ВАЖНО НЕ ПОПАДАНИЕ ПО МЯЧУ, А УДАР ПО НЕМУ

Отчет о прохождении стажировки в Японии «Кайдзен» 26-30 октября 2015 г.

clip_image001

До прохождения стажировки мне удалось посетить несколько семинаров по теме «Кайдзен» в Японском центре г. Владивостока, поэтому очень хотелось увидеть на практике реализацию принципов «кайдзен» на японских предприятиях. Выражаю огромную благодарность МИД Японии и Японским центрам за организацию подобных стажировок! В пределах нашей страны очень сложно попасть на действующее предприятие, а Япония дает возможность увидеть нам работу их компаний, познакомится, пообщаться и наладить деловые контакты. Я глубоко убеждена, что японские предприятия очень заинтересованы в сотрудничестве с российскими компаниями, несмотря на политические и экономические потрясения в мире. Организация подобных стажировок позволяет нам больше узнать Японию, найти интересных партнеров в этой стране, завязать новые знакомства среди стажеров и вдохновится новыми идеями для своего бизнеса.

 

Наша стажировка началась с лекции Судзуки Хадзиме «Эффективный способ проведения кайдзен в управлении предприятием». Эта лекция была очень интересна и особенно полезна для участников стажировки, которые еще были не знакомы с понятием «Кайдзен» на предприятии. Для меня самым интересным был рассказ лектора о применение практики 5S на швейном предприятии. Данный пример дал мне понять, что совершенствование своей компании нужно производить постоянно и особенно при меняющихся внешних и внутренних условиях. Этот процесс бесконечен, но нужно изменить свое мышление, т.е. постоянно необходимо жить с мыслью, чтО нужно сделать, чтобы быть лучше, чтобы результаты моей работы были лучше, чтобы мои подчиненные работали лучше, чтобы мое предприятие работало лучше. Швейная фабрика во Вьетнаме успешно в течение года реализовала принципы 5 S и достигла высоких результатов, но спустя год она вернулась к исходному своему состоянию. Мне кажется это очень типично для наших российских компаний. Руководитель и высшее звено менеджеров внедряют новую систему организации, вводят новые стандарты для улучшения работы компании. Но происходит это в приказном порядке (сверху-вниз), при отсутствии должного контроля и поддержки нововведений низшим звеном это не дает ощутимых результатов, со временем возвращается компания на прежний уровень работы. Лектор Судзуки Хадзиме заострил наше внимание, что важно воспитать в себе и в своих коллегах открытое восприятие. Необходимо зародить эту философию «кайдзен» в сознании, и маленькими результатами идти к большим результатам. В конце лекции Судзуки-сан показал нам применение «Кайдзен» на примере своей работы. Он не стал выслушивать все вопросы стажеров в конце лекции, а попросил всех написать свои вопросы и наклеить их на доску. Затем сгруппировал их на группы, и ответил на 7 вопросов. Тем самым он сократил время на задавание вопросов, ответил каждому из 20 слушателей, определил наиболее часто задаваемые вопросы. «Кайдзен» в действии!

выставочный центр АО Ниссан Мотор

Первым посещаемым предприятием было АО «Ниссан Мотор» в Оппама. Автомобилестроение очень развито в Японии, и ярким примером было это продемонстрировано на предприятии Ниссан. Расположение производственных цехов, складов и других компаний, изготавливающих комплектующие к автомобилям, на территории завода продемонстрировали оптимизации бизнес процессов и сырьевых потоков. Много впечатлений осталось от посещения сборочного цеха, где продемонстрирована система «Just-In-Time» на поточной линии сборочного конвейера. Остановлюсь только на моментах, которые меня заинтересовали: четкое разделение вида выполняемых работ; разделение персонала по виду работ и квалификации; отсутствие конструктивных перегородок на участках, но при этом наличие разметок и выделение зон на полу; автоматизация процесса подачи комплектующих на поточную линию за счет электрических тележек; наличие ящиков для комплектующих определенного вида, цвета и фотографией комплектовщика; наличие информативных досок; разделение отходов и хранение их в специальных контейнерах; система оповещения бригадира о проблемах на конвейере за счет специального шнура; наличие пешеходной зоны и даже светофоров для безопасного движения; скорость и темп выполнения работ рабочими и т.д. Нам были продемонстрированы усовершенствования, которые предложили сами рабочие цеха: специальный стол для автоматического съема ящика с ЗИП с электрической тележки и установки пустого ящика без участия человека; специальное приспособление для более быстрой установки передней панели в автомобиль.

