ДРАГОЦЕНКА – НЕПОТЕРЯННАЯ ПЛАНЕТА

С.И. Волошина (Кычакова), г. Омск*

У каждого малая Родина есть,
Имеем такую и мы,
Маньчжурской землёю зовётся она,
У самой Российской страны.

Светлана ВолошинаЭто куплет из песни, которую недавно написала моя землячка – Валентина Ивановна Карнаева (Харенко). Слова пронимают до глубины души. Вот о ней, моей малой Родине, хочу вспомнить.

Родилась я в Драгоценке в 1956 году, но в сознательном возрасте жила в Усть-Кулях, часто гостила у дедушки в Усть-Урге. Мне давно хотелось узнать, как выглядела Драгоценка, кто там жил, какие там события происходили… Многое узнала, но ещё больше, я думаю, предстоит. Милые земляки, ведь если мы с вами не зафиксируем на бумаге всё, относящееся к нашей милой Родине, оно безвозвратно пропадёт. Давайте вместе напишем историю Драгоценки. Я много и подробно расспрашивала моих земляков, родных и на основании их рассказов составила карту посёлка.

clip_image004Огромное спасибо моей крёстной маме – Таисии Андреевне Шароглазовой (Лелековой), двоюродной сестре – Галине Владимировне Плотниковой, моему земляку – Павлу Ефимовичу Кокухину, землячке – Римме Ивановне Безносиковой (Гантимуровой)! Именно их воспоминания легли в основу этой статьи. Согласна, что карта несовершенна. Может, что-то люди перепутали, забыли. Так давайте вместе поработаем и восстановим истину! Жду ваших писем о жизни в Трёхречье, о людях, о Драгоценке. Чьи фамилии не указаны на карте? Не откладывайте работу на потом. Сегодня, сейчас надо выключить телевизор, телефон, сесть поудобнее с листочком бумаги и… окунуться с головой в тот давно ушедший мир, но – ЖИВОЙ в нашей памяти.

Время неумолимо летит вперёд. Мы, люди, в ежедневной суете, замотанные, настроенные чаще на негатив, не замечаем, что кто-то рядом ждёт нашего нежного слова, взгляда. Кто-то хочет просто ощутить теплоту наших рук, хочет, чтобы его выслушали. Но нам некогда. Мы крутимся, как белки в колесе.

Мне бесконечно жаль, что невозможно вернуться в то время, когда были живы мама, папа, дедушка, бабушка. Я не нашла достаточно времени, чтобы посидеть глаза в глаза, послушать истории их жизни. Только память способна сделать чудо – оживить родные образы. И сегодня я с трепетом собираю всё услышанное когда-то. По крупицам.

Мама с папой о жизни в Китае рассказывали редко. Но, встречаясь на праздниках с родными, много говорили о жизни ТАМ.

Сегодня я попробую реконструировать всё то, что когда-то слышала от близких мне людей. Мой долг оставить их мысли, их переживания для себя и своих детей.

Будут оживать события, непосредственным участником которых я не была в силу возраста. Но они живут в моём сердце!

ДРАГОЦЕНКА – казачья станица, центр Трёхречья. Располагалась она во впадине среди сопок. Посёлок был большой. Основан в 1880–1882 гг. первопроходцами – Ф. Кокухиным, А. Куликовым, В. Деревцовым. Драгоценке подчинялись все трёхреченские казачьи посёлки. Первым атаманом был Е.В. Волгин, а последним – П.П. Сергеев. Атаманство он совмещал с работой главы отделения Бюро по делам российских эмигрантов.

Схема посёлка Драгоценка

Схема посёлка Драгоценка.

Начало всех начал в жизни трёхреченцев – ХРАМ. В Драгоценке первый Храм стоял во впадине между сопок в южной части (см. Карту). Назывался он ХРАМ Петра и Павла. Позже его разобрали и перевезли в пос. Барджакон. А новый – ХРАМ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ – был построен в центре посёлка, недалеко от школы. Деревянный, красивый, он был гордостью всего Трёхречья. Для меня дорого то, что в этом храме крестили маму. Сохранилась метрическая запись о рождении нового человека.

Таинство крещения совершил о. Гавриил Ланский. Крёстной матерью Лиды стала её старшая сестра Ирина.

Метрика мамы Лидии Михайловны Шароглазовой

Метрика мамы Лидии Михайловны Шароглазовой

Шароглазовы Михаил, Татьяна с сыномСоветские войска уже были в Трёхречье. И уверенно продвигались к Драгоценке. Японцы придумали хитроумный план расправы над русскими. У казаков колокольный звон (в будний день или неурочный час) всегда означал сигнал к сбору в церкви. Этим и хотели воспользоваться японцы – заманить людей в церковь, закрыть и сжечь. Но среди японцев оказался один порядочный, добрый человек – ХИ-ГО-САН, который незаметно обежал людей и передал весть о страшной задумке соплеменников. На другой день, когда зазвонили колокола, никто не пришёл в церковь. Эта история меня потрясла! Ведь по сути этот человек дал возможность многим из нас увидеть свет божий! Как много может даже ОДИН человек! О дальнейшей судьбе его мне неизвестно. Может откликнуться кто-то из родных этого славного человека. Им стоит гордиться таким родством! На карте я показала дом, где жил японец (в правой части карты).

Вернусь к повествованию о дедушке. Михаил Андреевич Шароглазов, мой дедушка, был бессменным старостой в Храме, входил в состав ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА Храма. Выяснила, что существует фото, на котором все члены совета вместе. Ищу. Опять просьба к землякам: если есть такое фото, пришлите, пожалуйста. Я сделаю копию и обязательно верну. Заранее спасибо.

Дедушка был очень трудолюбивый и мужественный человек. Умер он в 1940 или в 1941 году. За большие заслуги и в знак уважения его похоронили в церковной ограде. Но позже, когда русские люди разъехались, китайцы то ли попросили, то ли приказали перезахоронить на кладбище. Что и было сделано. Храм после 1955 года был превращён в клуб, потом в склад. И, наконец, был разобран китайцами на дрова. Массовый отъезд русских из Драгоценки состоялся в 1954-1956 гг. Остались единицы. В том числе отказался ехать в СССР Остроумов Николай Антонович, хотя у него в Москве жила мама. Мотивировал это тем, что он глубоко верующий человек, а в Союзе – гонение на верующих. Позже Н.А. Остроумов уехал в Австралию.

Жаль, что мамины рассказы о детстве, о жизни в Китае я не записывала по горячим следам. Казалось, что и так всё запомнится. Да и у мамы можно в любой момент спросить. Но прошло время. Нет мамы. А её рассказы могу воспроизвести уже без многочисленных деталей. Если и дальше не записать, то вообще всё забудется.

Итак, дедушка с семьёй бежали в начале 20-х годов. Первым пристанищем Шароглазовых, бежавших из России от революции, репрессий, была землянка под горой, недалеко от кладбища. Большой, просторный дом построил дед Михаил довольно быстро (строили «всем миром»). В России, в Читинской области, у Михаила Андреевича и его жены Татьны родились: Владимир, Евдокия, Михаил, Максим, Лукерья, а остальные – Ирина, Алексей, Апполон, Лидия (моя мама), Василий появились на свет в Трёхречье.

Во дворе стоял маленький домик (зимовьё), состоявший из комнаты и кухни. Бабушки Татьяны не стало в 1946 году. Старшие дети давно обзавелись своими семьями, Максим погиб в АСАНО. Большой дом опустел. В нём какое-то время жил младший Василий с сестрой Гликерией. А чуть позже дом продали китайцам, а сами переселились в зимовьё. Добротный дом перенесли в другое место и сделали там СТОЛОВУЮ.

Мама была предпоследним ребёнком. Шустрая, настырная. Училась хорошо. Но из-за частых сильных головных болей оставила школу (окончила 9 классов).

