Программу стажировок 2019 года завершила группа по теме «Кайдзэн в сфере услуг». Каждый раз, когда пишу слово «кайдзэн», думаю, надо ли его уже расшифровывать привычным термином «бережливое производство» или «постоянные улучшения бизнес-процессов» или можно уже оставить так, как есть. Вошло ли это слово в обиход российского менеджмента наряду со словом LEAN («тощий, обезжиренный» в смысле «поджарый» бизнес, без излишеств и лишних трат)? Японский центр очень надеется, что это слово превратится в некий пароль для предприятий, которые стремятся к повышению эффективности своей работы без огромных вливаний инвестиций, но с помощью своей собственной воли и осознанного труда. Ниже мы предлагаем вашему вниманию впечатления участников группы из Владивостока от прошедшей стажировки.
АБДУЛАЕВА Наталья Николаевна, заместитель руководителя органа по сертификации (эксперт по подтверждению соответствия пищевой продукции, ХАССП) nataabdulaeva@gmail.com
Стажировка в Японии «КАЙДЗЕН (сфера услуг)» с 17 по 25 ноября 2019 г., организованная Министерством иностранных дел Японии, превратилась для меня в путешествие в пространство раздумий, эмоций и знаний, какие не сможет дать ни один университет, ни сотня прочитанных умных книг.
Прежде всего, для меня была очень информативна лекция «Управление и Кайдзен» Нагаи Мамору, на которой были обозначены необходимые аспекты при управлении предприятием «методом Кайдзен» с наглядными примерами и статистическими данными. Также полезно было узнать от Такаси Ядзима, генерального директора АО «Японско-Российского экономического Центра», об особенностях применения «Кайдзен в сфере услуг» для рационализации бизнес-процессов в организации.
На меня, как на эксперта по сертификации пищевой продукции и специалиста по разработке системы ХАССП наибольшее впечатление произвело предприятие TEN CORPORATION – которое является первой сетью японских заведений быстрого обслуживания на основе блюд тэмпура (обжаренные в кляре и масле овощи и морепродукты). Несмотря на огромное количество ресторанов – 231 заведение, в каждом из них высококачественные блюда стабильного качества, при всем этом данная сеть только внедряет систему ХАССП на своих предприятиях — систему, предусматривающую систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность и качество продукции. Думаю, что это достигается, благодаря тому, что каждый работник компании ежедневно прилагает усилия, чтобы клиент был удовлетворен вкусом, атмосферой и гостеприимством – «работа для человека» их базовый принцип. Не менее важным для компании является и качество готовых блюд, что достигается, прежде всего, за счет качественного сырья и усовершенствованного оборудования: креветки — выращиваются в близких к естественным условиям обитания без применения синтетических кормов и антибиотиков; масло для жарки во фритюре – имеет специальную безопасную композицию растительных масел (в том числе на предприятии внедрена система мониторинга качества масла во фритюрнице); автоматическая фритюрница – позволяющая выпускать одинакового стабильного качества блюда; кляр – качество его достигается наличием секретной рецептуры, вакуумной ёмкости и автомата для раздачи холодной воды с заданной температурой. Все традиции TEN CORPORATION начались с 1989 года через достижение доверия: со стороны клиента, со стороны партнеров, с людьми вокруг, с персоналом и по правилам и законам общества, которые до сих пор позволяют удерживать лидирующее позиции компании в своем сегменте.
Несомненно, что вся информация и знания, полученные мной на стажировке, будут использованы при разработке систем менеджмента качества, в том числе и системы ХАССП на российских предприятиях для дальнейшего развития российско-японских экономических связей.
Количество компаний в Японии, которые готовы идти на контакт с русскими предпринимателями, вести бизнес — очень небольшой процент. Корни этого скорей всего в истории и менталитете обоих. Однако сотрудничество возможно при предоставлении определенного рода гарантий и поручительств, при глобализации бизнеса, франшизе.
Тысячелетний быт японцев, создавший собой особую ото всех народов мораль, этику, эстетику, переходящие в «Кайдзен», который не просто, как один из элементов менеджмента — это менталитет и отношение к жизни. Такое чувство, что японцы с рождения думают в стиле «Кайдзен», и для них как само собой разумеющееся жить и работать в процессе постоянного улучшения. Мое представление о Японии и японцах в ходе стажировки еще больше подтвердилось — гостеприимны, дружелюбны, с уважением чтут старые и новые традиции передавая их из поколения в поколение.
