или философия «Хонды»: самостоятельность, доверие, равенство
Представляем вашему вниманию статью в уважаемой японской газете «Экономика Японии», автор текста КОБАЯСИ Сабуро известен своим изобретением подушек безопасности в автомобилях «Хонды». Сейчас г-н Кобаяси является профессором кафедры стратегии управления в аспирантуре Университета Тюо, в свое время он занимал должность начальника стратегического планирования в «Хонде». В статье г-н Кобаяси рассказывает о методах работы в «Хонде», о том, как понимают инновационный подход в этой компании. В этой и следующей статьях автор расскажет о двух основополагающих принципах в философии «Хонды» — как они понимают самостоятельность, доверие, равенство и принцип уважения людей.
Раньше научно-исследовательский институт при компании «Хонда» проводил политику обмена стажерами-исследователями с другими крупными успешными компаниями. На 2 месяца предприятия обменивались 7-8 молодыми специалистами. Иными словами, отправлялись стажеры получать опыт, как говорится в японской пословице: 「他人の飯を食う」жить с чужими людьми, оставив родной дом (дословно: есть хлеб чужих людей).
Однако, эта идея потерпела грандиозное фиаско. Отправленные с обеих сторон инженеры с возмущением жаловались, что «там» «не приучены к работе», в итоге процесс застопоривался на неделю. И придумали же причину! Недовольство присланных из других предприятий в «Хонду» инженеров выражалось следующей фразой «неясные указания, инструкции, не понятно, что делать». А инженеры из «Хонды» были не довольны тем, что им указывали: «это делай», «то делай», они жаловались, что «в такой атмосфере невозможно работать!». Претензии обеих сторон были взаимны и прямо противоположны друг другу.
Философия «Хонды» зиждется на двух опорах: «самостоятельность, доверие и равенство» и «уважение людей». Это не просто красивые слова, это у работников «Хонда» живет на подсознательном уровне. Слова «самостоятельность, доверие и равенство» выражают понятную и простую идею, но даже если мы по отдельности сделаем объяснение каждому слову, суть ускользнет. В этой статье я бы хотел, исходя из личного опыта, показать, что значат эти понятия в «Хонде», и как они влияют на повседневную работу.
Сначала ошарашивает
По поводу самостоятельности вспоминается тот самый эпизод со стажерами по обмену. В «Хонде» всё, что касается изобретений и развития инженерной мысли, во многом отдается на откуп самим инженерам, обычно они сами решают, что делать. Самому принимать решения — так заведено в «Хонде». Инженеры «Хонды» сталкиваются с необходимостью проявления самостоятельности, доверия, равенства в разных ситуациях, и всегда это бесценный практический опыт. Обычно самый большой шок бывает у новичков после принятия на работу. Это ошарашивает. У меня точно так же было.
Сразу после принятия на работу компания проводит необычное мероприятие, похожее на «brain storming», так называемое «вайгая», на котором 3 дня и 3 ночи все свободно и горячо обсуждают всё, что касается «Хонды». Помню, оглядевшись вокруг, я нашел только одного довольно взрослого человека, и спросил у сэмпая (старший товарищ), мол, кто это? Оказалось, управляющий. Он часто вступал в горячие споры с окружавшими его коллегами, которые, судя по всему, были не согласны с ним, и свободно об этом ему говорили. Во многих японских компаниях обычно вы не можете спорить с тем, кто выше вас на 2 ступени, например, молодой специалист может еще поспорить с начальником отдела, но с начальником департамента его общение ограничивается только получением инструкций. А в «Хонде» даже если на твоих глазах разгорается спор, то невозможно понять, кто кому начальник. Одним словом, равенство.
Так вот, этот самый управляющий прямо мне заявил: «а ты, Кобаяси, до сих пор ничего не изобрел. Если тебе нечего нам сказать, тебе лучше уйти». Это было похоже на указание, опровергнуть его слова мне было нечем. Ваш покорный слуга не проронил тогда ни слова, задавленный накаленной атмосферой этой встречи, быстротой обсуждений и высоким градусом напряжения. Растерявшись от неожиданной ситуации, я решил поддержать дискуссию, поддакивая: «я тоже так думаю», «а я это где-то слышал». Немного погодя управляющий опять изрёк.
«Кобаяси, ты стал мнение высказывать, это хорошо, но только чьё-то чужое и только то, что ты уже где-то слышал. Скучновато». Сказал он, как отрезал. Иными словами, «у тебя нет своего мнения, ты зависим от мнения других», вот что он имел в виду. Опять меня ошарашило.
Таких примеров было очень много. Пока были молодыми, собирались вшестером-всемером и опять обсуждали, потом делали краткий обзор дискуссии для менеджера. Нескольким из нас менеджер давал указания по работе, а мне – ничего, поэтому я спросил: «а что я с завтрашнего дня должен делать?». Менеджер, зыркнув на меня, сказал: «Кобаяси, если бы ты был менеджером, что бы ты хотел от такого молодого человека, как ты, чтобы он завтра сделал? Подумай до завтра».
Я продумал три темы – направления работы, всё систематизировал, написал и принес на следующий день. Менеджер даже не открыл документы, и объяснения мои слушать не стал. Всё, что я от него услышал, было: «А, понятно. Раз определился с направлением работы, чего ждать, надо сразу делать». Другими словами, сам себе определил фронт работы, поставил самому себе задачи. Вот это на самом деле и есть независимость и самостоятельность.