Мама (вторая слева за первой партой) со своим классом

Мама (вторая слева за первой партой) со своим классом

Милые земляки, помогите! Кто на фото вместе с мамой? Довольно хорошо видно детей. И я очень верю, что отзовутся мамины соученики. Учительница – Мария Казимировна Викулова. А может, нет?

ШКОЛА в Драгоценке была кирпичная, в форме буквы П. Большая, просторная. В ней учились не только жившие в Драгоценке дети, но и из соседних деревень. Кроме того, при школе был ПРИЮТ.

Центральный вход в школу был с южной стороны. Он делил здание на две равные части. Правое крыло занимали старшеклассники, а левое – младшие школьники. Справа от входа располагалась УЧИТЕЛЬСКАЯ. Провинившихся в чём-либо детей часто «ставили в угол» напротив учительской. Педагоги могли заниматься своими делами и контролировать хулиганов. Мама вспоминала, что после 4-го урока дети шли на обед, который длился час, так как в школе столовой не было.

В школе всегда было тепло и уютно. Отопление было печное. Одна печь отапливала два класса. Топка располагалась в коридоре. Следил за печами сторож. К сожалению, в школе однажды случился большой пожар, уничтоживший правое крыло. Есть версия, что по вине сторожа-истопника.

Прямо напротив входа в школу был АКТОВЫЙ ЗАЛ. Каждое утро вся школа собиралась там для того, чтобы пропеть ГИМН Советского Союза. А перед началом нового учебного года священник служил молебен! Вот такая была мешанина: коммунистический гимн и молитва!

Школа работала в одну смену, а после обеда ребятишки занимались в кружках по интересам. Кстати, в школе было пианино, фисгармония (это такой клавишный духовой музыкальный инструмент с мехами).

Мамин класс в 1944 году (маме 14 лет)

Мамин класс в 1944 году (маме 14 лет)

В центре: Вассион Астафьевич Метелёв, классный руководитель, преподавал русский язык, математику, Мария Гавриловна Козлова, преподаватель английского языка.

Слева-направо: Геннадий Томин, Евгений Семёнов, Пётр Банщиков, Людмила Кашина, ?, Парасковья Жигалина, Полуэктов, Василий Кайгородов, Григорий Козулин, Владимир Животков, Лидия Шароглазова (моя мама), Мария Киселёва, Иннокентий Жигалин

Очень поощрялось ДРАМАТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. Режиссёрами чаще всего выступали учителя литературы. Так, моя крёстная вспоминает, что она в каком-то спектакле играла американскую девочку. Суть пьесы, конечно, забылась, но сам процесс подготовки спектакля, репетиции помнятся. Вернее, помнится атмосфера радости, творчества, молодости.

Т.А. Шароглазова (Лелекова), 1956 г.Крёстная вспоминает, что и после школы ребята ходили в драматический кружок. Но это было уже не в школе, а в клубе. Там ставили какую-то пьесу на военную тему. Тася играла девушку, к которой приехала подруга с фронта. Она помнит, что платье для спектакля взяла у своей подруги Лиды (моей мамы).

У молодёжи была ещё интересная традиция: обязательно после спектакля и актёры, и зрители раздвигали стулья в зрительном зале, включали пластинки или кто-то из ребят брал в руки гармошку, и начинались танцы! В Драгоценке молодёжь ходила на танцы не только в школу или в Русский клуб. Работал и Китайский клуб. Был ещё и Китайский Военный Клуб. Находился он далековато от Русского клуба, но всё равно молодые русские туда дорогу знали.

Одно время в школе был струнный оркестр под руководством Юры Мунич. Он был необыкновенно талантливым учеником и сумел даже оркестр организовать. Инструменты покупали сами музыканты, а не школа.

К праздникам каждый класс делал стенгазету, рисовали плакаты.

Мама вспоминала, что некоторое время канцелярские товары продавали прямо в школе, где, кстати, можно было купить и сладенькие ириски. Но после 1944-1945 годов всего этого не стало. Тогда вместо чернил стали использовать сок голубики или разводили сажу. С бумагой тоже были проблемы. Писали на всём, на чём придётся. Но потом из Советского Союза привезли учебники. Выдавали их бесплатно, а тетради стали продавать.

В большом почёте в школе был СПОРТ. Работали секции, проводились соревнования. Спортивная жизнь была насыщенной. Скачки проводились несколько раз в году. Но особенно интересны скачки были в Алексеев день, казачий праздник, 7 мая. Лучшим в джигитовке долгое время признавался мой дядя – Шароглазов Апполон. Работал тотализатор. И любой мог поставить на любимого скакуна. Победитель получал приз. Если спортсмен выступал не на своём коне, то хозяин коня тоже получал.

Дядя Апполон на РыжикеОтличное место для состязаний – это стадион около школы. Спортивный инвентарь был достаточно богат. Дети могли играть в баскетбол, в волейбол, футбол. Стояли турники, где школьники подтягивались. Лёгкая атлетика была в почёте, занимались даже бегом с барьерами. Детей учили фехтовать саблями, метать копьё, бросать гранаты. Чётко просматривается стремление казаков вырастить детей готовыми к «труду и обороне». Так и было на самом деле. Молодёжь в основной своей массе была в отличной спортивной форме, умела и любила работать, готова была встать на защиту родины, как это делали казаки из века в век.

В Драгоценке были ещё японская и китайская школы. Китайская – располагалась рядом с русской. А стадион был общий для двух школ.

Это было очень сложное время. И дети, конечно, до конца не понимали трагичность жизненной ситуации, когда власть часто менялась. Трёхреченцы жили в непосредственной близости от коммунистического СССР. Отряды НКВДэшников нападали на посёлки и арестовывали (без суда и следствия) самых крепких и энергичных мужчин. Но казаки по возможности оказывали сопротивление. Крёстная мама вспоминала одно Рождество. Праздник был в разгаре. И вдруг началась какая-то суматоха, дети услышали, что советские перешли границу и движутся к Драгоценке! Позже взрослые рассказывали, что в очень короткое время 12 пар лошадей помчались к границе. И не пустили непрошеных гостей в посёлок. Мама говорила, что взрослые мужчины всегда были готовы взяться за ружьё. И мальчики-подростки умели обращаться с оружием. О физической подготовке я написала чуть выше.

Особенно беспокойно было где-то с осени 1945 года. Тогда НКВДэшники жили в доме Налётовых, а офицеры – у Шароглазовых.

Таисия Андреевна вспоминает, что от репрессий пострадал муж её тёти – Игнатий Иванович Овчинников. Он служил вахмистром в отряде Пешкова в Хайларе. Его увезли в Советский Союз. С детьми, с женой он встретился только в 1954 году, через девять страшных лет, в Вихоревке.

При японцах многих ребят заставляли служить в отряде АСАНО. Это была своего рода военная служба. Солдаты состояли на государственном обеспечении (японском). Но ребята всё равно сохранили любовь к своей большой и желанной Родине-России.

Но после установления своей власти советские репрессировали многих асановцев. Их методично вылавливали и увозили в СССР. Как позже выяснилось, на лесоповал. И многие сгинули, не выдержав нечеловеческих условий жизни. Другие вернулись искалеченные физически и духовно. Через годы эти люди получат справки о реабилитации. Но жизнь, здоровье загублены. НАВСЕГДА. Страшное слово.

После войны, примерно в конце 40-х, в Трёхречье началось ещё одно бедствие – РАСКУЛАЧИВАНИЕ. Комитеты бедноты образовывались по инициативе бедняков (а это были, в основном, пьяницы и лентяи). Мама говорила, что этих людей, конечно, научили, что надо отобрать у богатых односельчан скот и технику, дома и… поделить всё среди своей братии.