В заключение хотелось бы посоветовать будущим стажерам подготовить голову к новым знаниям и впечатлением, предварительно желательно ознакомится с литературными произведениями о традициях и быте японского народа, что непременно поспособствует большему его пониманию! Для меня таким произведением оказалась книга «Корни японского солнца» Б. Пильняк, за которую отдельное спасибо Японскому центру во Владивостоке. И не бояться новых знакомств с возможностью перерастания их в дружбу с людьми близкими к философии «Кайдзен», ведь они обязательно принесут свои плоды в будущем!
БОГОРОДИЦКАЯ Елена Юрьевна: Прежде всего, хочу выразить глубокую благодарность организаторам, исполнителям и участникам стажировки:
-
Министерству иностранных дел Японии;
-
АО Японо-российскому Экономическому Центру (JREC);
-
АНО Японскому центру во Владивостоке;
-
Участникам стажировки из Приморья, Хабаровска и Сахалина.
за предоставленную возможность познакомиться с успешным опытом внедрения кайдзен на передовых японских предприятиях, высокий уровень организации стажировки, теплый прием японской стороной, насыщенную культурную программу, конструктивное взаимодействие участников.
В целом стажировка прошла в режиме «just in time»: строго дозированный объем информации, в определенное время, в строгом соответствии с программой стажировки. Первый пункт программы стажировки – лекция г-на Нагаи Мамору TQM Labo по теме: «Кайдзен в сфере услуг», исходя из которой, а также по результатам посещения предприятий, определились три составляющие деятельности любой процветающей компании:
-
Удовлетворение потребностей клиента – компания должна непрерывно анализировать, планировать и реализовывать меры по удовлетворению потребностей клиента.
-
Удовлетворение потребностей персонала — доброжелательность персонала компании к потребителю складывается из удовлетворения материальных и нематериальных потребностей персонала и гордости сотрудников за свою компанию.
-
Польза для общества — деятельность компании может спровоцировать развитие смежных отраслей промышленности либо сферы услуг.
Крайне познавательной стала лекция г-на Ядзима Такаси, где он развернуто ответил на вопрос, что такое кайдзен, и в чем его смысл? Кайдзен — это деятельность по реформированию или улучшению рабочих процессов компании с целью повышения их эффективности. Кайдзен направлен на:
-
повышение удовлетворенности клиентов;
-
уменьшение себестоимости;
-
повышение производительности.
Цель кайдзен – увеличить прибыль компании, которая в последствии инвестируется в дальнейшее развитие компании – в этом смысл кайдзен. Большой ролью в улучшении деятельности компании г-н Ядзима Такаси наделяет производственный (обслуживающий) персонал. Так любой сотрудник на своем рабочем месте должен анализировать возникающие муда, мура, мури в своей работе и предлагать решения по исключению этих аспектов деятельности компании либо, при невозможности, сокращению их до минимума. И здесь, на мой взгляд, содержится коренное отличие японского менеджмента от российского, где положительные инициативы исходят «сверху», тогда как японский подход предполагает инициативу на всех уровнях, в т.ч. и рядовых рабочих.
Как представителя производственной сферы, наибольший интерес у меня вызвали два предприятия. Компания АО «ФАНКЛ БИКЕН» имеет пять производственных центров в Японии. Особенности завода в Чиба в том, что наряду с косметической продукцией завод производит и пищевые добавки (БАДы). Косметические средства производятся без химической добавок, консервантов и ароматизаторов. Высокое качество продукции достигается путем организации «чистой системы производства», которая по санитарно-гигиеническим стандартам не уступает требованиям фармацевтической промышленности. Хочу особо отметить два аспекта деятельности компании.
1. Рациональное использование человеческих ресурсов:
-
Привлечение к работе лиц пожилого возраста – данный вид сотрудников привлекается к работе по контракту с частичной занятостью, что позволяет сокращать издержки предприятия на заработную плату.
-
Преимущественное использование женского труда на монотонной и однообразной работе в виду их большей склонности к данному виду работ.
-
Учет специфики труда на различных участках производства и физиологических возможностей организма человека – для операций, выполняемых стоя на ногах либо однообразной работе, на данных участках производства ротация персонала производится ежечасно. В целом операции выполняются в спокойном («естественном») темпе без чрезмерного напряжения либо спешки, что положительным образом сказывается на качестве продукции.
-
Большое количество лиц, временно привлекаемых к выполнению работ в периоды полной загрузки производства — из 191 сотрудника завода в Чиба — 131 временный.
2. Проводимый предприятием ежегодный конкурс на лучшее кайдзен предложение в компании.
