Приморская Государственная Сельскохозяйственная Академия в г. Уссурийске проводит Российско-Японский форум «Развитие аграрного производства в АТР» 22-23 июля 2016 г. В работе форума будет принимать участие в качестве лектора и эксперта г-н Ёкоити, известный на Хоккайдо как производитель молочной продукции высокого качества. В октябре прошлого года г-н Ёкоити читал семинар для преподавателей ПГСХА и технологов молочных хозяйств «Продвижение прибыльного молочного хозяйства». Перед тем, как приехать к нам с лекциями, г-н Ёкоити опубликовал статью, где обозначил свое видение перспектив сотрудничества Приморья и Хоккайдо, основываясь на своем жизненном опыте. В статье содержаться практические советы всем, кто решил посвятить себя фермерству. Проведение Форума поддерживает Генеральное консульство Японии в г. Владивостоке и Японский центр.
Приморская Государственная Сельскохозяйственная Академия: Российско-Японский форум «Развитие аграрного производства в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
* * *
Издание организации Hokkaido Intelligent Tank
Выдержка из «Charivari», июльский номер за 2015 г.
«Попытка поделиться успешным опытом
брендинга молочной продукции Хоккайдо
с молочными хозяйствами Дальнего Востока России»
Табл. 1 Общие сведения о Приморском крае Российской Федерации»
Площадь | 164.673 кв. км |
Население | 1.938.516 чел.
(1,3% всей России) |
Плотность населения | 11,7 чел. на 1 кв. км |
Сельскохозяйственное население | 23,1% |
Сельскохозяйственные угодья | 1.166.600 га |
Источник: Росстат(2014)
Этой осенью (2015 г.) производитель молочных продуктов с Хоккайдо приглашён в качестве лектора семинара по молочному животноводству, который будет проводиться в Приморском крае, входящем в Дальневосточный федеральный округ Российской Федерации. Попробуем подумать, как опыт Хоккайдо может поспособствовать развитию молочного животноводства Приморского края.
1. Нынешнее состояние молочного животноводства Приморского края
Население Приморского края, площадь которого примерно в 2 раза больше, чем площадь Хоккайдо, составляет около 1,9 млн. человек, что соответствует 1,3% всего населения России, и примерно 1/4 часть его занимается сельским хозяйством. Продукция молочного и мясного животноводства является важной частью сельскохозяйственного производства, занимающей 40% в его общем объёме, однако в этой сфере имеется множество требующих решения задач, связанных производством сырого молока, производством и дистрибуцией молочных продуктов.
В Российской Федерации существует отголосок стремления к крупным размерам хозяйств, в том числе и в молочном животноводстве, характерного для политики совхозов и колхозов бывшего Советского Союза, и в настоящее время тоже Россия является страной с сильным по мировым меркам молочным животноводством. Однако сосредоточено оно в западной части, включая Московский регион, и объём производства сырого молока в Приморском крае, с подходящими для молочного животноводства климатическими и природными условиями, остаётся на уровне 0,4% от общего по России. Администрация Приморского края в качестве причин этого указывает на старение инфраструктуры и отставание модернизации. Кроме того, как показано в диаграмме 1, около 75 % производителей – это мелкие производители в виде некоммерческих «подсобных хозяйств», действующих с целью индивидуального производства, и «семейных хозяйств», основанных на деятельности семьи и родственников, и в качестве требующей решения задачи указывается низкая производительность труда, которая является следствием малочисленности «сельскохозяйственных организаций и предприятий», у которых возможен крупный масштаб ведения хозяйства.
Табл. 2 Сравнение поголовья молочных коров и надоев
В целом по Российской Федерации※1 | Приморский край※1 | Хоккайдо※2 | |
Поголовье
молочных коров |
8,531,140 голов
(2014 г.) |
31,860 голов
【доля по стране:0.4%】 (2014 г.) |
795,400 голов
(2014 г.) |
Объём производства сырого молока | 30,528,800 тонн
(2013 г.) |
119,500 тонн
【доля по стране:0.4%】 (2013 г.) |
3,882,542 тонн
(2013 г.) |
Средний удой на одну корову | 4,519 кг
(2013 г.) |
4,303 кг
(2013 г.) |
7,974 кг
(2013 г.) |
※1Источник: Росстат (2014 г.)
※2Источник:Министерство сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла Японии, «Статистическое исследование статистики животноводства за 2014 г.», «Статистика молока и молочных продуктов за 2013 г.», «Статистика себестоимости продуктов животноводства за 2013 финансовый год»
Диаграмма 1 Форматы молочных хозяйств
Источник: Росстат (2014 г.)
