ФЕСТИВАЛЬ ЯПОНСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

29 ИЮНЯ – 3 ИЮЛЯ
ВЛАДИВОСТОК
2005

Форум: «Роль боевых искусств в образовании»
Место проведения: Японский центр во Владивостоке, Семинарный зал
Дата проведения: 29 июня 2005 г.

KendoOlimpiets Проведение данного форума предваряло торжественное открытие выставки «Дзюдо и Владивосток». Организаторы выставки – Японский центр и Музей истории ДВГУ — благодарят всех, кто помог в поиске информации и выставочного материала. Выставка проводилась в рамках проведения исключительного по значимости мероприятия — Фестиваля боевых искусств, во время которого наш город посетила делегация Токайского университета и Международного Университета Боевых искусств (Япония).

ForumJudoВ составе делегации жители города увидели легендарного спортсмена-дзюдоиста, 9-кратного чемпиона Японии, олимпийского чемпиона 1984 г. г-на Ямасита Ясухиро. Организаторы Фестиваля боевых искусств – Дальневосточный государственный университет и Образовательная система университета Токай. Нам удалось совершить небольшую экскурсию по бывшим японским кварталам Владивостока вместе с ректором Международного университета боевых искусств г-ном Нарусава, а также посетить «колыбель» российского дзюдо – здание, в котором начинал свою деятельность В.С. Ощепков как первый русский дзюдоист в 1914 г.

Нам было очень приятно узнать, что для японских будока (люди, которые занимаются боевыми искусствами) не было открытием, что Владивосток является первым городом в России, где с 1914 г. началось изучение дзюдо, и где впервые был организован кружок дзюдо силами В. С. Ощепкова (1982 – 1937), ученика основателя дзюдо – Кано Дзигоро (1860 – 1938). На протяжении нескольких лет кружок дзюдо во Владивостоке успешно существовал, в нем занимались и русские и японцы, жившие в то время в нашем городе.

Первыми международными турнирами по дзюдо стали встречи между учениками Ощепкова и командой общества японцев, проживавших во Владивостоке, в 1915 г., затем встреча с учениками его коллеги из г. Отару (Хоккайдо, Япония) – г-на Томабэти в 1917 г.

Выставка, на открытии которой присутствовали все официальные лица делегации – г-н Мацумаэ, президент Образовательной системы Токайского университета, г-н Нарусава, ректор Международного Университета боевых искусств, выдающиеся профессора и спортсмены, а также Ямасита Ясухиро собственной персоной, вмещает в себя несколько разделов: биография В.С. Ощепкова, любезно предоставленная нам московскими исследователями его судьбы – Лукашевым М.Н. и Горбылёвым А.М; старый Владивосток – фотографии нашего города начала 20-х гг., то есть того времени, когда здесь жил и работал В.С. Ощепков, время, когда Владивосток был многонациональным городом; спортивные достижения наших спортсменов в самбо.

Данную информацию мы получили от краевой женской федерации борьбы самбо и дзюдо, которая существует успешно вот уже много лет под руководством Ю.А. Леонтьева, президента Федерации и заслуженного тренера страны.

Кроме В.С. Ощепкова персонажами выставки являются люди, значительно повлиявшие на становление его личности: Николай Японский и Кано Дзигоро. Воспитанник российской Духовной миссии в Японии, основателем которой был Николай Японский, Василий Ощепков обрел свой путь служения Богу – через служение людям, став инструктором дзюдо.

Кано Дзигоро, основатель дзюдо, сумел трансформировать чисто боевые навыки борьбы дзю-дзюцу в спорт, имеющий глубокую духовную и воспитательную систему. Эта система стала стилем жизни и смыслом существования В. С. Ощепкова.

На форуме, который начался сразу после открытия выставки, выступали двое японских профессоров кэндо и дзюдо — г-н Макита и г-н Хасимото, а также двое наших исследователей будо – Б.Н. Мишин (кэндо) и Р.В. Гвоздев (дзюдо). В своих докладах японские исследователи подчеркнули, что основной составляющей истинного понима-ния боевых искусств является преемствен-ность поколений, воспитательная роль, роль Учителя в передаче своего опыта и опыта поколений. И если г-н Макита поделился своим личным опытом, показав на примере своей семьи, насколько сильна объединяющая сила будо, то г-н Хасимото рассказал о философской составляющей будо.