Когда в 1945 году советские войска освободили Трёхречье от японцев, простые солдаты, которые в основной своей массе имели крестьянское происхождение, были потрясены зажиточной жизнью казаков. Некоторые к тому же нашли родственников здесь. Им не захотелось возвращаться в голодный Союз. И отдельные солдаты настойчиво просили разрешения остаться в Трёхречье. Но им отказали в категоричной форме и стали даже преследовать. Один солдат по фамилии Филимонов в конце концов покончил с собой (зарезался).

Раскулачивание проходило в две волны. Первыми раскулачили Налётовых, Павла Егоровича Раменского. В доме Налётовых стали жить Драгуновы. Дом Раменских поделили на две части. В одной половине сделали КЛУБ, а в другой поселился какой-то бедняк. В зимовье Налётовых жила семья Ничепуренко. Выгнанные из своих домов люди вынуждены были жить у знакомых или родных.

Комитеты бедноты выносили постановления об изъятии скота и об обобществлении его. Отнимали коров, лошадей, овец, после – отводили эти большие стада на заимки. А вот кормить, ухаживать, доить бурёнок просто забывали. И начался падёж скота. Для сельского жителя каждая коровушка, каждая скотинушка как родной член семьи. И даже трудно до конца представить, что творилось на душе того человека, у которого отняли (незаконно!!!) да ещё и загубили животинку!!!

Тогда те, у кого ещё не «экспроприировали» скот, просто пустили его под нож. Мяса было огромное количество! Все ледники (это деревенские холодильники) были забиты. Люди вынуждены были готовить только мясные блюда.

Крёстной хорошо запомнился случай, когда в очередной раз заставили всех собраться на собрание по раскулачиванию. И в разгар оживлённого деревенского ора подъехал на машине консул Советского Союза Борис Петрович Введенский. Он стал объяснять людям (комитетчикам в первую очередь), что больше раскулачивать нельзя. И, действительно, грабежи, беспредел бедняцких комитетов закончился.

На карте стоит «дом т. Вари» (внизу недалеко от водокачки). Интересную историю поведала Римма Ивановна Гантимурова (сейчас Безносикова). Тётя Варя была всеобщей любимицей в их краю. Да и не только там. Добрейший человек. Своих детей не было, и она всю нерастраченную любовь отдавала соседской детворе. К ней запросто можно было прийти в гости, поделиться секретами. Она всегда внимательно слушала, угощала. Но самое, пожалуй, главное – она была изумительной рассказчицей. Детям, конечно, не дано было понять, что тётя Варя из дворянского сословия. Её муж имел высокий военный чин (он был из белых). Гантимурова помнит историю, которую рассказала её мама. Пришли советские и приказали снять иконы. Но женщина не растерялась и, самое главное, не побоялась сказать воинствующим атеистам: «Вы в чужой стране и не указывайте, как мне жить». Её огромная внутренняя убеждённость в правоте возымела действие, и солдаты ушли. А иконы т. Варя сумела провезти в СССР. Хотя у многих на их границе просто забирали.

Недавно мне удалось почитать воспоминания Ирины Васильевны Макушевой (Поручиковой в дев.), 1922 года рождения, жившей последнее время перед отъездом в СССР в посёлке Лабдарин в Трёхречье. Привожу их с согласия её самой и её сына Ю.П. Макушева Очень интересный эпизод из жизни трёхреченцев.

Ирина Васильевна пишет: «В Усть-Кулях жили два друга – Миша Малых и Костя (точно фамилию не знаю, как будто Караульский). Когда советские зашли в Китай (в Трёхречье, в том числе), им понадобились переводчики. А Миша и Костя знали хорошо японский. Их забрали в район переводить с японского языка на русский. Так работали они вплоть до ухода советских. Когда советские ушли, китайцы начали делать «чистку». Арестовывали и винных, и безвинных. Не обошли они и двух друзей. Арестовали, связали им руки и посадили на телегу. Путь их был в Драгоценку через реку Ган. Миша говорит Косте: «Садись ко мне спиной, и будем развязывать друг другу руки». Костя отвечает: «Я тебя развяжу, а мне не надо!». Миша убеждает: «Когда развяжемся, переедем мост через Ган, а там – под обрыв. Прыгнем туда и поспешим в пос. Покровка. Там живёт брат моей жены и у него есть грузовая машина. Он отвезёт нас в Хайлар». Костя помаленьку развязал Мише руки, а себе побоялся, не стал. Сказал: «Будь что будет». Сколько его Миша ни уговаривал, он не захотел. Но вот проехали мост. Миша столкнул охранника и прыгнул под мост. Охранник поднялся и стал стрелять. А Миша сбросил куртку и – в кусты. Охранник в перепалке подумал, что застрелил беглеца и стал подходить к тому месту, где лежала куртка. А Миша в это время уже был далеко (благо он прекрасно знал эти леса). Добрался до Покровки и родственник сразу же отвёз его в Хайлар. Там он нашёл консульство и явился к консулу Борису Петровичу Введенскому. Консул всё выслушал, расспросил и подписал ему разрешение жить в Харбине. Сделал документы на всю его семью. Семья переехала в Харбин, а Мишины отец с матерью остались в Усть-Кулях. От больших переживаний мать вскоре умерла. А Костя, друг Миши, так и пропал без вести».

У моей крёстной несколько другой вариант развития этих событий. Она знает эту историю со слов её дяди, Ивана Ивановича Беспрозванных, который был непосредственным участником этой истории.

Миша Малых, действительно, был арестован китайцами за то, что работал переводчиком у советских. И его повезли из Усть-Кулей в Драгоценку. А везти арестованного с конвоиром приказали непосредственно Беспрозванных Ивану Ивановичу. Кости уже не было в Китае. Его СОВЕТСКИЕ арестовали и увезли в СССР. Миша, действительно, при переезде через Ган убежал. Охранник его догонял, стрелял, но бесполезно. Беспрозванных, его семья очень долгое время жили в страхе, в ожидании репрессий со стороны китайцев. Боялись, что посчитают сообщником в побеге Миши. Но, слава Богу, всё обошлось.

Милые земляки, читающие эти строки, может кто-то из вас знает судьбу Миши Малых, Кости? Может сами Миша и Костя живы? Обязательно напишите! Очень жду.

Крестный ход вокруг храма Сретения ГосподняВ 1945 году арестовали и увезли в СССР многих трёхреченцев. Так, крёстная вспоминает, что первая партия арестованных состояла из 10-15 человек. Первыми увезли в Советский Союз братьев Бадаевых, работавших в военной миссии, Сметанина, Пенегина и других. Сначала их держали где-то в кутузке, а потом, помыв их в бане у Лелековых, увезли. Некоторые из этих людей увидели своих родных только лет через 10, а многие навсегда пропали на необъятных просторах Родины, которую они любили и которую хотели видеть. Но Родина встретила их тюремными камерами и лесоповалами.

Жизнь состояла не только из грустного, драмати-ческого. Жизнь – это и праздники, торжества.

Самым большим и светлым праздником в каждом посёлке считался Канун. В Драгоценке первый канун был в Петров день, 12 июля. Тогда в станице была небольшая деревянная церковь Петра и Павла. Канун праздновался весело, шумно. Организовывались концерты, танцы. Проводились скачки.

Позже церковь Петра и Павла разобрали и увезли в посёлок Барджакон, на его месте поставили небольшую часовню в виде креста с навесом и оградкой. А в Драгоценке построили большой храм Сретения Господня в виде креста. Храм был освящён зимой, кажется, 15 февраля. И Канун стал отмечаться в этот день. В Канун в Драгоценку съезжались священники со всех посёлков. При советских скачек уже не было, а проводились Районные Олимпиады.

