V-ROX — главный фестиваль свободного порта — как он теперь себя позиционирует, в этом году отметил 5-летие. По итогам фестиваля эксперты назвали 10 групп «новейшей волны», куда вошла группа из Владивостока Starcardigan. После выступления Павла ЛОПАТИНА, продюсера группы, и солиста Иван СОСНОВЦЕВА на лектории V-ROX на тему «Успехи и достижения дальневосточных участников V-ROX: гастроли в странах Азии» мы взяли у ребят блиц-интервью для нашего сайта.
· Вы очень интересно рассказали о своих гастролях в Азии, планируете ли Японию?
Иван: мы в течение последнего года активно собираемся туда, вели переговоры, пока до конкретных вещей не дошло, но перспективы становятся все менее туманными. На прошедшем в Монголии фестиваля Playtime, в котором мы участвовали, а также на этом V-Rox у нас состоялся контакт с продюсером фестиваля Okinawa Music с г-ном Нода.
Павел: я виделся с ним несколько раз на музыкальных тусовках в Китае, в Монголии. Он хотел нас услышать в Монголии, но там ему это сделать не удалось, а во Владивостоке он специально приходил нас посмотреть.
· Обычно о Японии у людей в голове сложившиеся стереотипы, в том числе мало кто знает, что в Японии рок-музыка на высоком уровне. Какие у вас представления о Японии?
Иван: что касается музыкальных стереотипов, я знаю, что в Японии много групп, и они живут в своем мире – J-Rock и электронная музыка, там очень много всего и качественного, и пробиться непросто. Возможно, проще в Китае или Южной Корее. В Японии нужно быть очень крутым, чтобы всем понравиться. Надеюсь, у нас это получится. А что касается стереотипов об обществе, то мне кажется из-за воспитания и дисциплины и скромности — исторически так сложилось — для иностранцев они одни, а между собой другие. Столкновение традиционного и современного существует в балансе, дополняя друг друга. И мне хочется, чтобы этот стереотип подтвердился, когда мы туда попадем. А плохих стереотипов о Японии я не знаю.
Павел: я в университете изучал историю Японии, хоть я и китаист, был у нас такой курс, поэтому я знаком с этой темой, к тому же я был в Японии, когда занимался парусным спортом. Был на соревнованиях, и я знаю, что я там увижу, в целом имею прекрасное представление. Если говорить о музыкальном рынке, то да, это обособленный самодостаточный музыкальный мир. Японцы склонны к традиционализму и протекционизму. Я понял, как тяжело там найти себя, и как тяжело проникнуть на ранок, и заявить о себе, когда был на фестивале MU:Con в Южной Корее. Там выступал на одной из секций, посвященной японскому музыкальному рынку, японский продюсер — первый, кто привез в Японию «The Beatles». Он же рассказывал о сложности интеграции группы «Kiss» в музыкальный рынок Японии после того как прошел пик их славы, о них слегка подзабыли, собрать стадион в Японии не могли, думали, что делать. Решили использовать популярную на тот момент свою girls band и сняли вместе с «Kiss» клип, прокрутили его в Японии и только после этого, зайдя через популярность этой girls band, смогли сделать концерт «Kiss», пройдя через сложные лабиринты восприятия публики.
Иван: возможно, японское ухо тоньше фильтрует, необходимо соответствовать высоким требованиям японского слушателя. Избалованного, быть может, своими группами, выступающими на высоком уровне во всех жанрах.
Павел: стереотип о японской вежливости, кстати, подтвердился – в клубе Cat&Clover где я работаю арт-директором, мы готовили сцену для Wa Rubbers, не успел я стойку для микрофона поставить, мне уже спасибо говорят. От такого сотрудничества сплошное удовольствие.
Иван: наверное, для тех, кто не очень знаком с японским музыкальным миром большим открытием становится узнать, что в Японии чего только нет, в том числе безумных сценических луков и «трешняка» на сцене, у нас клавишник Александр Жуков – япономан, хорошо знает японские группы такого рода, он востоковед, учился на японском, любит эту субкультуру. Япония безумна в некоторых проявлениях в хорошем смысле этого слова, но безумность эта выглядит органично на сцене. Шоубизнес требует нестандартных решений. Кстати, в заслугу V-Rox не в последнюю очередь можно поставить то, что они открывают нам глаза на азиатских соседей, избавляют от стереотипного восприятия. Кого только мы не увидели на нашей сцене.
