Управление персоналом (группа из г. Магадан)

DSC03054 С 17 по 31 октября 2010 г. группа из пяти магаданских специалистов в числе 21 слушателя из разных регионов России прошла стажировку в Японском центре промышленности в г. Токио по программе «Управление персоналом». В состав группы кроме меня вошли два выпускника Президентской программы подготовки управленческих кадров, которую Северо-Восточный государственный университет ведет с 2003 г. (Щетинина Любовь и Фисенко Евгения), представитель администрации Особой экономической зоны (Сурьяк Александра) и специалист департамента цен и тарифов (Бухонина Екатерина). Группа была сформирована в результате конкурсного отбора на семинаре по управлению персоналом в июле 2010 г., который проводился в г. Магадане по инициативе Федерального ресурсного центра РФ и Японского центра во Владивостоке. Семинар был проведен тренером-преподавателем Японского центра производительности г-ном Суэ и директором Японского центра во Владивостоке г-ном Ямамото.

В программу обучения в Японии также были включены лекции и семинары, тренинги, презентации, обсуждение конкретных ситуаций. Самой ценной частью стажировки было посещение японских предприятий и беседы с руководителями этих компаний. Группа посетила компании: «Комацу», поставляющую оборудование для горнодобывающей промышленности; «Каяк», разрабатывающую интересные компьютерные системы; компанию «Денто», осуществляющую производственные операции по гальваническому покрытию металлических изделий и, наконец, DSC03299 современную инновационную компанию «Мацудзаки Матрикс Техно», производящую трикотажные изделия и ортопедическую продукцию с использованием традиционных технологий вязания.

При посещении предприятий нас ознакомили с ноу-хау японских компаний, направленных на мотивацию персонала, повышение эффективности труда, инициативности и формирования командного духа, создающего синергетический эффект в работе коллективов.

Так, компания «Комацу» (основана в 1921 г.), на которой работает 38 тысяч работающих (включая 143 дочерних компании), в основе своей кадровой политики выработала свой стиль — как совокупности удачного и неудачного опыта всех поколений работников компании, направленного на повышение эффективности корпоративного управления и конкурентоспособности выпускаемой продукции при обязательной удовлетворенности сотрудников.

В старом городе самураев Камакура нам была представлена «интересная корпорация «Каяк», как они себя называют. Она работает уже 13 лет на рынке компьютерных услуг и занимает первые места в корпоративной философии Google и Yahoo. Их главный девиз – «Если в мире будет больше созидающих людей, он обязательно станет лучше!» Созидающими людьми они называют тех, кто обретает способность самостоятельно мыслить, работать с удовольствием и доставлять радость другим. На этих принципах компания создает уникальные веб-сайты по заказам клиентов, осуществляет продажу проектов архитектурных и дизайнерских конкурсов и картин самодеятельных художников по системе «Артметр», когда цена картины определяется ее площадью. Каждый работник 2 раза в год работает президентом своей компании и 2-3 месяца проводит в заграничном филиале.

В компании «Денто», где президентом стала симпатичная молодая женщина, работающая ранее журналисткой, сделана ставка на удовлетворение сотрудников, использование на производстве женщин, которые за счет преданности компании, проявления командного духа смогли создать микроклимат и сохранить коллектив. При этом, конечно, благодаря харизме и обаянию госпожи президента (что нетипично для японского общества) компании удалось вывести фирму из P1140926 банкротного состояния в лидеры по использованию международных стандартов качества ISO 900-1400 и внедрению новых технологий.

И, наконец, компания «Мацудзаки» поразила нас сочетанием инновационности оборудования и традиционности забытых технологий по производству вязаных изделий. Компания была основана в 1942 г. как компания военно-промышленного комплекса. В настоящий момент компания также разрабатывает и производит вязальное оборудование, имеет научно-исследовательскую часть, получает патенты, продает свою инновационную продукцию за рубеж. Оборудование очень сложное и требует высокой квалификации работающих. Компания имеет несколько брендов одежды и ортопедических товаров (суппортов). На предприятии ведется проектное управление, имеется система «канбан», формируются специальные навыки в процессе обучения на рабочем месте (OJT). Предприятием организовано проведение учебного курса совместно с Токийским НИИ индустриальных технологий, использование 3D-CAD-технологий, передача разработанных технологий, коммерциализация и подготовка кадров.

Главная их концепция – бизнес делают кадры, которые можно подготовить.

Будущие задачи производственной отрасли Японии, по мнению президента компании господина Мацудзаки Таро, – это переход от производства к нематериальным услугам, т.е. малому и среднему бизнесу следует выходить на такие сферы, как производство передовой продукции, уникальных изделий и производство на заказ, что также актуально в настоящий момент для экономики Магаданской области.

