В июне 2012 г. интернет-газета AFPBB news опубликовала интервью с г-ном КАВАКАМИ Дзинити в Музее ниндзя клана Ига в г. Ига (Уэно), префектура Миэ. Г-на Каваками называют здесь последним ниндзя Японии, но он не похож на ниндзя из наших стереотипных представлений: он не исчезает в дыму в черном одеянии, держа в руках смертоносное оружие.
История рода Кога берет свое начало около 500 лет назад, 21-м представителем этого клана является наш собеседник. Каваками-сан говорит, что его называют последним ниндзя, скорее всего потому, что больше не существует ниндзя, которые продолжают непосредственно из рук в руки изучать технику (сложилась в эпоху Эдо (1603-1868) и суть учения ниндзя. Настоящих ниндзя, пожалуй, больше нет. Нигде нет в мире, — повторяет Каваками-сан, поскольку ниндзюцу не получает распространения, ему нет более применения, как это было раньше – собирать информацию по заказу сильных мира сего, используя умения ниндзя вплоть до нанесения ущерба.
Сейчас искусство ниндзя используется для других целей, например, в книгах или рассказах для распространения информации и продвижения города Ига.
Каваками-сан начал преподавать ниндзюцу 10 лет назад, по его словам, история ниндзя изобилует загадками. «Остались изображения предметов, но неточные, много осталось устных рассказов. Сами понимаете, опираться только на устные легенды невозможно, при передаче из уст в уста где-то могла вкрасться неточность. Многое мы не можем проверить, даже если это правда. Например, убить или отравить. Древний рецепт предлагает смешать то и это, в результате чего получится яд, даже если мы повторим на практике рецепт, мы его не можем использовать».
· Ниндюцу – «искусство сохранения жизни»
Каваками-сан познакомился с миром ниндзя в 6-летнем возрасте. Он плохо помнит первую встречу с 20-м из рода Кога г-ном ИСИДА Масадзо, но сквозь туман воспоминаний он вспоминает первое впечатление от него – он был одет как буддийский монах. Г-н Каваками занимался обучением, длительное время не понимая, что он делает. Понимание того, что это и есть ниндзюцу, пришло гораздо позже. Обучение включало в себя не только физические упражнения, но и духовные практики, изучение химии, метеорологии, физики, психологии и т.п. Изначально считается, что ниндзюцу предназначалось для борьбы, ведения военных действий, но сам Каваками-сан говорит, что для него ниндзюцу – универсальное искусство сохранения жизни. «Чтобы сознание стало единым, концентрируешься на пламени свечи, выделяешь самый центр, всматриваешься в него напряженно и как бы входишь туда мысленно. Для тренировки слуха роняешь иголку, и проверяешь, слышишь ли ты звук ее падения».
Каваками-сан изучал, как взбираться на крутые стены, как летать с высоты, как делать зажигательные бомбочки, для этого он изучал пиротехнику и пр. «Надо было выдержать и жар и холод, голод. Одного чего-то из этого списка хватило бы, чтобы умереть. Было неинтересно. Не вдумывался тогда глубоко. Обучение ниндзюцу превратилось в неотъемлемую часть жизни». В округе все считали его не совсем нормальным, но особенно не обращали внимания, после войны все были заняты собственным выживанием.
Перед тем как Кавакми-сан должно было исполниться 19 лет Исида Масадзо дал ему имя, передал ему свитки и приспособления. Сам Каваками-сан не называет себя последним ниндзя. В ниндзюцу существует много различных течений, спорить, которое лучше, невозможно, иногда появляются те, кто называет именно себя последним лучшим ниндзя.
· «Избежать смерти, встав на ресницы»
Каваками-сан рассуждает, что по сути ниндзюцу – не физическая сила, а способность поймать момент, когда человек (наблюдаемый объект) расслабит внимание. «Человек не напрягается все время, обязательно есть минуты расслабления, собственно эти самые моменты и нужно поймать. Самое главное – воспользоваться неожиданностью, если её нет, надо спровоцировать».
