УПРАВЛЕНИЕ, КАК НИ ПАРАДОКСАЛЬНО, БОЛЕЕ ЗАКРЫТАЯ ТЕМА

sakura_014_1

Уважаемые читатели, представляем вашему вниманию интервью ноября с КУЗНЕЦОВЫМ Владимиром Вячеславовичем, к.м.н., проректором по международным отношениям Тихоокеанского государственного медицинского университета, стажером Японского центра 2009 г. по теме «Модернизация медицины». Времени не хватило нам поговорить о стажировке доктора в г. Тояма на заре его профессиональной деятельности в течение полугода. Благодаря тому опыту доктор Кузнецов имеет представление о внутреннем устройстве работы больниц и всей системы здравоохранения Японии в целом.

Kuznetsov VV 

— Стажировка от Японского центра по медицине посвящена в общем менеджменту в медицине, как Вы считаете, это наша сильная или слабая сторона?

Считаю, сильная, потому что клиническая составляющая любой стажировки должна делаться руками. А по законодательству, обучение в других странах «руками» сопряжено с различными юридическими сложностями. Второе, с появлением интернета и доступностью всевозможных средств коммуникации открывать кому-то истину и свет в конце тоннеля становится все сложнее. Сейчас научиться можно всему, что угодно. Если вы зарегистрируетесь на специальных медицинских сайтах, вы можете найти любые операции, любые технологии, манипуляции.

Почему управление — это лучше, потому что об этом если и пишут, то глобалят как всемирная организация здравоохранения. Принципиально важным является вопрос, что когда ты понимаешь, как это все организовать, то в конечном итоге получается, что повышается качество услуг у каждого врача. Управление как ни парадоксально более закрытая тема. Начиная с того, что мы с зарубежными коллегами говорим просто на разных управленческих языках, и это самый принципиальный момент. Потому что мы все время говорим, что мы пытаемся сохранить здоровье населения. А за границей абсолютно честно говорят, что они зарабатывают деньги, продавая качественную медицинскую услугу. И чем более она качественная, тем больше у нас пациентов.

Обычно большая часть стажировок, на которые ездят наши врачи, спонсируется фирмами. Фирма оплачивает поездку специалиста за границу или в другой регион России в надежде на то, что данный доктор будет как минимум не противиться использованию препаратов, методики, аппаратуры конкретного производителя. И все к этому привыкли и ждут, чтобы их конкретно чему-то поучили. В этом-то и проблема.

Я считаю, что управление — это самый важный момент. Это позволяет расширить кругозор. Самый главный момент – понимание, что ты хочешь внедрить у себя после стажировки. Если доктор внедряет какие-то новшества в рамках своих возможностей (другие препараты и т.п.), то эффект от этого гораздо меньше, чем от новшеств в организации всего процесса работы больницы. То есть, если на стажировке удалось понять, например, как правильно организовать прием пациентов, работу операционной, чтобы персонал улыбался и т.д., то это даст принципиально иной результат.

— Как Вы думаете, для кого наша стажировка полезнее — государственным или частным больницам?

Это абсолютно неважно. Это одно из самых глубоких заблуждений, что частное здравоохранение в России отличается от государственного. Оно отличается тем, что если в государственной системе при полном нежелании работать можно продолжать работать, то в частном это получается тяжелее. Я знаю немало примеров частных организаций, которые в «лучшем виде» реплицируют опыт государственных клиник и по отношению к пациентам и по всем прочим позициям и считают своим основным ноу-хау то, что они научились прятать деньги, уходя от налогов и платя зарплату в конверте. Никакой разницы, – подходы базовые в управлении одни и те же. Система контроля качества одна и та же.

— Значит, первейшая задача воспитывать управленцев?

