В ноябре 2015 г. впервые от Японского центра во Владивостоке поехала группа стажеров по теме «Розничная торговля». За почти 20 лет существования Японского центра стажировок по этой теме не было никогда. Тем интереснее нам было узнать о впечатлениях наших стажеров. Из всей группы сразу смогли собраться с мыслями и написать три участника, остальных работа схватила железной рукой за горло. Этот год, как вы знаете, для розницы был особенно непрост. Мы благодарим стажеров за впечатления от стажировки. Начнем с отчета БАСЕНКО Марианны, менеджера отдела продаж розничной сети «Самбери», ее текст эмоционален и ёмок, другие два отчета принадлежат перу очень наблюдательных, но сдержанных мужчин 🙂
… Свой отчет я хочу начать со слов благодарности организаторам стажировки в Японии по теме «Розничная торговля» в период с 16 по 21 ноября 2015 г. — Отделу японо-российских экономических дел МИД Японии, Японскому Центру в г. Владивостоке и его директору г-ну Кавахара Кадзунори и директору Японо-Российского Экономического Центра в г. Токио г-ну Ядзима Такаси, а также, сотрудникам этих центров. Это была познавательная, информационная, достойно организованная поездка, которая, конечно же, будет иметь конструктивный отклик в российских бизнес структурах. Нам есть, о чем подумать, чему научиться, что применить, принимая прогрессивные знания и великий опыт японских коллег. Стажеров представляли топ-менеджеры и менеджеры среднего звена, отобранные из числа компаний Дальневосточной части РФ, городов: Владивосток, Хабаровск и острова Сахалин.
За дни стажировки мы посетили семь японских торговых предприятий, и в завершении состоялась заключительная встреча в МИД Японии для обмена информацией и установления контактов. Знакомство с японской торговлей началось с её истории. Мы прослушали лекцию Директора НИИ товарообращения продуктов питания профессора Игучи Йосиаки, признанного специалиста в своей стране, об истории развития розничной торговли в Японии, тенденциях изменения розничной торговли за последние 10 лет, и новых форматах торговли.
Мы узнали, что: первый магазин самообслуживания появился в 1953 году, магазины стали объединяться в сети в 70-х годах, пик расцвета розничной торговли пришелся на 90-е годы, и как, с течением времени менялись концепции и форматы розничных предприятий. Это был познавательный экскурс в историю. Если говорить о последних тенденциях, то кроме классических торговых предприятий (центров, универсальных супермаркетов, магазинов специалистов), и набирающей обороты по всему миру интернет-торговли, японские коллеги значительную ключевую роль видят в развитии сетей минимаркетов – конвиниенс (CVS) или, по-другому, «комбини». В Японии их насчитывается порядка 50 тыс. Изменения в демографии страны, когда 50% населения имеют состав семьи 1 человек, изменения образа жизни современного человека, диктует потребность в формате CVS.
Конвиниенс – форма удобной розничной торговли, предоставляющая населению на небольшой торговой площади продовольственные и другие товары, необходимы в быту. Ключевые моменты: рядом, удобно, компактно, товары первой необходимости, нередко-круглосуточно. Прогрессивные японские коллеги, известные на весь мир своим высоким уровнем сервиса, идут глубже, и CVS превращается не только в магазин скорой помощи, это место где можно сделать любые денежные, банковские платежи, воспользоваться факсом, отправить почту, сделать копии, напечатать фотографии, оформить страховку для велосипеда, также место, где можно забрать интернет-покупку или любую другую доставку, которую привезут по адресу, ближайшего к заказчику CVS.
В России такие форматы торговли также будут востребованы в недалеком будущем. И этот процесс идет, об этом говорит то, что такие крупные ритейлеры как «Ашан», «Лента», известные своими гипермаркетами, начинают развивать формат супермаркета шаговой доступности.