Ниндзя пользуется слабыми местами людей, не привлекая внимания к себе более сильных врагов. Он может спрятаться даже за очень маленькими предметами, или, воспользовавшись хитростью, убежать, представьте, кто-то бросил зубочистку, вы отвлеклись, и этого времени достаточно, чтобы скрыться. Поговорка «избежать смерти, встав на ресницы» указывает на обычную для обывателя невнимательность к тому, что под носом, ведь мы не замечаем своих ресниц. «Встав на ресницы», мы можем избежать опасности быть замеченными.
В последнее время Каваками-сан изучает историю ниндзя в Университете Миэ, сам проводит экскурсии в Музее ниндзя клана Ига, демонстрирует скрытые полы и полки, ловушки в токонома и пр., и постепенно ему приходится принимать тот факт, что он на самом деле последний ниндзя. 22-го ниндзя из рода Кога нет. Каваками-сан принял решение не брать учеников: «В наше время ниндзя не нужны».
P.S. Музей ниндзя клана Ига в городе Ига (или Уэно) располагает 3 объектами: Музей, дом-музей ниндзя, в котором проводят экскурсию опытные экскурсоводы-синоби (ниндзя), показывают, какими пользовались ловушками и тайниками в домах, как можно ловко достать при необходимости меч из-под ничем не примечательной доски (надо знать, куда нажать). Посетителей приводит в восторг исчезновение гида за дверями-перевертышами или за крышкой в подвал, о котором никто не подозревал.
Но самое главное, в Музее собраны подлинные вещи, оружие, предметы быта, документы. Отлично видно, как тщательно проработана тема. На выставке есть стенд, посвященный исследователю темы ниндзя и писателю г-ну Окусэ奥瀬平七郎 После посещения музея вы можете посмотреть шоу ниндзя. Шоу идет 25 минут, мой скепсис улетучился сразу, шоу было грамотно поставлено театральным режиссером.
За 25 минут нам успели показать и рассказать очень многое в увлекательной и непринужденной манере. Дети могут примерить одежду ниндзя, несмотря на жару, от которой дети очень мучились, никто из них не снял ни одной детали (да и как можно, на сцене висел плакат «Стань ниндзя!»).
Очевидцы рассказывают, что еще лет пять назад не было грамотной политики представления ниндзюцу в городе, но сейчас чувствуется рука профессионалов: маркетологов, дизайнеров, журналистов, туркомпаний. Но все это, как вы понимаете, невозможно без поддержки местных властей. Начиная с поезда, разрисованного в стиле ниндзя снаружи и внутри, с вокзала, где тебя встречают манекены ниндзя в самых неожиданных местах и до малых скульптур в городе – всё напоминает о том, куда ты приехал и зачем. На прощание с этим городом на вокзале нами была замечена еще одна симпатичная деталь (браво креативщикам!): таблички типа «начальник станции» были продублированы секретным шифром ниндзя. Мелочь, а приятно.
Фото: Японский центр
В тему можно порекомендовать книгу Kirtland C. Peterson «Mind of the ninja. Exploring the inner power» Chicago 1986. 301 p. Правда, читать ее можно только начиная с примерно 103-й страницы. Там ясно написано про специализацию кланов и почему два клана Кога и Ига стали так известны.
Друзья. у кого есть книга ДОЛИНА А.А.Кэмпо — традиция воинских искусств (в соавт. с Г. Поповым). М.: Наука, 1990. Хочу вспомнить молодость, на 1-м курсе мы эту книгу читали за ночь, потому что очередь была длинная очень из японистов и китаистов.
Очень рекомендую сборник «ХИДЭН» под редакцией А.М. Горбылёва, уже вышли 9 номеров, 8 и 9-й выпуски содержат в себе интересную информацию — воспоминания одного из ниндзя, а также в сборниках, начиная с 4 номера публикуется исследование наследия В.Ощепкова по дзюдо, самбо и т.п.
Ниндзя 21 века есть где ноходитсия
Можна изучит
Можно ниндзяу воябой искусства изучить