Победитель конкурса 2019 г.
Каждый сотрудник предприятия в течение года должен внести 8 кайдзен-предложений. На сотрудников, работающих по контракту это требование не распространяется, однако они также вносят свои предложения. На предприятии действует бонусная система поощрения разработки и внедрения кайдзен-предложений.
Акционерная компания Ниссан Мотор (NISSAN MOTOR CO., LTD), завод по производству автомобильных двигателей в Йокогаме. Компания Ниссан Мотор имеет пять производственных площадок в Японии из них две специализируются на производстве двигателей, оставшиеся три занимаются выпуском автомобилей. Общая концепция компании «Nissan intelligent mobility» строится на двух принципах: разработка и выпуск электромобилей и повышение «разумности» автомобилей. На заводе двигателей в Йокогаме с 2004 года налажен выпуск двигателя серии MR, которым оснащаются три модели автомобиля компании Nissan (Nissan X-trail, Nissan Juke, Nissan Serena). Двигатель данной серии имеет порядка тысячи комплектующих, из которых бόльшая часть производится компаниями-подрядчиками. Высокий уровень автоматизации труда (40%), применение механизмов и самоходных машин на всех этапах сборки двигателя обусловлен большим объемом производства: порядка 1000 единиц продукции в смену. Что, в первую очередь, привлекло внимание в компании Nissan Motor:
1. Продолжительный период обучения и адаптации вновь принятого производственного персонала:
Вновь принятый производственный персонал проходит шестимесячное обучение, которое включает сведения об истории компании, ее принципах и ценностях, основных производственных процессах. Для развития практических навыков и наработки скорости работы в такт-тайм, непосредственно в цехе оборудованы специальные участки (Training Area). Далее сотрудник, в рамках программы своего обучения, поступает на соответствующую станцию линии под контролем наставника. Однако на этом его профессиональный рост не заканчивается, так как в Nissan Motor принят принцип «многопрофильности». По прошествии времени, бригадир участка проводит его переобучение для работы на других станциях производственной линии, что повышает взаимозаменяемость персонала, позволяет своевременно ротировать персонал, повышает уровень навыков сотрудников.
2. Трепетное отношение к истории своей компании.
Например, в одном из помещений музея компании сохранен участок пола со старым паркетным покрытием, по которому ходили еще отцы-основатели компании. Хронология выпускаемых моделей автомобилей и двигателей представлена на выставочных витринах и наглядно отображает богатый производственный опыт компании.
3. Система подачи и реализации кайдзен-предложений имеет четкие критерии.
В компании принят определенный обязательный норматив по разработке и внесению кайдзен-предложений для сотрудников компании. Реализацией же и внедрением кайдзен-предложений занимается отдельное подразделение, результаты работы которого, также нормированы.
Результаты стажировки позволят:
-
сформировать кайдзен-мышление у производственного персонала посредством обучения;
-
преодолеть сложности в разработке кайдзен-предложений производственного персонала за счет более точного понимания сущности кайдзен и практических наглядных примеров удачных предложений;
-
добиться понимания необходимости кайдзен и области его применения путем разъяснений, какую пользу кайдзен может принести компании в целом.
Последующим стажерам хотелось бы посоветовать, при проведении круглого стола делиться положительным опытом изменений в своей компании. В каких направлениях деятельности своей компании удалось добиться хороших результатов и почему? С какими проблемами сталкивались и как удалось их решить?
ДРАКОВИЧ В.В., директор ООО ВладИнтерТрейд: Стажировка в Японии выпала на середину ноября, на мой взгляд – это очень прекрасное время для посещения Страны Восходящего Солнца. Погода радовала на протяжении всего времени, и даже легкий дождь в день отъезда не испортил впечатления от поездки, а наоборот открыл глаза на некоторые моменты. А именно: несмотря на дождь, дороги и автомобили всегда остаются чистыми, то же можно сказать и об обуви. Все дело в системном подходе к дорожной инфраструктуре: продуманная технология обустройства газонов, действующие системы ливневой канализации и обязательная мойка автомобилей перед выездом со строительных площадок вкупе дает такой результат. Токио готовится к проведению Олимпиады 2020, на многой продукции уже можно увидеть символику олимпийских игр. Также происходит замена традиционных для Японии такси в Toyota Crown на Toyota JPN Taxi, напоминающих, английские кэбы.