Далее у нас состоялось знакомство с компанией АО Рёхин Кейкаку на мировом рынке известной под именем «MUJI», имеющую собственную торговую марку «Мудзируси Рёхин» с основными направлениями деятельности: магазины, кафе, кемпинг. Интересна сама идея возникновения бизнеса, компания позиционирует себя как развивающая безбрендовые товары, не проходящие сертификацию качества, где оценку качества делают сами специалисты компании, где рекламой около 5 000 наименований товаров являются сами покупатели и каталог фирменной продукции. Компания продает всё, их особенность – простота в дизайне как образ жизни. Идея: ничего лишнего, только то, что нужно: минимализм, простота, лаконичность, комфорт. На интернет ресурсе поклонники марки могут самолично поучаствовать в создании какого-либо продукта, а одежда «MUJI» выставляется на европейских неделях моды. Японский бренд Muji — культовый бренд, один из самых интересных в мире, нередко называют настоящим антибрендом. А в 2015 году, «MUJI» оформил новый терминал аэропорта Нарита. Таким образом, путешественники смогут побывать в первом в мире дизайнерском аэропорту.
В следующие дни мы посетили:
Торговый центр «Ион-мол». Огромный комплекс, состоящий из 4-х соединенных между собой зданий-торговый зон, каждая удовлетворяющая какую-потребность: для семьи, для животных, для активного образа жизни. Компанию АО «Ойсикс», занимающуюся интернет торговлей фермерскими овощами и фруктами. Очень сложный бизнес с огромными рисками. (Думаю, так могут, только японцы). Сетевой супермаркет продуктовых и бытовых товаров крупного розничного ритейлера компании АО «Самитто». Здесь, нам провели экскурсию по торговому залу, по производственным и складским помещениям. Так как, это предприятие, наиболее близко по своей специфики к моей профессиональной деятельности, мною было отмечены много фишек и идей, о которых я и рассказала своим коллегам по приезду. Магазины массовых продаж одежды компании АО «Фаст Ритейлинг», которая развивает известный в мире глобальный бренд «UNIQLO». в 2015-16 гг. планируется открытие 5 магазинов бренда «UNIQLO» в Москве и Санкт-Петербурге, есть небольшое сожаление, что компанию интересуют пока города-миллионники. Специализированный магазин компании АО «Автобакс Севен», занимающейся оптовой и розничной продажей, и закупкой автомобилей, автомобильных автозапчастей и аксессуаров, и сервис+: техобслуживание, техосмотр, покраска авто. Магазин компании АО «Дайсо Сангё», занимающуюся управлением сетью магазинов 100-йенник «The DAISO» (нам нужен такой во Владивостоке!).
На всех предприятиях, управляющие менеджеры компаний, рассказывали о себе, об истории становления их бизнеса, стратегиях, изменениях с течением времени, перспективах и планах на будущее. Всей этой информаций с нами любезно делились представители японского бизнеса, за что им БОЛЬШАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ! Вы — Молодцы, Ваши сервисы считаются одними из лучших в мире! Ни для кого ни секрет, что в Японии вызывает обеспокоенность, назревающий демографический кризис, прогнозируется сокращение численности населения в 2 раза к 2050 году, и как следствие, возможное сокращение японской экономики. И даже, при таких экономических условиях, мы слышим посыл предпринимателя — себе: «Изменяйся, либо умри!» И японцы будут меняться, это их жизненное кредо, осваивая мировой рынок.
Это была удивительная и впечатляющая стажировка для меня. Возникло желание еще вернуться в эту приветливую страну для дальнейшего знакомства.
P.S. И должна же я, наконец, научиться ориентироваться в японском метро и увидеть, как цветет сакура!
* * *
Понедельник 16.11.
Лекция про компанию Рёхин. Читал один из бывших топ-менеджеров. Лекция длилась 3 часа. Нудная, неинтересная, с кучей цифр, которые не бьются друг с другом и не несут никакой полезной информации для нас. Единственное что приятно отложилось, это то, что компания обанкротилась несколько лет назад, но этот человек до сих пор переживает, что мог бы все изменить. После обеда в эту же аудиторию пришел основатель компании Muji. Был интересен подход самой компании, а именно: компания просто производила вещи и продукты без логотипа. В последствии, это и стало самим логотипом и появился бренд Muji. Компания ищет светлые умы по всему миру для создания новых креативных вещей. Нестандартный и не шаблонный формат ведения бизнеса. После отправились на экскурсию в сам магазин. Очень схож с IKEA, однако они это всячески отрицают.
