ГО И ВОСТОЧНАЯ БИЗНЕС-СТРАТЕГИЯ

IMG_20190226_101122

В январе 2019 г. мы встретились с МИУРА Ясуюки, автором книги «Го и восточная бизнес-стратегия». Впервые книга была издана на английском языке в 1995 г. С 1958 г. Миура-сан начал трудиться в JAL (Japan Airlines), более 15 лет провел за границей, а с 1984 г. по 1992 г. он стал президентом Nikko Hotels International и Japan Air Lines Development Company (USA). Перед ним стояла задача открыть сеть отелей Nikko – под управлением Japan Airlines – в Северной Америке, с которой он успешно справился, призвав на помощь стратегию игры Го. Мой первый вопрос напрашивался сам собой: «Почему Вы решили написать эту книгу?». Для написания любой книги требуется, как минимум две составляющие – страсть и время. Если с первым, как следует из книги, все было в порядке, то откуда взялось время на написание, учитывая плотную занятость человека, заброшенного на новый тогда для японцев рынок.

М.Я.: В 90-х я был командирован в Америку по заданию JAL, открывал гостиницы этой авикомпании. То было время серьезных экономических перемен. Было достигнуто соглашение летать по свободной цене, а не по фиксированной, как это было ранее. Стремительно изменился и курс иены. В целом японская экономика развивалась весьма бурно, что благоприятно сказывалось на росте туристической отрасли. JAL решил выйти на американский рынок, чтобы обеспечить своих клиентов сервисом, к которому они привыкли. Опыт, приобретенный тогда, я считаю бесценный.

Разговор с Миура-сан вышел далеко за пределы Го. Мы начали с японской истори и истории шахмат. Думаю, наши читатели хорошо понимают, почему Миура-сан уделяет внимание шахамтам, в том числе сёги (японские шахматы). Для того, чтобы ярче была видна разница между подходом в войне, которую ведут шахматисты и игроки в го на доске.

М.Я.: На западе я столкнулся с мышлением шахматистов, когда бизнес — это война, в которой есть только одна победившая сторона, от второй не должно остаться ничего. Мы называем это условиями жесткой конкуренции. Но, зная принципы Го, которые нас отправляют к опыту предков, сумевших выжить и процветать, я видел мир по-другому. Я говорю о принципе гармонии, которая была провозглашена как государственная идеология еще во времена правления Регента Сётоку (574-622) и зафиксирована в «Конституции 17 статей».[1] Триединство Буддизма – Закона – Гармонии, которую олицетворял Император. Особенностью японских правил Го является отношение к «пленным» камням. Их не уничтожают, ими прирастает армия победителя, то есть того, кто занял бОльшую территорию. Так поступали в Японии в древние времена. Гармония в Го видна и в том, что все камни равны между собой, они одинаковой формы и, в отличие от шахмат, «ходят» по одному и тому же правилу для всех. Это значит, что у каждого индивида есть возможность сделать свой вклад в успех, стать значимым.

Неожиданно наша беседа ушла в русло современного положения вещей в Японии. Не секрет, что процесс старения населения продолжается, Миура-сан назвал Японию умирающей цивилизацией, мол, мы свидетели заката, красивого, но все же заката. Надо сказать, что Миура-сан весьма начитан в области философии, одним из его любимых авторов можно уверенно назвать философа Нисиду. В своей книге он цитирует известного футуролога Фукуяму, его известную работу о конце истории. Хотя тут же Миура-сан говорит о том, что жизнь и смерть – суть одного явления, поэтому за закатом непременно последует рассвет. Мы разговаривали с ним на Мэгуро, в здании, внутри которого расположена т.н. Школа кульуры (www.megurogakuen.co.jp). По сути это центр досуга, где любой может найти классы себе по душе – от дегустации сакэ с разъяснениями специалистов до занятий по Го. Причем занятия по Го для женщин были выделены отдельно[2].

Вопрос: Миура-сан, насколько Го популярно среди женщин?