· Какой фестиваль выберете для работы с Японией?
Иван: я знаю пока только SummerSonic, Okinawa Music и Fuji Rock, после общения с продюсером с Окинавы мы уже мысленно там, но и на SummerSonic хотелось бы в идеале обязательно попасть. Но чтобы туда попасть надо быть мировыми звездами.
Павел: это вопрос профессионального роста. Я уверен, что фестивалей гораздо больше, в Японии сначала просто нужно побывать, посмотреть, понять, куда мы можем попасть. На лектории Саша Михельсон рассказывал об особенностях японского рынка, но в целом он не отличается по своим требованиям от мирового или азиатского – везде нужен профессиональный уровень и работоспособность.
· Планируете ли обращаться за советом к Илье Лагутенко, когда поедете в Японию?
Иван: мы ему непременно об этом сообщим, как минимум.
Павел: Илья Игоревич нас поддерживает в начинаниях, мы единственная за очень долгое время группа, которая наводит бешеную активность в Азии – в Китае, скоро в Южной Корее, Япония – в перспективе. Пока не грандиозно, но какая-то история уже происходит. И не поделиться своими удачами с Ильей невозможно. Совет от него и контакты, общение дорогого стоят.
Иван: по факту мы, наверное, единственная группа, которая выполнила функцию V-Rox – дать импульс местной группе для развития.
· За время нашего фестиваля в течение пяти лет были ли интересные для вас японские музыканты или продюсеры?
Иван: Moja, и на первом фестивале был Дайске Танабэ, очень крутой, он является артистом известного лейбла Ninja Tune, я специально шел его слушать, потому что офигел, когда узнал, что он будет. Я и до этого знал о нем и любил его треки.
Павел: было бы интересно послушать Tsushimamire, но они не приехали в прошлом году. Не уверен, но, возможно, японскому музыкальному миру пока не так интересно то, что здесь происходит. Однако после открытия свободного порта ситуация начинает меняться, и теперь интереса становится больше, во всяком случае я сужу по своим китайским контактам, надеюсь, что это справедливо и в отношении японских коллективов. Есть ощущение, что контакты с японскими музыкантами не такие плотные, как хотелось бы, но насколько я знаю, Илья Лагутенко активно работает в этом направлении. Это дело времени и дело вкуса. Публика, возможно, реагировала бы активнее на японских исполнителей, если бы в течение года между фестивалями шла просветительская работа. Большинство людей не живут музыкой, не следят за событиями в этом мире, поэтому если ты им вдруг скажешь, что приезжают те или иные незнакомые группы из Азии, они вряд ли пойдут. Я привожу различных музыкантов, поэтому хорошо знаком с этой проблемой. Прихожу к тому, что необходимо создавать свой лейбл.
· Вы сказали о том, что V-Rox дает возможность, но не дарит ресурсов, что вы имели в виду?
Иван: тут все очевидно. Никто не дает тебе денег, но тебе показывают, кто и чем живет в Азии и в мире, что где проходит и на каком уровне. До V-Rox я не знал, что в Китае есть свои фестивали, что в Корее есть Zandari, а в Японии Okinawa music, например.
Павел: когда ты добиваешься сам своего успеха, это ценнее, нежели, когда тебе кто-то это дарит или выводит за руку на сцену. V-Rox делает всё, что может, особенно учитывая экономическую ситуацию и т.п. Инициатива отсюда должна быть первой, как это произошло со Starcardigan – мы обратились в V-Rox и получили поддержку. Самое важное, что дает V-Rox – это информация. Хотелось бы в будущем видеть V-Rox как шоу-кейс фестиваль, где больше внимания уделяется профессиональным связям BtoB, чтобы мы перешли на формат полноценной музыкальной конференции. В будущем V-Rox станет грандиозной площадкой, ярмаркой талантов, открытием новых музыкальных рынков.
· Обещаете рассказать о гастролях в Японии?
Иван: торжественно клянусь!
Фото: С. Лопатин, Д. Ефремов