Здесь мы приводим перевод выступлений г-на Макита и г-на Хасимото с любезного согласия авторов. Мы еще раз благодарим Образовательную систему Токайского университета и лично президента Мацумаэ за праздник, подаренный всем жителям города!

***

МАКИТА Минору, профессор, декан факультета физической культуры Международного университета боевых искусств (International Budo University), 8 дан кэндо, главный тренер секции кэндо IBU

«КЭНДО И ВОСПИТАНИЕ»

Kendo Makita senseiВпервые я попробовал заниматься кэндо, когда мне было 10 лет. Не могу сказать, что я серьезно этим занялся, в основном для меня это было развлечение, но мои родители, задумавшись над моим будущим, решили заставить меня заняться кэндо всерьез. Издревле в Японии будо (боевые искусства) как Путь, определяющий человеческую жизнь, считалось одним из эффективных воспитательных методов. Папа и мама, отдавая меня кэндо, искренне надеялись, что их сын станет чистым, справедливым и физически крепким человеком.

Правда, в то время, я был небольшого роста и щуплый, родители даже сомневались, смогу ли я продолжить обучение, такой худой я был в детстве. Однако все сложилось благополучно, и благодаря ежедневным тренировкам я вытянулся и стал сильнее, даже, можно сказать, стал мощным по японским меркам. Да и сейчас в 56 лет я продолжаю любить кэндо и часто провожу поединки со своими студентами Международного университета боевых искусств, где я преподаю.

У меня двое сыновей и одна дочь. Дедушка и бабушка продолжили «промывать мозги» своим внукам, и это закончилось тем, что, начиная с младшей школы, мои дети изучали кэндо. Сейчас дети уже взрослые, и живут отдельно, но мы собираемся всей семьей каждый новый год вместе. Обычно мы встречаем новый год в тренировках по кэндо, разговорами о кэндо. Для нашей семьи стало традицией так проводить новогодние праздники, когда родители соревнуются с детьми, старшие братья с младшими братьями и сестрой.

Моя жена более или менее понимает суть кэндо, поэтому эти ежегодные тренировки мы проводим под ее руководством. Эти встречи мы начинаем с легких разговоров о технике кэндо, правда, потом переходим к сложным вопросам духовной составляющей, обычно жена меня ругает за то, что я забываю о времени, и дискуссия может затянуться до бесконечности, вывод, правда, всегда один и тот же – именно папа самый сильный. После чего все мирно расходимся и с легким сердцем встречаем приход нового года, все возвращаются к себе домой. Очень много я говорил о своей семье, но мне кажется, это хорошая иллюстрация к тому, как через кэндо происходит процесс воспитания.

Заниматься кэндо могут как дети, так и зрелые люди, даже те, кому за 80, и мужчины и женщины. Благодаря тому, что на вас защитные доспехи, удары не причиняют вреда здоровью, поэтому в поединке могут встретиться и дед с внуком и родители от души могут отлупить своих детей в рамках тренировки. Конечно, в скорости и силе молодые побеждают, но далеко не всегда им удается преодолеть сопротивление силы духа и скорости прогнозирования ситуации, которая приходит только с опытом. Сила духа, о которой я говорю, как раз и является сутью процесса воспитания, именно об этом необходимо говорить своим ученикам, это то, что связывает поколения между собой. С возрастом сила духа становится только сильнее. Особенно данное утверждение верно для женщин, становясь мудрее с годами, женщины лучше воспитывают детей.

Сейчас я хотел бы предупредить о четырех так называемых недугах духа, с которыми встречаются в той или иной степени все, кто занимается кэндо.

Первый недуг – страх. Даже если вы обладаете исключительными физическими данными: сила, мощь, скорость, но позволили страху охватить вас перед схваткой, вы проиграли.

Второй – пугливость. Если даже малейшее движение вашего противника пугает вас, и вы начинаете суетиться, вы проиграете.

Третий – сомнение. Если вы увидели слабое место в позиции вашего противника, но начали сомневаться, а не ловушка ли это, вы проиграете.

Четвертый – растерянность. Если вас обуревают мысли типа «а если я проиграю, что тогда?», если ваша голова постоянно забита всякой лишней ерундой, и вы никак не можете принять решение, вы проиграете.

Страх возникает от пугливости, что в свою очередь ведет к сомнениям, итогом сомнений является растерянность, в результате вы проиграете и проиграете самому себе!

