ХРАМ ЦИНЛУНСЫ В СИАНЕ

Текст, рассказ о посещении: И.С. Жущиховская, д.и.н., Владивосток
Редакция, перевод, комментарии: Андрей Урода, PhD, Токио

image У Сианя – главного города провинции Шэньси в центральном Китае – длинная и богатая событиями история, уходящая еще в 1 тысячелетие до нашей эры. Для всего мира этот город стал известен после обнаружения здесь ценнейшей археологической находки – терракотовой армии императора Цинь Шихуанди  (259— 210 до н. э.).

Наибольший расцвет древнего Сианя пришелся на период правления династии Тан (618-907), когда этот город, именовавшийся Чанъань, являлся столицей могущественной империи. Это был не только административно-политический, но и культурный центр Поднебесной.

В танский период в Китае широко распространился буддизм – религия, пришедшая из Индии в первых веках нашей эры. До наших дней сохранились две величественные пагоды Большого Дикого Гуся и Малого Гуся, возведенные в Чанъане последователями буддийской веры. Несомненно, что в столице и ее окрестностях было немало буддийских храмов. Однако ни один из них с тех времен практически не сохранился. Храмы были заброшены и разрушены после того, как династия Тан пала, и цветущий Чанъань лишился своего столичного статуса. Лишь храму Цинлун (Синего Дракона) суждено было возродиться уже в ХХ веке. Это связано с особой ролью храма в распространении буддизма в странах Восточной Азии и культурно-исторических контактах средневекового Китая и соседней Японии.

По письменным свидетельствам, храм Цинлун (Qinglong) был основан еще до правления династии Тан, в 582 г. (период Суй). Изначально он получил имя Линганьсы (Linggansi, храм Вдохновения), а в 711 г. был переименован в храм Синего Дракона. Трудно сказать, с чем связано переименование. Новое имя, на первый взгляд, несет некоторую даосскую символику. Даосизм же, как известно, во все времена был популярен в Китае и вполне мирно сосуществовал с религией буддизма. В начале IX в. храм Цинлун являлся своего рода центром межкультурной коммуникации и обмена опытом между приверженцами буддизма Китая и Японии. В то время в этом храме стажировались несколько японских монахов, специально приехавших в Поднебесную постигать законы истинной веры. История сохранила имя монаха Кун Хая (Kong Hai), который провел некоторое время в храме Цинлун, а, вернувшись в Японию, основал буддистскую секту Чжэнь-янь (Zhenyan, Секта Истинного Слова). Kong Hai, или Кукай (774-835), известен в Японии как прославленный каллиграф, поэт, просветитель и религиозный деятель. После смерти был возведен в ранг святого и получил имя Кобо Дайси.

Интересно, что Храм Синего Дракона был одним из трех храмов в танском Чанъане, где регулярно устраивались театральные представления. Различные зрелища – цирк, драма, опера – были излюбленным видом досуга  населения столицы. А монастыри и храмы в то время, да и позднее, выступали не только в роли религиозных и духовных центров, но и как своего рода развлекательные «площадки». По-видимому, Цянлунсы был достаточно известным и посещаемым местом в период Тан.

В период Сун (960-1279) храм Цинлун, как и многие другие храмы, был разрушен, и более не восстанавливался. Лишь в начале 60-х гг. прошлого века, перед началом «культурной революции», по результатам археологических раскопок на территории храма была произведена реконструкция построек в стиле архитектуры периода Тан. Позднее, в конце 70-х – 80-х гг., в дальнейшем восстановлении храма приняла участие и японская сторона.

Сегодня храм Цинлун можно найти на туристической карте Сианя и побывать там самостоятельно. Я посетила храм Синего Дракона во время поездки в Сиань в июле 2011 г. Храм расположен в нескольких километрах к юго-востоку от центральной части города, которая ныне соответствует территории танской столицы. Нетрудно себе представить, что в те времена храм окружала тишина и зелень деревьев. Сейчас же эти районы плотно застроены однообразными многоэтажными домами, и отыскать среди них храм не так просто.

image

Туристических указателей на улицах нет. Хотя, если показать прохожим название храма, написанное китайскими иероглифами, они махнут рукой в его сторону. Пробравшись по закоулкам, где идут какие-то строительные работы, оказываешься на небольшой возвышенности и видишь желтую стену и деревянные ворота. Вероятно, в те далекие времена храм Цинлун доминировал над окружающим ландшафтом, как это и положено буддистскому храму. Храм не относится к популярным туристическим объектам Сианя, и потому вход туда стоит всего 10 юаней. Сразу за скромными входными воротами – искусственный водоем, окруженный камнями и деревьями. Здесь прохладно, а ветви высоких ив касаются прозрачной воды. Судя по информации для туристов, храм примечателен своими вишневыми деревьями, сезон цветения которых приходится на май.