Что касается, самой программы стажировки, могу сказать, что она составлена гармонично и сбалансированно, сочетая в себе как лекционно-практические занятия, так и культурные мероприятия с посещением исторических мест. Культурная часть программы дает возможность познакомиться с общественным укладом и традиционными ценностями японцев. Уже в этом прослеживается основательный и серьезный подход к организации и проведению стажировки. Ничего лишнего, и все со смыслом. Поскольку мой профессиональный опыт всегда был связан с иностранными компаниями, мне было очень интересно завести новые знакомства в Японии с целью расширения возможностей сотрудничества, чем и удалось воспользоваться во время бизнес-встречи за круглыми столами.
Перед стажировкой ставил себе цель познакомиться с предприятиями, оценить уровень корпоративной культуры и выявить те моменты, которые можно было бы использовать в России. В первые два дня стажировки участников разделили на две группы, и мы посещали разные предприятия раздельными группами. Было очень сложно сделать выбор, в какой группе остаться т.к. все предприятия интересные, но с разным профилем, к примеру: сфера услуг, производство и торговля. Из предприятий, которые посетил, хотел бы выделить химчистку, которая интересна тем, что несмотря на малую автоматизацию, вышла в лидеры рынка и при том, как удалось выяснить, стоимость такого бизнеса не очень высока, что дает почву для размышлений, т.е. интерес с точки зрения бизнес идеи. Другие предприятия такие как FANCL, KAO, Nissan, TOTO, Daiso тоже произвели очень приятное впечатление как высокотехнологичные компании, у которых можно многому поучиться. В России, первым делом обратил бы внимание на улучшение качества сервиса в торговых сетях.
После посещения Японии только укрепилось мнение как о стране, сочетающей в себе технологический прогресс с уклоном бережного отношения к ресурсам и при этом тесно связанной с культурным наследием и заботой о природе. За организацию стажировки хочу выразить большую благодарность МИД Японии, Японскому центру во Владивостоке, а также профессиональным переводчикам, которые на очень высоком уровне доносили до нас информацию и отвечали на наши многочисленные вопросы.
ЛОБОДА Оксана Витальевна, доцент Департамента социальных наук Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ tenderspike@mail.ru
Холодным январским вечером 2019 года, откинувшись в мягком, потертом директорском кресле, которое было мне явно не по размеру, я скучала в ожидании, когда группа слушателей МВА программы решит занимательную задачу на тему организационных изменений. Взгляд лениво блуждал по книжному шкафу, где на полках в хаотичном порядке расположились «бестселлеры» для бизнес-тренеров, коучей, лидеров продаж, успешных руководителей. Я переводила взгляд с одного корешка «волшебной» книги, обещавшей решить все проблемы в бизнесе на другой, и мое раздражение нарастало. Мне не хватало порядка в шкафу. Мне хотелось из этого «хаоса» сделать «космос». Дав себе слово, что тряпку-то я в руки точно брать не буду, и никакая пыль между изданий не заставит меня намочить руки, я нехотя приподнялась. Рука потянулась к выпирающему краю ежегодника «Harvard Business Review», и вдруг мой взгляд остановился на пожелтевших страницах небольшой распечатки формата А4, бережно и аккуратно уложенных в левом углу нижней полки шкафа. Эти листы не вписывались в общую картину мира покосившейся «сокровищницы мировой бизнес литературы» кабинета 208. Они были «другие». Они ничего не сулили, не призывали, не гарантировали. Они просто «были». Я наклонилась, взяла их в руки и почитала вслух: «КАЙДЗЕН». Это слово я видела впервые. Природное любопытство взяло вверх, и я обратилась к всезнающему Google…
С тех пор в моей жизни все не как прежде. В ней появились новые смыслы, добавилось упорядоченности, открылись перспективы. Проще и легче не стало. Но есть особое понимание «зачем». Понимание, что успех и престиж не сводятся к достатку и не принадлежат их «носителю». Понимание, что только кропотливый ежедневный труд дает возможность понять себя «в деле» и нет «волшебных» рецептов молниеносного успеха, кроме как самодисциплина и усердие.
Холодным январским вечером 2019 года в мою жизнь основательно и, думаю навсегда, вошла Япония. Проводником был кайдзен. Через полгода я пришла в Японский центр на лекцию уважаемого НЭГИСИ Цуёси. А в ноябре 2019 года оказалась в числе тех, кому выпала честь посетить Японию по приглашению ее Правительства и при содействии «Японо-российского экономического центра».
«Если я не буду протирать звезды каждый вечер,
они обязательно потускнеют…»
Наша стажировка по программе «Кайдзен в сфере услуг (Дальний Восток РФ)» стала для меня настоящим испытанием. Я не буду рассказывать о культурном шоке, о разнице в качестве жизни, об уровне технологического развития Страны Восходящего Солнца.
