КАЙДЗЭН В ЛОГИСТИКЕ

Titul

Отчет стажеров Японского центра во Владивостоке

26 ноября — 5 декабря 2017 г.

ГРУЗДЕВА С.А., директор ООО «ДВ Интерсертифика»: «При подготовке данного отчета я просмотрела отчеты стажеров Японского центра во Владивостоке по программам «Логистика» и «Контроль качества на малых и средних предприятиях (производстве)». И поскольку мне повезло быть стажером 2-х программ (в 2001 году по теме «Контроль качества на производстве» и в этот раз — «Кайдзен» (логистика), то постараюсь не повторяться.

Но сначала хочу поблагодарить всех организаторов и исполнителей стажировки: МИД Японии, Генерального директора ЗАО «Японо-российский Экономический Центр» господина Ядзима Такаси и всех его замечательных переводчиков и помощниц (Дмитрия, Асель, Жилдыс), Японский центр во Владивостоке в лице директора господина Мукаи. Хочется отметить очень высокий уровень организации и проведения стажировки. Японская сторона стала более открытой для сотрудничества. Уверена, что вся информация и знания, полученные мной, будут использованы при консультировании российского бизнеса во благо развития российско-японского экономического сотрудничества.

Все компании (всего — 8), которые нам посчастливилось увидеть, характеризуются высочайшим уровнем автоматизации и производительности труда. В АО «Японская судоходная компания» меня поразила система дистанционного управления крытым терминалом на 420 автоматизированных мест (7 ярусов по 60 мест) для хранения контейнеров. Время обработки одного контейнера всего 2,5 минуты! Кранами обрабатывается 48 контейнеров в течение часа на контейнерном терминале! Удобство и рентабельность — основные характеристики данного терминала.

В АО «ФАНКЛ» (FANCL Corporation), распределительном центре округа Канто, нам показали великолепно функционирующий бизнес-процесс начинающийся от получения заявки в on-line до отправки сформированного заказа потребителю (упакованная бандероль или посылка). Представитель предприятия г-н Фудзи очень компетентно показал все автоматизированные операции по комплектованию заказа и ответил на все интересующие нас вопросы.

Передовое предприятие Японии Yamato Haneda ChronoGate поразило меня не только масштабами управления автоматизацией обрабатываемых почтовых отправлений, но и особым гостеприимством, комплексом социальных услуг для сотрудников на территории компании (спорткомплекс, д/сад), оригинальным товарным знаком (черная кошка с котенком), используемым на целом ряде продукции.

Знакомство на бизнес-встрече с г-ном Оки Хикару позволит мне наладить сотрудничество в области маркетинговых исследований для потенциальных российских экспортеров, а также в области санитарного, ветеринарного и фиторегулирования, стандартизации, сертификации и таможенного оформления продукции.

Япония поражала и поражает масштабами строительства, создавая инфраструктуру, в том числе и на искусственных площадях (21 мусоросжигательный завод только в Токио), соблюдая экологические требования и требования жителей Токио. Башня «SkyTree» — новый туристический объект и Токийская башня позволили ещё раз полюбоваться современным мегаполисом – Токио.

В качестве улучшений (кайдзен) для будущих стажеров логистических компаний могу порекомендовать следующее. Для того, чтобы стажеры однозначно понимали, что такое кайдзен (постоянное совершенствование), и как можно сократить затраты при осуществлении логистической цепи необходима подготовка по теме «Системный подход к качеству логистических услуг» перед стажировкой. Для Японии системный подход к качеству продукции и услуг закладывался на стадии создания компании, как само собой разумеющееся. И кайдзен осуществляется системно по принципу P-D-C-A. В качестве системных требований используются ISO 9001 и ISO 28000 (сертифицироваться не обязательно, если нет прямого требования заказчика услуг). А требование постоянного совершенствования – это требование всех международных стандартов по менеджменту. Работая консультантом более 20-ти лет, сталкиваюсь с тем, что руководители ряда российских компаний видят свои проблемные участки и готовы их улучшать, но, к сожалению, не всегда знают и понимают, как правильно (системно) внедрить новые идеи».