Территория храма очень невелика, включает несколько павильонов, галерею и беседки. Все постройки простые и строгие, соответствующие канонам танской архитектуры. Центральный павильон – Memorial Hall (Зал Памяти) — посвящен японским монахам, обучавшимся под руководством китайских наставников. Здесь в 1982 г. поставлен памятник уже упоминавшемуся Кун Хаю. В отдельных выставочных павильонах можно увидеть артефакты, найденные на территории древнего храма во время археологических раскопов, — остатки строительных конструкций, посуду, и др. Посетителей в храме немного, но, когда я уже выходила из ворот, к ним подъехал автобус с большой группой японских туристов. Выйдя из автобуса, они начали фотографировать и что-то оживленно обсуждать. Осмотревшись вокруг, я увидела, что к храму ведет не только та узкая кривая улочка, по которой поднималась сюда. К городской магистрали спускается широкая новая лестница с красивой входной аркой, еще не совсем законченная. У верхней площадки лестницы разбит небольшой сквер, в котором также еще ведутся работы. Вероятно, через какое-то время все эти сооружения составят единый ансамбль с храмом.

И.С. Жущиховская, д.и.н., Владивосток

Комментарии Андрея Урода, PhD, Токио

Вот что рассказывает, в частности, читателю интернет-сайт храма Цинлун:

Храм Цинлун, известный также под названием «Храм каменного Будды» – один из монастырей «вероучения тайных практик» или китайского тантрического буддизма; он находится на расстоянии примерно 1,5 км к юго-западу от знаменитой Пагоды большого дикого гуся. В эпоху Тан (618 — 907), здесь был, как мы выразились бы сегодня, один из пригородов тогдашней столицы империи – Чанъаня. Однако храм был построен ранее, в 582 году, в эпоху династии Суй (581 — 619), в период когда буддизм прочно завоёвывал сердца жителей Поднебесной, и первым его названием было Линганьсы – Храм вдохновения. В дальнейшем, уже в период танской династии, храм переименовывался ещё не один раз, а боддхисаттва Гуаньинь (Авалокитешвара, в Японии – Каннон) в облике женщины, была на протяжении некоторого периода времени «хозяйкой» этого храма, и в конце VII – начале VIII века н.э. храм назывался и в её честь. Лишь в 711 году храм обрёл то имя, под которым он стал известным: Цинлунсы – храм Синего (лазурного, голубого) дракона. В середине IX века был составлен своего рода рейтинг буддийских храмов Чанъаня и его окрестностей из восьми наиболее выдающихся культовых сооружений, куда вошёл и Цинлунсы.

Но с наступлением эпохи Северная Сун (960 — 1127), этот монастырь, как и многие другие, был разрушен (в 1086 г.) и предан забвению. Как пишет китайский сайт, «развалины храмов были похоронены под землёй» – люди успевали забыть об их существовании.

Наибольшую известность храм Цинлун получил став местом передачи учения прибывшему из Японии Кун Хаю (774 — 835), который основал впоследствии у себя на родине эзотерическую школу Сингон-сю. Именно поэтому, став известным за границей, эзотерическое учение, сохранилось и получило дальнейшую известность. В 1973 году китайские археологи, уже хорошо зная о храме из письменных источников, приступили к раскопкам на месте храма. Было обнаружено, что храм не был симметричным – с одной стороны возвышалась деревянная пагода типичного для династий Суй и Тан квадратного сечения, а с другой располагался его главный павильон. Удалось восстановить в общих чертах и основной архитектурных план оригинальных строений. Десятилетием позже, в 1984 году, началось восстановление храма, в частности, и по этим древним планам, а известный китайский археолог Ян Хунсюнь, проделал для этого большую работу, сведя воедино данные раскопок разных лет. Помимо прочего, археологам удалось обнаружить и исторические реликвии – бронзовые статуэтки будд, посеребряные и позолоченные снаружи.

В 1982 году силами муниципалитета г. Сиань, в сотрудничестве с японскими префектурами Кагава, Токусима, Коти, Эхимэ (все – остров Сикоку) на территории храма был сооружён «Зал памяти Кун Хая» – центральный павильон восстановленного храма, являющийся максимально точной копией изначального сооружения танской эпохи. Был возведён и монумент-стела в честь известного монаха. Эту инициативу в обеих странах по праву считают первым значимым японо-китайским проектом с момента нормализации дипломатических отношений между двумя странами.

