряд с Карандашом, Никулиным, Енгибаровым… «Хороший клоун – штучный товар», — слышалось отовсюду. Исчезли клоуны-интеллектуалы? Мне кажется, мы стали заложниками сложившейся цирковой традиции: почему-то кто-то когда-то решил, что цирк у нас – это только для детей. А им глубоко интеллектуальные репризы ни к чему, о смысле жизни они задумаются с другим клоуном, когда подрастут. Необходимы разные спектакли, о чем на прошлом Форуме говорил Полунин, — должны быть в программе цирка различные предложения, а программу каждый цирк может формировать сам, исходя из предложенных на рынке работ. Иными словами, детские программы и спектакли для взыскательной публики могут легко ужиться в цирковом жанре.

Свой опыт менеджера и промоутера Полунин описал в книге «Алхимия сНежности»[2], где он говорит о том, как дорого в прямом и переносном смысле ему обошлась наивность советского артиста цирка, не знавшего экономических законов мира энтертейнмента. По словам участников, он так же щедро делился своим опытом и на заседании подсекции «Индустрия цирка», рассказывая об успехе своего знаменитого «сНежного шоу». Кстати, в секции «Цирк» на этот раз работали три подсекции: «Новый цирк и уличный театр», «Социоцирк» и новая в этом году — «Индустрия цирка» — под руководством генерального директора «Росгосцирк» Вадима Гаглоева. Вот три вектора развития современного циркового искусства. К сожалению, принять участие во всех трех подсекциях не было возможности, — часто интересные доклады совпадали по времени[3].

Подсекция «Социоцирк» действует третий год под руководством Марии Михельсон. Здесь обычно рассматривают работу больничных клоунов, работу детских цирковых студий. На сей раз разговор шел о том, как цирковое искусство может помочь пожилым людям. «Бабушка, а не хотели бы вы поработать в цирке?» — так, например, называется одна из организаций, работающих с пожилыми людьми во Франции. Я вспомнила одну удивительную женщину, которая проверяла билеты на входе в шоу «Le Reve» в Лас-Вегасе. По возрасту она бы подошла под программы этой организации. Быстрым пронзительным взглядом она всматривалась в лица людей, которые выстроились в очередь на шоу. Ей хотелось удостовериться, что все мы готовы ко встрече со спектаклем Франко Драгонэ. Если она видела новичка, а новичков она вычисляла сразу, тут же менялось выражение ее лица с сосредоточенного на «божемойкакдавномыневиделись», и она с обворожительной улыбкой спрашивала, в первый ли раз тот пришел. «О, Вам обязательно понравится!», — говорила она, отрывая контрольный корешок, не сводя внимательного взгляда от счастливчика. С одной стороны, искренне болея за успех шоу, она как апостол охраняла врата от тех, кто не знает, куда его занесло, но, с другой стороны, была готова терпеливо объяснить, какое чудо предстоит пережить людям, и кто такой Франко Драгонэ[4].

Мне кажется, что на вопрос, как вернуть клоуна в цирк, надо найти сначала ответ, как вернуть зрителя в цирк. Такого зрителя, чтобы ждал от клоуна серьезного разговора, того самого смеха сквозь слезы, смеясь над собой. О том, как это гениально и просто делали «Лицедеи», Слава Полунин рассказывает без утайки. На своих выступлениях они вычисляли «самых хихикающих зрителей». После спектакля подходили к ним и приглашали на свои представления, особенно на премьеры. «Таким образом, успех любой премьеры был обеспечен», — шутит Полунин. Но здесь и кроется секрет успеха. Кто как не клоуны могут превратить бесконечную, но крайне необходимую «работу со зрителем» из рутины в праздник общения со зрителем? Доступ к нам, зрителям, сейчас, конечно, упрощен наличием электронной почты и соцсетей, но, когда тебя приглашают сами клоуны собственной персоной (!) … эффект от этого колоссальный и пожизненный. Любить зрителя непросто, мы не всегда адекватно себя ведем: что-нибудь едим и шуршим оберткой в самый неподходящий момент, забываем выключить мобильные телефоны или хуже того, пытаемся поговорить по нему с кем-то, кто почему-то плохо слышит и названивает аккурат во время представления с вопросом «ты где?», и плохо, оказывается, знаем, кто такие клоуны…

Девочки, дерзайте!+

Derzaite devochki (2)

Потрясающе интересные иностранные гости приняли участие в этом форуме. Как удается Полунину и его команде приглашать такие бриллианты – загадка. Все зарубежные гости обладали одним общим качеством: пониманием важности миссии своей профессии, социальной роли клоуна, Дурака, обязанности блюсти свой высокий профессиональный уровень. Дурак издавна освобождает нас от наших тревог и комплексов, заставляет нас посмеяться над ними. Вы же помните: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны… Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»[5]. Да что комплексы, никто кроме клоуна не решается посмеяться над смертью, над страхом перед ней. Да, клоуны – штучная профессия, особенное мировоззрение, клоун — интеллектуал и провокатор, он один знает, что наш мир иллюзорен[6], и относиться к нему серьезно – зарабатывать изжогу.