IMG-20171202-WA0053

ОЛОФИНСКИЙ К.Л., консультант по управлению коммерческой недвижимостью «Производственно-складской комплекс «Снеговая падь»: «Стажировка началась с лекций директора консалтинговой компании «Си Энтерпрайз» г-на Асауми Сигеру. Он сформулировал четыре основных принципа для успешной работы с японскими предприятиями:

  1. Mission-Миссия
  2. Passion – Пыл
  3. Action – Действие
  4. Commission – Доверие

А также отметил ключевой фактор успеха в логистическом бизнесе – широкая сеть контактов. Это был хороший старт для понимания рынка логистических услуг в целом по Японии. На первом же предприятии АО «Нихон Юсэн» нам показали уникальный объект логистики: склад для хранения 20-ти и 40-ка футовых контейнеров, который вмещает 420 единиц. Выгрузка контейнера с автомашины и установка его в отдельную ячейку занимает всего 2,5 минуты. Да, нам есть к чему стремиться. На следующий день мы посещали распределительный центр АО «ФАНКЛ» — современное логистическое предприятие, которое способно обрабатывать и отправлять конечному потребителю десятки тысяч заказов в день. Отличительной особенностью этого центра является использование системы RFID или транспондеров. Интересный пример по решению проблемы экспортно- импортного баланса мы увидели на логистической базе «Ниссин», где частный капитал при господдержке создал 5-этажный складской комплекс общей площадью 305 500 кв.м. специально для увеличения импорта в Японию.

Учитывая, что вся Япония находится в зоне с высокой сейсмической активностью, было интересно наблюдать, как устроены логистические центры. Склады и административные здания компании АО «Юсэн Лоджистик» были оборудованы амортизаторами и резиновыми прокладками между сваями и фундаментом. При общении с японскими компаниями я отметил их приветливость, вежливость и желание найти общие точки. До сих пор нахожусь под впечатлением об этой полезной и замечательной поездке.

Пользуясь случаем, хотел бы выразить огромную благодарность за организацию и возможность участвовать в этой стажировки Японский центр во Владивостоке и МИД Японии. Во время стажировки я познакомился с несколькими потенциальными партнерами и уверен, что это перерастет во взаимовыгодное сотрудничество».

IMG-20171206-WA0038

ЛЕСНИЧЕНКО Н.А., индивидуальный предприниматель: «Предприятия, которые удалось посетить в ходе стажировки, достаточно разноплановы по своей деятельности, хотя и работают в одной отрасли. Так как тема стажировки — это кайдзен в логистике, то с этой точки зрения больше всего понравился распределительный центр округа Канто АО «Фанкл». Разделение товарных потоков по каналам продаж и обработке заказов, наличие дополнительных мощностей, позволяющих обработать повышенное количество заказов на комплектацию, как резерв при пиковых нагрузках. Использование дополнительных точек контроля ручного труда без увеличения количества контролирующих сотрудников, четкое разделение процессов на основные и вспомогательные. Использование принципов зонирования пространства и эргономики. К сожалению, на данном предприятии фото- и видеосъемка были запрещены.

Исходя из общего впечатления по стажировке: технологии в какой-то мере еще можно применить к российской действительности, но опыт использования заемного труда (который достаточно распространен на японских предприятиях) в российских условиях уже был опробован как серая схема ухода российскими предприятиями от налогообложения. В результате, имея ФЗ 116 от 05.05.2014 года, российские предприятия сталкиваются со сложностями регулирования объема и качества человеческого ресурса в отличие от японской стороны, где этот вопрос решается просто.

С моей точки зрения, партнерство предприятий в логистике будет расти при наращивании торгового оборота между нашими странами. Возможность погрузиться в атмосферу страны изменила мой взгляд на японцев. Несмотря на уделяемое ими внимание ритуальности и символизму, по сути они такие же, как и мы.

Совет стажерам: при подготовке к стажировке прислушивайтесь к советам организаторов».

ПЕТРЕНКО А.Г., федеральный директор по логистике ДНС: «Изначально ожидал от стажировки иного формата – вводной лекции про Кайдзен с примерами применения на практике и с последующим изучением этого опыта на предприятиях. Как таковой лекции не было, и основной упор был сделан на посещении японских предприятий. Больше всего запомнилось посещение FANCL и Yamato ChronoGate. Это одни из самых передовых логистических центров в Японии с высокой долей автоматизации процессов.