Недуги духа в кэндо такие же, как и в обычной жизни. Как и в кэндо, в жизни приходится многое преодолевать. Вот, например, сейчас, выступая перед вами, я очень волнуюсь, и сердце бешено стучит. Все четыре недуга во мне бушуют, но я с ними борюсь!

Что касается соревнований по кэндо, то раз в году проходит Всеяпонский чемпионат по кэндо. К тому же раз в три года проходит Чемпионат мира. Для того, чтобы стать чемпионом, необходимо принести в жертву все, что не имеет отношения к кэндо, погрузиться в кэндо с головой, и тогда вы сможете стать лучшим. Однако настоящими целями будо (боевых искусств) кроме того, чтобы победить в соревнованиях являются следующие важные принципы, которые должен постичь будока: «познай свою слабость», «будь чувствителен к чужой боли», «воспитывай в себе стойкость духа», «воплощай в жизни гармонию духа».

Выражение «Познай свою слабость» значит, что не надо обольщаться по поводу своей непобедимости, людей сильнее меня в мире очень много, надо вести себя скромно, не зазнаваясь.

«Быть чувствительным к чужой боли» означает, что нельзя причинять душевную боль другому человеку. Воспитывай в себе сочувствие к другим.

«Воспитывай в себе стойкость духа», то есть ни холод, ни жара, ни дождь, ни снег не должны стать причиной уныния, а главное, не поддавайтесь лени.

«Воплощай в жизни гармонию духа» означает, что для создания дружеских взаимоотношений не стесняйся делать хорошие поступки.

Если говорить просто, то целью кэндо является воспитание победителя не в соревнованиях, а победителя в жизни!

***

ХАСИМОТО Тосиаки, профессор, заведующий кафедрой боевых искусств Университета Токай, 6 дан дзюдо

«БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И ВОСПИТАНИЕ В ЯПОНИИ»

«Человеку, сердце которого
не обладает пятью добродетелями, не раскрывай секретов Пути меча»

Ягю Сэкисюсай

Hashimoto senseiНа своих лекциях в университете, когда мы говорим о боевых искусствах, я часто привожу приведенную выше цитату основоположника школы Ягюсинкагэрю Ягю Сэкисюсай (1527-1606). Пятью добродетелями в Конфуцианстве считаются человеколюбие, долг, благодарность, ум и верность. Именно этим ограничивается применение боевых навыков. Данное изречение относится к кэндо, тем не менее, оно применимо к любым видам боевых искусств, это предупреждение не раскрывать суть учения человеку, который не знаком с нормами этики и морали. Из этого высказывания можно понять подлинную цель обучения кэндо, а также условия, при которых возможно передавать свой опыт вместе с техникой и понятием о духе. Время, когда жил Сэкисюсай, для Японии было эпохой «воюющих княжеств», когда буси (воины) безрассудно рисковали своей жизнью. Как и кэндо, остальные виды боевых искусств, несомненно, были призваны защитить, прежде всего, себя, уничтожив противника.

«Люди, чтобы выжить в те тяжелые времена пренебрегали моралью и человеколюбием», — утверждает Сэкисюсай. Но я хочу обратить ваше внимание на тот факт, что в то время, когда в воздухе пахло кровью от бесконечных сражений, начала складываться система моральных и гуманных ценностей в боевых искусствах.

Боевые искусства призваны развивать технику ведения боя, чтобы победить соперника. Чтобы победить соперника, надо оттачивать технику и работать головой. В результате мы видим, что для того, чтобы победить соперника, надо победить, прежде всего, себя. Что же значит, победить себя? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Этот вопрос люди задают себе уже много веков, пытаясь ответить на него с точки зрения и философии, и религии.

Боевые искусства в Японии с момента зарождения прошли путь от техники ведения боя до системы закаливания духа и тела. Такое изменение сути будо несет в себе очень много смысла.

В Японии воинов воспитывали так, что кроме умения сражаться, он должен уметь слагать стихи, разбираться в поэзии. Сегодня я взял в качестве эпиграфа стих, сложенный 400 лет назад знаменитым воином Ягю Сэкисюсай, потому что, на мой взгляд, в этом изречении он коснулся одной важной непреходящей составляющей будо. Я был бы рад, если бы вы это отчетливо поняли.