Наследственность
Таким вот образом в «Хонде» и «куют» самостоятельных и независимых в суждениях инженеров. Широко известно высказывание основателя «Хонды» (ХОНДА Соитиро (1906-1991), которое постоянно в ходу, и особенно любимо теми, кто был воспитан им непосредственно: «А если я скажу тебе умереть, ты что, умрёшь?».
Этой фразой часто пользуются, воспитывая в сотрудниках самостоятельность. В своем стремлении развивать инженерную смекалку начальник нередко приободряет подчиненных: «а что если так попробовать?». Из того, что сказал начальник, необязательно всё исполнять, следует попробовать только то, что на самом деле имеет смысл. Однако и в этом случае успех не гарантирован.
Начальство не всегда помнит, что именно советовало сделать, но в случае неудачи, оно спросит с тебя, зачем ты так сделал? Если ответить, мол, это же вы мне сказали, вы услышите на несколько тонов выше примерно следующее: «ты это сделал, потому что я так сказал? А если бы я сказал тебе умереть? Ты бы умер?».
Зачем кричать? Потому что не приемлемо делать точно так, как сказал начальник, не воспринимая критически его слова. Это не попытка свалить ответственность за неудачу на подчиненных. Если бы вы сказали так: «Я выслушал ваш совет и пытался его применить, мне он показался дельным, но на практике ничего не вышло», в этом случае никакого крика не последует.
Несколько пунктов к этой части публикации:
· Инновации требуют самостоятельности инженеров
· Прежде технологий должно быть равенство, несмотря на то, что напрямую с квалификацией сотрудников это не связано
· Если вы живете по принципу самостоятельности и равенства, с обеих сторон должно присутствовать доверие
Данный материал и продолжение в электронном виде на японском языке вы можете найти здесь https://www.nikkei.com/article/DGXNASFK14027_U2A610C1000000/
В начале сентября гоночная трасса Сузука будет праздновать 50-летие. Мы поздравляем компанию «Хонда» с этой датой, они построили трассу, первый гоночный японский автомобиль. Как говорил основатель «Хонды» Хонда Соитиро, «если автомобиль не участвует в гонках, он не станет лучше» 🙂
「クルマはレースをやらなくては良くならない。」本田宗一郎の想いから、日本初の本格的なロードサーキットとして誕生した鈴鹿サーキットは、まもなく50周年を迎えます。
そして、9/1(土)、2(日) “鈴鹿サーキット50周年アニバーサリーデー”が開催されます!Honda第1期のF1マシンを始め、1987年鈴鹿でのF1日本GP開催以降に数々の伝説を作ったマシンが集結します。
他にも、WGPのレジェンドライダーが一堂に会するなど、企画が盛りだくさん。
入場無料招待券も下記サイトからダウンロードできますのでぜひお楽しみ下さい!
https://www.suzukacircuit.jp/50anniversary/?from=facebook
Japan Center said:
В начале сентября гоночная трасса Сузука будет праздновать 50-летие. Мы поздравляем компанию «Хонда» с этой датой, они построили трассу, первый гоночный японский автомобиль. Как говорил основатель «Хонды» Хонда Соитиро, «если автомобиль не участвует в гонках, он не станет лучше» 🙂
「クルマはレースをやらなくては良くならない。」本田宗一郎の想いから、日本初の本格的なロードサーキットとして誕生した鈴鹿サーキットは、まもなく50周年を迎えます。
そして、9/1(土)、2(日) “鈴鹿サーキット50周年アニバーサリーデー”が開催されます!Honda第1期のF1マシンを始め、1987年鈴鹿でのF1日本GP開催以降に数々の伝説を作ったマシンが集結します。
他にも、WGPのレジェンドライダーが一堂に会するなど、企画が盛りだくさん。
入場無料招待券も下記サイトからダウンロードできますのでぜひお楽しみ下さい!
https://www.suzukacircuit.jp/50anniversary/?from=facebook
at 02:08 on Август, 23, 2012
[Comment imported from blog]
Japan Center said:
В начале сентября гоночная трасса Сузука будет праздновать 50-летие. Мы поздравляем компанию «Хонда» с этой датой, они построили трассу, первый гоночный японский автомобиль. Как говорил основатель «Хонды» Хонда Соитиро, «если автомобиль не участвует в гонках, он не станет лучше» 🙂
「クルマはレースをやらなくては良くならない。」本田宗一郎の想いから、日本初の本格的なロードサーキットとして誕生した鈴鹿サーキットは、まもなく50周年を迎えます。
そして、9/1(土)、2(日) “鈴鹿サーキット50周年アニバーサリーデー”が開催されます!Honda第1期のF1マシンを始め、1987年鈴鹿でのF1日本GP開催以降に数々の伝説を作ったマシンが集結します。
他にも、WGPのレジェンドライダーが一堂に会するなど、企画が盛りだくさん。
入場無料招待券も下記サイトからダウンロードできますのでぜひお楽しみ下さい!
https://www.suzukacircuit.jp/50anniversary/?from=facebook
at 02:08 on Август, 23, 2012
[Comment imported from blog]