Поразило меня совсем другое – отношение японцев к миру людей и миру вещей вокруг себя. Понятно, что об этом и говорят, и пишут, а сейчас еще и в любом паблике можно информацию почерпнуть, но совсем другое дело, когда видишь своими глазами. Видишь детали важные и значимые исключительно для себя. Они складываются в отдельные образы, формируют определенное представление, подталкивают к определенным ответам.
За время стажировки мы посетили семь предприятий. Предприятий разных не только по профилю деятельности, но и по уровню организации производственного процесса. Объединяло их одно – для меня они выступали своеобразной исследовательской базой, где объектом моих изысканий был кайдзен. Какой он, почему сотрудники его практикуют, как их мотивируют, как это у них получается думать в процессе труда и о себе, и о том, кто работает с тобою плечом к плечу, неужели это «норма жизни»?
В Японии кайдзен повсюду. Сначала ты не понимаешь, что такого таинственного в том самом зеркале над конвейерной линией по транспортировке наполненных волшебной сывороткой молодости емкостей к месту их упаковки на заводе «Фанкл Бикен». Но вдруг до тебя доходит, что именно благодаря этому зеркалу при росте метр шестьдесят ты спокойно наблюдаешь за сложным технологическим процессом без напряжения и неудобства. Тебе не нужно расталкивать руками коллег по экскурсионной группе, вставать на цыпочки, вытягивать шею, стараясь рассмотреть все самое интересное в деталях. Достаточно легкого поворота головы и отдельная картина производственного цикла предстает во всем своем великолепии на уровне глаз. Это незначительное улучшение доставляет столько положительных эмоций экскурсантам невысокого роста.
Пристальное внимание к деталям производственного цикла на уровне отдельных операций позволяет добиться значительного повышения производительности труда каждого участника в границах его зоны ответственности и всего предприятия в целом. Работа в едином ритме, равномерно и без напряжения, создает своеобразную гармонию человека и машины, где фактически невозможно угадать, кто автор мелодии. Наблюдая за тем, как работают японцы, ты видишь значительные результаты, и сразу не понять, что тайна, она в мелочах. В кропотливом ежедневном труде, казалось бы, отупляющем, но беспредельно значимом для них, ибо у каждого есть четкое понимание: «Если не я, то кто? А если это – моя работа, то делать ее нужно с честью» … Именно к этому и стоит стремиться в работе, начав с себя.
«Если тебя нет, то и меня нет. Понял?»
Итак, предприятия были разные, очень разные. Был, например, завод, АО «Фанкл Бикен», поразивший меня уровнем автоматизации производства, где сотрудники, одетые как космонавты, ловко устраняют возникающее «недопонимание» между роботом и человеком при сбоях на линии розлива и упаковки чудодейственной сыворотки для лица, позволяющей женщине «немного за пятьдесят» выглядеть на сорок. И был АО «Универмаг Кэйо». Построенный более пятидесяти лет назад, Универмаг сохраняет аутентичность того времени, но только там, где не ступает нога потребителя. При этом четко подчеркивается важность и значимость покупателя, как гаранта стабильности компании. Давно требующие ремонта служебные помещения Универмага не соотносятся с начищенными до блеска торговыми залами, комнатами отдыха для посетителей, фудкортом.
Конечно, незабываемое впечатление оставил такой гигант автопромышленного производства как АО «Ниссан» — с подчеркнутым достоинством сохраняющий традиции и почитающий историю своей компании. Незабываемо и АО «Хакуёся» — тесная, шумная, тусклая, но гордая прачечная, которая, к слову сказать, является лидером по оказанию клининговых услуг данного профиля.
Не буду заниматься перечислением предприятий, посетить которые нам выпала честь, просто отмечу, что у всех у них есть «общий знаменатель» — особое отношение к людям, к людям внутри компании и людям за ее пределами. Руководство предприятий и каждый из линейных сотрудников четко осознают, что залог успеха и процветания организации всецело зависит от удовлетворенности потребителей качеством конечно продукта. Эти траектории переплетены априори. Если у потребителя нет желания вернуться в компанию снова – нет будущего и у компании. По сути, компании принадлежат тем, кто «живет» за ее границами. А фундамент ее составляют те, кто каждый день, переступает ее порог, «меняет воды жизни на камни опыта», делая мир вокруг немного красивее, чище, вкуснее, удобнее… Секретным ингредиентом гармонии в этих, только на первый взгляд простых, отношениях является кайдзен…
— Ты чего это? — спросил Ёжик.
