ЛИН-САММИТ 2017 «УМНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ»: И СНОВА КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

1578

Что такое LEAN-KAIZEN, вероятно, не следует уже никому объяснять. Система бережливого производства получила одобрение на государственном уровне нашей страны. Если вы хорошо знакомы с инструментами кайдзэн (обращаюсь к слушателям наших семинаров), то вам наверняка знакома Система 5 С: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй (самодисциплина). Для того, чтобы рассказать нашим читателям о ЛИН-Саммите 2017, я решила разработать свою систему 5 С

1С: СОЧИ

Редкий спикер не начинал свое выступление со слов благодарности в адрес Ольги Павловны АНДРЕЕВОЙ, организатора ЛИН-Саммита, директора АНО «Японский центр «Кайдзэн» в Краснодарском крае. Площадок и институтов, имеющих отношение к кайдзэн немало в нашей стране, но тут отмечали особенно теплую атмосферу. В приветственной речи Ольга Павловна объявила основную тему саммита – «Умные производственные системы и индустриализация 4.0[1]». Абсолютно к слову было замечено ею об участии Японии в крупнейшей мартовской выставке электроники в Ганновере CeBIT отдельным проектом, на которой Япония представила уже свое видение социума 5.0. Думаю, нашим читателям не надо объяснять, почему упоминание Японии на саммите более чем уместно, — кайдзэн – японское слово, ставшее интернациональным. Между тем, оно пишется двумя иероглифами, которые мы видим на логотипе ЯЦ «Кайдзэн» — 改善 — что значит постоянное улучшение.

Саммит 2017 года состоялся в пятый раз при традиционной поддержке Фонда Олега Дерипаска «Вольное дело» и впервые — Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Поддержку также оказали Министерство экономики Краснодарского края и Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан. С прошлого года саммит проходит в отеле «Имеретинский» недалеко от Олимпийского парка и гоночной трассы Формулы 1. В списке участников значились 202 человека, за два дня работы 6 и 7 апреля мы успели выслушать 23 выступления на пленарных сессиях и разойтись по 9 круглым столам и мастер-классам. Состав участников можно условно разделить на представителей органов власти, учебных заведений, консультантов и практиков, среди которых выделялись госкорпорации и крупнейшие заводы страны. Первое пленарное выступление выпало на Министерство промышленности и торговли РФ[2]. Впервые же на саммите была возможность сдать сертификационный экзамен Ассоциации TPS Японии.

2С: СЭНСЭИ

На саммит организаторы пригласили экспертов высокого уровня, но двое безусловно выделялись особенно. Одного из них хорошо знают слушатели наших семинаров по кайдзэн – ХОРИКИРИ Тосио[3], президент Toyota Engineering Corporation, директор Сертификационного Института TPS Японии. Второй — УОТСОН Грегори, председатель Business Excellence Solutions[4]. Оба их выступления были удивительно гуманитарными на фоне наступающей диджитализации общества, по их глубокому убеждению, в основе всего – человек. Это он учит машину быть умной, это он ей доверяет сделать виртуальный прототип по своему разумению, это он моделирует в виртуальной реальности транспортные развязки и т.п. В связи с этим возникает вопрос к отделу кадров, к HR-службе, к университету, как готовить такого специалиста. Какие требования предъявляет индустрия 4.0 к кадрам? Кстати, Хорикири-сан сообщил нам, что, по его мнению, Россия находится на стадии индустрия 2.5, и что переход к 4.0 должен происходить постепенно, миновать стадию 3.0 не получится. Ведь дело не в механизмах, все дело в сознании человека. Хорикири-сан рисовал нам мозг гипотетического сотрудника, какие доли за что отвечают, а всё для того, чтобы объяснить, что мало напичкать голову знаниями, важна мотивация. Сэнсэй акцентировал внимание на том, что кайдзэн TPS до 80-х годов и после – это две очень сильно отличающиеся друг от друга системы. Япония пережила стадию насильного внедрения кайдзен, можно даже сказать, насильственного, жертвой такого усердия стал когда-то сам Хорикири-сан, поэтому опыт японских специалистов, пришедших к гуманистическим принципам кайдзэн, бесценен.

Г-н Уотсон по-новому рассмотрел термин «гэмба», их теперь в современном мире две: гэмба № 1 – это та, где создаются непосредственно ценности для клиентов, гэмба № 2 – это информационные процессы, определяющие и координирующие бизнес-процессы. Занятный ребус разгадал для нас Уотсон-сэнсэй, расшифровав дословно термин «гэмба» 現場, разложив сложные иероглифы на простые части: 王 князь, 見 смотреть, 土земля, 日 солнце. В интерпретации сэнсэя получилось, что князь (ответственное лицо или самый главный) сам на закате дня (то есть в конце рабочего периода) находится в месте выполнения реальной работы, чтобы понять, что происходит. Здесь ключевым является то, что руководитель САМ отслеживает реальность, «постоянно находясь в поиске возможностей для улучшения», что является «важнейшей обязанностью исполнительной функции».

