Впервые на таком престижном цветочном форуме был представлен отдельно Японский павильон, в котором приняли участие 6 компаний из Японии и московское представительство японской организации, помогающей наладить взаимовыгодные российско-японские внешнеторговые отношения JETRO (Japan External Trade Organization).
Японский павильон находился рядом со сценой, что давало нам возможность к тому же отслеживать интересные мероприятия, организованные в рамках выставки. Идея создать объединенный Японский павильон очень удачна, собранные вместе японские цветы не только радовали глаз своим сконцентрированным разнообразием, но и посетителям было легко найти нас в огромном море участников благодаря особенному дизайну павильона и двум красным шарам над нами с надписью «JAPAN».
«Павильон понравился, уже одно слово «Япония» привлекает к себе, т.к. «произведено в Японии» в России ассоциируется с высоким качеством и с каждым годом набирает популярность, — так считают владельцы «ГРИНВУД СПб» — партнеры компании «АН-2» (дистрибьютора японских древовидных пионов из Владивостока) — вместе с которыми Елена АНДРЕЕВА, генеральный директор ООО «АН-2» раззадоривает вкус к японским древовидным пионам в России. «Нам понравились японские древовидные пионы, — продолжает Гузель ПРИЙМАК, генеральный директор «ГРИНВУД СПб», — продвижением их на российский рынок занимается замечательная команда, от которой заряжаешься только позитивом. Мы счастливы, что судьба свела нас с таким светлым человеком, как Лена Андреева. Она столько души вкладывает в эти пионы. Мы рады, что нам довелось побывать в Японии и познакомиться с удивительными людьми, которые окружили нас вниманием и заботой с первой минуты, как только мы ступили на эту землю».
Во время работы выставки сотрудники ДЖЕТРО проводили консультации, отвечали на вопросы, помогали найти общий язык с представленными компаниями из Японии. Участие в выставке для японских компаний задумывалось как возможность, во-первых, познакомить российскую публику с разнообразием японских цветов, с цветочной культурой Японии[1], а во-вторых, найти российских бизнес-партнеров, заинтересованных в импорте японских цветов.
СИМАДА Норимаса, представитель ДЖЕТРО в Москве: «Москва представляется японской стороне как потенциальный рынок, отсюда и такое внимание к выставке со стороны японских компаний. Всем хорошо известна традиция в России дарить цветы в подарок, и на российском рынке вы можете увидеть цветы со всего мира. Возможно, в будущем, если позволит более выгодная, чем через Голландию, логистика, цветы в Россию будут завозить из Японии. О серьезности намерений японских компаний говорит тот факт, что как только в мае ДЖЕТРО вывесило на своей интернет-странице анонс о проведении выставки, все заинтересованные сразу же откликнулись, и началась подготовка павильона».
О том, что в Японии к цветам относятся по особенному, и культура цветоводства заслуживает внимания и уважения, давно известно, но в этот раз Японский павильон стал еще и источником информации о том, как в Японии поддерживается экспорт цветов. Мы впервые узнали о том, что существуют специализированные организации, способствующие экспорту японских цветов. Если вы заинтересованы в работе с японской стороной, вам стоит взять на заметку не только ДЖЕТРО, но и Japan Flower Trade Council (JFTC)[2], Bloom Japan Network Co.Ltd, а также Japan Plant Export Council (JPEC) и www.facebook.com/jpec2012
Все эти организации участвуют в международных выставках, анализируют вкусы зарубежных потребителей и имеют опыт продвижения на иностранных рынках. Например, JPEC с большим успехом проводит выставки в Гонконге, Сингапуре, участие в которых, они считают, имеет гораздо больший рекламный эффект, чем работа со СМИ, видимо, на московскую выставку возложены были те же надежды. JPEC также понимают значение промо-акций и мастер-классов, но, к сожалению, в этот раз в Москве не было подобного рода мероприятий.
Никто из японских цветоводов не воспользовался возможностью продемонстрировать свою великолепную продукцию, хотя, думаю, люди ждали мастер-класс по икебана. «Мне кажется, нет таких слов, чтобы передать красоту пионов, демонстрация икебана не помешала бы. И дело даже не в PR-составляющей, а в том, чтобы показать, насколько пионы, произведенные в Симанэ, красивы собой и хорошего качества», — говорит Фукума Такеси, ведущий специалист отдела поддержки и продвижения брэндовой продукции префектуры Симанэ. «Наши пионы вошли в Россию вместе с культурным проектом «Цветочная дорога между Россией и Японией», — продолжает Фукума-сан, — мы надеемся, что каждый год мы будем видеть на этой «дороге» всё больше наших новых друзей».