Читая «Устав боевых искусств»

В связи с нехваткой времени, разрешите вкратце представить мое понимание сути будо, для чего прошу взглянуть на Устав будо. Данная редакция Устава была принята Советом японских боевых искусств в 1987 г. Здесь достаточно ясно написано, что такое будо. Если мы обратимся к оригиналу на японском языке, то много интересного и важного сможем прочитать между строк, но сегодня, к сожалению, на это времени нет.

Сразу предлагаю обратиться к значению слова «будо», которое само по себе включает в себя много смысла, но в зависимости от веяния времени, и оно меняет свое содержание. В настоящее время мы, говоря «будо», имеем в виду тот смысл, который определил Ватанабэ-сэнсэй в следующем высказывании:

«Одним словом, термин «будо» является общим для дзюдо, кэндо и т.д., а также для тех дисциплин, занимающихся развитием физической культуры, которые в основе своей имеют старые школы японских единоборств, однако этот общепринятый сейчас термин появился в конце эпохи Мэйдзи (1868-1912)» («Введение в изучение истории будо»).

Дзюдо, кэндо, кюдо, сумо, каратэдо, айкидо, сюриндзикэмпо, нагината, штыковой бой и т.д. в настоящее время считаются боевыми искусствами, которые начали свое оформление в том виде, в котором они ныне существуют после 1868 г., их называют также «современные боевые искусства». С другой стороны, основой для современных боевых искусств стали так называемые «старые боевые искусства», унаследовавшие японские традиции, существовавшие до реставрации Мэйдзи (1868). Их также называют «старые техники ведения боя» или «старые школы ведения боя». Говорят, в конце эпохи Эдо (середина 19 в.) таких школ насчитывалось более 1000, сейчас предположительно – около 500. Что же такое «будо» одним словом – индивидуальные навыки в технике, видимые невооруженным глазом, либо нечто, невидимое глазу, что имеет отношение к особенностям духовной культуры, в любом случае, этот вопрос требует тщательного рассмотрения.

В вводной части преамбулы Устава четко сказано, что «Будо является традиционной культурой», это значит, что будо представляет собой некую ось времени, соединяющую в себе прошлое настоящее и будущее. Далее указаны разделы Устава: «цели, тренировки, соревнования, додзё (место для тренировок), тренерское руководство и популяризация». Основная мысль, содержащаяся в преамбуле и всех шести разделах, выражается в следующих словах: «Будо используется для формирования личности, и эту мысль вы обязаны передавать из поколения в поколение». Одним словом, не мастерство и количество побед являются целью, но достижение через тренировки единства духа, техники и тела, работа над личностью, когда умеренность и дисциплина – вот главное в будо.

Хочу обратить ваше внимание на 4 понятия, встретившиеся в преамбуле: «боевой дух, пришедший из далекого прошлого Японии», «от техники к Пути», «передавать ученику смысл единства духа и техники», «закаливать дух». По-моему, эти понятия являются основными в концепции будо.

Кстати, когда я сам читал Устав, в мое сердце закралось небольшое сомнение. Как реалист, считаю, что оценивать в будо необходимо по уровню техники и количеству побед, «доказательства предпочтительнее теории», в боевых техниках разве не сила является главным? Однако, если мы оглянемся на историю развития будо, то увидим, как сильно поменялось отношение к этому.

Безусловно, сами по себе боевые техники очень разнообразны, и возникли как техники ведения боя. Это невозможно отрицать. Однако именно по этой причине было решено запретить воинственность. Суть будо надо искать, возможно, в душевных качествах человека. Для того, чтобы прекратить войну, воин — он же до недавнего времени участник схватки – должен попробовать изменить свое сердце, сделать это никогда не поздно. Воины сами наложили запрет на воинственность в своем сердце, и это хороший пример в становлении будо.

«Душа сама легко может ввести себя в заблуждение, не позволяй своей душе запутать тебя».

Это высказывание в Японии передается из поколения поколению с древности, я его часто цитирую. Думаю, оно стоит того, чтобы остаться в сердце каждого.

В Уставе подчеркивается роль будо как явления, формирующего личность, с другой стороны, в человеческом обществе сильна тенденция, когда победа достигается ради победы, и все подчинено логике силы. Именно такая позиция сильна в мире боевых искусств. Возможно, это можно отнести к влиянию человеческих инстинктов, если смотреть на людей с точки зрения чувств и эмоций, но человеческий разум должен их сдерживать. Я думаю, что разум способен сдержать и такие чувства, как агрессивные инстинкты.