3С: СТАНОВИСЬ ЛИДЕРОМ

Быть начальником и быть лидером, как вы знаете, не одно и то же, и, если вы решились на внедрение в своем отделе кайдзэн, вам придется стать и тем и другим одновременно. Лидер и только он может и должен вдохновлять. А для этого лидеру надо заняться собой. Великолепное выступление Виктории ПЕТРОВОЙ, председателя экспертного Совета и руководителя консалтинговой компании «ЛюдиPeople», было посвящено тому, как повысить производительность руководителей предприятий. Судя по первому же слайду, стало ясно, что она говорит о повсеместной тенденции, и она не радует. Вот некоторые упомянутые ею из общих для большинства руководителей проблем: «нет визуализации целей и процессов, низкий уровень квалификации и профессионального кругозора (!), неумение видеть проблемы там, где создается продукт, и решать их, лень и поверхностность».

О роли руководителя на пленарной сессии говорилось и другим консультантом Зосей ГЕРЧИКОВОЙ, управляющим партнером «Топ-Менеджмент Консалт», о том, что они свою работу консультантов начинают с разговора с руководителем. Пока у него в голове не сложится картина, никакие изменения не произойдут, консультанты могут написать бесконечные советы и схемы, они не будут работать. Я вам очень рекомендую этих двух специалистов, если вы ищете консультантов. Нам удалось поговорить с Зосей, меня интересовало, могут ли они работать не с гигантами автопрома и т.п., а с малыми и средними предприятиями, или с предприятиями сферы услуг. Оказалось, что и такие программы у них разработаны, но по опыту работы с предприятиями из различных регионов, Зося предложила при наличии интереса все же объединяться нескольким компаниям из родственных отраслей для обучения и получения консультаций у них.

Известный специалист в области качества Вадим ЛАПИДУС, генеральный директор ООО «Центр «Приоритет», академик Международной Академии качества (IAQ), разработчик ГОСТов по БП, затронул тему приобретения компаниями сертификатов без должного вникания в систему, говорил о следующем шаге бережливых систем: Smart LEQ (L бережливость=TPS, LPS,БП и т.п.; Q качество =TQM; E=инжиниринг для проектирования продуктов, процессов, производственных систем, систем менеджмента с акцентом на интеллектуализацию процессов, применяемую на всех стадиях жизненного цикла). И новой задачей менеджмента в таких условиях станет «разделение и сборка» умственного труда, то есть не только менеджмент талантов, это менеджмент коллективного умственного труда, это интеллектуализация физического труда на производстве, это повышение эффективности труда конструкторов и технологов».

4С: СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Одним из ярких впечатлений от саммита можно назвать выступление администрации Усть-Лабинского района – «Бережливый Усть-Лабинский Район» — сокращенно «БУР» с соответствующей символикой и очень яркими выступлениями чиновников. Проект «Кубань – территория эффективной экономики» разработан при непосредственном участии АНО «ЯЦ «Кайдзэн». Посвящен он повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества и расширению практики применения бережливых технологий на коммерческих предприятиях.

Коллеги из ЯЦ «Кайдзэн» сотрудничают не только с муниципалитетом, люди вдруг не начинают быть бережливыми и организованными, их к этому приучают с детства. Вспомните отчет наших стажеров по теме «Кайдзэн в сфере услуг» 2016 года или их выступление на Годовом сборе стажеров — они все отметили посещение школы, где ребят приучали к дисциплине и бережному отношению к окружающей среде. Усть-Лабинцы с помощью ЯЦ «Кайдзэн» провели Школу нового поколения, где в игровой форме учили детей культуре бережливого стартапа. Проекты-победители были награждены участием в саммите, и ребята выступили на круглом столе «Кадры для предприятий будущего: как объединить усилия образования и бизнеса». Здесь же выступили представители Кубанского аграрного университета.

Модераторами этого круглого стола были «бауманцы» (к слову сказать, «бауманцев» на саммите присутствовало очень много): А.Д. КУЗЬМИЧЕВ, д.и.н., профессор кафедры «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э.Баумана, руководитель лаборатории «Управленческие инновации» и Г.БАЕВ, преподаватель кафедры «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э.Баумана, руководитель Центра управления производством МГТУ им. Н.Э.Баумана. Имя этого уважаемого учебного заведения говорит само за себя. Участие экспертов такого уровня свидетельствует о значимости проблемы и качественном подборе участников. С нетерпением ждем аналитических статьей о работе саммита от признанных интеллектуалов нашей страны.