Среди гостей этого года выделить хочется клоунессу Гарди Хуттер из Швейцарии (Hutter Gardi). Она работает в жанре macabre (упрощенно – черный юмор). Находит драматизм в простых вещах, ее героини очень по-женски мыслят и чувствуют, они мило рассеяны с летальным исходом: портниха нечаянно глотает иглу, а потом в задумчивости режет раскроенный рукав и, нырнув в мусорную корзину за обрезками, погибает от ножниц, врезавшихся в ее голову. Они наивно забывчивы с трагическим финалом: суфлерша не заметила, что театр уехал, а выбраться не смогла из будки, потому что растолстела (ну, она там булки ела и вообще жила). Трагедия маленького человека. Пересказать невозможно, на словах получается ерунда, но это, правда, весело. Спектакли г-жи Хуттер длятся более часа и собирают взрослую думающую аудиторию.

На заседании Академии Дураков www.shipoffools.ru (вход только после получения в лоб печатью с надписью «Конгресс Дураков» с красными несмывающимися, естественно, чернилами) клоунесса Гарди Хуттер была посвящена в академики. Перед тем, как Слава Полунин вручил ей Диплом, коллеги вызвали будущего академика на сцену и исполнили для нее желание одной из созданных ею на сцене персонажей – прачки, которая хотела стать Жанной Д’Арк. Драматизм ситуации был в том, что мечты о подвигах спотыкались об кучу нестиранного белья. Ну, раз хотела стать Жанной, желание гостя – закон. Место казни было быстро и деловито приготовлено академиками, огонь тоже быстро нашелся у добрых людей. В общем, все в стилистике искусства macabre, в рамках которого творит сама клоунесса.

Академия Дураков имеет в своем портфолио проект «Бабы-Дуры» или «Crazy Women», поэтому приглашение такой яркой артистки на форум вполне естественно для академиков, хорошо знающих способности женщин в клоунаде. «Редкие женщины способны на такую самоиронию, на такую смелость, чтобы стать предметом осмеяния. Но каждая из них с легкостью доведет вас до приступа гомерического хохота». Во время своего выступления г-жа Хуттер не осталась в долгу и прошлась по гендерному неравенству среди клоунов, она считает странным тот факт, что мало женщин становятся клоунессами: «Девочки, дерзайте!», — таков ее призыв.

Создавать оазисы

Oasis (2)

Что же делать в создавшейся ситуации с клоунами, что думает по этому поводу сам Маэстро. «Выход есть, — говорит Полунин, — создавать оазисы». Вид и форма у них могут быть очень разными, — на форум по приглашению Славы Полунина приехали создатели своих оазисов из разных частей света. Ни один такой оазис не дался своему создателю легко. Их опыт выживания и изменения под гнетом обстоятельств – урок всем, кто умеет внимательно слушать.

IMG_8411

Известный клоун Лео Басси из Испании (Leo Bassi) — создатель «Церкви Утки» (Iglesia Patolic). Символом «церкви» стала детская игрушка для ванны – желтый круглый утенок. Одна из задач Лео как пастора, следить за тем, чтобы люди не воспринимали всерьез ритуалы его «циркви». Лео ушел из традиционной цирковой семьи, когда увидел, что люди охотнее идут на футбол, чем в цирк, что времена изменились, и надо понять, как изменился зритель. Понять это ему помог опыт уличного артиста, где он был «глаза в глаза» с теми, кто перестал ходить в цирк. В его семье жила прибаутка, что цирк и церковь занимаются одним и тем же: «дают надежду и творят чудеса» с одной оговоркой, мол, только цирковые при создании чудес потеют. «Выход в люди» себя оправдал, Лео нашел современный язык для своего зрителя, вернул его в цирк. В жертву были принесены жизнь одного из лучших жонглеров мира и несколько лет Лео, не говоря уже о религиозных фанатиках, которые не дают ему спокойной жизни и сейчас.

