Японский центр благодарит группу стажеров по теме «Здравоохранение» за удивительную работоспособность и готовность предоставить отчет о стажировке: впервые в нашей практике отчет пишут почти все участники группы. Разные углы зрения полнее передают картину мира, так и здесь – разные специалисты видят и замечают то, что их тронуло в первую очередь. Надеемся, что специалисты, которые не попали на стажировку, смогут составить себе представление о здравоохранении в Японии и использовать наблюдения коллег в своей ежедневной работе.
Берега Японии совсем недалеко от Владивостока, на самолете мы преодолели это расстояние за полтора часа, и вот мы уже в международном аэропорту Нарита, откуда автобусом мчимся по вечернему Токио. Потом еще будет много прогулок по улицам этого огромного мегаполиса, но первые впечатления были самые яркие: современные небоскребы, великолепные дороги и развязки, оригинальные мосты, аккуратно подстриженные деревья, все сияет разноцветными огнями, манящими рекламами, создавая ощущение праздника и легкой жизни…
Но стажировка – это не отпуск, и легкой жизни нам никто не обещал, программа была очень насыщенной и требовала от всех участников четкой дисциплины, собранности, и даже выносливости. Кроме докторов разных специальностей из всех уголков Дальнего Востока, в нашей делегации были экономисты и менеджеры, работающие в медицинской сфере, т.е. об однородности состава и общих интересах говорить было сложно. Однако, всех нас объединял один вопрос, почему в Японии самая высокая продолжительность жизни, и как организована медицинская помощь, которая позволяет сохранить здоровье на долгие годы?
В Японии на сегодня насчитывается 9 тысяч больниц, из них 70% — частные клиники. С 1990 года в стране появилась страховая медицина, где на долю пациента приходится 30% самостоятельных расходов, остальные 70% — покрывает государственная страховая компания. Цены на государственные и частные медицинские услуги абсолютно одинаковые, и жестко контролируется правительством Японии. Пациент в праве сам выбирать себе клинику и врача. Средняя продолжительность пребывания в стационаре 11 – 12 дней, и с каждым годом эта цифра сокращается, в виду высокой стоимости госпитальной койки.
Менеджер Токайской университетской больницы привел нам точное сходство: «работа стационара должна напоминать автомастерскую, где требуется срочно найти и отремонтировать сломанный механизм и быстро вернуть автомобиль на дорогу». Поэтому максимально развивают амбулаторную службу, с возможным пребыванием на койке 1 -2 дня, это касается удаления полипов из толстого кишечника, коронарного обследования, химиотерапии, лучевой терапии и т.д. Таким образом, сокращаются финансовые расходы, но при этом растет плотность выполняемых работ и увеличивается нагрузка на медицинский персонал.
Врач в Японии это высокооплачиваемая профессия, средняя з/плата в государственных учреждениях составляет от 100 000$ в год, в частных – в 2 раза выше, не смотря на это, кадровая проблема существует. В стране 278 тысяч врачей, но резко не хватает педиатров, акушеров — гинекологов, семейных врачей, в отдаленных регионах специалисты не удерживаются на местах и отправляются работать в крупные города.
Система подготовки будущих врачей несколько отличается от нашей «Alma mater», в ней больше уделяется внимание практическим навыкам. Мне понравилось, что на 1 курсе студентов обучают основам диалога, ведь умение врача общаться с пациентом – эта первая ступень исцеления, для этого приглашают Диктора центрального телевидения! Так же введена система «тьюторов», т.е. студенты формируются в небольшие группы по 5 человек, таким образом, легче усваивается новый материал и проводится «поголовный контроль знаний». Молодые студенты проводят много времени в соц/учреждениях, оказывая помощь инвалидам и престарелым людям. Мы посетили одно из учебных занятий, когда отрабатывались практические навыки на компьютерных «симуляторах» и фантомах, все выглядит очень реально, такие классы необходимо создавать у нас, чтобы не только студенты, но и врачи могли совершенствовать свой опыт. После IV курса все сдают единый «общий экзамен», это серьезное испытание, после успешной сдачи которого, выдается разрешение на V курс. Всего обучение длится 6 лет.
