В феврале 2020 г. в Японском центре прошла дегустация сакэ от компании Simple www.simple.ru. Из 25 лет, что группа компаний Simple — один из ведущих импортеров алкогольной продукции в России — находится на российском рынке, около 10 существует проект по продвижению сакэ. Портфель производителей сакэ в основном был сформирован в первые годы, но за последние пять лет дополнен новыми партнерами благодаря усилиям Максима ПОЛЬКИНА, старшего бренд-менеджера Simple, преподавателя школы сомелье ЭНОТРИЯ и курсов WSET Sake. Читатели нашего сайта хорошо знакомы с нашим трепетным отношением к сакэ. Вы можете найти серию публикаций, посвященных этому напитку. После дегустации в центре мы нашли в лице Максима еще одного интереснейшего собеседника в нашу Sake DreamTeam, куда предлагаем влиться и вам.
— Максим, Вы первый сомелье сакэ в России?
— Я бы не назвал себя сомелье сакэ, потому что, во-первых, я не обладаю сертификатом, позволяющим мне называть себя таким образом. Во-вторых, сомелье – это тот, кто работает в зале и непосредственно предлагает и продает сакэ или вино в ресторанах. Я же, к сожалению, или к счастью, в зале никогда не работал, моя работа все же больше связана с маркетингом и с продвижением сакэ в России.
— Полюбить сакэ – Ваша инициатива или проект Simple?
— Полюбить сакэ, мне кажется, мое призвание. Я захотел работать в Simple после того, как отработал в Японии совершенно в другой профессии – я работал в компании, которая занималась подбором персонала. И в Японии пил сакэ сначала с коллегами в самых разных заведениях, а потом мне повезло повстречаться действительно с сомелье сакэ, который говорил на русском и который показал мне все грани этого напитка. Он рассказал мне много о продукте и о том, что в России есть компания Simple, и у них в портфеле есть несколько достойных производителей. Вернувшись в Россию, понял, что то, чем я занимаюсь сейчас, не доставляет удовольствия, и, вспомнив наш разговор, решил связать свою жизнь с сакэ.
— По Вашим искренним выступлениям видно, что Вы с пиететом относитесь к сакэ, что Вас в нем привлекает?
— В сакэ в первую очередь привлекает вкус, возможность гастрономических сочетаний, что естественно, потому что мы употребляем алкоголь и парингуем его с кухней для того, чтобы получить удовольствие. Но в работе с сакэ меня восхищает ещё и японские производители, ведь, в первую очередь это люди, которые делают тот или иной напиток со своими убеждениями, со своим подходом, своей философией и стараются передать все это через продукт.
— Можно ли отнести сакэ к «мужскому» или «женскому» напитку?
— Я не очень люблю разделение напитков на «мужские» и «женские» — мы все разные, у нас по-разному воспитаны вкусовые рецепторы: кому-то нравится что-то более сладкое, кому-то — более сухое. Сакэ – это универсальный напиток, по мне, так как палитра вкуса настолько разнообразна, что есть виды сакэ, которые очень сухие и мощные во вкусе, а есть более легкие. Для меня это напиток в первую очередь универсальный и без разделения по «половому признаку».
— Приживется ли сакэ в нашей стране и при каких условиях, и когда?
— Считаю, что сакэ в России уже прижилось. Мы видим, как растет рынок – за последние пять лет вырос почти в три раза и продолжает расти, открывается все больше заведений, которые ставят сакэ в свою карту. Я не думаю, что когда-нибудь в какой-либо стране сакэ по объему потребления сможет конкурировать с вином. Да, это все же продукт, который люди воспринимают как нишевый, но всегда найдутся те, кто выберут этот напиток в первую очередь. Сейчас таких людей в России появляется все больше, и это здорово. Но не приходится рассчитывать, что сакэ будет продаваться в каждом супермаркете. Это дорогой продукт – на цену влияют в том числе сложности, связанные с логистикой из Японии.
— Вы знали японский до проекта с сакэ или выучили его вместе с изучением сакэ?
— Я учился в Московском Государственном Лингвистическом Университете (МГЛУ) на специальности «международные отношения», а мой иностранный язык был японский. В университете японский меня не сильно привлекал – большее внимание уделял международным отношениям, и только где-то на 4 курсе начал серьезно относится к японскому языку, но было уже поздно, поэтому к 5 курсу я подошел с очень базовыми знаниями и достаточно плохо сдал госэкзамен, что меня – человека амбициозного — сильно расстроило и подстегнуло. Продолжил учить японский после выпуска из университета, а сакэ стало дополнительной мотивацией к изучению, потому что ты можешь узнать больше только если ты говоришь на языке той страны, где напиток производится.