Если рассматривать ситуацию в дистрибуции молочной продукции по Приморскому краю, то среди молока и таких молочных продуктов, как сыр и сливочное масло, много товаров тех европейских производителей, которые имеют заводы вблизи Москвы, а также товаров импортных. Причина этого кроется в слабой системе контроля качества в Приморском крае, а из-за нестабильных объёмов производства и снижения качества транспортных средств ощущается нехватка сырья, поэтому нередкой является продукция, произведённая путём растворения в воде обезжиренного сухого молока. Кроме того, в настоящее время российский потребитель строго подходит к качеству продуктов, и, по данным пресс-службы Администрации Приморского края, более половины жалоб в Роспотребнадзор касаются недовольства качеством молочной продукции. В особенности, в последние годы в России наблюдается тенденция покупки, в основным со стороны обеспеченных граждан, товаров хоть и по дорогой цене, но качественных, а исходя из того, что сайт с видеоинформацией, рассказывающий об уровне качества продуктов питания, пользуется популярностью, то несомненным является тот факт, что уровень требовательности со стороны потребителей к безопасности и надёжности растёт. Следовательно, существуют опасения по поводу того, что доля производителей молочной продукции Приморского края ещё более снизится.
Фотография: Российский сайт с видеоинформацией о качестве https://www.1tv.ru/prj/contrzak/vypusk/38050
В этой ситуации Администрация Приморского края обозначила развитие молочного животноводства в качестве приоритета и поставила цели «увеличить к 2017 году объём производства сырого молока в 1,5 раза» и «стремиться к наполнению рынка местной молочной продукцией высокого качества». Для этого, с целью увеличения размеров хозяйств, производится субсидирование в размере 50% в отношении покупки высокопроизводительного молочного скота и капитальных инвестиций, прилагаются усилия для привлечения и оказания помощи сельскохозяйственным организациям и предприятиям, а также крупным производителям молочной продукции. Наряду со стремлением к модернизации производственных мощностей производителей молочной продукции, оказание помощи в инвестировании с целью увеличения размеров и повышения производительности фермерских хозяйств, являющихся поставщиками сырья, является резонным. Однако в Приморском крае 70% молочных хозяйств являются мелкими производителями, и даже при наличии правительственной помощи скептически относятся к крупным инвестициям. Можно предположить, что крестьяне будут стремиться к совместному укрупнению хозяйств, но из-за негативного образа в отношении социалистических сельскохозяйственных организаций времён бывшего Советского Союза существуют местные особенности, затрудняющие формирование крестьянских организаций.
2. Путь производителя с Хоккайдо, сменившего сферу деятельности с молочного фермера на производителя молочной продукции
Что можно в таких условиях сделать для того, чтобы раздробленные мелкие и средние молочные хозяйства могли зарабатывать и поставлять региону безопасные и надёжные молочные продукты? Не будет ли полезен в качестве модели пример Хоккайдо?
Акционерное общество «Ёкоити Фромаж», находящееся в городе Асибецу губернаторства Хоккайдо, осуществляет производство и продажу молочных продуктов, в первую очередь натурального сыра и сливочного масла. Город Асибецу процветал до середины 1950-х годов благодаря угольной промышленности, и численность его населения на пике составляла около 78.000 человек, однако вместе с упадком угольной промышленности численность населения уменьшилась и составляет теперь около 15.000 человек, и город является территорией с прогрессирующим уменьшением численности населения. На фоне сокращения местного рынка, молочная продукция этой компании, изготовленная из свежего молока коров, выросших в богатой дикой природой среде, которая более чем на 80% состоит из леса и наполнена отрицательными ионами, доставляется по всей Японии более чем 80.000 постоянных клиентов.
Управляющий компанией Ёкоити Хидэо родился в 1949 году в городе Асибецу и вырос в семье, занимающейся картофелеводческим хозяйством и управляющей заводом по производству крахмала. В его детские годы продажи крахмала шли настолько хорошо, что завод работал по 24 часа в сутки, однако вследствие либерализации импорта кукурузного крахмала производства США спрос на него исчез, и Ёкоити Хидэо видел и закрытие завода, и запустение полей. В то время и правительство Японии, и Администрация губернаторства Хоккайдо прикладывали усилия к распространению молочного животноводства, и Ёкоити Хидэо, намерившись отойти от полеводства, после окончания средней школы прошёл практику на опытной сельскохозяйственной станции губернаторства Хоккайдо и в 1969 году, когда ему исполнилось 20 лет, начал заниматься молочным животноводством, имея одну корову.
По своему размеру почти все молочные хозяйства в то время были хозяйствами, имеющими около 20 коров, но, под влиянием политики увеличения размеров молочных хозяйств, хозяйство Ёкоити всего лишь за 10 лет увеличило поголовье с 1 коровы до 150. Хозяйство одним из первых внедрило общепринятую ныне систему доильного зала, и, за счёт стремления к максимальной эффективности путём достижения в первую очередь повышения производительности и сокращения времени на выполнение операций, сумело увеличить свои размеры. Вспоминая те времена, Ёкоити Хидэо смеётся: «Денег не было, оттого просто и думал, как сделать, чтобы было эффективнее».