В программу входило ознакомление с известными фирмами — производителями медицинского оборудования: Терумо, Хитачи, Олимпус, многие из нас видели подобную технику впервые. Японцами уже создано самое маловесное искусственное сердце (2 кг), и сегодня они ведут разработку искусственного легкого и искусственных клеток крови (!) УЗИ аппараты с объемным изображением в 4D, открытые МР томографы, легкие компактные (не больше детской коляски) R- аппараты и многое другое, что не позволит остаться равнодушным никому. Хотелось сразу привезти такое оборудование в Россию…
В клиниках оснащение медицинской аппаратурой соответствовало самым передовым технологиям, везде применяются информационные системы, все компьютезировано, медсестра не бегает по больнице, а находится всегда возле пациента, т.к. логистика выстроена таким образом, что все подается на пост по конвейеру в специальных капсулах. Поражала чистота больничных коридоров и палат, при этом от нас не требовалось надевать бахилы и халаты, мы посещали операционные и отделение родовспоможения в уличной одежде и обуви . В больнице отсутствовал младший медицинский персонал, эту функцию выполняют «клининговые компании», а если требуется срочная уборка, то ее сделают медицинские сестры.
Медицина в Японии — это, прежде всего, высокое качество оказываемых услуг. Лицензия учреждению выдается один раз, далее за всеми показателями работы следят созданные в больнице комитеты и следят очень строго. На первом месте в разделе «качество» в Японии стоит безопасность (как для пациента, так и для врача) затем персонализация, т.е. максимальное внимание каждому пациенту, очень важна своевременность оказанных услуг, так пациент с инсультом попадает в госпиталь в течении 30 минут (!), эффективность в использовании ресурсов и беспристрастность. Мне очень понравились лекции проф. Ханда по медицинскому менеджменту и здоровому образу жизни, который сейчас так популярен в этой стране.
Конечно, в Японии есть свои проблемы, и мы открыто их обсуждали на заключительном семинаре, но нужно отметить, что на сегодня нигде в мире нет идеальной системы Здравоохранения, искать пути совершенствования необходимо всем вместе, и Япония активно стремится к открытому диалогу.
К сожалению, свободного времени у нас было мало, и хотелось провести его интересно и с пользой, поэтому каждый вечер после занятий, уставшие и голодные, мы спешили по новому маршруту, чтобы увидеть гламурную Гинзу, электронную Акихабару, молодежную Сибуя, посмотреть искусственный остров Одайба с его модными магазинами, прокатиться на аттракционах в Диснейсити, и посетить знаменитые Токийские онсэны… Япония — неповторимая и необычная страна, которая познала секреты Совершенства, Изящества и Гармонии во всем, эта страна — в которую влюбляешься раз и навсегда!
Мы благодарны организаторам за предоставленную возможность подняться на священную гору Фудзияма, и ощутить ее величие и красоту! Нам позволили «окунуться» в традиционную старинную Японию в местечке Фукусима, где мы переодетые в национальные юката дегустировали настоящие японские блюда, весьма полезные для организма. Мы погружались в горячие минеральные источники под открытым звездным небом, ощущая единение души и тела, в такие минуты проблемы перестают существовать, царствует покой и мир. Как доктор, я бы рекомендовала своим пациентам укреплять свою нервную систему в японских натуральных источниках, лучшей релаксации придумать нельзя! Впереди нас ждала ночь на тотемах, еще одно полезное изобретение… Кто-то скажет «экзотика», но в этой экзотике заложена вековая мудрость народа, и мы к ней прикоснулись! Это было незабываемо!
Для меня данная стажировка стала важной и нужной в плане новых проектов, я нашла себе деловых партнеров и надеюсь развивать наше сотрудничество на прочной и выгодной основе.
Я выражаю огромную благодарность МИДу Японии, Международному фонду ухода за больными Японии, Японскому центру во Владивостоке, Судзуки Осаму–сан за его отеческое душевное тепло, и всем стажерам за атмосферу дружбы и взаимопонимания. После такой стажировки открывается второе дыхание, хочется многое изменить вокруг себя, сделать жизнь лучше, и хоть на шаг приблизиться к Достижениям, которые кропотливо создает наш трудолюбивый сосед.