Одним словом если описать работу этого круглого стола, то говорили о том, как учиться тому, что нужно. Аксиомой стала мысль об образовании на протяжении всей жизни, и в образовании будущего творческие навыки стоят наравне с математикой и инженерией. Вот новый стандарт для кадров будущего: STEAM (Science Technology Engineering Art and Mathematics) вместо STEM, в старой версии, как вы видите, не было никакого Art, то есть художественного аспекта в самом широком смысле этого слова. Вот и Уотсон-сэнсэй об этом говорил, когда затрагивал тему «интернета вещей», что информация становится более интенсивной и интегрированной, при этом дизайн становится наиболее значимым элементом.

5С: СОЗНАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ: КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ

Пожалуй, самая болезненная для нас тема, т.к. она и есть «глаз тайфуна», от нее все поражения и успехи. Реальность признать – значит, запустить-таки процесс PDCA (Plan-Do-Check-Act), а перед этим надо проанализировать свои «узкие места». Интересен был опыт Хорикири-сан, он рассказывал, что в эпоху насильного внедрения кайдзэн начальники чего-то требовали, а подчиненные скрывали брак и недостатки, чтобы не попасть под горячую руку. Кстати, «Ведомости» от 17 ноября 2016 г. писали[5], что «вовлечь в бережливое производство трудно не только рядовых сотрудников, но и менеджмент. Как и простые работники, руководители не хотят обнажать слабые места в своей работе и сознательно искажают данные, которые предоставляют внешним лин-специалистам». Как решили эту проблему в Toyota? Упразднили отдел качества, но не просто закрыли его, а функции проверки качества переложили на каждый конкретный сегмент производства, они не могли передать дальше изделие, не проверив самостоятельно, все ли сделано хорошо. Более того, они за качество отвечали как профессионалы своего дела, стало не престижно делать брак.

Для чего это все? Для того, чтобы изучать и понимать клиентов быстрее конкурентов, гибко и быстро меняться под ожидания, а еще лучше быть неожиданно интересными для клиентов. Вот некоторые основные элементы поддержки человеческой культуры качества в индустрии 4.0 по Грегори Уотсону: чувствительность клиентов, уважение к человеку, командная работа и решения на основе консенсуса, ответственность руководства…процесс принятия решений и управления с использованием объективных фактов, основанных на а) данных, б) эмпирических данных, в) фактических данных для принятия решений.

Как вы знаете в декабре 2016 г. лидеры России и Японии договорились о новом импульсе в развитии наших отношений, достигнута договоренность о проведении в 2018 г. перекрестного года Японии в РФ и России в Японии, к тому же первые проекты уже начались – японская сторона будет производить диагностику производительности на российских предприятиях, в том числе на 12 заводах[6]. Японцы также будут помогать готовить кадры на 25 заводах, в списке есть такие гиганты как «Северсталь», кстати, участник саммита и НЛМК, представитель которого – С. ЛИХАРЕВ, вице-президент по логистике, ёмко и информативно выступил о пережитом на собственном опыте. Он же, подводя итог саммиту призвал реально оценивать свои силы и возможности, сознание реальности – лучший помощник менеджера.

О.С.


[1] Индустрия 4.0 или четвертая промышленная революция: от паровых машин к электричеству, затем к ЭВМ и четвертый этап – интеграция кибер-физических механизмов в рабочие процессы

[2] С 2015 г. были введены ГОСТы по бережливому производству http://docs.cntd.ru/document/1200120646

[3] Тосио Хорикири в течение 35 лет был главным инженером Toyota Motor Corporation, основатель и главный исполнительный директор Toyota Engineering Corporation, Института Управления Toyota, президент Ассоциации TPS Японии, имеет награды

[4] Грегори Х.Уотсон экс-президент и почетный член Международной Академии качества, занимал руководящие позиции по качеству в Hewlett-Packard, Compaq Computer, Xerox, имеет ученые степени в области управления системами, права и промышленного строительства, получил более 50 наград за свою работу в области качества, в т.ч. первую медаль Эдварда Деминга, присужденную неяпонцу Союзом японских ученых и инженеров (JUSE).

[5] https://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/11/17/665256-sistemu-berezhlivogo-proizvodstva

[6] http://www.kommersant.ru/doc/3227908

Один отклик на “ЛИН-САММИТ 2017 «УМНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ»: И СНОВА КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

  1. Катерина Романова

    Ольга, спасибо за прекрасный рассказ, не знала про такой форум, очень интересно. Удивило то, насколько глубоко уже кайдзен проник в российскую действительность, хотя до сих пор кажется чем-то экзотическим.

Добавить комментарий