— Не наблюдался ли во время пандемии интерес к экзотическим напиткам?
— В первый месяц пандемии потребление алкоголя в России вообще росло и в том числе экзотических напитков в основном за счёт ритэйла. Уже в мае-июне у людей начали заканчиваться деньги, и падение спроса не заставило себя ждать. Опять же сакэ – это напиток, который употребляется в основном в ресторанах – а все рестораны были закрыты. Поэтому если мы говорим о категории сакэ, то в общих продажах был спад, но сейчас начинается медленное исправление ситуации.
— Как Вы относитесь к использованию сакэ в коктейлях?
— Через коктейли как раз и можно познакомить с сакэ, рассказать о продукте гостям. Зачастую — мы знаем с вами — что сакэ ассоциируется с крепким алкоголем. К примеру человек заказывает коктейль на сакэ, видит, что вкус его не такой крепкий, спрашивает бармэна, что же это такое, ведь ему всегда казалось, что это японская водка, на что бармэн в свою очередь рассказывает, что нет, по органолептике оно ближе к белому вину, а по методу производства ближе к пиву. Именно бармены могут быть проводниками идеи напитка в массы.
— Как поддерживаете печень?
— Стараюсь много не пить. На дегустациях люди, которые работают в индустрии алкоголя, сами не употребляют — они чаще всего сплевывают, больше рассказывают: наша работа не пить алкоголь, а рассказывать о культуре и делать так, чтобы нашим гостям и клиентам было интересно проводить время, приятно потреблять напитки, и понимать, что к алкоголю нужно относиться ответственно.
— У кого учитесь, кому уже передаете знания о сакэ?
— Человек, который для меня открыл мир сакэ, был Дмитрий Булах это, как я его называю, сакэ-гуру. Дима живет в Японии, он был причастен к открытию одного из культовых сакэ-баров Twelv. Сейчас он занимается производством своей водки Miisha в Японии и вообще очень много делает для развития интересных напитков: он привез в Токио российское крафтовое пиво от компании «Zagovor». Второй мой сэнсэй – японка Нацуки Кикуя – она происходит из семьи сакэваров, познакомился с ней в России в Посольстве Японии, где она проводила мастер-класс. В дальнейшем прошел у неё обучение по курсу саке в лондонской школе WSET (Wine & Spirit Education Trust). Главное преимущество этого курса — систематизированный подход к изучению алкогольных напитков. Я отучился на самом высоком уровне – третьем, а потом прошел обучение на преподавательском курсе в Японии с Нацуки, и, в общем, она является моим вторым человеком сильно повлиявшем на мою карьеру и образование. Кстати, во время пандемии я делал серию эфиров «Вечерний кампай!». Идея заключалась в том, что я хотел поговорить и с Димой, и с Нацуки о сакэ. Запись эфиров вы можете найти на странице в Инстаграм @makspolkin.
Я занимаюсь сакэ уже порядка шести лет, из них более пяти читаю лекции в школе сомелье «Энотрия» в Москве и Санкт-Петербурге, к тому же на протяжении всей карьеры я проводил бесчисленное количество мастер-классов, дегустаций, ужинов и т.п. Поскольку Simple компания с дистрибуцией по всей России, у нас есть офисы и в других городах, благодаря этому много где удалось побывать, много с кем пообщаться. Любой слушатель мастер-классов получает частичку моей любви к напитку. В июле мы будем проводить первый курс по программе WSET на английском языке для Московской Ассоциации сомелье, программа посвящена сакэ, порядка 10 человек получат международный сертификат, подтверждающий их квалификацию в категории сакэ при условии успешной сдачи экзамена.
— Назовите, пожалуйста, такие места в Японии, куда бы Вы точно не попали, не будь Вы связаны с сакэ?
— Любая поездка в Японию по работе или по моей личной инициативе всегда пересекается с сакэ. Стараюсь что-то посетить и попробовать. Из таких мест, которые доступны только профессионалам, назвал бы японский Национальный исследовательский институт ферментации (National Research Institute of Brewing www.nrib.go.jp), который находится в Хигаси Хиросима и существует с 20-х гг. XX в. Вся их работа посвящена как раз-таки исследованию процессов брожения и ферментации, и туда не попасть человеку не из индустрии. Еще одно место вспомнил — поездка 2019 года по региону Тохоку вместе с преподавателями WSET со всего мира. Мы посетили поля одного из самых трендовых производителей сакэ в Японии компании Арамаса в деревеньке Уясиная, где начали возделывать рис, несмотря на сложные условия – место находится в горах и окружена холодными реками. Сделано это было для того, чтобы деревеня не исчезла с лица земли, в качестве меры поддержки местной экономики — меня впечатлили и потрясающий вид, и замечательная философия производителя.