Я обязательно вернусь к тебе, моя маленькая Япония!
доктор Михайличенко Н.В. (14.11.10 — 28.11.10, Япония, Токио)
***
Итак, волнение переполняло грудь, когда мы ступили на землю Японии. Удивляло все и сразу: и размах аэропорта и необычность правостороннего движения, и красота небоскребов. Мы возвращались с аэропорта, когда уже стемнело и сразу смогли оценить красоту вечернего Токио. Нам необычайно повезло в том, что у нас была возможность целых два дня посвятить Токио перед началом занятий. За это время слегка удалось побороть опьяняющее чувство японской столицы.
Программа стажировки была предельно насыщенной. Несмотря на профессиональную разносторонность группы, абсолютно все вызывало неподдельный интерес. На вводной лекции нам рассказали о системе страхования в Японии, о стандартизации медицинских услуг, что в дальнейшем при осмотре клиник лучше помогло понять и оценить организацию медицинской помощи. Лекции профессора Ханды оказались необычайно интересны и информативны. В настоящее время медицинские организации рассматриваются как любое другое предприятие, к которому можно и нужно применять законы менеджмента. И тем познавательнее это было наблюдать на примере японских клиник, как частных, так и муниципальных.
Организация работы ЛПУ Японии в первую очередь рассматривается с позиции менеджмента. При нахождении практически в одинаковых условиях за счет чего же процветают частные клиники? Секрет оказывается прост. Как нам рассказал Танака Ютака, ключевым звеном являются сервис и имидж учреждения. И здесь есть чему нам поучиться. Для снижения бесполезных затрат медицинского персонала в клиниках существует система быстрой доставки документации (в основном это результаты анализов, т.к. истории болезни электронные) – наподобие пневмопочты. Так же мы не встретили медицинский персонал, переносящий емкости с биологической жидкостью – существует система лифтовых шахт, поставляющие эти емкости в лабораторию. Вообще надо сказать младшего медицинского персонала в нашем понятии в Японских клиниках не существует – заключается договор с клининговой компанией на предмет уборки помещений.
Система подготовки среднего медицинского персонала заслуживает отдельного внимания. В Японии существуют 4-х летние университеты для медицинских сестер (71%), 3-х летние краткосрочное обучение (4%) и профессиональные школы (25%). Уровень оснащения учебными фантомами, системой мониторирования учебного процесса, возможность просмотра и обсуждения результатов – все это произвело колоссальное впечатление. Старение населения это проблема современной Японии. Поэтому уходу за пожилыми здесь уделяется особое внимание. Так, например, на базе Terumo Medical Pranex, завода изготовителя медицинских приборов, воссоздана типичная японская квартира с фантомом для обучения уходу на дому за пожилыми людьми. При этом сначала дают «примерить» специальные приспособления на руки, на ноги, специальные очки, для того, что бы медицинская сестра поняла как чувствуют себя пожилые люди, как тяжело им выполнять простые движения, действия.
Отдельно хотелось отметить взаимоотношения врача и медицинской сестры. Это не просто вертикальное подчинение по субординации. Медицинской сестре отводится огромная, важная роль. С момента поступления в клинику и до (например) операционного стола пациента ведет медицинская сестра. А в больнице Токай существует целый отдел из медицинских сестер, социальных работников, психологов, которые максимально полно собирают информацию о пациенте, прежде чем он попадет к врачу в короткие сроки. Тем самым, когда пациент попадает к врачу, он знает о нем уже все. Врач и медицинская сестра это симбиоз некой профессиональной сферы в центре которого стоит пациент.
Несмотря на всю кажущуюся идеальность, в Японии тоже есть проблемы в системе здравоохранения, и мы их обсуждали с японскими коллегами. Знания, умения наших врачей ничем не хуже чем у японских коллег, однако условия работы, оснащенность наших лечебных учреждений, учебных баз оставляет желать лучшего. И в этом направлении, несомненно, необходимо прилагать максимум усилий на всех уровнях.