Японский павильон впервые участвует в подобной выставке, и, видимо, осторожность, свойственная японским бизнесменам, сыграла здесь свою роль. В следующем году есть смысл показать российской публике – флористам-профессионалам и любителям – не только достижения японских селекционеров, но и традиционное искусство аранжировки цветов. В Москве есть немало знатоков и любителей икебана, кто с удовольствием нашел бы время посетить подобное мероприятие. Кстати, было приятно увидеть у нашего павильона заслуженного мастера икебана школы «Икенобо» Ямада Мидори, посвятившую много лет развитию искусства икебана в Москве и Санкт-Петербурге, да и теперь ее рабочий график полон творческих поездок в самые разные уголки России и СНГ.
ФОМИЧЕВА Ольга, преподаватель икебана I степени Jonin Somu, член Ассоциации преподавателей школы икебана «Согэцу» (Токио), член правления московского филиала школы икебана «Согэцу»: «Японские пионы прекрасны, и очень хорошо, если у нас будет возможность любоваться этими благородными и безупречными аристократами в своих садиках на многочисленных московских дачах. У меня затрепетало что-то в душе, когда я их увидела вновь. В мае 2011 я была в префектуре Симанэ и попала на цветение пионов. Это редкая удача! Демонстрация икэбана с японскими пионами нужна обязательно! Демонстрация нужна всегда, а с пионами — особенно, т.к. не видели мы тут в Москве этого. Помогать в таком деле я всегда готова, сочту такое приглашение за честь».
Надо сказать, мы видели, как наши зрители на выставке с интересом наблюдали за мастер-классами иностранных гостей, критически восприняв некоторые декоративные приёмы, о чем не стеснялись говорить мастерам. Во время демонстрации только что сделанной композиции – мастер проносил перед первыми рядами свою работу – кто-то из наших любителей флористики прямо так и заявил категорично: «куст!». Нам, в свою очередь, очень интересно было бы увидеть и услышать реакцию на икебана. Думаю, равнодушных бы не осталось.
Если вы заинтересованы в налаживании связей с японскими производителями цветов, то упомянутые выше организации вам помогут найти тех, кто вам нужен, но если вас интересуют участники московской выставки, то давайте посмотрим на ту продукцию, которую они решились представить на российский рынок. Корпорация «Аити Тоёакэ Каки Маркетинг» (contact: Mr. Sasaki h_sasaki@toyoake.or.jp) в сотрудничестве с JPEC хотела бы обратить ваше внимание на эустому (альпийская роза), чей внешний вид вас может ввести в заблуждение, не роза ли это, настолько объемный и пышный бутон, а махровые края лепестков так же волнообразны, как некоторые сорта роз. Особенность работы с этой корпорацией в том, что они закупают оптовые партии эустомы в разное время года в разных местах, в заивисмости от места цветения, таким образом, что перебоев с поставками не бывает. Корпорация также привезла горечавку из префектуры Иватэ и фантастического вида глориозу из префектуры Коти.
Компания «Тояма Канкё Сэйби» (contact: Mr. Sakamoto t-sakamoto@tks-co.jp) из префектуры-побратима Приморского края Тояма также представила на суд российского потребителя эустому, но они также известны производством персидских лютиков. Особенностью компании является использование тепла и электричества, поступающего от мусороперерабатывающих предприятий, что, как вы понимаете, позволяет им производить цветы круглый год в теплицах на более выгодных условиях. К тому же в ассортименте их цветочной продукции есть розы и тюльпаны. Эустомы из Тоямы отличаются различной цветовой палитрой и жизнестойкостью даже в срезанном виде. Хотя это можно сказать практически про все японские цветы. Свежесть в срезке – цель всех селекционеров, достигается она разными способами, среди которых жизнестойкость самого цветка на первом месте.
Компания «Нии Плант Био» специализируется на орхидеях различного размера и формы, цветовой гаммы. Они готовы, изучив вкусы российской публики, поработать над новыми сортами специально для российского рынка. У них разработан свой способ выращивания, его, кстати, можно применять и для производства клубники. Технология называется Mericlone method culture (Meristem and cloning propagation culture in vitro) – рассада находится в изолированных друг от друга стеклянных сосудах в специальном растворе. Такая изоляция не позволяет распространяться вредоносным бактериям, потому что производство не связано с наличием почвы. Подробности можно узнать на сайте компании www.nii-bio.jp (contact: Ms. Nii hiroko@nii.bio.jp). Кстати, госпожа Нии, как единственная японка-бизнесмен среди участников павильона, явно выделялась в кимоно, даже не знаю, куда больше смотрели посетители стенда – на ее симпатичные орхидеи или на нее саму в кимоно.