Клоун Анатолий Марчевский, став директором-художественным руководителем Екатеринбургского государственного цирка, создал фестиваль клоунады в этом городе. На форуме он удивительным образом сумел выступить от имени своих двух ипостасей: как директор и как клоун. Как директор он настаивал на большем внимании государства к цирку как к воспитательной институции, а как клоун вспомнил очень трогательную историю. Однажды среди многочисленных писем, которые он получал еще в бытность клоуном, было одно, которое он помнит до сих пор. Писала молодая женщина, которая потеряла родного человека и два года не могла прийти в себя, несмотря на все усилия друзей. Только побывав на выступлении Марчевского, она впервые за два года засмеялась, и камень с ее души упал. Сизифов труд клоуна увенчался успехом.

Выступления представителей школ Голье (Ecole Philippe Gaulier) www.ecolephilippegaulier.com и Димитри (Accademia Teatro Dimitri) www.accademiadimitri.ch запомнились ощущением поиска мистического опыта. Возможно, обстановка Красной гостиной больше похожей на грот для мистерий, чем на аудиторию, тому была причиной. Они поднимали вопросы поиска актуальных для современного зрителя тем, рассказывали, как проходит обучение в их школах, вспомнили русских философов-мистиков Г. Гурджиева и П. Успенского[7]. Ричард Вайе, профессор швейцарской школы Димитри, начал разговор о доброй и злой природе клоуна. Но не успел развить свою мысль, — времени не хватило. После заседания мы продолжили общение, языковой барьер и атмосфера праздника не позволили погрузиться в этот вопрос в полной мере, но сошлись мы на том, что он хотел поговорить об этической стороне профессии. Клоун – это энергия, и в какое русло направит ее обладатель, решает только он сам. А здесь важно все, что участвует в формировании личности – семья, учителя, судьба.

Как важно для клоуна много знать и учиться, рассказывал Слава Полунин из своего опыта работы. Однако учиться желательно, не учась, ленинский императив «учиться, учиться и еще раз учиться» творческого человека может спугнуть. Ни в коем случае не называть учебой то, что по сути является серьезными научно-практическими исследованиями. А как еще назвать работу «Лицедеев» по каталогизации (!) гэгов (от англ. gag – шутка, комический эпизод – комедийный прием, в основе которого лежит очевидная нелепость)? Несколько томов, по словам Полунина, были созданы в результате этой работы. Мастер все время говорил о стихийности процесса, о том, что заниматься надо только тем, что доставляет удовольствие, что нет учебы, есть наблюдательность и погружение в процесс. Но все эти слова — анестезия для тех, кто решился стать клоуном, не верьте, внимание Мастера надо заслужить в поте лица. В этом процессе нет конца, есть только начало и отчаянная решимость стать настоящим артистом («мы дошли до такой стадии, что никто ничего на сцене не делал, а было смешно»). А зачем нужно внимание Мастера? Затем, что творческий рост невозможен без его наставлений и замечаний порой весьма резких.

Krupatin 2

Но кроме Мастера есть еще жизнь, клоуну очень важно чувствовать ее пульс, иначе ты не клоун, а массовик-затейник (а это другая профессия). Где найти бьющую через край жизнь? На улице, конечно. Крупатин В.В., студент отделения режиссура цирка РУТИ-ГИТИС, участник форума, ответил на мой вопрос, зачем артисту надо выходить на улицу. «Я вышел на улицу от недостатка общения, от того, что меня стали давить амбиции, от желания понять, какой мой зритель сегодня. На улице все люди очень честны с тобой. Если им нравится, что ты делаешь, они будут с тобой, если нет – пройдут мимо. На улице и проверяешь, как люди воспринимают различные темы, которые меня как режиссера волнуют. На улице я проверял, какой язык наиболее доступен сегодня, как сегодня люди воспринимают ту или иную форму. Это тоже очень важно. Почему улица? Когда играешь в театре на 20 человек – это одно, когда на 500 – это другое, когда в цирке на 3000 человек – это третье. Всю энергию отдаешь на последний ряд – чувствуешь себя очень огромным – это победа над этим пространством, победа над людьми, которые принесли каждый свое… И ты один должен разрушить все, что было ими принесено, и окунуть человеческую душу в свой мир. С этим цирковые артисты практически не справляются. Есть единицы, которым это удавалось, и я был в их распоряжении, со мной могли делать всё, что угодно, я был их зритель. Улица – это поток людей с разным настроением, с разным культурным багажом, разного возраста и с разным ощущением и пониманием мира. Иди подойди к человеку на улице, и ты узнаешь, кто ты! На улице можно самому определять, где мне существовать, что мне делать и как, все исходя из ситуации. На улице никто не будет тратить время на тебя, если ты неинтересен».