Внимательные читатели увидят, что Кукай находился в храме совсем недолго, как такое было возможно, учитывая, что из Китая он вернулся «посвященным»? Ответ на мой давнишний вопрос «Почему так всё быстро случилось?» я нашел у Н.Н.Трубниковой в интернет-варианте:

«Там в храме Цинлунсы 青龍寺Ку:кай встретил Хуэйго 恵果 (ум. 805), главу школы Чжэньянь. По преданию, Хуэйго увидел в Ку:кай своего долгожданного ученика, кому можно передать «тайное учение». За три месяца Ку:кай прошел полное посвящение.»

Похожие записи:

  • ГОД В БУДДИЙСКОМ МОНАСТЫРЕ
    июля, 12, 2017 | Интервью |
    ГОД В БУДДИЙСКОМ МОНАСТЫРЕ[1]
    Уважаемые читатели, для рубрики блиц-интервью Дмитрий ВОЛКОГОНОВ, член клуба чайной церемонии «Итиго Итиэ», японист, согласился ответить на наши экспресс-вопросы. Дмитрий на целый год почти совсем ушел «из эфира», все это время он посвятил себя погружению в буддизм. Согласитесь, не каждый день встречаешь человека, решившего связать свою жизнь с буддийским храмом. Теперь он
  • УЛЫБКА ЭНКУ
    декабря, 20, 2010 | Декоративно-прикладное искусство |
    История японской скульптуры средневековья тесно связана с буддизмом. Ваятели изображали Будду и божеств буддийского пантеона строго в соответствии с канонами, регламентировавшими позу, выражение лица, прическу, головной убор. Работа в таких условиях способствовала совершенствованию техники, но лишала возможности творческого поиска. Но уже в 7 в. японские ваятели создавали не просто копии завезенных из Китая и
  • СОКРОВИЩА ДРАКОНА
    апреля, 2, 2012 | ИнтервьюЦирк |
    Представляем вашему вниманию интервью с Франко ДРАГОН, одним из самых удивительных людей нашей планеты, выдающимся создателем шоу сродни мистериям, путешествиям по фантастическим мирам. Исходный текст интервью вы можете найти на сайте Франко на французском языке www.dragone.be Перевод этого интервью – подарок для наших читателей к Году Дракона.
    Франко Драгон (Franco Dragone) – театральный режиссёр, специалист по
  • Образы природы в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве Японии
    октября, 24, 2009 | Декоративно-прикладное искусство |
    Резюме дипломной работы
    КРУТОВОЙ Татьяны Алексеевны,
    Владивосток, 2009
    krutova_tanya@mail.ru
    В 2009 г. на кафедре искусствоведения Института архитектуры, искусства и дизайна ДВГТУ среди выпускников кафедры и учеников д.и.н. И.С. Жущиховской мы выделили работу Татьяны Крутовой. Тема ее дипломной работы перекликается с нашими попытками исследовать и осмыслить традицию японского декоративно-прикладного искусства. Ирина Сергеевна хорошо знакома с нашей
  • ВОСТОЧНАЯ ВЕТВЬ
    января, 24, 2012 | ЛитератураРусская Атлантида |
    Михаил Щербаков. «Одиссеи без Итаки»
    Книга эмигрантского писателя Михаила Щербакова (1890–1956), тридцать лет прожившего в Шанхае, в России выходит впервые. Один из первых российских лётчиков, редактор монархической газеты «Русский край» и начинающий беллетрист, Михаил Щербаков уходил из Владивостока с Сибирской флотилией адмирала Старка – за день до прихода большевиков, 24 октября 1922 года. Впервые он

1 thoughts on “ХРАМ ЦИНЛУНСЫ В СИАНЕ

  1. Japan Center

    Дорогие друзья, есть интересная книга «Любимая мартышка дома Тан» (2006), поданная как детектив, автор востоковед, пишущий под псеводнимом Мастер Чэнь. Книга посвящена Чанъани (то есть современному Сианю), быт, нравы, приключения и взаимодействия с сопредельными государствами. Написана человеком, который отлично знает историю не только Китая, но и прекрасно разбирается в запутанной древности Средней Азии. Ферганские рысаки и шелковые наряды на красавицах сопровождают эту пожробную лекцию по истории древних цивилизаций. Вот нам бы эту книгу лет 15 назад!

Добавить комментарий для Japan CenterОтменить ответ