Начать отчет хочется с того, что лучше всего специфику прошедшей стажировки характеризует слоган, выбранный нашей группой в своей презентации в МИД Японии
Делегация Владивостока свою презентацию выразила словами, отразивших суть своего пребывания:
-
Десять дней — 21 участник! 4 лекции! 3 города!
-
Две бизнес-встречи — 7 компаний! 7 технологий!
-
Две технологические площадки для предприятий малого и среднего бизнеса!
-
Миллион ярких впечатлений!!!
Свой первый рабочий день группа предпринимателей, управленцев и сотрудников государственных российских компаний и учреждений начала с посещения Министерства иностранных дел Японии. Это в российской практике МИД – исключительно закрытое учреждение, а в Японии, как оказалось, — рабочая площадка для обмена опытом с зарубежными партнерами.
Лекцию «Задачи и новые направления малых и средних предприятий современной Японии» провел полюбившийся многим стажерам Такахаси-сан Его опыт построения бизнеса ряда японских предприятий не раз были отмечены стажерами нашей группы и коллегами предыдущих стажировок. Спасибо Вам, сенсей!
Большую благодарность хотелось бы выразить переводчику Дмитрию Радченко, который не только переводил, но и старался максимально тактично и понятно объяснить нам некоторые тонкости японской жизни. Ну и, безусловно, неоценимую помощь по любым возникающим вопросам (от «куда сходить» до «что покушать» 🙂 ) нам всегда оказывала наш сопровождающий переводчик Тояма-сан.
Бизнес – матчинг с японскими партнерами был талантливо организован Мацузава-сан, который учитывал бизнес-интересы делегатов и организовал переговоры с теми японскими бизнесменами, которые стремятся наладить связи с российскими коллегами или уже представлены на российском рынке. Кстати, отмечу, что японские бизнесмены достаточно активно интересуются российским дальневосточным рынком. Особенно большую заинтересованность мы увидели на встрече с администрацией и бизнесменами префектуры Ниигата.
В специализированном центре «Ниигата Фурусато Мура» мы обсудили проекты, которые японская сторона хотела бы реализовать совместно со своими российскими партнёрами в самом ближайшем будущем. Это проект, реализуемый с Дальневосточным нефтегазовым НИИ по разработке энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии. Совместный с Владивостокским медицинским государственным университетом проект создания в Ниигате Диагностического центра с расширенным набором оказываемых услуг — приемом пациентов совместно японскими и российскими врачами, обменом медицинскими технологиями, подготовкой медицинских русскоговорящих координаторов, поставками медтехники.
Необходимо реализовать и проект сотрудничества в сфере лесопереработки – создание центра подготовки специалистов по лесопереработке и полировке деревянных изделий. Это тем более актуально в свете того, что в Ниигате успешно функционирует предприятие «Юмэ Хаус» («Милый дом»), занимающееся изготовлением деревянных домов – домов для семьи, для жизни, домов будущего. Эти абсолютно экологически чистые дома с системой «умный дом» сделаны из российского сырья. Предприятие «Юмэ Хаус» на 90% работает на российской древесине, но россиянин на предприятии только один, и то в качестве наблюдателя. Ситуацию можно и нужно менять, например путем создания совместных предприятий на территории России.
Технологии, которым веришь…
Начать хотелось бы с танка, талантливо сочиненным коллегой-стажером из Читы Константином Вересовым:
«Зашоренная лошадь хорошо бежит… Оглянулась… все в другой стороне».
-
В результате стажировки нам показалось, что в российских компаниях особого внимания требуют методы управления предприятием и эффективность работы персонала. К решению именно этих проблем должны быть подготовлены менеджеры «новой волны».
Многие эксперты отмечают в России нерациональность использования рабочего времени, низкую взаимозаменяемость сотрудников и мотивацию персонала, слабую заинтересованность представителей сферы услуг в полном удовлетворении потребностей клиента. В Японии подход другой – цели, к которым должны стремиться бизнесмены строятся по принципу Win-Win — «выиграл ты — выиграл партнер».