В первом случае это многоуровневый склад, разделенный на зоны хранения, обработки и отгрузки с применением RFID на таре.

clip_image002

Площадь 15600 м3, работает 240 сотрудников. Отгружает 20 000 единиц товара в день. Ассортимент 2500 СКУ. Существуют отдельные зоны для обработки ходового и ассортиментного товара с разным подходом и способами. Для ходового товара применяется конвейер с применением технологии Pick by light, лотки с RFID метками и автоматический склад подачи товара в зону набора. Используют очень интересное решение для повышения производительности сотрудников – в зоне обработки ходового товара висит табло с текущей скоростью операций и средним за смену, на основе которого считается и выводится время, когда закончится рабочий день при такой скорости работы и объёмом, подлежащим обработке.

ChronoGateэто сортировочный центр, который расположился на огромной территории, где находится даже детский сад и спортзал.

image

Центр принадлежит компании Yamato. Она занимает 50% экспресс перевозок Японии – 1,8 млрд посылок в год. 250 тыс. точек сбора посылок, 70 РРЦ из которых 4 автоматизированы. Центр ChronoGate самый новейший. Построен 4 года назад. Практически полностью автоматизирован. Обрабатываем в макс. нагрузке 48 000 посылок в час. Одновременно для погрузки и разгрузки способен принять 104 грузовика. Здание 7 этажное и все этажи связаны спиральным конвейером. Обработка грузов осуществляется на 1 и 2 этажах. По двум видео можно примерно ознакомится с работой центра:

  • Имеет свое НИИ по разработке упаковки;
  • Есть Сервисный центр, сами забирают у клиентов и ремонтируют технику. Как гарантийный, так и пост гарантийный ремонт;
  • Система FRAPS – Free Rack Auto Pick System.

Так же запомнился автоматизированный контейнерный склад по типу стеллажного хранения на терминале компании NYK LINE (Nippon Yusen Kabushiki Kaisha). Позволяет обрабатывать 48 контейнеров в час. Семь этажей хранения. Общая вместимость 420 контейнеров. Реализована для ускорения обработки за счёт устранения операций при обработки контейнеров в нижних рядах.

image

Получить представление о его работе можно посмотрев видео:

По итогам стажировки:

Можно отметить некоторые особенности логистики в Японии:

  • Большинство посещаемых складов построено более 15 лет назад;
  • Особый упор на сейсмоустойчивость, что немаловажно для данной страны;
  • Многоэтажность складов, каждый уровень по 3 метра с возможностью заезда ТС на каждый этаж;
  • Все процессы регламентированы правилами и стандартами;
  • Хороший уровень автоматизации и механизации БП;
  • Используют системный подход к работе с изменениями и улучшениями процессов на всех уровнях сотрудников.

Есть понимание, что большинство инноваций невозможно применить в наших реалиях из-за больших сумм инвестиций с окупаемостью в десятки лет. Например, такие как автоматизированные склады. Между тем у себя в работе можно применить системный подход к работе с изменениями, вовлекая все уровни сотрудников; Решение автоматического сканнера размеров и веса коробки (Считывает габариты и вес, синхронизируется с базой и печатает этикетку с размерами и весом); Использовать RFID метки для тары (паллет, сборных коробок, и т.п.)».

ISO

ДОБРОСКОК К.В., начальник отдела по взаимодействию с клиентами, ООО «Портовый таможенный представитель»: «Хочу начать свой отчет со слов благодарности в адрес Японского центра во Владивостоке, а также принимающей стороны и вообще каждого, с кем довелось встретиться на японской земле. Вся стажировка прошла в очень приятной и познавательной атмосфере, благодаря идеально спланированному графику и постоянной поддержке со стороны организаторов мы получили настолько огромную массу впечатлений от этой поездки, и ощущение, что находились в Японии не десять дней, а прожили здесь долги годы!

Даже если отбросить (если такое вообще возможно) те уникальные объекты инфраструктуры как тоннель для перемещения контейнеров под заливом или уникальную систему адресного хранения контейнеров в порту NYK или ультра современный распределительный центр «Хроногейт» Компании КуроНеко и многие- многие другие, то меня до глубины души поразило само отношение японцев, как сотрудников, так и обычных людей, ко всему, что их окружает, эта постоянная тяга к улучшению уже казалось бы совершенных вещей и этот сам «Дух Кайдзена» витал на протяжении всей нашей поездки во всех уголках Токио, и где бы мы ни были, бесконечные, казалось бы бесхитростные, но очень нужные вещи окружали нас повсюду.