Здесь несколько моментов. Мы можем без конца их воспитывать, но пока не определены глобальные правила игры – здравоохранение должно быть платным с механизмом компенсации малоимущим и т.п. — это бесполезно. Пока мы пытаемся научить управлять финансами, а их просто нет, что толку, что ты умеешь ими управлять. В сегодняшних условиях, когда мы говорим, что государство дало деньги, то надо четко понимать, откуда государство может дать деньги. Почти все на сегодняшний день перешло на систему одноканального финансирования. И это подразумевает покрытие расходов на текущую деятельность. Все, что касается более или менее стратегических направлений: покупка оборудования, ремонт, строительство, другие прогрессивные вещи – на это все должны давать деньги местные региональные власти. Соответственно, больницы, чтобы поддержать штаны, пытаются что-то делать. Но износ оборудования, помещений и т.д. складывается изо дня в день в то, что уровень всего этого опускается все ниже. И что толку, что мы говорим эффективный или неэффективный управленец? Когда этому человеку не дается ничего, и говорится, что вы плохой управленец, а он при этом управляет чем?

— Как Вам кажется, почему после стажировки трудно сразу выделить полезную информацию?

Возможно, потому что мало кто воспринимает стажировку как возможность узнать на самом деле что-то. Это воспринимается как возможность посетить загадочную страну Японию. Будь моя воля, я бы ввел неприятную, возможно, для всех стажеров процедуру перед поездкой – написать, что конкретно вы планируете получить в рамках стажировки. А после требовать отчет не абстрактный, а по пунктам, которые были изложены перед поездкой. Удалось ли получить? Не удалось ли, и по какой причине. Если удалось, то каким образом, как это повлияло на ваше отношение к оказанию медицинской помощи.

— Нам бы очень хотелось, чтобы на Президентской программе появилось больше представителей медицины…

Система выстраивания кадрового резерва на сегодняшний день отсутствует. И здравоохранение такой типичный пример этого. Когда меня студенты спрашивают, как выстраивать свою карьеру, мне сложно им ответить. Фактически, ты должен много работать, много учиться, и в конце должен наступить сладкий момент, когда ты можешь реализовать все то, чему тебя научили. Но на самом деле получается, что ты чего-то достигаешь, не благодаря, а вопреки, либо благодаря личным пристрастиям и связям. Всегда должна быть причинно-следственная связь. Я отучился, а дальше что? В США, например, с этим все очень четко: ты прошел дополнительную специализацию, значит, ты стал стоить дороже. Твой прием стал стоить дороже, к тебе пошло больше пациентов, ты стал жить лучше. У нас доктор учится, защищается, при этом на его благополучии это никак не отражается. И никоим образом не отражается на его карьерном росте. Нет выстроенного механизма, подразумевающего, что, если ты сделаешь вот это и это, то гарантированно сделаешь рывок вперед. Более того, не важно, сколько шагов у тебя было до этого, как только меняется руководство, уходят все. И не важно, как ты работал, ты уходишь, потому что ты должен уйти, ты не свой.

— Иногда есть ощущение, что для стажеров все, что они видят в Японии, кажется нереальным или далеким от нас…

Да, можно быть в цирке на арене, а можно сидеть на зрительской трибуне. И когда ты на арене, ты вынужден работать по законам, которые действуют на арене, а когда ты на трибуне, ты вроде бы и в цирке, вроде бы, присутствуешь, посмотрел на это, можешь похлопать, ты даже можешь сказать, хорошо это или плохо, но при этом ты не заставляешь себя жить по тем законам, по которым живут все те, кто работает на арене. Примерно то же происходит во время стажировок. Туда в большинстве своем приезжают посидеть на трибуне для зрителей поближе. Никто не пытается понять, каково на арене. Когда мы на стажировках задаем разные вопросы, пытаемся привязывать увиденное, как бы к нам, но при этом подразумевая, что здесь Япония, здесь все по-другому. Да, ничего не по-другому. Пока у вас отношение к этому как к «по-другому», оно таким и останется, вы попробуйте выстроить у себя так же, как здесь: ответственность, взаимоотношения, таблички (визуализация) и т.п., что не так сложно, кстати. Мало кто воспринимает это как возможность что-то узнать и что-то внедрить, только посмотреть.

— Вы этому учите молодых лидеров – не просто наблюдать, но и пробовать реализовать?