Устав можно по-разному читать, например, кто-то увидит предупреждение: «не надо конфликтовать!». Я вижу в этом мысль о том, что интеллект способен остановить человека, когда он совершает опрометчивые поступки.

«Воспитание» — это основа основ

Будо значительно влияет на всю жизнедеятельность японского общества. В очень широком смысле будо имеет отношение и к явным проявлениям изменений в обществе и к формированию скрытого от глаз других мировоззрения отдельно взятого человека. Причину такой значимости одним словом трудно определить, но если попытаться взять на себя такую смелость, то я бы назвал «образование (воспитание)». В том смысле, что будо является способом передачи необходимых навыков в воспитании человека, чтобы он обладал человеческими характеристиками.

Будо в своем развитии преодолевало несколько серьезных кризисов. Первый кризис относится ко времени, когда закончилась эпоха воюющих княжеств, и началась эпоха Эдо (начало эпохи Эдо – 1603 год). В это время в Японии получило распространение огнестрельное оружие, вследствие чего навыки контактной борьбы утратили свою ценность, более того, в наступившее мирное время не осталось необходимости сокрушать врага. Все эти причины способствовали развитию концепции гуманизма и добродетели. Если бы такая тенденция сохранилась, то боевые техники вышли бы совсем из употребления, однако произошло обратное, воины углубились в теоретическую разработку системы передачи опыта, то есть воспитания.

Второй кризис связан со временем, когда закончилась эпоха воинов, и началась эпоха Мэйдзи. Реформы эпохи Мэйдзи, начавшейся в 1868 г., привели к исчезновению самураев как сословия, а боевые техники лишились фундамента, на котором стояли, что привело к временному упадку. Именно в это время появилась личность Кано Дзигоро (1860-1938), человека, создавшего на основе дзюдзюцу кодокан дзюдо (1882), приложившего много сил, чтобы внедрить новую систему в школьную программу воспитания физической культуры. Активность Кано по популяризации дзюдо распространялась далеко за пределы Японии. Созданная усилиями Кано система дзюдо возродила боевые техники, модернизировала имеющийся опыт поколений, и широко распространилась за границей. Поистине это убедительный пример преодоления серьезного кризиса.

Одной из преследуемых Кано целей было использование дзюдо в воспитательном процессе, для чего он исключил все опасные для жизни приемы, сосредоточившись на безопасности, систематизировал имеющи-еся знания. Идеологическим наполнением новой системы стали процветание общества и мирное сосуществование. Дзюдо и в боевом и в идеологическом смысле стало выше агрессии. Сейчас дзюдо стал олимпийским видом спорта, став популярным во всем мире, в Японии дзюдо является одним из широко распространенных видов спортивных состязаний, но это далеко не весь резерв дзюдо. Кано, «отец японской системы воспитания», как его ласково и уважительно все называют, известен как великий Учитель говорил следующее:

«Воспитание – это самое важное в нашей жизни. Знания и опыт одного человека, переданные другому, а затем следующему, могут распространиться на очень многих людей, что в итоге окажется вечным процессом». Эти слова очень любил повторять Кано. Думаю, что в них выражена и суть дзюдо.

Третий кризис произошел после Второй мировой войны (1945). На некоторое время было запрещено преподавание дисциплин будо в школах. Такая жесткая мера была связана с тем, что тренировки воспринимались, как часть военной подготовки. В это время возрождение будо стало возможным благодаря настоянию людей, что будо является частью национального спорта.

Можно сказать на основании выше сказанного, что будо продолжает существовать благодаря тому, что сохраняет так необходимую для общества идею воспитания. Люди существуют в сообществе, в культурной среде, и мы не должны забывать об этом, изучая возможности «воспитания».

Будо в японском обществе

В заключение я хотел бы немного рассказать о том, какое место занимает будо в японских школах, обществе, семье. В школах в рамках развития физической культуры обязательно включены дисциплины будо…В университетах существуют факультеты и кафедры будо. Международный университет боевых искусств – яркий пример. Кроме того в Японии сложился определенный круг ученых, занимающихся проблемами будо.