Вторник 17.11.
Осмотрели AEON молл. Огромный торговый центр, который объединяет 4 разных здания: Family mall, pet mall, active mall, grand mall, Невероятные площади и масштабы. Там можно найти все что душе угодно для каждого. После обеда приехали в компанию OISIX, которая занимается торговлей продуктами питания через интернет. Идея следующая: супермаркеты продают различные фрукты и овощи, которые выращивались в непонятных для покупателя условиях. Они же заключают договоры с фермерами и продают их продукты, с подробным описанием каждого продукта (сорт, земля, когда посажен и т.д.) мысль очень интересна, но не применима в России по нескольким причинам, в частности отсутствие наличия хорошей логистики, дороговизна подобных продуктов и низкая урожайность, по сравнению с Японией.
Среда 18.11.
Побывали в супермаркете Summit. Сеть супермаркетов группы Sumitomo. Очень интересная, запоминающаяся и познавательная экскурсия. Поразили: выкладка товара, свежесть продуктов, посещаемость, логистика. После обеда посетили группу компаний Fast retailing (Бренд Uniqlo). Также экскурсия и лекции были очень впечатляющими. Огромная сетка, которая занимает 4 место в мире по числу магазинов и выручки. В производстве используют нано технологии, которые имеют место быть при строительстве самолетов даже. Одежда высокотехнологичная и удобная. Пришлось купить пуховик :-). Но повезло с покупками не всем, т.к. компания не производит одежду больших размеров, заканчивая линейку на размере XL. После просьбы коллеги с Сахалина, менеджер пообещал, что они решать этот вопрос в ближайшем будущем.
Четверг 19.11.
Посетили сеть автомобильных супермаркетов Autobacs Seven. Данный супермаркет располагается на площади 35000 м/кв. Что хочется отметить здесь, так это то, что ценники на товары, в пересчете на рубли, приблизительно равны ценам во Владивостокских автомагазинах. Менеджер магазина сказал, что это обусловлено большими наценками в рознице.
Спасибо за внимание!
ЖИРЯКОВ Евгений Александрович
* * *
Цель стажировки: изучить опыт мировых брендов розничной торговли. В ходе стажировки посетил следующие предприятия розничной торговли Японии:
-
MUJI (сеть магазинов товаров для дома)
-
AEON Mall (торговые центры)
-
Fast Retail (Сеть магазинов одежды UNIQLO)
-
Autobacks (сеть магазинов автоаксессуаров)
-
DAISO (Магазины 100Y)
-
OISIX (интернет-магазин торговли фермерскими продуктами)
-
Summit (продовольственный супермаркет)
1. MUJI (сеть магазинов товаров для дома)
Данная сеть заинтересовала тем, что построила свой бренд, по сути, на отрицании. В семидесятых годах, когда компания формировалась, их изначальный посыл был в том, что потребителям сложно разобраться в многообразии брендов, в связи чем компания MUJI стала продавать товар без лейблов. Товар безусловно качественный. Таким образом, компания сформировала свой круг потребителей. В настоящее время само название MUJI стало узнаваемым брендом –это сеть магазинов, в которых продается товар без лейбла.
Ближайшим конкурентом я вижу компанию IKEA, которая так же, как и MUJI предлагает оригинальные и простые решения по обеспечению быта.
2. AEON Mall (торговые центры)
Крупная сеть торговых центров, разделенных по 4-м тематикам:
FAMILY Mall – торговый центр для всей семьи
PET Mall – торговый центр для домашних питомцев
ACTIVE Mall – торговый центр товаров для спорта
GRAND Mall – торговый центр разнообразных товаров
Все 4 молла в каждом случае располагаются рядом, соединены между собой переходами. По сути, AEON Mall представляет собой город в городе.