Однако, по мере того как росли размеры фермы, у него начали возникать сомнения по поводу курса государства на увеличение размеров хозяйств. «К примеру, когда прошёл дождь, если у тебя 10 или 30 голов, то это ещё ладно, но если их 100, то вокруг коровника получается месиво из земли, и приходится бетонировать. Просто когда у тебя 10 голов или 100 голов, то расходы разные, потому я реально ощутил, что даже если увеличить поголовье со 100 до 400, то это не значит, что эффективность повысится», — говорит Ёкоити Хидэо. Кроме того, он полагал, что если производство сырого молока резко вырастет вследствие технических инноваций в ведении молочного животноводства и увеличения размеров хозяйств, то неизбежно станет необходимой его переработка.
И вот, в 1978 году Ёкоити Хидэо, вопреки противодействию окружающих в лице сельскохозяйственного кооператива, местных властей и семьи, решился на переход с молочного животноводства, которым занимался до этого 10 лет, на производство молочных продуктов.
3. Философия бизнеса, специализирующегося на мелкомасштабном производстве
Сначала Ёкоити Хидэо, задумав изготовление чего-нибудь такого, что могла бы спокойно есть собственная семья, в порядке самообразования усердно изучал технику приготовления сливочного масла и сыра Камамбер. Вскоре после этого в Японии возникла ситуация хронического перепроизводства сырого молока из-за достижения предела потребления молока и увеличения импорта молочных продуктов с одной стороны, и резкого роста производства сырого молока – с другой, и началось регулирование его производства. Вследствие этого, к государственной политике, полагавшейся лишь на увеличение производства сырого молока, добавился курс на выращивание новых ростков предпринимательства в сфере производства таких молочных продуктов, как йогурты, сыр и сливочное масло, нацеленный на пробуждение спроса со стороны потребителей. Возникла как раз та ситуация, которую предвидел Ёкоити Хидэо, и продукция компании «Ёкоити Фромаж», как пионера в области производства и продаж молочных продуктов на основе индивидуального бизнеса, прибрела популярность.
В то время Интернет не был так распространён, как сейчас, и заказы приходили вместе с наличными в специальных конвертах, но, поскольку завод работал в небольших масштабах, то бывали случаи, когда производство не успевало и приходилось заставлять клиентов ждать доставку к ним товара полтора года. Ёкоити Хидэо подумывал и об увеличении размеров завода, но, принимая во внимание опыт плюсов и минусов расширения размеров хозяйства в бытность молочным фермером, он отдал предпочтение такому масштабу производства, какой соответствует возможностям.
Как он говорит, причина того, что без расширения размеров удаётся завоёвывать и удерживать много поклонников, заключается в 3-х принципах философии бизнеса.
-
Первый – «внимание к клиенту», при котором ценится каждый потребитель. То, что обычно понимается как «желание» клиента или его «удовлетворение», здесь со взятой на себя смелостью понимается как «внимание», и проявляется это в том, чтобы не смотреть на клиента сверху, а отдавать все силы со стороны производителя в отношении потребителя.
-
Второй – «абсолютная ценность». Смысл его заключается в уверенном предложении товара и стремлении к такому товарному производству, какое никто не может повторить.
-
Третий – «прямые продажи». Путём прямой доставки товара до конечного потребителя без включения посредника, вместе со снижением стоимости продажи достигается гарантирование качества с помощью визуальной идентификации производителя.
Можно полагать, что то, что все три принципа заключают в себе истинные намерения и в целом составляют философию бизнеса, обеспечивает брэндинг продукции этой компании.
4. Надежда на Ёкоити Хидэо в отношении стимулирования связей между Хоккайдо и Приморским краем
То, что имеется сейчас у Ёкоити Хидэо, достигнуто благодаря тому, что, опираясь на государственную политику, он осуществлял бизнес-стратегию и принимал инвестиционные решения на основе собственных убеждений. Можно надеяться, что этой осенью, во время посещения Приморского края, ему удастся поделиться здесь своим опытом, который заключается в следующем: «Для увеличения производства сырого молока надо кормить коров досыта. Когда продукт попадает в мусорный бак – это то же самое, что выбрасывать деньги. Доскональный контроль качества по всей цепочке, от производства до продажи, обеспечивает прибыль производителя».
У Приморского края и Хоккайдо много похожего – это климат и обширные территории, а также то, что направленный на увеличение размеров хозяйств процесс содействия развитию молочного животноводства, который наблюдается в Приморском крае сегодня, похож на то, что происходило на Хоккайдо 40 лет назад. Возможно, именно поэтому можно надеяться на то, что производственные технологии и ноу-хау Хоккайдо, создавшие там крупнейшее молочное царство в Японии за какие-то 100 и несколько десятков лет, послужат развитию молочного животноводства в Приморском крае. Хочется надеяться на то, что богатый опыт и подходы Ёкоити Хидэо, чётко знающего реалии всего процесса, от производства молока до его переработки и сбыта продукции, позволят активизировать связи между Хоккайдо и Приморским краем в области молочного животноводства и дадут хороший стимул для молочных фермеров и производителей молочной продукции.
Ёкоити Хидэо
Продукция компании «Ёкоити Фромаж»
Перевод: А. Попов по заказу АНО «Японский центр по развитию торгово-экономических связей» «Япоснкий центр во Владивостоке»