На фото из семейного альбома Таисии Андреевны Шароглазовой (Лелековой) Крестный ход вокруг храма Сретения Господня. Весь посёлок, от мала до велика, нарядный, воодушевлённый, шёл крестным ходом. Имя батюшки она не помнит, а вот за батюшкой идёт паренёк Семён, который прихрамывал. Жаль, что остальные лица нечётко видно, и узнать их невозможно. После постройки нового храпа 12 июля в Петров день на месте храма Петра и Павла совершался Крестный Ход и служился молебен. Милые земляки, может кто-то из вас захочет сделать дополнения к теме? Пишите, пожалуйста.

Пасха! Весна! Мир обновляется! Все живут в предвкушении чего-то нового, хорошего, счастливого! Молодёжь влюбляется! Многие парни умели замечательно играть на гармошках, балалайках. Конечно, именно они заставляли страдать девичьи сердца. В Пасху было особенное развлечение – ставили большие качели. В течение нескольких дней именно здесь происходило самое интересное и захватывающее. Девушки садились на качели, а парни вставали по краям. И качели взлетали к небесам!!! От страха и счастья сердце готово было выскочить!!! В этот миг хотелось обнять весь мир! И улететь высоко-высоко в небо сильной птицей.

Жили в Китае по церковному календарю. Там, в Трёхречье, время как бы остановилось. Жили по законам, по которым жили наши предки в дореволюционной России.

Новый для меня факт – это то, что КРЕСТИНЫ проводились только на дому. Когда я крестила своих детей в начале 90-х годов в Омске, в церкви находилось не меньше 100 человек. В памяти осталось не трепетное ощущение великого таинства, а усталость и нервное напряжение. В Трёхречье на крестинах в центре внимания был конкретный ребёнок и его счастливые родители, родня. Крестили, как правило, очень рано, и сам ребёнок не мог помнить само таинство. Но он всё равно хорошо знал всё, что было. Из рассказов старших.

А вот ОТПЕВАНИЕ ушедших в мир иной проводилось всегда в церкви. Гроб оставляли там на ночь. Кто-то из священников обязательно всю ночь читал молитвы.

СВАДЬБЫ, например, игрались в основном на Святках (после Рождества). И до Великого поста. Летом – только изредка, в исключительных случаях. А осенью – после уборки урожая. К свадьбе готовились месяца два-три.

В Трёхречье был только церковный брак, то есть записей актов гражданского состояния (ЗАГС) не было. И только по приезду в СССР люди шли «расписываться».

Пасхальные гуляния, качелиКстати, в Китае бывали случаи воровства невесты. Это было тогда, когда родители не соглашались на брак по тем или иным причинам, а молодые любили друг друга. Вот и «воровал» молодец свою возлюбленную, увозил в другой посёлок. После этого родителям ничего не оставалось, как начинать подготовку к свадьбе. Так, Парамонов Василий из Усть-Кулей украл Нараулову Татьяну из пос. Щучье. Или: Семён Ерзиков украл Наташу Парамонову из Усть-Кулей (кстати, двоюродная сестра моего папы).

Случалось, что выдавали замуж без любви, по расчёту. Так, Владимира Шароглазова, маминого старшего брата, женили на девушке из бедной семьи. У Дуси отца не было. Семья большая, её братьям трудно было. И её просватали за богатого Владимира. Хотя она очень любила брата Владимира – Максима. К несчастью, он погиб в 1941 году в отряде АСАНО. Но, тем не менее, Евдокия с тихим, работящим Владимиром вырастили четверых детей.

Мне хочется сохранить все детали жизни и быта моих близких в Трёхречье. Я не знаю, откуда у меня это обострённое чувство сопричастности к тем далёким событиям. Порой мне кажется, что я там жила ещё задолго до своего рождения в 1956 году.

А как обстояло дело с ТОРГОВЛЕЙ? Выяснила, что магазины располагались в основном на Китайской улице. Были маленькие лавчонки. Это своего рода «сельпо», т. е. товар самого разного назначения. Русские жители Драгоценки тоже занимались торговлей. Так, у Томина можно было купить товар прямо дома (часть собственного дома отвёл под магазин). А у Совенко был магазин в отдельно стоящем здании. Был небольшой киоск, где продавали канцелярские товары.

Выяснила, что в Драгоценке были ПЕКАРНИ. Это замечательное дело. Насколько мне известно, в других посёлках хозяйки сами пекли хлеб. Мама, бабушка всегда ставили большую ёмкость, которая называлась «квашня». Процесс этот был трудоёмким. Месили тесто руками. Но хлеб получался необыкновенно вкусным! Нам, детям очень нравилось его есть! Даже без варенья, без масла! До сих пор ощущаю вкус маминого только что испечённого хлеба. Вынутые из русской печи булки, помню, клали на чистую подушку «отдыхать». Корочку обязательно сбрызгивали водичкой. Полежав под полотенцем на подушке, хлеб становился мягким, лёгким! Приятного аппетита!

Я думаю, о русской печи надо написать отдельную поэму. В ней готовились самые вкусные и полезные блюда: каши, борщи, супы. Там же блины пекли, хлеб и т. д. На русской печке можно было прекрасно согреться после многочасовых прогулок зимой. Не только детям нравилось там полежать, но и старичкам.

В Драгоценке работала СТОЛОВАЯ (перенесённый дом моего деда) с китайской кухней.

Жители Драгоценки имели возможность лечиться дома. Была замечательная БОЛЬНИЦА с ПОЛИКЛИНИКОЙ и руководила ею Дарья Ивановна Остроумова (хирург). Тут же работал её сын – Юрий Николаевич Остроумов, тоже хирургом. На фото из семейного архива Раисы Романовны Малышевой (Каюковой) сняты сотрудники больницы в Драгоценке. Эти люди «стояли на страже здоровья» трёхреченцев. И низкий им поклон за доброту и сердечность, за профессионализм. Раиса Романовна, работавшая хирургической медсестрой, поведала много интересных фактов из жизни больницы.

Итак, больница представляла собой одноэтажное кирпичное здание красного цвета. Трубы были белые, белёные. Отопление – паровое, в штате была ставка истопника. На фотографии стоит истопник полукровец. Больница и поликлиника располагались в одном здании. В стационаре были отделения: хирургия, гинекология.

Больница в Драгоценке

 

Больница в Драгоценке

Сидят (слева направо): Альбинс Аганыч Брожик (фельдшер), Юрий Николаевич Остроумов (хирург), ??? (бухгалтер, работал псаломщиком в храме), Дарья Ивановна Остроумова (хирург, заведующая), Томин Гена?? (фельдшер). Стоят: Иван Иванович Лисков (фельдшер), ??? (полукровец истопник), ???, Валя Костенко (санитарка), Женя Арзамасцева (медсестра), ??? (лаборант), Мария Остроумова (фельдшер), Кайгородова, Женя Сурмава (медсестра), Мария Бородина (Пешкова в дев.) (санитарка), Раиса Романовна Каюкова (санитарка), Тамара Львовна Сметанина (аптекарь), Надя Бирюкова (санитарка), ??? (повар), Лидия Борисовна Федурина (кастелянша)

Раиса Романовна вспоминает, что и средний персонал был высокого класса. Так замечательно работали фельдшеры: Альбинс Аганыч Брожик, Гена Томин, Иван Иванович Лисков, Мария Остроумова. Кстати, брат Маши учился вместе с моим папой – Иваном Сергеевичем Кычаковым в Харбине, а потом работали ветеринарами в Драгоценке. Медсестрой работала Женя Арзамасцева, которая была замужем за японцем. Внуки этой женщины (Женя и Люда Ивачовы) приходятся мне троюродными сёстрами. Интересно, что «японская линия» будет «чётко просматриваться» в последующих поколениях. Но это небольшое отступление от темы больницы.