М.Я.: На телевидении есть отдельный канал, посвященный Го и Сёги, если сможете его найти, очень рекомендую. Го сейчас занимаются женщины в основном те, что связаны с бизнесом, число business lady в Японии растет. Есть отдельная группа любителей Го бизнесменов. Раньше в любой крупной корпорации сотрудники играли в Го, сейчас такого, к сожалению, почти нет. Федерация Го Японии (日本棋院) выпускает свой журнал, где фиксируются и обсуждаются современные тенденции развития Го. Я стараюсь регулярно посещать занятия по Го каждую неделю, мы собираемся на Симбаси, в университете Васэда.

Вопрос: Во время проведения ВЭФ в прошлом 2018 году Российская Федерация Го и Polymetal International в отдельном павильоне рассказывали о Го и даже привезли умную руку робота. Как Вы относитесь к тому, что AI удалось взять последний бастион в интеллектуальных играх – Го – и обыграть человека?

М.Я.: ИТ-революция – свершившийся факт, надо искать гармонию в новых создавшихся условиях для жизни человека рядом с умными машинами. Роботизация и автоматизация – наша реальность. Но, как мне кажется, в Японии очень силен дух культуры монодзукури – создания вещей руками. Машинами, роботами можно, конечно, наделать много всего, но это не интересно. Гораздо привлекательнее вещь, сделанная руками. Посмотрите, сколько за последние годы к нам приехало иностранных туристов, тогда как японцы предпочитают почти никуда не ездить. Почему иностранцев привлекает Япония? Видимо, культурная идентичность, сохраненная не в последнюю очередь благодаря культуре монодзукури, создает уникальный образ нашей страны, познакомиться с которым приезжают люди из разных стран.

Вопрос: Может ли Го помочь в понимании японских партнеров российским бизнесменам?

М.Я.: Надо помнить, что Го поможет понять не только японских, но и китайских, и корейских партнеров. Но я призываю не опираться только на Го в изучении азиатских партнеров. Обратите внимание на работы философов Нисида и пр., историю Японии. До сих пор не так много компаний в Японии, которые готовы идти на контакт с иностранцами, вести бизнес. Корни этого надо искать в истории и менталитете. И если мы посмотрим на те картины мира, что становятся понятны после изучения, скажем, китайских философов, мы видим, насколько они настроены на внешние контакты. Если подходить к Го просто как к игре, то вряд ли она поможет понять, но если сопроводить игру с комментариями по поводу культурного бэкграунда Японии, то, пожалуй, это возможно. Если благодаря Го люди сделают вывод, что японцы избегают конкурентной борьбы, то это будет неправильно. Го популярна так же как и сёги, и шахматы. Основывать свой вывод о том, какими партнерами могут быть японцы, только на Го – неверно. Подумайте о том, какие общие точки соприкосновения могли бы быть у россиян, прошедших весьма интересный исторический путь, и у японцев.

А что касается времени на создание книги. Для Миура-сэнсэй это труд, суммирующий его опыт, из которого мы видим, что решительность, с которой он взялся за новые для себя вершины, была вознаграждена — смелость не только города берет, но и Время.

Беседу вела О. Сумарокова


[1] В беседе Миура-сан назвал этот документ Конституцией. В российской японоведческой традиции существует другое название – «Наставление из 17 статей» (604 г.)., «в которых были сформулированы некоторые самые общие принципы, на которых должна была строиться жизнь государства». Цит.по История Японии. Т.I. С древнейших времен до 1868 г.2-е изд., исправленное и дополненное. М., Институт востоковедения РАН. 1999 – 663 с.

[2] В начале года мир узнал новость – появилась новая звезда в Го: В Японии 9-летняя школьница Сумире Накамура стала самым юным мастером древней китайской настольной игры — Го. Об этом в понедельник, 7 января сообщает The Guardian со ссылкой на японскую ассоциацию традиционной игры: https://www.theguardian.com/world/2019/jan/07/go-getter-japanese-girl-nine-becomes-strategy-games-youngest-professional

Добавить комментарий