Экспресс-интервью с г-ном Хамасима Хирохидэ, главой департамента разработки спортивных шин Bridgestone
Хамасима-сан все 14 лет занимался участием «Бриджстоун» в Ф1, и здесь в Абу Даби, где «Бриджстоун» заканчивает свою деятельность в Ф1, ответил нам на наши вопросы сразу, как только черно-белый клетчатый флаг отмерил финиш.
— Только что закончилась последняя для вас за 14 лет участия «Бриджстоун» в Ф1 гонка. Расскажите только откровенно о своих впечатлениях.
— Сегодня несколько рано говорить о чем-либо, но если не брать отстающие команды, последний заезд на пит-стоп стал причиной того, что невозможно было выйти из колеи[i].
— Да, сегодня была странная гонка. Если бы Алонсо шел как шел[ii], то 4 место было бы точно за ним…
— Феттель[iii] что-нибудь сказал после гонки?
— Он ведь только что стал чемпионом, ему не до того, но успел сказать, мол, «Хамми, ты говорил что SuperSoft на задних колесах выйдет из строя первым, а первым износились передние!» (смеётся), остался доволен Medium.
— 14 лет, за это время что можете сказать о своей команде, которой пришлось нелегко?
— Много требовал с них. Во время острых периодов соревновательной борьбы, во время поломок говорил им, чтобы быстрее исправляли, улучшали… но уверен, что именно благодаря команде «Бриджстоун» стал тем, что он есть сейчас.
— Для сегодняшней гонки вы приготовили специальные шины, довольны ли тем, как они отработали? Или осталось что-то улучшить?
— С точки зрения технического обслуживания есть кое-что, что я бы хотел довести до совершенства, когда думаю о механизмах, мне приходит в голову мысль, что надо бы, наверное, еще больше поработать, но баланс со стоимостью был найден, а это неплохо, как мне кажется.
— Если вспомнить за все 14 лет работы в Ф1 самую запоминающуюся гонку, какие это были гонки?
— Сразу вспоминаю нашу первую гонку в Австралии в 1997 году. Меня тогда, помню, поразила та скорость, с какой распространялсь информация в Ф1. Следующую по значимости я, пожалуй, назову Гран при в Сузука на второй год. Потому что это была первая гонка, где мы стали чемпионами. Третьей назову гонку в Австралии во второй год участия, тогда у нас была первая пол-позишн и первая победа – обе вершины были взяты. Но лично для себя я отмечаю гонку 2000 года — гран при в Бельгии, пока ее никто не может превзойти по накалу страстей. Тогда в схватке схлестнулись Михаэль (Шумахер), Мика (Хайкенен) и Зонта (Рикардо).
— И кто же произвел на вас наибольшее впечатление из пилотов?
— Конечно, это был Шумахер.
— Что бы вы могли пожелать для нынешней Ф1?
— Мне кажется, ни к чему частая смена правил в современной Ф1. Если так будет продолжаться, то любой может легко войти в Ф1. Когда мы начали участие в Ф1, изменений в правилах было очень мало. Мы могли себе позволить, например, тесты прошлогоднего двигателя и использовать его в следующем году. Недавно я призвал к сокращению расходов, но правила меняются постоянно, в определенном смысле они усиливают тенденцию к пустым тратам, к расточительности. Мне кажется, это совершенно ни к чему.
— Какую ставит перед собой следующую цель «Бриджстоун» в мотоспорте?
— Продолжать развитие технологий, взращенных в Ф1, нанотехнологии и симуляционные технологии, развивая другие направления. Если прекратить развитие сейчас, то все вложения в предыдущие 14 лет в Ф1, стало быть, станут бесполезными.
— То есть вы говорите о том, что произойдут перераспределения ресурсов в другие сферы интересов?
— Да, и это уже происходит. Есть и такие вещи, куда не стоит вкладывать столько же, как в Ф1, надо соответственно распределять, что очень сложно.
— А какая лично ваша следующая цель?
— Реализация, внедрение в жизнь тех технологий, которые мы получили в наследство от Ф1. Думаю, эту задачу ставит передо мной «Бриджстоун».
— Когда вы только вошли в Ф1, наверняка, вы мечтали о чем-то, что это были за мысли?
— Мы хотели как можно скорее стать чемпионами. Затем мы хотели победить «Мишлен», которому проиграли в Ф2 в 1982 году. Обе эти мечты сбылись.
— Ну, а какие мечты сейчас?
— Сейчас голова у меня просто гудит от мыслей (смеется). Но если «Бриджстоун» заново решит войти в Ф1, я бы хотел этому помочь.
— Что для вас Ф1?
— Иметь дело с наисовременнейшими технологиями, строить взаимоотношения с разными людьми, посетить различные страны…для меня это то, что вызывает во мне великое множество дорогих сердцу воспоминаний.
С 1997 по 2010 гг. продукция компании «Бриджстоун» — японского производителя шин, хорошо знакомой нашим читателям, была неотъемлемой частью Формулы-1. С 2011 г. эксклюзивным поставщиком шин станет итальянская компания «Пирелли». Во время Гран при в Сузука в октябре 2010 г. «Бриджстоун» сделала выставку, посвященную своему 14-летнему Пути в Ф1. Были выставлены шины-победители гонок после прохождения трассы (зрелище не для слабонервных!), фотогалерея побед, шина «Бриджстоун», оформленная краткими пожеланиями фанатов из Твиттера. А самое главное – планы компании на будущее, и планы эти связаны с развитием нанотехнологий и охраной окружающей среды.
Текст интервью: Японского специального издания «Срочный спецвыпуск F1» 2010.12.2 F1 Sokuho
Фото, перевод с японского: Сяоху
[i] Речь идет о том, что из-за стратегии своей команды, выбравшей не совсем удачное время для пит-стопа, Ф. Алонсо оказался зажатым в своей колее, он не смог обогнать болид «Рено», пилотируемый российским гонщиком В. Петровым. Эта гонка решала исход чемпионского титула 2010 года.
[ii]Г-н Хамадзима говорит о том, что если бы Алонсо смог приехать 4-м, он стал бы чемпионом по очкам. Но прелесть гонок в их непредсказуемости!
[iii] В результате сложившихся обстоятельств на гонке в Абу Даби самым молодым чемпионом за всю историю Формулы 1 стал Себастьян Феттель.