Именно поэтому в Японии мы наблюдаем достаточно редкий в бизнесе феномен — создание сообществ партнеров и конкурентов. По сути, все одно дело делают, пусть сегодня прибыли будет меньше, но завтра твой партнер поможет заработать тебе. Блестящий пример такого партнёрства — в Ассоциации округа Итабаси, где практикуется разделение заказов между схожими предприятиями. «Если у нас сегодня есть срочный заказ, а мы его выполнить не можем – нужно отдать конкуренту. Клиент не должен ждать!»…
Обмен технологиями очень показателен на примере города Цубаме, в котором известная сейчас Торгово-промышленная палата свой путь начала с создания в 1949 году «Синдиката шлифовальщиков». Сегодня ТПП Цубамэ насчитывает уже 2100 предприятий-членов. Так, производство гвоздей и металлической посуды выросло до промышленной базы целого района, включая систему поддержки управления предприятиями и подготовки кадров.
-
Ориентированность на коллективную работу, но при единоличном управлении директора компании, чей авторитет непререкаем.
Харизма менеджера — объединяющее начало и в России, и в Японии. Лидер должен видеть тренд развития, понимать генеральную цель и «зажигать» людей на подвиги. Так, Председатель совета директоров компании «Тосей электробим» господин Уэно Тамоцу, 75 летний «живой бог» для подчиненных и «крестный отец» для партнеров по бизнесу. На него можно просто приходить смотреть, восхищаться и заряжаться энергией. Кстати, в общении он прост, но дело свое знает. Сам периодически работает на станке и шутит, что электронно-лучевая трубка для него значит больше, чем жена. Уэно-сан тайну заказов клиентов хранит строго — фотографировать детали не дает, без сопровождающего ходить не разрешает… Неудивительно. Сегодня компания Tosei Electrobeam — крупнейший подрядчик в космической, авиастроительной, медицинской и других нано-отраслях. Отличительная техническая особенность данного завода – высокоточная сварка в вакууме. Бизнес господина Уэно поддерживает научные сообщества и университеты, перспективные исследования в области точных наук. Жизненный путь этого человека — основание компании в 1977 году, доведение технологий до совершенства – VIP статус в бизнес-среде – поддержка молодых исследователей и будущих профессионалов. Есть чему поучиться российским бизнесменам!
- Ориентация в бизнесе на «голос клиента».
Очень просто, но крайне важно – внимательно выслушать любые замечания и пожелания клиента. Почему надо так делать? Решаются сразу две задачи – понимаем, чего точно хотят клиенты, и при этом не тратимся на принудительные соцопросы и фокус-группы. Зачем? Клиент нам и так уже все рассказал. Минимум усилий и финансов на сбор и анализ нужной маркетинговой информации. А еще и повышаем лояльность клиента – его слушают и слышат
- Максимальная визуализация товара, целей и процессов бизнеса.
В Ниигате запомнилась «рисинка» с лицом смайлика. Рекламный образ компании «Сато Фудз» (крупнейшего производителя продуктов из риса) путешествует вместе с потребителем по производству, рассказывая и показывая процесс очистки, промывки зерна, процессов его готовки и упаковки.
В клининговой и консалтинговой компании «Мусасино» вся стена – одна доска со стикерами «производственных показателей». Каждый сотрудник видит единые цели, видит какой путь проделали он и коллега на пути к реализации этой цели. Примечательно, что в случае отставания кого-то коллектив готов тут же присоединиться и помочь. Не отругать и лишить премии, а помочь и подтянуть!
И немного о многом…
Метла как символ работоспособности и качества работы японцев.
Лично для меня ярким и запоминающимся образом работоспособности японцев стала обычная метла. Почему же? Сразу по нескольким причинам.
Японцы действительно любят чистоту. Ведь в том числе «чисто там, где убирают». Вот и убирают – каждый свое рабочее место, территорию вокруг своего дома и просто на улице. Если вы вдруг увидите «белого воротничка», убирающего во дворе предприятия, то совсем не удивительно, если это окажется топ-менеджер или даже директор компании собственной персоной. «Никакой труд не зазорен» и «Делая сам, ты показываешь пример другим» — эти два принципа лежат в основе построения бизнеса в Японии.
И на простой метле можно делать деньги. В клининговой компании «Мусасино», дважды получившей «Японскую премию качества», бизнес начался с метлы и швабры. Компания наравне с предоставлением обычных клининговых услуг первой предложила сдавать в аренду швабры. Правда, швабры эти не совсем простые, а с супермягким и длинным ворсом. Удивительно? «Да что за ерунда, скажете вы, швабру в аренду!?» А, между прочим, берут и настолько охотно, что компания стала и других учить продавать услугу. И перешла к новому этапу своего развития… правильно – консалтингу! Сегодня консалтинг, как раз по системе организации эффективного менеджмента на предприятии, приносит порядка 20% прибыли компании! Вот вам и символ успеха и неординарного мышления.