— Не знаю, — сказал Медвежонок. — Плакать хочется.
— Да ты посмотри…
— Я видел, — сказал Медвежонок. — Потому и плачу.
— Чего ж здесь плакать? Радоваться надо, — сказал Ёжик.
— Я от радости плачу, — сказал Медвежонок.
— Разве от радости плачут?
— Еще бы! — И Медвежонок разрыдался.
У меня с Японией своя история длиною в тридцать лет. Еще в нежном подростковом возрасте в эпоху первых международных обменов групп школьников у меня был шанс «посмотреть на Японию». Но что-то пошло не так…Япония так и осталась далекой, недосягаемой. Теперь она стала значительно ближе. До сих пор не отпускает мысль, что Япония – это «Европа, только в Азии» … Глупо звучит, но ощущения именно такие.
Лаконичная, аккуратная, трепетно относящаяся к «другому» в границах пространства, времени, социальной принадлежности, она запала в сердце. Уже на третий день, поддавшись всеобщей чуткости и внимательности, ты становишься мягче и добрее. И эту теплоту я стараюсь хранить здесь, в условиях нашей суровой российской действительности, уже три недели. Я стала проще, улыбаюсь чаще, люди тянутся!
У меня есть своя шкала стран, где я когда-то побывала в силу разных обстоятельств. Есть страны «для галочки», есть страны «душевные», есть страны — «маркеры престижа» … Япония – страна в которую хочется возвращаться. Обязательно вернусь с легким сердцем.
«Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!»
Я искренне благодарю всех тех, кто был с нами на протяжении всего периода подготовки и проведения нашей стажировки. Но нельзя не сказать и о тех, кто входил в состав нашей рабочей группы. Такие разные, мы, тем не менее, держались вместе. И это дорогого стоит. Это то, что выгоднее самой успешной сделки, привлекательнее самой большой процентной ставки, важнее самого престижного знакомства. Этим стоит дорожить… Простотой общения, открытостью помыслов, искренностью желаний. Спасибо вам!
В работе использованы цитаты из книги С. Козлова «Ежик в тумане»
ГОНЧАРОВА Анна Андреевна: Когда пришла на семинар, не было понимания «что такое кайдзен, и с чем его едят», да и вообще, это слово слышала впервые в жизни. А потом меня затянуло. А затянуло именно трепетное отношение Сенсея к этому слову, потому что это явно не просто слово. Кайзен — это искусство и стиль жизни.
Кайдзен встречал нас сразу по прилету, мы еще не успели выйти из самолета. Но уже было понятно- с кайдзеном в Японии на «ты».
После приземления с самолета сливают топливо. И чтобы не портить шланг для слива (который в других странах волочиться по земле и создает неудобства), к нему приспособили колёсики. Легче сотрудникам и расходные материалы дольше служат.
В Японии я была ранее, но заглянуть за закрытые двери не представлялось возможности. И началось самое интересное, а самое интересное оказалось-самое простое. Человеколюбие.
В гостинице «Ричмонд хотел Асакуса» нам дали ответы на щепетильные вопросы. Что интересовало меня? Конечно работа с персоналом, мотивацией, клиентами. Ведь работаю я, как раз в сфере обслуживания. Представителю гостиницы задали вопрос «Что вы делаете с сотрудниками, которые не проходят испытательный срок?». В глазах хрупкой японской девушки повис вопрос, она даже переспросила. Ответ поразил меня: «Мы будем продолжать учить, пока сотрудник не усвоит всю нужную для работы информацию». Поверьте, это было искренне. Конечно, мы на всех предприятиях видели порядок, дисциплину, новейшее и высокоэффективное оборудование. НО, увидеть заботу о своих сотрудниках, клиентах, партнерах, природе и всему что есть вокруг, ко всему с чем имеешь дело… завораживает. Видно, у людей порядок в голове. Они точно знают зачем идут на работу, для чего они работают, точнее для кого.
На предприятии «Фанкл Бикэн» по изготовлению косметики все автоматизировано, налажен процесс. И нам искренне хотелось им помочь и увидеть «свежим» взглядом возможные недочеты, что-то предложить. А как оказалось, придраться не к чему.
На последней точке упаковки товара, сотрудники самостоятельно распечатывали коробки и выкладывали их на конвейер. Мы радостно воскликнули, указав, как еще можно автоматизировать рабочий процесс. Но и тут нам дали понять — ребята, мы за людей. Они без проблем бы изобрели робота для такой элементарной работы. Но нет, их цели и видение бизнеса отличается от наших. Они оставили эту работу людям. Чтобы человек мог учувствовать в этом процессе. Чувствовал себя частью чего-то большего. Спасибо, бесценный урок.