В поликлинике имелся кабинет СТОМАТОЛОГА. Специалисты были очень высокого уровня. Зубы лечили, удаляли. А протезы делали в Хайларе. Серебряные. Они держались десятилетиями.

Вёлся и ДЕТСКИЙ приём. Раиса Романовна Малышева вспоминает один случай, связанный с её дочерью. «Как-то пришла с дежурства. У Ани (дочки) живот болит, высокая температура. Побежала к Дарье Ивановне, которая жила через два дома от нас. Она отложила все свои дела и через несколько минут осматривала ребёнка. И поставила диагноз: аппендицит. Делала операцию вместе с сыном Юрой».

ПРОЦЕДУРНЫЙ кабинет был оснащён современными для того времени инструментами. Использовались даже автоклавы.

Наиболее известный специалист в Драгоценской больницы – ДАРЬЯ ИВАНОВНА ОСТРОУМОВА. Это был хирург от Бога. Так, она делала операции по поводу аппендицита, удаляла камни из почек, делала кесарево сечение.

Р.Р. Малышева (Каюкова), медсестра Драгоценской больницыБыли случаи, когда Дарья Ивановна ампутировала ноги, руки. Это уж когда спасти человека другим способом было невозможно. Раиса Романовна вспоминает случай, когда одной женщине оторвало нос. Она ехала с хребта, а кони понесли! Летела вниз лицом. И Дарья Ивановна пришила нос!!! И всё закончилось благополучно.

В Драгоценке по показаниям делали аборты.

В посёлке работали и КИТАЙСКИЕ ЛЕКАРИ. Они лечили травами. Диагноз ставили по пульсу.

При больнице был большой двор. Во дворе стоял дом барачного типа, в котором жили: Тамара Львовна Сметанина, Женя Сурмава – медсестра, муж которой был знаком со Сталиным, Надя Бирюкова– санитарка. Сама Дарья Ивановна жила в своём доме рядом с Арзамасцевыми. Около больницы были огородики, цветники. Недалеко от больницы располагалась кузница. В больнице было электричество. Все, кто работали в больнице, получали зарплату, которую выдавал бухгалтер.

Поликлиника принимала не только жителей Драгоценки, но и приезжавших из других посёлков.

В Драгоценке была большая АПТЕКА, в которой работала Тамара Львовна Сметанина. Заведующая больницей сама привозила медикаменты из Хайлара.

Выражаясь современным языком, экологическая обстановка в Трёхречье была прекрасной! Чистые реки, леса, поля. Можно даже сказать, девственно чистая природа! И, как следствие, тяжёлые болезни, уродства встречались крайне редко. Тем не менее, интересный факт сохранился в памяти Р.Р. Малышевой: Дарья Ивановна заспиртовала ребёнка-калеку, у которого была водянка.

На этом тему медицины буду заканчивать. Низкий поклон вам, люди в белых халатах! Спасибо за профессионализм! За доброту, внимательность. Люди помнят вас!

В Драгоценке, оказывается, был АЭРОДРОМ. В далёком от цивилизации (как мне казалось) крае, оказывается, были современные средства передвижения. А не только милые лошадки. Летали японцы, а потом и советские.

Мне очень нравится пьеса Чехова «ЧАЙКА». Монолог Нины Заречной о всемирной душе. «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звёзды и те, которых нельзя было видеть глазом, – словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли… Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно. Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну. Общая мировая душа – это я… я… Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню всё, всё, всё, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь».

Трудно передать ощущение, которое во мне живёт. Знакомые, родственники спрашивают: «А зачем тебе надо собирать имена тех, кто жил в Трёхречье. Зачем тебе знать, какие события там происходили? Зачем восстанавливать карту посёлков? И много других вопросов». У меня один ответ: «Надо! Надо, чтобы тот МИР МОИХ ПРЕДКОВ, живущий в моей душе, в моём сердце, очень нежно и органично стал частичкой душ тех, кто будет после нас. Наши дедушки, прадедушки уже ничего про себя и в защиту себя не скажут. И сегодня лично моя ответственность – ОГРОМНА. Всё, абсолютно все имена, которые не будут записаны, «расшифрованы» (кто кому кем приходился; кто как прожил), все они канут в лета. НАВСЕГДА! Страшное слово.

Милые земляки! Пишите истории своих семей! Те, кто жил до нас, достойны памяти!

Меня переполняет огромная любовь ко всему, что ушло, но ОСТАЛОСЬ. В нашей памяти и, главное, в наших благодарных сердцах. Время неумолимо несётся вперёд. Каждый день открывает новую страницу, на которой мы вписываем свои истории. Только нельзя, чтобы эти странички были уничтожены ветром ли событий, по халатности ли человека, по его лени ли.

Да хранит вас Господь! Всем живущим – здоровья! Ушедшим – наша память

P.S. Огромную благодарность за предоставленные фотографии выражаю Т.А. Шароглазовой (Лелековой); П.Е. Кокухину; Р.Р. Малышевой (Каюковой); Л.И. Комаровой (Шароглазовой); Р.И. Безносиковой (Гантимуровой); Г.В. Плотниковой (Шароглазовой).


* Адрес автора: 644100 г. Омск–100 а/я 6153 Волошиной Светлане Ивановне, для электронных писем: sveta_diamond@mail.ru

Отклики на “ДРАГОЦЕНКА – НЕПОТЕРЯННАЯ ПЛАНЕТА”: 57

  1. Галина

    Уважаемая Светлана Ивановна!

    До глубины души меня тронула Ваша статья. Читала и думала как много в нашей стране людей, которых в силу определенных событий истории оторвали от самого главного, без чего не может жить человек, от своих корней. А сейчас, наверное, больше вопросов, чем ответов. Почему не нашли времени послушать своих родных и близких людей? Может быть, время было такое, о котором не хотели вспоминать? Или мы воспринимали своих родителей, бабушек, дедушек как людей совершенно другой культуры, которую не хотели понимать и принимать? И этих вопросов бесконечное множество…..

    Думаю, что все кто имеет хоть какое-нибудь отношение к Забайкальским казакам, благодарны Вам.
    Удачи в благом деле!

    28.06.2010 г. Омск

  2. Ирина

    С удовольствием прочитала!

  3. Андрей Анатольевич

    Здравствуйте Светлана Ивановна.
    С большим интересом прочел Вашу статью о жизни Трехречья — много интересных фактов, очень ярких подробностей. Так получилось, что под впечатлением только что прочитанной книги К.Седых «Даурия» стал искать дополнительный материал в интернете. Если я правильно понимаю, то события книги происходят как раз на противоположной (русской) стороне р. Аргунь — напротив Трехречья. Отсюда, очевидно, и совпадения. Так, например, упоминаемая Вами Лелекова Т.А. возможна родственница атамана станицы Орловской Михаила Абрамовича Лелекова. Или, например, пос. Мунгаловский находится на реке Драгоценке, а Вы описываете поселок Драгоценку.
    Уважаемая Светлана Ивановна,
    хотелось бы помочь Вам в сборе по крупицам информации о Драгоценке. В интеренете я наткнулся на воспоминания жителя тех мест Фирсова Леонида Сергеевича, опубликованные Александром Фиськовым в 2009 по адресу http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/10/Fiskov/0.htm

    Я был приятно удивлен обилием подробностей, дат, фамилий, фактов. Из статьи следует, что Фирсов Л.С. сейчас проживает в дер. Кожухово Орджоникидзевского района респ. Хакасия. Его воспоминания о Драгоценке, о Трехречье в целом и о Харбине исчерпывающи вплоть до цитат конкретных людей.
    Надеюсь, этот источник информации поможет Вам в Вашем благородном деле.
    С уважением !!

  4. Антипьева Екатерина

    Здравствуйте! Мой папа Антипьев Георгий Костантинович родился в Драгоценке 16.11.1938 г. Обязательно покажу ему эту статью! Спасибо!