Школа лидеров впервые нами была проведена несколько лет назад вместе с Мариной Бариновой и Сергеем Матлиным здесь у нас, потом мы делали ее уже и сами, а недавно я был в Санкт-Петербурге на всероссийском мероприятии (Всероссийский форум студентов медицинских и фармацевтических вузов), где меня просили провести мастер-класс «Как стать министром». Я рассказывал даже не столько как, сколько зачем и что будет за этим, если вы станете министром. Те представления, которые есть у большинства о должности министра, они не соответствуют действительности. Любой доктор считает, что главный врач может поднять зарплату, когда начинаешь объяснять, что он на самом деле может, и так же с министерством, оказывается, что поводок не такой длинный, как кажется.

— Иными словами, Вы начинающих медиков ставите на реальную почву?

Я делаю несколько вещей: пытаюсь поставить их на более или менее реальную позицию, исходя из этого я им пытаюсь показать те направления, которые стоит развивать; отрабатываю с ними практики коммуникативных навыков: позиционирование себя, своего учреждения, формирование команды и тому подобные вещи, которые нужны в любой форме управления.

— Многие приходят в профессию романтиками, как научить выстраивать отношения с пациентами? Что такое клятва Гиппократа?

Пока не будет системы, при которой доктор будет гарантированно получать заслуженное, говорить не о чем. Клятва Гиппократа – это этический кодекс врачей, это не о том, что надо лечить бесплатно. Кодекс, который говорит о корпоративности, о том, что должно быть «чистое сердце», то есть ты не придешь и не убьешь, используя свои медицинские знания. И в то время, когда она принималась, это было очень актуально. Это о том, что ты будешь с уважением относится к тому человеку, который тебя научил этим знаниям. У нас все перевернуто, почему я очень не люблю слово «романтизм», потому что романтизм – это слабая осведомленность. Когда к нам приходят и хотят быть врачом, к сожалению, не всегда себе представляют, насколько это тяжелая работа. Это работа, профессия, то, чем человек должен зарабатывать себе на жизнь. И за это надо платить большие деньги, потому что ничего ценнее человеческой жизни нет. Мы легко платим за техобслуживание машин, тратим легко на развлечения, но когда дело доходит до нашего здоровья, то мы считаем, что нам кто-то должен. Например, я считаю, что страховка на курящего должна быть в два раза дороже. Потому что этот человек осознанно идет к раку, к атеросклерозу и т.п. Если ты делаешь это осознанно, почему другой, кто не курит, должен платить за лечение курящего? Ты пьешь алкоголь, не ходишь на медосмотры? Пожалуйста, это твой выбор, но придется платить за это.

— Медицина региона как-то ориентируется на специализацию для различных отраслей экономики и видов деятельности?

Это очень важный вопрос. Я говорю о платной медицине, но надо понимать, откуда платить доктору. У нас все пытаются заставить врача работать кнутом: давайте вернем систему распределения, давайте всех заставим ехать в деревни, они там якобы наберутся опыта, при этом, как человеку там жить этот период времени и сколько получать, никто не задумывается. А здесь принципиально важен простой вопрос – специальность должна быть востребована. В случае с американскими докторами все понятно. Средний прожиточный минимум в Америке 50 тыс. долларов в год, начальный уровень врача в Калифорнии 150 тыс. долларов в год и выше в зависимости от специализации. Когда человек идет на специализацию, которая в три раза выше среднего уровня там, я понимаю, зачем он это делает. Когда у нас в Приморском крае средняя заработная плата 46 тыс. рублей, а менеджер по работе с клиентами в зале – продавец – за 50 тыс. рублей, кто пойдет работать туда адекватно качественно. Нет точки приложения своих знаний.

— Что Вам понравилось на стажировке?

Мне понравилось вот что: была возможность посмотреть частные клиники, государственные, производителей оборудования. Было ясно, что японцы, не смотря на свою закрытость, многое берут от США и в системе управления, и в смысле маркетинговых подходов. Да, у них есть свой путь, по которому они идут, но это не означает, что надо отказываться от того, что целесообразно и кем-то уже испытано. Была возможность пообщаться с коллегами из других регионов. Есть возможность посмотреть на своих коллег, как они себя ведут там: это как на экзамене, не нужно мне отвечать, задайте мне вопросы. Интересно, на что хотят смотреть наши руководители и доктора, которые находятся за границей, на что и как они смотрят подразумевает в том числе и их управленческий уровень.