Бизнес-модель заключается в предоставлении в аренду торговой площади. Необычная для российского рынка схема расчета арендной платы. Арендатор платит не за занимаемую площадь, а процент от своего оборота.
Таким образом, арендодатель заинтересован в том, чтобы каждый его арендатор имел большой оборот торговли.
Задача привлечения покупателей в центр (генерация входящего трафика) лежит на самом AEON Mall, так же они обеспечивают своих арендаторов всей необходимой внутренней рекламой.
Задача арендаторов – продавать.
Кроме того, теперь мы знаем, что между моллами можно передвигаться на велосипедах!
3. Fast Retail (Сеть магазинов одежды UNIQLO)
В первую очередь понравилась система развития персонала, которую проповедует компания. Один из приоритетов в настоящее время – вырастить 200 первоклассных управленцев по всему миру. Именно это, как они считают, позволит им практически удвоить их оборот к 2020 году.
4. Autobacks (сеть магазинов автоаксессуаров)
Данный рынок в России и Японии значительно отличается. Если у нас в стране бОльшую часть рынка розничной торговли автотоварами занимают запчасти, то в Японии это сервисные услуги и автоаксессуары. Именно на этом и строит свой бизнес компания Autobacks. Философия компании заключается в сопровождении автовладельца в весь период владения автомобилем, начиная от его покупки, продолжая обслуживанием, заканчивая его утилизацией.
5. DAISO (Магазины 100Y)
Сама по себе очень интересная бизнес-модель. Строится на том, что некоторые товары продаются явно ниже себестоимости, для привлечения потока покупателей. Заработок идет за счет мелочевки, которая продается с хорошей наценкой.
6. OISIX (интернет-магазин торговли фермерскими продуктами)
Бизнес-модель заключается в том, что конечный потребитель сам выбирает, продукцию какого фермера он хочет приобрести. Задача компании – доставить товар от фермера на свой распределительный склад, упаковать для каждого конкретного потребителя и доставить. При этом, цена на продукты примерно на 30% выше, чем в супермаркетах.
Бизнес очень интересный. В условиях высокой плотности населения Японии и развитой логистики, думаю, имеет очень неплохой доход. В российских условиях модель может оказаться интересной для западных регионов. В условиях Дальнего Востока вряд ли будет жизнеспособна (низкая плотность населения, большие расстояния, дорогая логистика, низкие доходы населения)
При этом, на мой взгляд, такого рода бизнес-модель очень востребована в нашей стране (при низком качестве продуктов питания).
7. Summit (продовольственный супермаркет)
При посещении супермаркета очень понравилась экскурсия по кулинарным цехам. На мой взгляд, японский подход к питанию, к обеспечению его качества – это то, что в первую очередь нужно перенимать нашим продуктовым сетям.
В целом, по поводу стажировки:
Не хватало времени на вопросы. Со многими компаниями был готов пообщаться более детально, иметь возможность несколько глубже вникнуть в их бизнес-процессы. Ограниченность времени мешала это сделать.
ГУБКИН Роман Владимирович,
заместитель директора по продукту, компания «Юником»
С интересом прочитала отчеты о стажировке, хотя с торговыми сетями Японии сталкивалась только в качестве клиента. Замечу, что на всех упаковках фруктов и овощей в любом супермаркете всегда пишется, из какого региона страны (префектуры, местности) тот или иной продукт. Приятным для покупателя моментом является скидка на молочную продукцию и полуфабрикаты (рыба, мясо) после определенного часа вечером в больших магазинах. «Комбини» — это очень удобно! Там можно купить все, включая горячий обед — разогреют и упакуют! Это выручает в путешествии, когда нет времени сидеть в едальне или все ближайшие кафешки и сусичные уже закрылись — поздно вечером, например. Расположены удобно — в шаговой доступности. Мы ими пользовались постоянно и сожалели, что у нас таких нет…