  5. Олег Мыслин

    Уважаемая Светлана Ивановна! Спасибо за прекрасную и нужную работу — история наша содержит не просто множество белых пятен, но местами намеренно и густо заштрихована черным цветом. Пора скоблить и чистить эту ретушь. Моя бабушка и ее приемные родители жили в Нармакчи. Дарью Ивановну Остроумову, ее сына хирурга Юрия и внука Николая я помню, наши семьи дружили в Новосибирске. Еще раз, спасибо!

  6. Волошина (Кычакова) Светлана

    Уважаемый Олег! Спасибо за добрые слова в мой адрес. Вы общались с такими интересными, замечательными людьми! Я от многих слышала восторженные слова о высочайшем профессионализме Остроумовых. О том, что это были прекрасные люди. Было бы замечательно, если бы вы написали о них!!! Сообщите свой электронный адрес. Мой- в конце материала.

  7. valentina sterz(kajgorodova)

    svetlana, bolshoe spasibo ! moja mama rodilas v Dubovoj, a potom uzilas v zila v Dragozenke. ona ozen mnogix pomnit.familie, kotorie vi napisali, ona vse znaet. mame 80 let, ona zivet v kazaxstane.

  8. Бояркин Павел (вахмистр ЕКВ)

    Здравствуйте Уважаемая Светлана Ивановна у нас очень много общего, моя мама в девичестве Кычакова родилась в п. Хорота потом переехали в п.Хайджин-Булаг под Хайларом Моя бабушка Васса с шестью детьми на руках после ареста мужа Бояркина Максима и его брата Николая и дальнейшего раскулачивания из п.Караганы переехали в Драгоценку среди шнстерых детей был и мой отец Серафим . поселились они в последнем доме у ручья за приютом насхеме вашей его нет . А моя тётя Алла жила в доме Шароглазова Михаила и её кормили за то что она водилась с их детьми 1.5 года.А тётя Зина проживала у Какухиных и водилась с дочькой Таней Алексея Шароглазова

  9. Бояркин Павел (вахмистр ЕКВ)

    Моя тётя сейчас у меня и очень хочет с вами пообщаться в нете по скайпу у меня есть веб камера

  10. Волошина (Кычакова) Светлана

    Уважаемый Павел! Я очень-очень рада каждому откликнувшемуся земляку!!! Звоните по скайпу : sveta_diamond. Я могу пригласить Шароглазову Таисию Андреевну. Напишите на мой электронный адрес, который есть в статье. До встрече в интернете!

  11. Волошина (Кычакова) Светлана

    Дорогие земляки! большая просьба- пиште не только в этих комментариях, но и на мой электронный адрес. Я сюда заглядываю не очень часто. И на ваши вопросы не смогу быстро ответить! Всего доброго! Да хранит вас Господь!

  12. Волокитина ольга

    Светлана Ивановна, я очень хорошо понимаю Вас!
    Спасибо за Ваш благородный труд. Ради этого стоит жить. Ведь поколение прекрасных людей,память о которых почти удалось стереть,жило не «хлебом единым». Они,в силу своей истинной интеллигентности, не стремились» оставить себя в веках «. Но мы, наши дети и внуки теряем бесценные страницы истории своих родных. Я не знаю,как и многие, ничего о последних годах жизни своего деда… Это просто нельзя выразить словами…
    Я не знаю, с чего начать поиски своих родственников, проживавших в Харбине.

  13. Александр

    Здравствуйте!
    Очень хорошая статья. Предков нельзя забывать, а история нашей Родины, заставила, многих забыть об этом. Я Щароглазов, предки из с. Нижний Калгукан Читинской области. Занимаюсь поиском истории предков 5 год, по крупицам, время было страшное, старались молчать. Ищу историю предков Шароглазова Иннокентия Хрисанфовича, Шароглазова Афанасия (Афонасия) Хрисанфовича.
    Где Драгоценка, раскинулся китайский город Аргун или Эргун, бывшая деревня Лабдалин.
    Бывал там несколько раз, но только проездом в Хайлар или Маньчжурию.

  14. Овчаренко Наталья

    Здравстуйте Светлана!Моя мама тоже родилась в Драгоценке.Очень жаль что несколько десятилетий об этом умалчивали.Заметьте нет больше на карте такого названия- Драгоценка.В 1954 году мои родные с бабушкой приехали в Казахстан.Их привезли на грузовой машине зимой,разместили в палатках. Вот так началась у них жизнь на новом месте.Много лет нас всех называли китайцами-всех кто приехал от туда….А семей было много-Тараторины,Тюкавкины,Пешковы,Какухины,Савины,Фомины,Пельменевы…Моя мама-Анастасия(девичья фамилия Тараторина).Да кстати-На фото с больничным коллективом есть надпись-истопник полукровка-Волгин Петр!Наш родственник(зять).Мама много рассказывала о своей родине,но в истории ничего не писали об это,и я не могла понять.И только совсем недавно картина стала прояснятся,стали появляться статьи,фотографии.Недавно она попросила меня написать об одном солдате который погиб в Драгоценке.Школьники постоянно ухаживали за его могилкой,его хоронили всем поселком как героя.Звали его Виктор Винокуров.В 1944 году во време отступления японцев,Советские войска вошли на территорию КНР.Может кто-то и искал своего родсвенника когда-то…

  15. Евфалия Родионова (Свешникова)

    Здраствуйте!!!!!
    Я хотела бы с вами связатться. Я родилась в 1938 году в Драгоценке!Мой отец Шароглазов Максим.Очень бы хотелось связаться со своими родными!
    Моя мама Свешникова Марфа Семёновна родилась в 1922 году. МОй муж РОдионов Владимир Иванович родом из Верх Кулей Трёхреченского района.
    Буду очень ждать!!!!!!!
    Мой адрес:р. Бурятия г. Улан-Удэ индекс:670000. Толстого 14-56.

  16. Екатерина Антипьева

    Всем здравствуйте! Поспрашивайте, пожалуйств у своих родных. Может помнит кто-нибудь Антипьева Константина Захаровича или Бакшееву Алевтину Николаевну- это мои бабушка и дедушка. Недавно папа рассказал, что дедушка занимался ремонтом гармоней, мастерил гитары и. даже, скрипки. Осталось ли это где-нибудь в истории?

  17. Алексей

    Может кто помнит в 1945 году что же семья Ничепуренко жила в зимовье у Налетовых.
    Дело в том что я ищу своего прадеда НЕСМЕЯНОВА ИАКИНФА НИКОЛАЕВИЧА 1887 г.р уроженца станицы Шелопугинской Читинской области.
    Я нашел в хабаравском архиве го анкету БРЭМа где он пишел в 1943-м году что он живет в селе Караганы с гражданской женой Анной Нечупоренковой.
    Может это и был мой прадед???Он учился в Нерченске потом служил писарем на Казаковских золотых промыслах потом его призвали в войска Семенова и в 1921-м году Иакинф оставил свою жену с 2-мя детьми в Шелопугино и ушел в Китай через Гензан.Потом он воевал в армии Глебова—служил в Брэме—потом слуужил в полиции.В Россию он не вернулся.Где он мог закончить свой жижненный путь и были ли у него дети в Китае в Трехречье—я хочу узнать об этом.Если кто что-либо знает—напишите пожалйста мне на е-мэйл.

  18. наталья третьякова

    здрвствуйте!моя мама родилась в китае в паспорте у нее записано китай якешинский район деревня татьяновка.может кто знает колосова петра это мой дед .кутенков никита это мой прадед.вшестидесятых годах вернулись на родину .их поселили в казахстане в кустанайской области.историю своей семьи я знаю хорошо.один из братьев кутенковых жил в драгоценке.я почемуто еи чего не могу найти о татьяновке кто знает пишите!