осмотр производства Комацу Банэ Коге

Посещение предприятия АО «Комацу Банэ Коге» по производству точных витых и пластинчатых пружин поразило меня. Даже маленькие предприятия в Японии стремятся к высокому уровню качества своей продукции и точности выполнения заказов. На этом предприятии работает не более 80 человек, руководит предприятием женщина Сэцуко Комацу, но при этом предприятие специализируется на высокоточных и очень маленьких пружинах (тоньше человеческого волоса) для медицины, электроники, часов, автомобилей и других точных приборов. Предприятие удостоено множеством наград и посещением премьер-министра Японии. Они принимают заказ от минимальной партии пружин в 1000 шт., разрабатывают чертежи, изготавливают качественные изделия и поставляют в срок. Цеха чистые, поддерживает порядок работники предприятия, включая директора (обслуживающий персонал по уборке помещений отсутствует). Инструмент и оснастка располагаются в определенном порядке и установленном месте. Организована система контроля качества продукции за счет визуального контроля и специальных микроскопов. Организована система хранения технической документации.

Предприятие «PANA CHEMICAL» удивило своей концепцией бизнеса и историей своего развития. Это замечательный пример того, что предприятие может быть успешным благодаря удачной реализации идеи без привлечения большого количества активов. Япония не занимается вторичной переработкой отходов по нескольким причинам: отсутствие перерабатывающих заводов, загрязняющих окружающую среду, отсутствие предприятий, использующих в своем производстве вторичное полимерное сырье. Но при этом Япония одна из самых чистых стран мира, где государство контролирует и датирует компании, занимающиеся сбором, сортировкой и вывозом вторичных полимерных отходов. «PANA CHEMICAL» достигла больших успехов в этой области за счет того, что они не просто покупают отходы, но и продают современное оборудование с техническим обслуживанием для изготовления полуфабрикатов, позволяющих сократить расходы на транспортировку и хранение отходов. «PANA CHEMICAL» постоянно усовершенствует свою деятельность: расширяет ассортимент экспорта вторичных отходов, модернизирует оборудование по переработке и утилизации, участвует в международных выставках, экологических проектах, устраивает экспозиции на складе для своих клиентов, создает социально-значимые проекты для трудоустройства людей с ограниченными возможностями.

Предприятие «Гантан Бьюти» очень наглядно продемонстрировало «кайдзен» в разработке нового метода монтажа крыши сверху вниз. Новый метод монтажа крыши позволил сократить сроки работ, уменьшить расходы на строительный каркас и монтаж, предотвратить повреждение крыши в период монтажа. Особенно было интересно познакомиться с деятельностью «кайдзен» на их предприятии: выполнение 5 S, визуализация требований качества, полная информативность о деятельности компании для всех работников, анализ показателей производительности, рассмотрение и поощрение рационализаторских предложений работников. Уверена, что принципы кайдзен «Гантан Бьюти» — аккуратность и чистота, высокое качество и производительность, постоянное стремление к новым высотам – сделают любое предприятие высококлассным.

Компания «Хаясисодзи» не обладает современным металлообрабатывающим оборудованием, не имеет больших цехов и большого количества квалифицированного персонала. Не бросается в глаза аккуратность и чистота японских компаний, хоть и заставили надеть тапочки в офисных помещениях и каски в производственных цехах. Но даже такое предприятие, на первый взгляд ничем не примечательное, заставило нас всех удивиться. Оно занимается изготовлением оборудования и деталей для железнодорожных дорог, обеспечивающих безопасность их использования! А это доказывает, что не высокие технологии и автоматизация позволяют японским компаниям достигать высоких показателей эффективности, а человеческие ресурсы, нацеленные на успех своей компании, имеют самую большую ценность.

В техническом центре «ТОТО» мы были ошеломлены от новых разработок в области сантехники. Здесь нам были показаны последние разработки туалетов, ванных, умывальников, душевых. Разработчики продумывают все до мелочей: материал, форма, экономичность, удобство, безопасность, экологичность и т.д. Очень была интересна лаборатория, где испытывают на водопропускающую способность. Основным направлением их усовершенствований является сокращение использования воды, сегодня современные унитазы компании «ТОТО» используют 3,8 л воды для смыва вместо 15 л. Их продукция охватывает все слои населения: мужчины, женщины, дети, пожилые люди, инвалиды. «ТОТО» — образец высокотехнологичного современного предприятия, использующего инновации и научные разработки на благо всего общества.