Что касается общества, то практически в каждом районе есть додзё (место, где занимаются будо). И в фирмах и в полицейских отделениях существуют такие места. Кроме этого, префектуральное или городское управление обязательно имеет на своем балансе будокан (Дворец боевых искусств). В настоящее время разные направления старых боевых техник в большинстве своем объединены в некие сообщества, которые также имеют в своем распоряжении додзё. Самым известным, пожалуй, является Нихон будокан (Всеяпонский Дворец боевых искусств).

В семьях будо является объединяющей силой. Сегодня на примере семьи Макита-сэнсэй мы могли в этом убедиться.

Одним словом очень трудно описать, но можно сказать, что в Японии, куда ни глянь, всюду можно найти либо организацию, либо сооружение, имеющее отношение к будо, которое, не будет преувеличением сказать, активно развивается.

В Японии образование занимает всю жизнь, на всю жизнь спорт становится образом существования. С этой точки зрения будо, как явление, не имеющее отношения к возрастным ограничениям, — занятие на всю жизнь, в которой будо между собой связывает и школу, и общество и семью. Будо – настоящий пример самообразования на протяжении всей жизни.

Будо является традиционной японской культурой, но если посмотреть на него с точки зрения изучения жизненного пути человека, то это искусство интернационально и толерантно. К тому же в будо, как в спорте, поиск истины не имеет национальной окраски. Мне бы хотелось, чтобы через преодоление трудностей тренировок, через тяжелые испытания на соревнованиях, изучая будо с научной точки зрения, мы бы вырастили через будо чувство дружбы. И если мой сегодняшний доклад станет одним из дружеских импульсов, я был бы рад.

Похожие записи:

  • ФЕСТИВАЛЬ БОЕВЫХ ЯПОНСКИХ ИСКУССТВ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ ИЮНЬ-ИЮЛЬ 2005 Г.
    декабря, 9, 2005 | Будо |
    Одним из ярчайших событий 2005 года стал Фестиваль будо, подаренный нам Университетом Токай, Международным университетом боевых искусств. Настоящий праздник для нашего города, который никогда еще не посещали легенды дзюдо такого высокого уровня – друг президента Российской Федерации В.В. Путина Ямасита Ясухиро, который после встречи с президентом в ноябре в Токио, уже в декабре 2005 г.
  • БОЕВЫЕ ИСКУССТВА – ЗА МИР!
    марта, 1, 2010 | Будо |
    27 марта 2010 г. (суббота) в 14.00 состоится лекция-дискуссия «Боевые искусства – за мир!» в Японском центре по адресу: Океанский проспект, 37, 3-й этаж. Лектор – ГВОЗДЕВ Роман Витальевич, научный сотрудник Института археологии, истории и этнографии народов ДВ, дзюдоист, участник нашего проекта «Дзюдо», целью которого является ренессанс дзюдо во Владивостоке на основе изучения роли
  • ВЛАДИВОСТОК И ДЗЮДО
    февраля, 11, 2007 | Будо |
    ГВОЗДЕВ Роман Витальевич, исследователь проблемы воспитания воина у народов Восточной Азии.
    М.Н.Лукашев «История рукопашного боя в России в первой половине ХХ века»(Один том посвящён В.С. Ощепкову, Один том — ученикам Ощепкова). По данным А.М. Горбылёва, в Университете Хосэй (Япония) Онода Эцуко защищена магистерская диссертация по биографии В.С. Ощепкова.
    Лет двадцать назад Василий Сергеевич Ощепков не
  • МАСШТАБ ЛИЧНОСТИ
    августа, 1, 2017 | 20-летие Клуба Будо |
    Позвольте представить нашего следующего собеседника – ГОРБЫЛЁВ Алексей Михайлович, к.и.н., преподаватель Института стран Азии и Африки МГУ, доцент кафедры истории и культуры Японии, исследователь боевых искусств.
  • ХИДЭН
    февраля, 26, 2010 | Будо |
    Вышел в свет 4-й выпуск сборника Алексея Горбылёва <Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой>.

    Объем номера: 240 с.
    В номер вошли следующие материалы:
    в разделе <ИССЛЕДОВАНИЯ>:

    Алексей Горбылёв. Рессорные полы в японских залах дзюдо и кэндо. С. 4.

    в разделе <МАТЕРИАЛЫ>:

    Найто Такахару, Монна Масаси. Стандартное ката кэндзюцу Общества воинской добродетели Великой Японии. 1912 год. Перевод А. Горбылёва. С. 14.

    Кано Дзигоро.

Добавить комментарий