Такое близкое общение с современным японским производством дает повод задуматься о возможности создания подобных предприятий в Магаданской области. Предложения о сотрудничестве высказаны со стороны сотрудников МИД Японии как последствия визита делегации Магаданской области во главе с губернатором Дудовым Н. Н. Нами также были обсуждены с руководителями японских предприятий, которые мы посетили; направления возможного сотрудничества, например, создание сервисного центра «Комацу» и прямые поставки оборудования и запчастей в Магаданскую область без американских посредников, возможность сотрудничества в области IT-технологий с компанией «Каяк» по дизайнерским проектам и созданию веб-сайтов.

Перспективным, на наш взгляд, было бы и создание предприятия по производству трикотажных изделий с использованием японского оборудования компании «Мацудзаки» для производства как теплых вещей для наших северных условий, так и изделий для медицины и спорта, на что также имеется высокий спрос на региональном рынке.

Чтобы реализовать все эти планы, необходимо повысить качество и эффективность коммуникаций в области ВЭД с японскими компаниями. Япония – страна с особым деловым менталитетом. Как показывает опыт, чтобы принять решение, японцам требуется множество согласований. Поэтому для активизации деловых связей магаданского бизнеса с японцами нами предлагается создать в г. Магадане Японский деловой клуб как филиал Японского центра во Владивостоке, чтобы повысить оперативность бизнес-коммуникаций, активизировать проведение семинаров японскими бизнес-тренерами, установить прямые контакты магаданских и японских предпринимателей для решения совместных экономических задач.

Г. М. Голобокова
Начальник управления
по инновационной политике
администрации Магаданской области, д.э.н., проф.                                    

Похожие записи:

  • ШАНС РАСКРЫТЬСЯ
    мая, 12, 2015 | Ассоциация стажеровИнтервью |
    Уважаемые читатели, представляем вам интервью стажера Японского центра КРАСНОЯРОВОЙ Анны Валерьевны, директора по персоналу ООО «Сименс Финанс». Анна принадлежит к числу уникальных стажеров, которым удалось побывать дважды на стажировке в Японии. Наше интервью посвящено, в основном, первой стажировке 2007 года – «Управление персоналом». Тема второй стажировки в 2010 г. – «Управлению малыми и средними предприятиями».
  • Отчет о стажировке по теме «Управление персоналом»
    января, 10, 2012 | Ассоциация стажеров |
    (27.11 – 11.12. 2011)
    Восточная пословица гласит: «Сколько ни произноси слова «халва», во рту слаще не станет». Можно прочитать множество статей и посмотреть десятки фильмов, но пока не побываешь в горах, не поймешь, почему «лучше гор могут быть только горы». Вот и теория, пусть даже она прочитана самым опытным профессором, останется только теорией без погружения
  • СТАЖИРОВКА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
    декабря, 19, 2012 | Ассоциация стажеров |
    28 ноября – 10 декабря 2012 г.
    Постоянные читатели нашего сайта хорошо знают наш раздел «Ассоциация стажеров Японского центра», здесь мы стараемся аккумулировать знания, полученные нашими стажерами, во время стажировок после успешно пройденных семинаров для того, чтобы поделиться ими с коллегами по всей стране, с людьми, которые интересуются современным состоянием японской экономики. Неизменным интересом пользуется
  • ПРОЦЕСС ИЛИ ПРОЕКТ?
    октября, 16, 2017 | Ассоциация стажеров |

    Отчет о стажировке в Японии по теме «Управление персоналом» 22.09-3.10.2017
    Думаю, никто из 20 стажеров от трех Японских центров (на Сахалине, в Хабаровске и Владивостоке) возражать не будет, если я поблагодарю от нашего имени организатора стажировки – Японо-российский экономический центр (ЯРЭЦ) – за подбор интересных компаний для визитов нашей большой делегации и баланс между теоретическими
  • ЭВОЛЮЦИЯ КОМПАНИИ – В РУКАХ КЛИЕНТОВ
    апреля, 1, 2015 | Ассоциация стажеровИнтервью |

    Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию интервью с Алексеем Борисовичем ЖЕРЕМЯНОМ, генеральным директором ООО «Перспектива», стажером программы «Управление предприятием», проходившей в декабре 1999. Компания «Перспектива» занимается дизайном и производством нестандартной мебели и торгового оборудования. Алексей Борисович застал еще стажировки продолжительностью в три недели, поэтому в тексте вы найдете упоминание о том, как они вечера тратили

Добавить комментарий