бренд фабрики Акаги Нюге

Последним предприятием нашей стажировки было пищевое предприятие АО «Акаги Нюге», выпускающее замороженные десерты и мороженное. Организация производства построена исходя из требований к пищевым производствам: наличие специальной одежды, наличие пропускной системы в цехах, выполнение графиков уборки и технического обслуживания линий, полная автоматизация процессов, наличие лаборатории контроля качества продукции. Дегустация продукции компании «подсластила» наше посещение. Мне кажется, что мы на 30 минут превратились в беззаботных детей, кушающих мороженое и болтающих о всяких пустяках.

Окончание стажировки прошло официальной встречей в МИД Японии, где мы выразили свою благодарность представителям МИД и Японско-российского экономического центра за предоставленную возможность участвовать в этой стажировке. Нам были торжественно вручены дипломы. Затем пригласили на фуршет для встречи и общения с представителями заводов, участвующих в стажировке. Принимающая сторона организовала нам в последний день обзорную экскурсию по Токио для знакомства культурными и историческими достопримечательностями города. Большое спасибо всем организаторам, особенно переводчикам за высокий уровень перевода и возможность обсудить любые вопросы с японскими представителями!

Мне стажировка дала новые ощущения, знания и убежденность, что наша компания может быть еще лучше. «Важно не попадание по мячу, а удар по нему» — это выдержка из презентации компании «Гантан Бьюти». Именно с таким желанием «бить по мячу» я вернулась из стажировки. Вынашиваю много идей для реализации на нашем предприятии по организации сбора и хранения отходов, создания информативных досок и единой системы обмена информации между службами, организации контроля за сроками выполнения работ в текущем времени, оптимизации системы планово-предупредительных ремонтов и сокращение простоев оборудования. Обязательно будем поддерживать переписку с компанией «PANA CHEMICAL», которая проявила большой интерес к деятельности нашей компании. В перспективе, возможно, возникнут деловые отношения с этой компанией в области переработки вторичных отходов.

Благодарю всех участников стажировки за позитивную, интересную и насыщенную поездку! Желаю перенести философию «кайдзен» в свою жизнь! Успехов и новых достижений личностного роста!

С уважением, Юдина Ирина Игоревна,

начальник производства ЗАО «Радуга»

 

Свой отзыв хочу сразу начать с выводов, которые я сделал в результате этой поездки. Мы изучали практику кайдзен на японских предприятиях, стажировка длилась неделю. Ежедневно мы посещали по два предприятия, одно утром и одно — вечером. График напряженный, особенно если учесть, что каждый вечер к этой программе прибавлялась культурная часть изучения японских кулинарных традиций.

Первое, что бросается в глаза — это отношение японцев в плоскости “начальник-подчиненный”

Все государственное, общественное и производственное устройство нацелено на организацию комфортной, качественной, полноценной деятельности рядовых членов общества. Максимальная помощь, максимальная поддержка простому человеку. Это делается не ради альтруизма, а нацелено на то, чтобы каждый член общества был максимально эффективен и приносил максимальную пользу (отдачу) этому обществу. Подобная практика приносит видимые плоды. Власть использует свои компетенции, силу и права для организации качественной жизнедеятельности рядовых членов общества. Метро, магазины, дороги, отношение в аэропорту, организация бизнеса – все выстроено для потребителя. Потребителем является каждый член японского общества. Начальники и руководители всех уровней воспринимают себя как служители коллектива, как организаторы работы своих подчиненных. Руководители четко понимают, что от того, насколько они помогут своим работникам, зависит конечный результат их общего дела. На предприятиях руководители всячески подчеркивают свою близость к рабочим (питаются в одной столовой, ездят на простых машинах, сидят в общих кабинетах и т.д.).

Приведу небольшой пример.

Вылет из Японии, аэропорт Нарита. В зоне проверки пассажиров слышен громкий неудовлетворенный женский голос. По-русски. Наша соотечественница активно ругается с японкой. Подходим ближе. Женщина не сдала в багаж, а взяла с собой бутылку шампуня объемом около 200 мл. Японка пытается объяснить ей, что с собой можно проносить жидкости в таре объемом не более 100 мл. Наша соотечественница на чисто русском языке требует вернуть ей деньги, не понимая, что сама является причиной данной проблемы. Подойдя ближе, мы замечаем, что японка не просто объясняет пассажирке правила провоза жидкостей, а принесла ей две бутылочки по 100 мл и предлагает перелить жидкость в них. Такого конструктивного подхода я не ожидал. В России мы могли надеяться максимум на повторение правил провоза жидкостей, а далее вызов службы безопасности, милиции или снятие с рейса….