  19. Павел Шахматов

    Привет с Австралии.
    Некоторые упомянутые здесь лица мне знакомы лично.
    В данное время я пишу историю Трехречья. Стараюсь собрать сведения о каждом поселке.
    Я родился и жил в Покровке. Год рождения 1939.
    Скажите пожалуйста. Аполлон Шароглазов -это зять Лещевых?

    Посылайте на мой адрес, то, что бы вы хотели поместить о Драгоценке. Я помещу.

    1. Нина Чепурнова

      Доброго времени суток!
      Подскажите пожалуйста, вы случайно не знали Сафронова Ивана Ивановича, он и семья тоже жили в Драгоценке, жена Мария (Мурзина) Сафронова и 5 детей Ульяна, Илья, Александр, Петр,Кирилл. Сафронова Ивана Ивановича в 1945году забрали чекисты и вывезли в СССР, далее его следы теряются, всю семью вывезли в Казахстан.
      может Вы что нибудь знаете в каком лагере сидел Сафронов Иван Иванович, напишите пожалуйста
      заранее спасибо.

  20. пешков александр андреевич

    моя мама фомина любовь елиазаровна отец пешков андрей андреевич дядя пешков андрей андреевич фомин елизар николаевичони жили в драгоценке тел 89231545327 андрей андреевич получил 10 лет лагерей одного моего деда красные изрубили на глазах у мамы одного застрелили при переходе через аргунь кто мой дед есаул пешков егор андреевич участник 1914 год война с турками он пришел с войны живой владею большим обьем информациисо слов мамы и папы отзовитесь казаки мой сын миша 2м05см 15 лет 130кг казак забайкальский отзовитесь

    1. Ивачев Иван

      У нас в совхозе вместе с моими родителями были выселены Пешковы Илья и тетя Матрена в середине 60-х они переехали из Казахстана на Алтай в Первомайский р-н. свх.Березовский. Там наших с Трехречья много живет.

  21. Павел Шахматов

    Уважаемый Александр Андреевич.
    Не могли бы Вы дать свою информацию на мой адрес:pvshahmatov@mail.ru
    Заранее благодарю

  22. Виталий Савин

    Здравствуйте Светлана Ивановна! Ищу информацию о родственниках Савиных, Даниловых, Шваловых живших в Трехречье. Подскажите пожалуйста, на схеме Драгоценки указана фамилия Савин или Санин? А то неразборчиво и нет ли возможности увеличить или отправить мне на почту savin_vitaly@mail.ru . Буду очень признателен. Заранее спасибо.

  23. П.Шахматов

    Семья Нечепуренко живет в городе Сиднее. Австралия.

  24. П.Шахматов

    Кто нибудь знает Георгия Кокухина, я учился с ним в Якэшинской школе 1953-4гг.? Упоминается «храмой мальчик Семен», то это возможно Семен Владимирович Лещев, он живет в Австралии. г. Аделаида. В Сиднее много Усть-Кулинцев. Большая семья Кирпичниковых.

  25. Павел

    Уважаемая Светлана Ивановна.
    Если Вас, все еще интересует судьба Михаила Малых, то должен сказать, что он застрелился в Харбине вначале 50-х.

  26. валентина

    Георгий Кокухин мой дядя, живет в Омске. Он родился в Драгоценке, Возможно это тот Георгий Кокухин которого спрашивает П. Шахматов.

    1. Нина Чепурнова

      Здравствуйте! может кто нибудь слышал или знает Сафронова Иван Ивановича мой дед,
      Жена у него была Мурзина (Сафронова) Мария Ивановна, было у них 5 детей Ульяна, Илья, Александр,Петр, Кирилл
      Всех вывезли в Казахстан, Деда забрали чекисты и с тех пор о нем ничего неизвестно
      все они жили в Драгоценке, может со слов кто нибудь слышал, в каком лагере был Сафронов Иван Иванович.
      Заранее спасибо

  27. Павел

    Валентина, здравствуйте.
    Георгий также является родственником Патриных, которые живут в Австралии. Если так, то это он. Передавайте ему привет от меня, его соученика по якэшинской школе в Китае.

  28. валентина

    Павел здравствуйте!! У меня есть адрес и телефон сестры Георгия Кокухина — Анны. Она тоже живет в Омске. Если нужно, я напишу.

  29. Александр Васильевич Кокухин

    Уважаемая, Светлана Ивановна, как я благодарен вам за статью. Вы взбудоражили, всколыхнули мою память о родной моей Драгоценке. Я прочитал её 17.12.12 г. Недавно узнал, что в интернете можно найти информацию о моей Родине и попросил сына поискать. Это была неописуемая радость, когда я читал ваши строки. Всё было до боли знакомо. И посёлок, и улицы, и наша красавица-церковь, и люди, которых хорошо знал и особенно школа буквой «П»», в которой я учился и закончил там 7 классов, это было в 1954 году. Упомянутые в статье Георгий Семёнович и Павел Ефимович Кокухины являются прямыми моими родственниками по дедушке Фёдору Фёдоровичу Кокухину, который в свою очередь является родным братом отцов Георгия и Павла. Мы все троя с одного года. Наше детство прошло в Драгоценке и учились мы в одной школе. Уехали в СССР в августе 1954 года. Я часто вспоминаю Драгоценку. И мне так хочется там побывать. Ведь я там всё знаю, всё помню. И горы, и пади, и реки Ган, Хаул, Дербул, Аргунь. На всех этих реках я бывал, рыбу в них ловил, купался и черёмуху такую дивную на их берегах ел, в куснее той черёмухи нигде и никогда не видел. Как много можно рассказать об этом райском уголке нашей Родины. Вы, Света, меня подтолкнули. Трёхреченский край и Драгоценка должны занять достойное место в истории жизни русского народа. Наши дети и внуки должны знать историю жизни их отцов, матерей и дедов. И кто, как не мы, должны воскресить события тех лет. Света, когда же вы жили в Усть-Кулях и выехали в СССР, если вы родились в 1956 году? На сколько я знаю из Драгоценки почти все выехали в 1954-1955 годах. Вы пишите «давайте вместе напишим историю Драгоценки». Конечно, согласен, давайте. К сожалению много лет прошло, многое забылось, особенно фамилии и имена людей. Но сама природа в памяти твёрдо осталась. Я знаю всех Лелековых. Наши дома в Драгоценке разделяли только два дома — дом Медведевых и Деревцовых. А с ребятами Шароглазовыми я учился в одном классе. Я помню в нашей семье часто упоминалась фамилия Кычаковых, только не помню в какой связи и где они были. Приведённая схема посёлка Драгоценка близка к действительности, но все неточности можно было бы исправить и особенно фамилии, если бы её увеличить. Новый храм Сретения Господня находился от нашего дома в 100 метрах. И мы постоянно туда ходили, а в дни Пасхи нам пацанам разрешали подниматься на колокольню и звонить целыми днями во все колокола. Японца, который действительно спас всех нас от расправы в церкви, как говорили мои родители, звали Хатаямо сан. Конечно тут спорно, может быть где-то не верно. Из Китая нас привезли в Новосибирскую область, Болотнинский район, совхоз Чебулинский. Где мы прожили до 1958 года. Это были трудные годы. У нас не было ничего, кроме «тряпок» в сундуках. Семья 8 человек (6 детей). Но как это не удивительно, эти 4 года многое изменили во мне и я с теплотой вспоминаю это время. Они многое мне дали. Научили бороться с трудностями, радость общения и нахождения в коллективе, участие в спорте и худ. самодеятельности. И естественное желание увидеть или хотя бы услышать кого-нибудь из моих друзей этого совхоза. В общем я готов к сотрудничеству и наверное сяду писать о нашей Родине. Я живу в Казахстане, станция Новоишимская, Сев.-Каз. область, тел.: +77153523425 или +77057560951.