— Думаю, Вы знаете, что начались стажировки в Россию японских менеджеров, если бы была возможна стажировка для коллег-медиков, теоретически Ваш Университет готов принять или даже выступить оператором стажировки?

Да. Это очень интересно, но к этому надо готовиться. Теоретически это возможно, а практически надо очень много согласовывать, многие учреждения не готовы к гостям. Уверен, что среди японцев это будет пользоваться спросом: и работа службы скорой помощи, и все медучреждения. Потому что это другой мир, так же, как и нам интересен мир их медицины, так и им интересен наш. Подобные стажировки существуют для того, чтобы у себя сделать так же хорошо или не допустить, чтобы были проблемы, которые удалось увидеть у партнера.

Фото: Л. Коноплева

12 интервью со стажерами в течение 2015 года, посвященные 20-летию Японского центра в 2016 году

Похожие записи:

  • ШАНС РАСКРЫТЬСЯ
    мая, 12, 2015 | Ассоциация стажеров Интервью |
    Уважаемые читатели, представляем вам интервью стажера Японского центра КРАСНОЯРОВОЙ Анны Валерьевны, директора по персоналу ООО «Сименс Финанс». Анна принадлежит к числу уникальных стажеров, которым удалось побывать дважды на стажировке в Японии. Наше интервью посвящено, в основном, первой стажировке 2007 года – «Управление персоналом». Тема второй стажировки в 2010 г. – «Управлению малыми и средними предприятиями».
  • Управление малыми и средними предприятиями
    марта, 27, 2010 | Ассоциация стажеров |
    Уважаемые читатели! Разрешите представить Вам отчет камчатской группы, проходившей стажировку в Японии с 15.02.2010 по 25.02.2010 г. по теме «Управление малыми и средними предприятиями «Дальневосточная часть России)».
    В могучую семёрку после тщательного отбора по результатам курсов повышения, проходивших в октябре 2009 года в Петропавловске-Камчатском, вошли лучшие из лучших, чьи имена не грех озвучить: Бартоломей Данил,
  • ЭВОЛЮЦИЯ КОМПАНИИ – В РУКАХ КЛИЕНТОВ
    апреля, 1, 2015 | Ассоциация стажеров Интервью |

    Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию интервью с Алексеем Борисовичем ЖЕРЕМЯНОМ, генеральным директором ООО «Перспектива», стажером программы «Управление предприятием», проходившей в декабре 1999. Компания «Перспектива» занимается дизайном и производством нестандартной мебели и торгового оборудования. Алексей Борисович застал еще стажировки продолжительностью в три недели, поэтому в тексте вы найдете упоминание о том, как они вечера тратили

  • БЕЖАТЬ ВДВОЕ БЫСТРЕЕ
    декабря, 23, 2015 | Ассоциация стажеров Интервью |
    Уважаемые читатели, представляем вашему вниманию интервью декабря со стажером Японского центра во Владивостоке 2001 г. по теме «Корпоративные финансы» (оператор стажировки — Mitsubishi Research Institute) КОНОТОПОМ Андреем Альбертовичем, руководителем контрольно-финансового департамента сети магазинов «Бубль — Гум». Завершить нашу серию интервью к 20-летию Японского центра в 2016 г. мы решили беседой с хорошо известным в городе
  • ЭТО ИЗМЕНИЛО МОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
    августа, 19, 2015 | Ассоциация стажеров Интервью |
    Уважаемые друзья, предлагаем вашему вниманию интервью с МАКЕЕВОЙ Мариной Юрьевной, генеральным директором ООО «Центр развития инвестиций» www.idc.vl.ru, стажером по теме «Менеджмент предприятия», которая состоялась в мае-июне 1998 г. Думаю, не будет преувеличением сказать, что многие из вас заочно знают Марину Юрьевну, — редкая деловая пресса обходится без экспертных комментариев г-жи Макеевой.
    — Стажировка состоялась в

Добавить комментарий