В Японии клиент всегда прав…, даже если он не прав. У нас это изречение выглядит как: Начальник всегда прав…, даже если он не прав – см.П1. Японское отношение к потребителю, желание его удовлетворить и найти решение проблемы является выигрышной и правильной стратегией.

Я не хочу сказать, что Япония идеальна, но в части клиентоориентированности нам есть чему поучиться. Этому учит кайдзен. Поставщик всегда должен стараться удовлетворить своего потребителя. Все процессы описываются с выделением потребителя и поставщика, и в этой связи начальник — поставщик, а работник – потребитель. На таких принципах строится работа успешных японских предприятий. Эти принципы завоёвывают мир.

Японцы не знают теории кайдзен

О кайдзен мир знает из книг американских авторов, описывающих производство “Тойота” или других гигантов японской промышленности. Американцы склонны систематизировать и придавать структуру любой идее. Благодаря им мы знаем кайдзен через концепции и понятия 5S, just in time, гемба, муда/мура/мури, цикл PDCA и другие.

Японцы не знают теории кайдзен, они практикуют кайдзен.

На вопрос к одному из руководителей показать примеры реализации кайдзен на его предприятии был ответ: мы выкрутили половину лампочек в офисных светильниках и экономим электричество. Другой руководитель также затруднился представить какие-либо примеры и рассказал интересную историю из деятельности компании, но никак не связанную с кайдзен. Японцы практикуют кайдзен каждый день, возможно даже не осознавая этого.

Некоторым японцам я задавал каверзный вопрос: где они изучают теорию кайдзен: в детском саду, школе или институте, все отвечали, что нигде в образовательных заведениях кайдзен не преподают. Вероятно, кайдзен строится на национальных качествах характера японцев и теории Эдвардса Деминга, которая помогла найти логичное объяснение и утилизацию этих качеств характера японцев.

Мне очень понравилась идея, высказанная японским лектором в первый день нашей программы, о том, что кайдзен – это движение снизу-вверх в противовес бережливому производству (lean-production), где инициатива исходит от руководства, а методики насаждаются приказами и распоряжениями. Кайдзен – это желание каждого работника улучшить (упростить/усовершенствовать) свою работу на предприятии, основанное на любви к предприятию и осознании предприятия как большой семьи, которую не бросают. Большинство японских руководителей говорили об отсутствии или очень незначительной текучке и увольнениях. «Не увольняем!»

Японцы бережливы

Этот тезис не требует доказательств. Сама действительность окружающая нас в Японии свидетельствует о бережливости японцев как на бытовом уровне, так и в производстве. Тут я хочу предложить идею, которая родилась у меня в Японии.

Японцы много и интенсивно работают, нельзя сказать, что они фонтанируют идеями, но те хорошие и рациональные идеи, которые рождаются в их головах, они вынашивают и взращивают до коммерческой реализации. В силу скудности творческих идей каждую они берегут и развивают. В отличие от японцев мы, русские, генерируем не менее 10 идей за день, но в силу высокой творческой потенции для нас это привычно, мы совершенно не ценим свои идеи и не воплощаем их в продукты. Вот что, на мой взгляд, является корнями японской бережливости и к чему приводит понимание скудности ресурсов. В Японии единственный ресурс и богатство – это люди.

Организация стажировки или «галопом по Европам»

Все посещенные предприятия представляют большой практический интерес. Те из нас, кто хотел и был готов, получили много полезного от даже краткого осмотра и диалога с японскими руководителями. К сожалению, организация посещения каждого предприятия не более чем по 2 часа (а иногда и 1 час) не создает атмосферы для изучения и анализа организации японского бизнеса. Считаю, нам не удалось глубоко изучить весь производственный процесс ни на одном предприятии. Тем не менее, программа, которая была запланирована, организована на высоком уровне, все было вовремя, и только наша неорганизованность иногда подводила.

Благодарности

Особую благодарность хочу выразить переводчику Алексею как очень активному и эрудированному специалисту. Благодаря его систематическому освещению различных сторон японской культуры, жизни, традиций, подходов и истории мы смогли компенсировать методические недостатки программы стажировки и полноценно погрузиться в мир Японии. Ни минуты свободного времени в переездах на автобусе не было потеряно! Это настоящий русский кайдзен!!!