  30. Макушев Дмитрий

    Спасибо за статью. Меня, бабушки (Лапардина Устинь и Анисья) попросили найти про Лабдарин и Драгоценку. Покажу им Вашу статью.

  31. Александр

    «Диагноз по пульсу»
    Спасибо Вам за характер, за доброту, за жизнь и за великолепный рассказ!
    С уважением, Александр..

  32. Павел

    Дорогие трехреченцы!
    У меня на выходе книга о Трехречье. Если есть у кого фотографии, имеющие отношение к к нашей «малой родине», нельзя ли выложить в интернет, или переслать по указанному адресу
    Буду весьма благодарен. П. Шахматов.

  33. Павел Шахматов

    Уважаемая Светлана Ивановна.
    Прошу Вашего разрешения взять из Вашего рассказа «Драгоценка — непотерянная планета» некоторые фотографии для моей книги. Заранее благодарю. Павел Шахматов.

  34. Алексей

    Спасибо за ответ по семье Нечупоренко !!!
    Как их только найти в Сиднее -вопрос конечно сложный.
    Эхх—ну все равно спасибо—надеюсь что скоро узнаю про своего прадеда где он окончил свой путь.

  35. ПАВЕЛ ШАХМАТОВ

    Семью Нечепуренко я знаю хорошо, мы ходим в одну церковь. Вижу их часто. Буду рад помочь вашей связи.

  36. ПАВЕЛ ШАХМАТОВ

    В октябре поступит в продажу моя книга «Трехречье», 340 стр. с многими иллюстрациями. Желающие могут сделать заявку на таковую.

  37. Мария Кротова

    Уважаемый Павел Шахматов, хотелось бы получить Вашу книгу о Трехречье. Можно ли оставить заявку? Я пишу докторскую диссертацию на тему «СССР и российская эмиграция в Маньчжурии», хотелось бы познакомится с Вашими материалами и сослаться на них в исследовании. Спасибо всем за замечательный сайт,
    С уважением
    Мария Кротова, доцент кафедры истории и политологии СПбГЭУ, Санкт-Петербург.

  38. ПАВЕЛ ШАХМАТОВ

    Уважаемая г-жа Кротова. Мне издательство выслало один экземпляр на проверку. С моего одобрения в октябре книги будут изданы.
    Так как я живу в Австралии, то всю работу, связанную с изданием книг будет осуществлять племянница Капиталина Мищенко, она преподает в институте и живет в Томске. Обратитесь к ней.
    Ее электронный адрес:
    Kapitalina@sibmail.com
    Будьте здоровы. Павел Шахматов.

  39. елена

    Александр Васильевич! А кого конкретно из Лелековых Вы знаете? Моя прабабушка из Драгоценки.

  40. ПАВЕЛ ШАХМАТОВ

    Я знаю только Луку Антоновича Лелекова, проживает в г. Сидней. Австралия

  41. Татьяна Коломейчук

    Здравствуйте ,все трехреченцы! В 2012 г. умерла моя мама в возрасте 89 лет,родилась в Харбине, в семье старообрядцев Чучалиных, детство прошло в Покровке,в Трехречье, позже жили в селе ХОРОТО, там вышла замуж за забайкальского казака Кычакова Якова Филлиповича, по большой любви, но он ее украл, так как ее родители не благославили этот брак, в 1945 г. Якова арестовали и он пропал без вести, как не пытались его искать, все бесполезно, мама осталась беременной и через полгода родила сына, которого назвали тоже Яковом, любовь к своему первому Якову она пронесла через всю жизнь, несмотря на то, что повторно вышла замуж и всю жизнь хотела узнать его судьбу, может кто-то что-нибудь знает об этом?

  42. Павел Шахматов

    Уважаемая Татьяна, здравствуйте. Я тоже родился в Покровке. Знаю семью Тимофея Дмитриевича Чучалина. Его дочь, Поля Чучалина вышла замуж за Чистюнина Владимира, она является моей крестной матерью. Моя мама (тоже Пелагия) была ее подругой.
    Советую обратиться на сайт «О жизни русских в Маньчжурии», там занимаются розыском пропавших без вести людей.
    Всего доброго. Павел Шахматов.

  43. сергей

    Мой дед Бугаев Костантин из Чашино-Ильдикан в 1928 ушёл в Трёхречье, больше об нём ничего не знаю, когда я был Австралии, втречались люди которые его помнили, к сожалению связь с ними утеряна, пообщаться не получилось. Может кто ни будь слышал про деда

  44. Несмиянов Алексей

    ПАВЕЛ ШАХМАТОВ .
    Вы можете связаться с семьей Нечупоренко?Спросите их пожалуйста-был ли им знаком Несмеянов?В Трехречье? в 1943 году.
    Большое спасибо!!!!

  45. Павел Шахматов

    Я связался с Георгием Нечепуренко и вот что мне он сказал. Да, он знал Несмеяновых: отца и двух сыновей, матери в то время уже не было в живых. Молодые сыновья (члены ССМ) уехали в СССР раньше, их отец вместе с другими выехал на целину. Один из сыновей презжал в Китай в конце пятидесятых. Вот все, что он мне смог сообщить.

  46. Николай

    Здраствуйте! Светлана буду рад чем нибудь помочь, есть знокомые метисы которые живут сейчас в Лабудалине

  47. Оксана ермоленко

    я бы хотела купить ваши книги для памяти детям и внуков мой муж сын апполона Михайловича шароглазова

  48. Павел Шахматов

    Уважаемая Оксана, здравствуйте.
    Первое издание разошлось, второе на выходе. Как только будут готовы книги, я Вас свяжу с моей племянницей Капитолиной Мищенко, она живет в Томске.

  49. Павел Шахматов

    Это мой новый адрес

  50. Павел Шахматов

    Уважаемая Оксана, здравствуйте.
    Книга «Трехречье» поступила в продажу. Заказать можно по адресу:
    kapitalina@sibmail.com
    Капитолина Мищенко живет в Томске.
    Будьте здоровы.
    С почтением П. Шахматов

  51. Оксана ермоленко

    Скажите Павел а вы знали отца в комментариях вы спрашивали о том что он зять лещевых так соня уехала в Австралию папа остался в России из памяти мужа отец рассказывал что были друзья толи шаховы. Толи шахмотывы у нас сохранились фо то

  52. Павел Шахматов

    Я помню свадьбу Апполона Шароглазова и Софьи Лещевой, тогда мне было лет 8. Мои родители дружили с Лещевыми. Когда Апполон и Софья разошлись, у них было двое детей-мальчики. Лещевы выехали в Австралию и поселились в штате Южная Австралия. Софья и ее дети живут в городе Аделаида. Видим их очень редко.
    Интересно было бы посмотреть фото. Вполне возможно были групповые снимки.
    Я помню Апполона он был невысокого роста, очень подвижной, хороший наездник, разбирался в сельскохозяйственной технике (у Лещевых был комбайн). Говорили, что в его семейном вопросе отрицательную роль сыграла сама Лещева,
    женщина властная и решительная.
    Недавно ушел из жизни брат Софии, Семен. У Семена также двое сыновей,
    они тоже уже дедушки.
    Всего Вам доброго. Павел Шахматов.

  53. ермоленко оксана николаевна

    а как бы связаться с вами показать фото может с олегом павел изночально не хотел общаться с отцом а олег приезжал в маскву они встречались у художника копейкина отец умер уже давно мой муж очень похож на отца если поставить 2 фото отца и мужа то они как братья близнецы

  54. Павел Шахматов

    Оксана Николаевна.
    Вы можете выслать фото на мой электронный адрес: pvshahmatov@mail.ru

Добавить комментарий