Отдельное спасибо хочется сказать нашим переводчикам: Наталье Мергичевой, за грамотный профессиональный перевод; Судзуки-сан который по отечески нам всем помогал и даже сопровождал на экскурсионные места. Вообще стажировка была организованна на самом высоком уровне, не было упущено ни одной мелочи, впрочем, как и все что сделано в Японии.
Марченко Ирина, стажер по теме «Здравоохранение», ноябрь 2010 г.
***
Стажировка, организованная Правительством Японии, по теме «Здравоохранение медицина» проходила с 14.11.2010 по 28.11.2010. Программа стажировки была подготовлена таким образом, что представляла интерес для специалистов разных специальностей, работающих в системе здравоохранения. Наиболее информативной она стала для организаторов и управленцев медицинской сферы. Основными задачами стажировки были (для меня): изучение модели медицинского страхования Японии и принципов организации медицинской помощи.
Программа мероприятий включала: открытие стажировки и завершающие ее лекции в МИДе Японии, лекционный блок на базе различных клиник, с последующим осмотром отделений, посещение фирм-производителей медицинского оборудования и знакомство с новинками в области медицинской техники.
Особенно следует отметить посещение клиники медицинского факультета университета Токай и центра протонной терапии. В клинике университета Токай удалось увидеть результаты внедрения нестандартных управленческих технологий в здравоохранении. Проф. Танака Ютака в своей лекции подробно рассказал о направлениях «больничного менеджмента», позволившего из убыточного медицинского учреждения сделать прибыльную клинику. Центр протонной терапии в преф. Фукусима – это современное медицинское учреждение так же с прогрессивным менеджментом и ультрасовременными медицинскими технологиями. Была предоставлена возможность осмотра не только диагностических площадей, но и технологических помещений. Такая открытость со стороны руководства клиники свидетельствует о готовности сотрудничества с российскими лечебными учреждениями. Охотно представители этих клиник, а также лекторы по менеджменту в здравоохранении, отвечали на вопросы финансового характера, что является актуальным для развития межбольничного сотрудничества и медицинского туризма.
Система финансирования в здравоохранении и медицинского страхования были представлены участникам стажировки отдельно, т.к. этот вопрос интересен и актуален для специалистов-организаторов. Отличительной особенностью являются: 1)государственное регулирование оказания медицинской помощи, в том числе установленные государством цены на лекарственные средства; 2) единые тарифы на медицинские услуги для государственных/муниципальных и частных клиник; 3) в тарифе медицинских услуг включена прибыль; 4) принцип 30/70 в обязательном медицинском страховании. Следует также отметить особо техническую оснащенность всех крупных клиник, не зависимо от вида собственника (государства или частного лица) и тотальную информатизацию медицинских учреждений. Не смотря на реформу российского здравоохранения, реализацию приоритетных проектов эти вопросы остаются еще по-прежнему актуальными.
Учитывая разные подходы в финансировании лечебных учреждений Японии и России, разные концепции в организации бизнес-процессов, считаю возможными изменения или развитие следующих направлений (по месту мой работы): 1) дальнейшее развитие медицинской информационных системы; 2) создание и развитие службы клиентской поддержки; 3) расширение спектра медицинских услуг; 4) сокращение сроков ожидания медицинских услуг и времени получения полного комплекса необходимой помощи.
Стажировка была прекрасно организована принимающей стороной: своевременное передвижение, размещение, соблюдение регламента, наличие грамотного переводчика. Особая благодарность за включение в программу стажировки культурных мероприятий, которые позволили познакомиться с культурой и национальным достоянием Японии.
Федорова Елена, стажер Японского центра из г. Иркутск
***
Я считаю, что цели и задачи, поставленные перед нами при проведении стажировки, достигнуты, т.к. основной целью стажировки было изучение системы здравоохранения Японии, методов управления в данной отрасли (на государственном и местном уровне), системой подготовки медицинского персонала, а так же системой ухода за пациентами.
