РЕЦЕПТ УСПЕХА УСТАРЕВАЕТ

SONY DSC

С 13 по 16 июля 2017 г. в Японском центре прошел семинар «Кайдзэн (сфера услуг)». Лектора – г-на ЯДЗИМА Такаси – мы знаем очень давно, его лекции по менеджменту и финансам всегда собирали огромные аудитории в нашем центре. Ядзима-сан не случайно обратил свое внимание к теме «Кайдзэн», ведь это часть менеджмента. Хорошо известная на западе России теория постоянного улучшения и бережливого производства «Кайдзэн» воспринималась всегда как часть производственного процесса, но не сферы услуг. Однако уже в 2014 г. принципы бережливого производства были использованы для создания ГОСТА и перешагнули в сферу услуг. Воспользовавшись приездом сэнсэя, мы взяли у него блиц-интервью.

· Ядзима-сэнсэй, в последнее время идеи кайдзэн в Японии проникли даже на уровень ведения домашнего хозяйства, я говорю о ставшей бестселлером книге КОНДО Мари «Магическая уборка», как вы думаете, почему?

Видел по телевидению, да, знаю, что использует 5С для наведения порядка в доме. Сейчас в японских домах скопилось много вещей, хотя площади и не позволяют. Особенно женщины покупают столько одежды, что девать ее в доме уже некуда. И это стало всеобщей проблемой. Почему столько покупают, на то есть много причин у женщин: эта вещь милая, эта – от известного бренда, эта – просто на память о сегодняшнем дне и т.п. Но самое главное, что потом рука не поднимается выбросить ничего из купленного – все так мило сердцу и вызывает приятные воспоминания.

· А мужчины?

Мужчины так не увлекаются приобретением вещей. Хотя среди мужчин есть, например, коллекционеры автомоделей, и это точно не поддается кайдзэну, ничего из коллекции выбросить не удастся. В таких случаях мужчины строят музеи для своих личных коллекций, и в Японии таких немало.

· Сегодня на лекции Вы как раз рассказывали о том, что при отборе ненужного не должно быть колебаний: или надо, или не надо. Как выработать в себе такую решительность?

Надо просто понимать, что никаким другим образом проблему не решить, кроме как принять, что у вас есть только два выбора: это надо, а это не надо. Однако в обычной жизни между да и нет существует много вариантов. И действительно, вот это мы не можем выкинуть, а вдруг понадобиться, и вот это тоже, возможно, будет необходимо. Проблема выбора на самом деле самая сложная. Все разделить на две половины – нужное и ненужно – такова задача кайдзэна. Интересно, что, когда речь идет об имуществе компании, такое решение приходит легче, чем по отношению к собственным вещам.

· А как Вы думаете, не может ли такой резкий подход пагубно повлиять на отношение к людям, которых по привычке тоже можно делить на «нужных» и «ненужных»?

Нет, этот подход к людям не используется. В кадровой политике надо помнить цель предприятия – повышение эффективности производительности, то есть для достижения этой цели необходимо построить эффективную систему в организации. А значит для построения такой системы необходимо оживить скрытые таланты сотрудника. Более того, найти те уникальные способности, которыми обладает ваш работник, понять, в чем он особенно хорош. У всех людей, как известно, есть и сильные, и слабые стороны. Надо найти, в чем он силен. Безусловно, есть такое мнение, что людей, чьи способности не проявлены или ярко выражены слабые стороны, надо отнести к разряду «ненужных» и избавиться от них, но это самая большая ошибка менеджмента персонала. Надо пробовать предлагать условия, в которых способности таких сотрудников раскроются. Среди людей нет огромной разницы в способностях, ну, если мы не говорим о тех, кто получил Нобелевскую премию. Но в общем разница невелика, а если есть, то она не кроется в способностях. Все зависит от места и условий, в которых работает человек. Ищите в своих сотрудниках сильные стороны, в этом состоит роль отдела кадров.

· Сэнсэй, а Вы когда поняли про свои способности?

Я? До сих пор не все знаю. Может, во мне еще много чего скрыто

· Ваши материалы семинаров по финансам и менеджменту хранятся у нас много лет, и пользуются до сих пор популярностью…

Менеджмент – это мое, я его знаю и люблю, у меня большой опыт в управлении разными компаниями, тут вы правы, в этом я себя нашел. Сейчас я с удовольствием занимаюсь консультированием бизнеса.

· Учитывая Ваш опыт, можете ли сказать, чем кайдзэн в сервисе отличается от кайдзэна на производстве?