Глядя на все, чесались руки скорее приступить к работе в России. Минимизировать простои в работе сотрудников, полностью продумать рабочий процесс, облегчить труд своих сотрудников, вед мы точно уже знали: чтобы Клиент полюбил Компанию, ее должны полюбить сотрудники. Мои внутренние Клиенты (сотрудники) должны находиться в такой среде, где им будет комфортно работать, и будет четкое понимание процесса, и не будет секретов. Кстати о секретах, на предприятие «Фанкл» посчастливилось увидеть, точнее услышать. Как планерка руководителей в режиме онлайн транслируется для всего персонала, чтобы все были в едином информационном поле. Открытость — неотъемлемая составляющая успешного процветания организации.
Для меня кайдзен — улучшения для удобства. Мы переходим с бумажных инструкций на видео инструкции, убрали ненужные бюрократические процедуры для ускорения рабочего процесса, пересмотрели рабочие места сотрудников, мы хотим слушать людей, мы готовы, и мы открыты. Путь сложен и тернист, но, если есть команда, все получится.
Я допускаю мысли о сотрудничестве. Для японцев это новые возможности, направления, в которых можно было применить свои знания и получить результат, конечно, учитывая наш менталитет. Для нас это получение опыта. Чтобы поменять сознание людей, нужно погружать их в другую среду.
Не могу сказать, что мнение о Японии и японцах изменилось, но точно поменялась мнение о нас. Есть, куда стремиться, и о чем подумать. Япония=качество.
Стажерам советую начать изменения с себя.
СКУБКО Василий, директор компании «ДЁшина», розничная торговля шинами и дисками: Наибольшую полезную информацию для своей сферы деятельности я получил на предприятиях «Автобакс», универмаг «Кейо» и «Тэн корпорейшн». В «Автобаксе» меня поразило, как компания из априори скучного автомагазина запчастей, смогла сделать интересное, удобное и уютное место, где хочется задержаться не только для приятных покупок и обслуживания своего автомобиля, но и для отдыха или общения с друзьями. Это достигается наличием в центре торгового зала зоны ожидания для клиентов с кофейней «Старбакс», улучшенного детского уголка с няней, добавлением отделов с товарами для отдыха, продажи книг, музыки. Широкие проходы между невысокими полками дают ощущение лёгкости и объема в магазине. Большие мониторы в магазине для контроля обслуживания своего автомобиля в сервисной зоне – это также хороший пример клиентоориентированности — «омотэнаси».
В универмаге «Кейо» нам рассказали, как они заботятся о посетителях с ограниченными возможностями и о пожилых людях. Нам показали, как они приветствуют и провожают клиентов. В наших торговых сетях это почти не используется. Поэтому, применив это у себя в компании, мы сможем получить выгодное отличие от других.
В кафе компании «Тэн корпорейшн», я увидел, как в час пик для быстрого обслуживания клиентов выходит для работы на кассе и в зале даже директор.
Во многих, представленных нам для экскурсий, компаниях можно было отметить, что небольшие улучшения по снижению затрат и использованию ресурсов, в долгосрочной перспективе приводят к существенной экономии и улучшению экологии.
Компания «Тэн корпорейшн» предлагает свою франшизу и готова развивать российское направление. Считаю, что это выгодное сотрудничество для инвестирования и создания сети предприятий быстрого питания.
Я уже много раз был в Японии, но данная стажировка, позволила мне увидеть и глубже понять тенденции и специфику ведения бизнеса здесь. Культурная программа и прекрасное объяснение и рассказы переводчика, во многом пополнили мои знания истории, быта и традиций Страны Восходящего Солнца. 🙂
ЧИГАРЁВ Николай Викторович, управляющий ООО “Энергия Спорта”.
В течение поездки наибольшее впечатление на меня произвели две компании: АО “Дайсо Сангё”, их Кайдзен-системы закупок и продаж (сеть знаменитых 100-иеновых магазинов), и завод АО “Ниссан Мотор” в г. Йокогама.
АО “Дайсо Сангё”
Компания, управляющая невероятным количеством магазинов в Японии (более 3300 магазинов только в Японии в 47 префектурах), а также по всему миру. Принимающая только в Японии более 100 000 контейнеров из-за рубежа в год.