Все участники выставки хорошо знали профиль работы друг друга, например, компания «Миёси и Ко.» (contact: Mr.Harada dharada@miyosi.co.jp), выставлявшая свою эустому белого и фиолетового цвета, в Японии хорошо известна как производитель семян. Начиная с 1968 г. компания ведет научные разработки, они внедрили метод «Tissue culture», кроме представленных на выставке эустом, они известны как производители гипсофилы, лимониума (статице), земляники и васаби. В настоящее время самыми продаваемыми их цветами являются гипсофила, дельфиниум и эустома F1.
Компания «Джапан Хорт Бизнес» (contact: Mr. Yamamoto f_yamamoto@japanhort.com) привлекала всех посетителей выставки сразу несколькими экзотическими элементами: аквариумом с живыми разноцветными японскими карпами, бонсай и разными необычными цветами, вид некоторых и даже названия нам ничего не говорили, потому что не встречались до этого нигде.
ООО «АН-2» вместе со специалистами префектуры представляли на выставке древовидные пионы из Симанэ. Японские древовидные пионы продаются в России под торговой маркой «Папа Ботан» (ботан по-японски значит древовидный пион). Симанэ является крупнейшим в Японии производителем и экспортером пионов в США, страны Европы и вот уже несколько лет – в Россию. Интерес к древовидному пиону мы почувствовали сразу с первого же дня выставки. Возможно, тому способствовала проведенная накануне выставки благотворительная высадка японских древовидных пионов – дар от префектуры Симанэ — на территории столичной Марфо-Мариинской обители, весть об этом разнеслась по СМИ удивительно быстро, за что мы благодарим сотрудников пресс-центра РПЦ. Надеемся, что наши пионы приживутся и будут радовать многочисленных прихожан и в особенности детей, которыми занимаются сестры Обители.
Посетители нашей секции в Японском павильоне задавали один и тот же вопрос, а выживут ли пионы у нас. Недоверие к приживаемости в наших условиях древовидных пионов мы наблюдали в прошлом году в Санкт-Петербурге на выставке, организованной Ботаническим садом Ботанического института им. В.Л. Комарова Российской академии наук [3]. Предвидя этот вопрос, мы попросили специалиста по древовидным пионам Марианну Сергеевну Успенскую прочитать короткую лекцию по агротехнике.
УСПЕНСКАЯ Марианна Сергеевна, к.б.н., старший научный сотрудник Ботсада Биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова: «Я считаю, что древовидные пионы можно широко внедрять и выращивать в средней полосе России, а также в южных районах Сибири, где резко континентальный климат. Ваши пионы, высаженные в 2013 году, приобретенные в «АН-2», у меня хорошо перезимовали. К сожалению, не все могут правильно посадить, а от этого зависит приживаемость и дальнейший рост растения. Древовидные пионы из Симанэ перспективная культура, их можно широко внедрять».
Мы, к слову, ждем с нетерпением выхода методического пособия профессора Успенской – книги о древовидных пионах, в которую она включила и свой опыт пребывания не только в Китае, но и в Японии, в префектуре Симанэ на празднике пиона, который ежегодно проходит в апреле. Опыт выращивания японских древовидных пионов на территории России есть у компании-партнера «ГРИНВУД СПб» из Санкт-Петербурга. И на многочисленные вопросы клиентов Гузель Приймак, генеральный директор отвечала всегда, исходя из собственного опыта:
«Первая реакция наших клиентов — это всегда восхищение: это настоящие цветы? Живые? Они правда будут такие большие? А жить они как будут в нашем климате, в Японии же, наверное, тепло и т.п.? Мы привезли их в прошлом году в первый раз, они пока перезимовали в Санкт-Петербурге только одну зиму, но без укрытия. Мы пока говорим о нашем личном опыте и опыте наших клиентов. Многие саженцы даже цвели. Клиенты присылали нам фотографии. В моем личном саду 11 саженцев, не погиб ни один, будем экспериментировать дальше. Недоверие пройдет само, как только наши садоводы научатся правильной агротехнике. Главное, что люди готовы к экспериментам, все хотят видеть у себя в саду такую красоту. У нас неленивые, настроенные на положительный результат клиенты, и они пытаются освоить не совсем привычную для нас культуру. Некоторые покупали пионы в этом году ещё».
На выставке подводили также итоги всероссийского конкурса флористов, поскольку сцена была рядом, мы могли себе позволить иногда отлучаться, чтобы посмотреть, чем «дышит» современная флористика. Все работы на конкурсе букетов были выдержаны в стилистике мирового тренда – геометрические фигуры, заполненные цветами. Но на душу легла воздушная и нежная композиция мастера из Санкт-Петербурга – букет, надевающийся на руку невесты, с ним рука не занята, — можно брать бокал шампанского и т.д. К сожалению, несмотря на широкую географию, Владивосток на конкурсе представлен не был. Мы уж было отчаялись увидеть земляков, но неожиданно нашли стенд известной во Владивостоке компании «Доминик Декор» и с удовольствием обсудили итоги выставки, тем более, что «Доминик Декор» имеет большой опыт работы с японскими партнерами.