Это и парковка на крыше Юсен Лоджистик, это и специальные автоматические рампы для заезда погрузчиков в контейнер, даже специальная «вешалка» в раздевалке для касок докеров, и много-многое другое, все это создавало непередаваемую атмосферу тех самых «Нанотехнологий», только не теоретических, а очень даже практических и работающих на благо каждого сотрудника и компании в целом.

Невозможно описать все удивительные вещи, которые встречаются в Японии, их нужно почувствовать самому и рассказать об этом как можно большему количеству людей. И, как мне кажется, мы увозим с собой самое главное, что останется в наших сердцах и умах навсегда – это частичка японской философии Кайдзен, это умение добиваться в ЛЮБОМ, даже в самом маленьком деле, даже в уборке мусора на улице — 100%-го результата!

Крупинка за крупинкой, шаг за шагом, доводя любой процесс, любое начатое дело до совершенства! Уверен, что каждый участник нашей стажировки испытывает похожие чувства и очень надеюсь, что все лекции, экскурсии и бизнес встречи, как семена риса посаженные в воду, очень быстро вырастут, дадут свои плоды и помогут нашим странам в это нелегкое время не только наладить хорошие партнерские отношения, но и построить ПРОСТУЮ человеческую дружбу на долгие — долгие годы!

Ёросику онэгайсимасу!»

Похожие записи:

  • ЛОГИСТИКА 2013
    ноября, 29, 2013 | Ассоциация стажеров |
    В ноябре 2013 г. группа стажеров по теме «Логистика» прошла обучение в Японии. Стажировок по этой теме было несколько за 17 лет существования Японского центра, на нашем сайте вы можете ознакомиться с отчетом стажеров 2008 и 2009 гг. Тема развития логистики и транспорта была одной из главных в повестке дня Саммита АТЭС-2012, прошедшем во Владивостоке,
  • Отчет о стажировке по теме «Логистика» (Дальневосточная часть РФ) 13-18 июля 2015 г. Токио, Япония
    августа, 3, 2015 | Ассоциация стажеров |
    Логистика является сегодня, в условиях глобализации, решающим фактором формирования и прогрессирующего развития мирохозяйственных связей. О логистике много пишут и говорят, одни – как об отрасли науки, другие – как о модном направлении, третьи – как о стиле жизни. В Японии мы увидели целостную триаду этих характеристик.
    Логистические подходы и принципы управления в постановке и решении экономических
  • Кайдзен в сфере услуг
    ноября, 9, 2016 | Ассоциация стажеров |
    Отчет о стажировке «Кайдзен в сфере услуг», проходившей в г. Токио в период с 17 по 21 октября 2016 г., организованной Правительством Японии при содействии «Уорлд бизнес Ассошиэйтс»
    В течение всей жизни каждый день продвигайся вперед, становясь более умелым, чем вчера, более умелым, чем сегодня. Этот Путь
  • Отчет о стажировке по теме «Транспорт и логистика»
    января, 27, 2009 | Ассоциация стажеров |
    7-21 декабря 2008 г.
    Общие сведения о программе
    1. Организатор стажировки.
    Министерство иностранных дел Японии (Отдел содействия России).
    2. Организация-исполнитель.
    Консалтинговая компания Mitsubishi UFJ Research & Consulting Co., Ltd.
    3. Сроки проведения.
    8-18 декабря 2008 г.
    4. Место проведения.
    Токио, Япония.
    5. Участники стажировки.
    Сотрудники предприятий и
  • ФИЛОСОФИЯ ЛИ КАЙДЗЭН?
    ноября, 21, 2017 | Ассоциация стажеров |
    Отчет о стажировке по теме «Кайдзэн в сфере услуг» 22-31 октября 2017 г., организатор стажировки Японо-российский экономический центр.

    В российских СМИ если о кайдзэне пишут, то непременно как о философии. На мой взгляд, кайдзэн – это, скорее, санитарно-гигиеническая норма, помогающая сделать атмосферу вокруг прозрачной, чтобы видно было всё и всех, особенно, кто и чем занят

Добавить комментарий