Компании в сфере услуг могут очень быстро и почти безболезненно поменять сферу деятельности. С производством быстрые перемены невозможны. Представьте: оборудование, завод, рабочие, поставщики и покупатели – всё это враз не поменяешь. А сфера услуг может молниеносно отреагировать на перемены в рынке – была частная школа, стала ИТ компания, была ИТ компания, а стала крутая торговая фирма, потому что разработали софт, с помощью которого стали продавать больше, чем конкуренты и т.п. Большие торговые дома рассыпаются на более мелкие универмаги или придомовые магазинчики «комбини» и т.д. В сфере услуг главное люди, а не машины, поэтому измениться легче. Развитие интернет-торговли происходит еще и потому, например, что в интернете у вас больше выбор, чем в любом магазине, и вы можете найти такую вещь, которая точно вам по душе.

· Да-да, выбрать и купить стало легче, поэтому из-за большого количества покупок дом захламляется, и мы приходим к необходимости начать жить согласно философии кайдзэн , и если вкратце, то, что это значит?

Мышление кайдзэн, если говорить одним словом, то это о том, как поменять свой привычный взгляд на мир, измениться. Вернее, меняться постоянно. Все мы имеем четкое представление, как делать ту или иную работу, у нас есть опыт. Очень трудно отказаться от привычных методов – ведь они срабатывали! – для того, чтобы попробовать новое. Которое еще и надо найти, поменять свое отношение к миру, открыться для новых идей, воспринимать их не как враждебные помехи. Кайдзэн – это не вопрос методологии, это проблема человека, а люди меняются очень медленно. Самому поменяться очень трудно, думаю, 99% людей не могут этого сделать самостоятельно, требуется вмешательство извне. Сейчас в России систему кайдзэн используют в основном крупные компании, малый и средний бизнес не видит, к сожалению, в кайдзэне точек роста, хотя как раз малому и более мобильному бизнесу надо бы обратить внимание на это. Не надо ждать, когда само собой все выправиться и станет хорошо, рецепты прошлых успехов устаревают.

фото Е. Коржов

Похожие записи:

  • ЭВОЛЮЦИЯ КОМПАНИИ – В РУКАХ КЛИЕНТОВ
    апреля, 1, 2015 | Ассоциация стажеровИнтервью |

    Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию интервью с Алексеем Борисовичем ЖЕРЕМЯНОМ, генеральным директором ООО «Перспектива», стажером программы «Управление предприятием», проходившей в декабре 1999. Компания «Перспектива» занимается дизайном и производством нестандартной мебели и торгового оборудования. Алексей Борисович застал еще стажировки продолжительностью в три недели, поэтому в тексте вы найдете упоминание о том, как они вечера тратили

  • КАЙДЗЭНА НЕДОСТАТОЧНО
    марта, 26, 2018 | Интервью |

    Традиционные ремесла

    Мы познакомились на выставке традиционных искусств в японской префектуре Фукуи. Такие выставки Министерство промышленности проводит ежегодно в разных префектурах. В большой группе байеров она сильно выделялась. Во-первых, потому что женщин среди них было очень мало, а во-вторых, стилем в одежде и поведении. Несмотря на дождливые дни, она была элегантно одета в стиле Жаклин Кеннеди.

  • «КАК ОБЪЯСНИТЬ ВАСИЛИЧУ?»
    июня, 14, 2016 | Экономика |
    В течение четырех дней в Японском центре во Владивостоке проходил семинар «Кайдзэн (бережливое производство) в сфере услуг», который читал уже хорошо знакомый нам лектор г-н ОКАБЭ, бизнес-консультант из World Business Associates Co.Ltd. Желающих было 60 человек, на семинар приглашены 53 – это максимальное количество посадочных мест. Мы понимаем, что большое количество участников не всегда комфортно,
  • КАЙДЗЭН – ЭТО ПРОБЛЕМА ДУШИ
    мая, 30, 2018 | Ассоциация стажеровОфициально |
    Активизация экономических отношений между Россией и Японией и План экономического развития из 8 пунктов, предложенный премьер-министром Японии Синдзо АБЭ президенту России В.В. ПУТИНУ в 2016 году, дал импульс к более пристальному изучению кайдзэн (оптимизация бизнес-процессов, повышение производительности труда, постоянное улучшение).
    К сожалению, после посещения LEAN-Саммита в г. Сочи в 2017 г. стала явной разница между отношением
  • НАШИМ БУДУЩИМ СЛУШАТЕЛЯМ СЕМИНАРОВ И СТАЖЕРАМ
    марта, 28, 2017 | Ассоциация стажеров |

    Скоро у нас начнется сезон японских программ для предпринимателей города и края, первым ее обычно открывает 4-дневный семинар, в этом году тема выбрана «Кайдзэн (бережливое производство) в сфере услуг» японского лектора с 8 по 11 июня, после которого в октябре семеро отличников поедут на стажировку. Эта тема предлагается МИД Японии уже второй год подряд,

6 thoughts on “РЕЦЕПТ УСПЕХА УСТАРЕВАЕТ

  1. MaximKaliunkin

    .. Друзья, коллеги – благодарю за отлично проведённое время – с огоньком))

Добавить комментарий