КАЧУРИН Александр, учредитель компании «Доминик Декор»: «Участие в выставках крайне необходимо, особенно когда речь идет о новых, неизвестных ранее российскому покупателю товарах. А японские товары – это 100%-ная новинка, особенно для Центральной части России. Ну и, конечно, успех в выставке зависит от того, как к ней подготовиться и отработать всех клиентов. Здесь у нас уже имеется богатый опыт продвижения новых товарных групп в Москве. Так что результат был четко спланирован. Перспективы представляемого нами на выставке товара мы оцениваем как очень хорошие. Но есть определенные особенности при продвижении и реализации данного товара. Они требуют достаточно серьезных затрат, не только финансовых, но и экспертных. Требуется «создавать» данный рынок, оказывая консультационную поддержку как оптовым, так и розничным клиентам. Мы ждем от японской стороны желания развивать для своей продукции российский рынок, предоставляя как товарные кредиты на срок до 3-х месяцев, так и финансируя определенную часть маркетингового бюджета. Со своей стороны готовы создавать с японскими партнерами СП».
Работа на стендах кипела, где еще так пообщаешься с многочисленной и разнообразной публикой, выслушаешь пожелания и вопросы, поймешь, чего хочет и ждет клиент – выставка для этого идеальное место. Однако вернувшись после выставки, мы обнаружили выросший курс валют, что не в пользу объема закупок импортных цветов. Успев получить партию корней пионов до повышения, Елена Андреева пока не заглядывает в далекое будущее, поставки пионов совершаются один раз в год в сентябре, т.к. высадка древовидных пионов рекомендована осенью. В начале октября ООО «АН-2» провело ежегодную выставку пионов в Хабаровске, где интерес к «императору среди цветов» давно и явно сформировался. Хабаровчане встретили традиционно тепло и с интересом, может быть, даже теплее, чем обычно, возможно, почувствовав укол ревности после выставки в Москве J
АНДРЕЕВА Е.С., генеральный директор ООО «АН-2»: «Дальний Восток знает уже хорошо наши пионы, доверяет японскому качеству, у многих пионы принялись и радуют даже первыми цветами. Но пион дорогой цветок, а нам хочется поделиться его красотой с как можно большим количеством людей. Из этого желания родился некоммерческий проект «Цветочная дорога между Россией и Японией», который сопровождает наш бизнес с самого начала общения с японской стороной. Мы стараемся дарить пионы таким учреждениям, где есть кому позаботиться об этих цветах, и где проходит много неравнодушных людей. Именно поэтому наши пионы вы можете увидеть в школах, на территории ДВФУ, в столичной Марфо-Мариинской Обители Милосердия и в Марфо-Мариинской Обители под Владивостоком».
Репортажные фото: О. Сумарокова
Художественные фото ВЛАДИМИР АСМИРКО:
[1] Говоря о японской культуре цветоводства, нельзя не упомянуть эпоху Эдо (1603-1867) – в эти 260 лет стремительно развивалось японское садоводство. Истинным воплощением цветоводческого искусства стал цветок ипомея. В это же время в Европе садоводство служило удовольствием только для королевской и дворянской знати, а также богатых сословий, тогда как в Японии этим могли заниматься не только представители придворной аристократии и самураи, но и простые люди. Именно это является одной из главных особенностей японской цветоводческой культуры.
[2] Количество сортов цветов, которые выращиваются и продаются в Японии, жостигает 40 000. Кроме того, ежегодно выводится от 3 000 до 5 000 новых сортов, что является высочайшим мировым показателем.
[3] Ботанический сад им. В.Л.Комарова, Библиотека Академии Наук, СПб, в 2008 г. выпустил уникальный труд, над которым работал с 2005 г. при поддержке международных партнеров, в том числе и японской стороны (профессор университета Канто Гакуин г-н Ито Гэндзиро и директор Японского центра в СПб — на тот момент г-н Ямамото Хироси), — альбом неопубликованных до того времени изображений растений из коллекции Филиппа Франца фон Зибольда, проработавшего в Японии 6 лет с 1823 г. Проект объединил Россию, Голландию, Японию и Германию. Куратор проекта с российской стороны — Черная Тамара Александровна. После возвращения домой Зибольд продолжил научные исследования на основе собранных в Японии материалов и основал журнал «Flora Japonica».