Avtovo

В этот раз на форум приехал известный и эксцентричный клоун Джанго Эдвардс, создатель «Нового института клоунады», где он растит «клоунов-солдат», бьющихся за нашу с вами свободу. Свободу самовыражения, свободу быть самим собой. Джанго в заключение мастер-класса для клоунов в «Цирке в Автово» придумал провести каждого лицедея через Аллею любви. Это когда кто-то проходит сквозь две шеренги людей, и каждый из обеих шеренг должен шепнуть проходящему на ухо что-то хорошее. Эту процедуру прошел и клоун Слава Полунин. Жаль, нельзя было зрителям принять участие, очень хотелось шепнуть ему: «Спасибо».

P.S.

Buto6

Не хватило нам, к сожалению, времени обсудить такое явление как коммерчески успешные юмористические проекты КВН и Stand Up. Насколько они соприкасаются с клоунадой, надо ли соблюдать жесткие границы жанра (театральная клоунада отдельно от цирковой и эстрадной клоунады и т.п.), если нечто новое и интересное для зрителя получается на стыке? Не обсудили проекты Академии Дураков, а среди них есть проект «Транссиб», но в нем, к сожалению, не фигурирует отправная точка Транссиба – г. Владивосток.

Благодарность

Клоун Бо
Ирина Дробышева
Станислав Мальцев

Ольга Сумарокова


[1] Тонино Гуэрра. Одиссея Тонино. 2011

[2] Полунин Слава, Табачникова Наташа. Алхимия снежности. Москва – Лондон: Академия дураков, 2014. – 184 с.илл.

[3] Если вас заинтересовала работа подсекций «Социоцирк» и «Индустрия цирка», вы можете почитать блог «Петербургского театрального журнала» www.ptj.spb.ru

[4] Франко Драгонэ – театральный режиссер, специалист по Commedia del arte, режиссер первых шоу в Цирке дю Солей, с 2000 г. основал собственную компанию Franco Dragone Entertainment Group, переименованную впоследствии в Dragone www.dragone.com

[5] Горин Г.И. Антология Сатиры и Юмора России ХХ века. Том 6.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 736 с., стр. 330

[6] Место и роль Дурака наглядно видны в схеме расклада главных карт Таро. Ненумерованная карта (карта номер ноль), которая находится на вершине иерархии, называется Дурак (Шут). Нулевая карта – Дурак – уподоблена материальной вселенной, потому что смертная сфера есть мир нереальности. Низшая вселенная, подобная смертному человеческому телу, есть ничто иное, как одеяние, пестрый костюм, подходящий шуту. Под одеждой дурака, однако, находится божественная субстанция, шутовство для которой является просто тенью. Стр. 471, Холл М.П., Энциклопедия, 1993.- 794 с.

[7] Гурджиев Георгий Иванович (1866-1949), Успенский Петр Демьянович (1878-1947), ученик Гурджиева, «представили вниманию публики древнее учение об эволюции человеческого сознания – забытую науку о восприятии реальности в себе и во Вселенной», цит. по Гурджиев Г.И. В поисках Бытия: Четвертый Путь к Сознанию/пер. англ. – М.: ООО Книжное издательство «София», 2015.-256 с. Гурджиев утверждал, что «без впечатлений человек не может прожить ни секунды…Через впечатления природа передает нам энергию, благодаря которой мы живем, и движемся, и пребываем». (стр. 62) Кратким конспектом учения Гурджиева можно считать текст песен к шоу Цирка дю Солей «Delirium», слово «делириум» является поэтическим синонимом слов, обозначающих пограничное состояния психики.

1 thoughts on “АЛЛЕЯ ЛЮБВИ

  1. Людмила

    Оля! Спасибо за познавательный материал. Я вообще-то далека от Цирка, но прочла статью с интересом.
    Как же сейчас всем трудно. Но кажется есть ещё умы, которые пытаются помочь друг другу, и это подаёт надежду. Да, смех дело серьёзное! И статья у тебя серьёзная, хотя и про цирковых клоунов.
    Но ещё больше поражает твоя разносторонняя (широкая и глубокая) эрудиция. Даже в такой теме как ЦИРК! Молодец!

Добавить комментарий