Поразительно не только количество уже имеющихся магазинов. Поразительна и скорость открытия новых. Новый магазин открывается раз в 3-4 дня. Качество управления, автоматизация, логистические процессы при работе на таких скоростях бизнеса должны быть отточены до предела. Действительно, Кайдзен в действии!
Производит огромное впечатление их способность к управлению такими большими структурами, одновременная способность к росту — как в отношении постоянных открытий новых магазинов, так и введению новых продуктов (примерно 800 новых товаров ежемесячно).
Это та компания, у которой действительно можно очень многому научиться в области Кайзен, доведения основных бизнес-процессов работы компании до высочайшего уровня.
На стажировке мы смогли хотя бы увидеть, что вообще возможны такие скорости в бизнесе, а не находятся за гранью фантастики!
АО “Ниссан Мотор”
Эта компания продемонстрировала множество очень конкретных решений в области Кайдзен. Стало понятно, что область применения Кайдзен — совершенствование рабочего процесса на конкретных рабочих местах.
Удивительно наблюдать, как при применении Кайдзен происходит процесс накопления результатов: каждое следующее улучшение, будучи даже небольшим по своей сути, быстро формируют уже качественное отличие от предыдущего этапа/релиза.
Во время посещения завода увидели, как быстро и сноровисто может работать даже единственный рабочий. Даже за непродолжительное время стало понятно, что объем его дневной выработки на самом деле очень большой. Темп, задаваемый конвейером, высок, и кажется, что находится на пределе возможностей даже весьма быстрого и квалифицированного исполнителя. Высокий объем выработки, думаю, позволяет также и оплачивать такую работу в очень хорошем размере.
Впечатлила также роботизация и автоматизация. Самодвижущиеся тележки, едущие по магнитной разметке; роботы, точно и быстро обрабатывающие детали, — это все экономия человеческого ресурса, человеческого внимания и денег.
Что можно применить в работе.
-
Прежде всего, сам подход Кайдзен, когда небольшие изменения постоянно инициируются и внедряются на конкретных рабочих местах. Совокупность таких улучшений необходимо отслеживать, измерять и поощрять на постоянной основе. Маленькие ручейки формируют в итоге большие реки!
-
У компании “Дайсо Сангё” явно разработаны стандартные “пакетные” решения для таких операций как, например, открытие нового магазина. Необходимо разработать большие “пакетные” решения для крупных процессов.
-
В очень многих областях в работе необходимо внедрять конвейер. Даже в области документооборота. Это эффективно и задает бодрый рабочий ритм.
Что нельзя внедрить
Каждый человек — продукт культуры, среды, в которой он воспитывается (можно сказать, это “рассол”, позволяющий все новые, свежие огурцы делать солеными)
Воссоздать в нашей стране один в один такую же точно уникальную среду, создающую ровно ту же систему культурных и рабочих ценностей, что у японцев, невозможно. Однако, пространство для создания и внедрения улучшений в любой среде и системе — огромно. Что дает возможность внедрять улучшения, базирующиеся уже на нашем культурном коде.
Повышать уровень сервиса, опираясь на национальные традиции гостеприимства. Повышать скорость бизнеса — за счет применения изобретательного ума, рационализаторских предложений и присущей русским сообразительности и смекалки J
Возможно ли сотрудничество с представленными предприятиями, на каких условиях?
Сотрудничество, конечно, возможно!
Благодарим МИД Японии, АО «Японско-Российский экономический Центр» за организацию бизнес-встречи. Провели презентацию себя, своих компаний и обменялись контактами, обозначили возможные области сотрудничества!
Изменилось ли ваше представление о Японии и японцах после стажировки?
Удивительный японский народ, любящий эстетику и гармонию, создал свою прекрасную страну как произведение искусства. Не перестаю восхищаться тем, как через постоянное проявление сосредоточенности, внимания к деталям, а в глубине — любви и заботы об окружающем их мире, миллионы японцев неустанно создают безопасную, комфортную, приятную среду. Это, в частности, проявляется во всех продуктах и услугах, которые они создают, даже в самом понятии Кайдзен!
Конечно, в любой стране можно найти и то, что всё ещё сильно требует применения Кайдзен. Однако, сила национального намерения к этому, и общий высокий эмоциональный тон не могут не восхищать.
Будущим стажерам я хотел бы посоветовать перед поездкой погрузиться в атмосферу Японии, посмотрев такие фильмы как «Jiro Dreams of Sushi» (2011), «MADADAYO» («Not Yet», 1993). И прочесть замечательные книги Александра Прасола, в частности, “Япония: лики времени”.