Когда-то еще во время учебы в университете нам стало известно имя Грегори КЛАРКА, автора книги «Уникальные японцы». Та книга и тема, поднятая в книге, навсегда определила мой научный интерес – теория о японце или «нихондзинрон». Несмотря на то, что аспирантура окончена, но пока не пенится шампанское по поводу защиты научной степени Вашего покорного слуги, нихондзинрон меня не отпускает и очень помогает в жизни. Однако, последнее время эта теория не выглядит монолитно, как ранее, она сливается с другими дисциплинами и приносит больше пользы для изучающих Японию во многих аспектах бизнеса и культурной жизни Японии.
В конце 2017 г. мне удалось поговорить в Токио с Грегори Кларком об этой теории и о том, является ли японоведение наукой, и в чем ее предназначение. Во время беседы Кларк-сэнсэй назвал себя последним из мастодонтов, последним «выжившим» из когорты японистов old school. Грегори Кларк ведет свой блог, есть сайт, на котором можно почти в режиме онлайн следить за его публикациями, большинство из которых связаны с политикой и социальными проблемами японского общества. Сэнсэй за плечами имеет богатую биографию, которая также подробно описана на страницах сайта. Был период в жизни Грегори Кларка, когда он был связан и с нашей страной. Но нас он интересует как выдающийся японовед.
— Как Вам кажется, как изменилась теория о японце со временем?
— Действительно, нихондзирон последнее время не так популярна, как это было раньше. Японцев интересует – и это вполне нормально – как и чем они отличаются от других. Возможно, о нихондзинрон стало меньше слышно из-за того, что многие считают эту теорию несколько националистической. Но комментарий этого мнения требует отдельного разговора. Что касается изучения отличий японцев от других, тут есть проблема «поиска слона», когда, помните, несколько мудрецов вслепую ощупывали слона с разных сторон, и каждый мог ощутить только часть большого слона, выкрикивая при этом, «какая диковинка!». Но если мы посмотрим на слона целиком, мы увидим, что все люди одинаковы.
Японское общество относится к высокоразвитым, но в исторической перспективе устройство японского общества нередко рассматривают часто в сравнении с индонезийским и филиппинским укладом (из общих черт называют высокую значимость коллективизма и т.п.). Однако что-то делает Японию уникальной, да и я в своей книге, как вы помните, использовал слово «уникальные» о японцах. Много лет наблюдений мне понадобились, чтобы понять, что мы видим в Японии высоко развитую и утонченную форму феодальной этики. У нас к феодализму определённое негативное отношение, но в это время в Японии выработались эти черты – коллективный труд, высокий уровень ремесленного искусства (здесь сэнсэй употребляет слово craftsmanship, и поясняет, – это внимание к деталям при создании вещей).
Но ведь это и то, что делает уникальными, например, немцев и англичан, может быть, не тех, что мы видим сейчас, а тех, что были 60 лет назад. Однако японцев отличает их невероятная честность. Так же было и 60 лет назад в Англии, там тебе бы обязательно вернули забытый в такси кошелек. А замечали ли вы, как естественно японцы организовываются в очередь? Вспомните очереди в России, например, все ли в ней стоят и ждут своей очереди спокойно? На японцев в этих смыслах очень похожи немцы. У них тоже сохранился высокий уровень мастерства в создании вещей. Но что я хочу подчеркнуть, что Япония благодаря своему островному положению, и как следствие — изоляции — рафинировали феодальную этику, довели ее до изысканного совершенства.
Несмотря на упомянутые общие черты, немцы и англичане в итоге пришли к тому, что можно назвать рационализмом, а в Японии всё по-другому. Почему вы так делаете в Японии? Потому что так диктует общество. Большую роль играют чувства. И если говорить об идеологической основе японского общества, то здесь ты должен быть честным и порядочным. В этом отличие от общества, основанного на рационализме, где деньги решают многое. В Японии феодальную этику нового типа разделяет все общество сверху донизу, нам хорошо знакомы такие постулаты этой этической нормы как «гири» – чувство долга, «ниндзё» — человеколюбие. Они являются фундаментом взаимоотношений в японском обществе, как будто это небольшая группа. Обычно такие нормы этики характерны для небольших групп, например, для семьи. Почему ты должен своим родителям? Ни почему, это естественно – «атаримаэ». Надо понимать эту разницу между обществами рациональными и нерациональными. В Японии обращают внимание на разумность (рисэйтеки), чувствительность (кансэйтеки) и чувства (кандзи), собственное чувство стыда – хадзи — важнее рационального и законного наказания вследствие объективного осуждения за вину.
— Вам не кажется, что теория как бы разбилась на ответвления, какая идея стала превалировать?
— Японцы по-прежнему считают, что их страна самая красивая. В этом нет ничего плохого. Но когда мы переходим на уровень отношений на международной арене, тут не получится руководствоваться одними только чувствами. Здесь нельзя заявить, что я люблю американцев и немцев, а вот кого-то недолюбливаю. Понятие «кимоти» — настроение, чувство – используется весьма широко, например, выражение «кимоти варуй» — не нравится что-то или кто-то, вы можете услышать повсюду. Кстати, в последнее время могу отметить, что мало появляется книг по нихондзинрон. Не удивительно, это не такой простой предмет для исследования. Как я уже говорил, мне понадобилось тридцать лет изучения, чтобы прийти к определенным выводам. Я вижу, что японское общество дорожит ценностями маленькой группы как в семье, как в небольшом поселении (деревне). Удивительно, как они свято хранят эти ценности, невозможно представить, чтобы они взяли чужой кошелёк, хотя в рационалистическом обществе это считается логичным, раз ты его нашел, почему не взять? С другой стороны, мировоззрение японцев для других кажется варварством – у них четко разделены границы между своими и чужими. К чужим отношение соответствующее.
— Япония меняется?
— Весь мир меняется, посмотрите, что происходит. Отбрасываются старые традиции и устои, люди становятся более открытыми. В Японии мы вдруг обнаруживаем, что групповое мышление и коллективизм уже не играют прежней роли. Экономические гиганты – крупные компании — разоряются или теряют свои позиции на мировом рынке, отсутствует вектор развития. Мне бы хотелось предупредить Японию от интеллектуального бессилия, за это несут ответственность университеты. Где что-то наподобие Силиконовой Долины? Система образования должна пестовать интеллектуализм, только он является основой для развития абстрактного мышления, только он дает возможность смотреть на вещи объективно, не испытывая давление стереотипов коллективного мышления.
— Является ли японистика наукой?
— Западный интеллектуализм в свое время увлекся японистикой. Японистика должна быть наукой. Вернемся к притче о слоне, чтобы иметь объективную картину мира, вам необходимо изучать его со всех сторон. Если вы просто повторите то, что японцы говорят о себе, то другие вам скажут: «и что»? Поэтому надо изучать и объяснять, с чем мы имеем дело с объективных позиций. Давно я не говорил о японистике, мне кажется, я последний выживший из могикан японистики.
— Вы никогда не консультировали политиков или бизнесменов?
— У меня другой путь. Мало кто понимает, что я говорю. Люди везде одинаковы, вы говорите, что много российских бизнесменов начинают бизнес, мало прислушиваясь к советам ваших японистов? То же случается и с японцами, которые идут за границу без подготовки и теряют деньги так же, как и те, кто приходит сюда без подготовки.
О.С.