Общее представление о системе здравоохранения Японии дали лекции профессора Ханда Юдзиро. Из них стало понятно, что существующие достижения в Японской системе здравоохранения основываются на универсальном масштабе медицинского страхования, на сильных обязательствах правительства (применение системы одинаковых расценок в государственном и частном секторах), а так же на грамотном менеджменте (ставка делается на человеческие ресурсы, тенденция к увеличению количества врачей, медсестёр).
В ходе стажировки я увидела различия между системой предоставления медицинских услуг в нашей стране и Японии. Выяснилось, что подход к уходу за пациентами различен. Основной упор в больницах делается на отношение к пациенту, как к клиенту, поэтому уход за пациентом осуществляется на высшем уровне (количество среднего медперсонала на одного пациента не менее 1 м/с, в реанимационном отделении 4 м/с).
При посещении больниц мы увидели отличие между организацией рабочих мест медперсонала нашей страны и Японии. Рабочие места медсестёр оптимально оснащены оборудованием, расположены в центре отделения, что позволяет уменьшить трудозатраты, временные затраты, тем самым больше времени уделяется уходу за пациентом.
Большая часть рутинной работы среднего медперсонала (выдача медикаментов, обработка результатов анализов пациентов) автоматизирована. Информация о различных видах обследования, лечения вводится в компьютерную базу.
Применяются пневмопочта, автоматизирована фасовка (с применением роботов) лекарственных средств (исключая ошибки человеческого фактора), автоматизированная система оплаты услуги (установлены аппараты по приёму денег).
На примере клиники при медицинском факультете Университета Токай мы увидели, как работает служба управления за потоком пациентов. Сокращение пребывания пациента в больнице достигается путём оптимального сбора информации о пациенте, до того как он ляжет в стационар, попадёт на приём к врачу. Медсестра проводит опрос, максимально собирая информацию о социальном статусе пациента, различных противопоказаний, перенесённых заболеваниях и т.д. Считаю, что такой метод работы с пациентами можно применить и в наших условиях.
В ходе прохождения стажировки выяснилось, что кардинального различия между частными и государственными больницами нет, оснащение примерно одинаково. Высокий уровень оснащения диагностическим оборудованием в каждом отделении больницы позволяет оперативно поставить диагноз, мобильность необходимого медицинского оборудования позволяет расположить его в любом помещении больницы.
Кардинально отличается система подготовки кадров. Это заключается в непрерывном обучении персонала как в условиях больницы, так и с выездом в тренинговые центры (например Центр НИОКР «Терумо»). Для этого в каждой больнице предусмотрены отделения для отработки практических навыков, оснащённые различными муляжами, тренажёрами.
В отличие от нашей страны в Японии существует три вида обучения медсестёр, что позволяет поддержать имидж профессии медсестры на высоком уровне, постоянно увеличивая количество подготовленных кадров – это профессиональные школы, краткосрочное трёхлетнее обучение и четырёхлетнее обучение в университете. Так же отличием является выполнение вспомогательных услуг сторонними организациями — клининговые компании выполняют работу, которую у нас выполняет медперсонал (санитарки).
Дифференцированный подход к обязанностям, жёсткая конкретная ответственность за определённые участки работы — одно из стратегических решений менеджмента здравоохранения Японии, как пример можно увидеть на схеме Токийского медицинского центра, где на уровне старших медсестёр есть ответственные по различным направлениям деятельности – обучение, безопасность медобслуживания и т.д.
При общении с представителями больницы префектуры Фукусима я узнала, что система оценки качества оказания медицинских услуг состоит из трёх этапов, включающие в себя самооценку работника, оценку начальника, обработку результатов специальным отделом; при этом существует система поощрения, бонусная система, но отсутствует система наказания работников, плохо относящихся к своим обязанностям.
Итогом стажировки будет являться попытка внедрения, с моей точки зрения, приёмов управления средним персоналом, в наших условиях внедрение новых методов ухода за пациентами.
30.11.2010г.
Бондарь О.Н.
Я врач детский эндохирург, я хочу обучит в Японии. У меня всех документы готово и я практического здоровь.