С уважением, Юрий Бадодин

Генеральный директор

ООО «Ливадийский ремонтно-судостроительный завод»

 

Было интересно познакомиться с принципами Кайдзен на японских предприятиях. Прежде всего, Кайдзен представляет собой  культурное явление и подразумевает постоянное улучшение  и оптимизацию рабочих процессов, что в свою очередь ведет  к уменьшению затрат и достижению эффективного результата. Интересный подход Кайзена описал Сузуки-сан. Говоря об оптимизации, европейские компании сокращают персонал, а японские фирмы находят новое применение своему сотруднику, не увольняя его. 

Впечатлило практическое применение Кайдзена на предприятиях Тойота и Ниссан. Автоматизация, скорость и точная работа. Все процессы, которые можно было автоматизировать — автоматизированы, тележки, которые самостоятельно передвигаются, лотки, которые сами открываются,  для правильного подбора груза на складе. Все сделано для облегчения (комфортности) труда и повышения скорости работы.

Конечно, есть чему поучиться у наших японских коллег в организации рабочего процесса. Самые лучшие практики буду внедрять на своем предприятии.

С уважением, Коваль Андрей

Исполнительный директор

Технохолдинг SUMOTORI

clip_image001[4]

Похожие записи:

  • ЭВОЛЮЦИЯ КОМПАНИИ – В РУКАХ КЛИЕНТОВ
    апреля, 1, 2015 | Ассоциация стажеров Интервью |

    Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию интервью с Алексеем Борисовичем ЖЕРЕМЯНОМ, генеральным директором ООО «Перспектива», стажером программы «Управление предприятием», проходившей в декабре 1999. Компания «Перспектива» занимается дизайном и производством нестандартной мебели и торгового оборудования. Алексей Борисович застал еще стажировки продолжительностью в три недели, поэтому в тексте вы найдете упоминание о том, как они вечера тратили

  • Кайдзен в сфере услуг
    ноября, 9, 2016 | Ассоциация стажеров |
    Отчет о стажировке «Кайдзен в сфере услуг», проходившей в г. Токио в период с 17 по 21 октября 2016 г., организованной Правительством Японии при содействии «Уорлд бизнес Ассошиэйтс»
    В течение всей жизни каждый день продвигайся вперед, становясь более умелым, чем вчера, более умелым, чем сегодня. Этот Путь
  • КАЙДЗЭН В ЛОГИСТИКЕ
    декабря, 12, 2017 | Ассоциация стажеров |

    Отчет стажеров Японского центра во Владивостоке
    26 ноября — 5 декабря 2017 г.

    ГРУЗДЕВА С.А., директор ООО «ДВ Интерсертифика»: «При подготовке данного отчета я просмотрела отчеты стажеров Японского центра во Владивостоке по программам «Логистика» и «Контроль качества на малых и средних предприятиях (производстве)». И поскольку мне повезло быть стажером 2-х программ (в 2001 году по теме

  • Отчет о стажировке по теме «Управление персоналом»
    января, 10, 2012 | Ассоциация стажеров |
    (27.11 – 11.12. 2011)
    Восточная пословица гласит: «Сколько ни произноси слова «халва», во рту слаще не станет». Можно прочитать множество статей и посмотреть десятки фильмов, но пока не побываешь в горах, не поймешь, почему «лучше гор могут быть только горы». Вот и теория, пусть даже она прочитана самым опытным профессором, останется только теорией без погружения
  • СТАЖИРОВКА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
    декабря, 19, 2012 | Ассоциация стажеров |
    28 ноября – 10 декабря 2012 г.
    Постоянные читатели нашего сайта хорошо знают наш раздел «Ассоциация стажеров Японского центра», здесь мы стараемся аккумулировать знания, полученные нашими стажерами, во время стажировок после успешно пройденных семинаров для того, чтобы поделиться ими с коллегами по всей стране, с людьми, которые интересуются современным состоянием японской экономики. Неизменным интересом пользуется

Один отклик на “ВАЖНО НЕ ПОПАДАНИЕ ПО МЯЧУ, А УДАР ПО НЕМУ

  1. Вячеслав

    Самое главное в стажировке — собственные наблюдения. В Японии мы удивляемся тому, что механизм взаимодействия «человек-человек» работает. Как я понял, из некоторых аспектов впечатлений стажеров, инициатива японского работника приветствуется. У нас же с точностью до наоборот: труд в определенных рамках/границах без возможности упрощения своей работы (исключительно усложнение).

Добавить комментарий