Третий смысл образа «швабры»- работа по по самым высоким экологически стандартам. Причем стандарты эти обеспечиваются на любом производстве – например, в печатном цехе компании Pronate стоит увлажнитель воздуха, очищающий его от вредных примесей, поэтому находиться в цехе можно довольно продолжительное время.
Ценность таких стажировок – возможность ознакомиться с новым опытом, что-то из чужой практики примерить для себя…На стажировке каждый отметил для себя, как он оценил и ощутил процесс – как менеджер-управленец, как работник, как клиент, как иностранный гость… а значит, процесс знакомства и перенимания опыта не прошел даром. Надеюсь, что нашим японским коллегам и друзьям, с нами было полезно, понятно и комфортно. Если это так, то совместные бизнес-проекты имеют все возможности осуществления!
Казакова Вероника
Уважаемые коллеги!
Не могу не начать со слов благодарности принимающей стороне и организатором поездки. Помимо организации учебного процесса на высшем уровне, приятно удивило радушие, с которым стажеров принимали в компаниях и государственных учреждениях. Пребывание на стажировке не было бы таким легким и приятным без переводчиков Дмитрия Радченко и Ханы-сан: большая заинтересованность в образовательном процессе, богатые знания о культуре и быте Японии, внимание к каждому стажеру и личным нуждам — неоценимы!
В целом, стажировка в Японии была очень полезна для нас, как для управляющих предприятиями и их подразделениями. Многие знания и технологии без сомнения удастся применить в наших компаниях. Для систематизации полученных знаний и упорядочивания информации по управленческим методикам группа стажеров из Владивостока составила «Комлекс управленческих технологий и инноваций в сфере малого бизнеса» по итогам обучения.
Все эти мини-стратегии могут применяться комплексно практически в любой сфере деятельности и способны привести компанию к процветанию за непродолжительное время. Некоторые из них — новаторские, другие адаптированы к российским реалиям, а некоторые являются доработкой наших методов, которые зачастую реализуются неверно и неэффективно.
Во-первых, это создание профессиональных сообществ. На примере Ассоциации предпринимателей в Итабаси (район Токио) и компании «Тосэй Электробим» (Токио) мы увидели, что в рамках современного бизнес-сообщества отдавать заказы конкурентам — не всегда является неверным шагом, и даже крайне эффективно в некоторых ситуациях. Клиент не должен ждать, пока Вы освободитесь и выполните его заказ. «Тосэй» неоднократно передавал срочные и невыполнимые заказы конкурентам и сохранил с ними доброжелательные отношения, выработал высокую степень лояльности к своей компании.
Аналогичное раскрытие информации конкурентам мы видим в компании «Цубамэ»: обмен технологиями производства между конкурирующими производителями помог выжить целому производственному направлению на территории города, сохранить рабочие места! При этом сообщества часто выступают посредником: адаптируют информацию между клиентом и производителем, помогают услышать и правильно понять друг друга.
Во-вторых, стратегия «Голос клиента», подсмотренная у компании «Мусасино» (Токио). Это технология сбора маркетинговой информации о потребителе предполагает запись слов клиента практически дословно и глубокий анализ всех сообщений. Наша группа выявила несколько преимуществ применения данной технологии, несмотря на трудовые и временные затраты на реализацию:
· данная технология позволяет прикладывать минимум усилия и времени на сбор информации. Это скорее естественный процесс
· компания избегает необходимых, но принудительных опросов клиентов, как это принято делать у нас
· компания поддерживает непрерывную обратную связь с клиентом
· как следствие мы вырабатываем высокую лояльность клиентов
· мнение потребителей донесено до каждого сотрудника — от продавца до мастера, руководителя, директора
В-третьих, стратегия «Установка генеральной цели» — она является следствием анализа долгосрочного планирования японских компаний на десятилетия, что невозможно в российских реалиях. Действующее законодательство и постоянное его изменение, стремление бизнесменов в России получить мгновенную прибыль без долгосрочных вложений приводит к тому, что даже среднесрочное планирование на 5-10 лет не может быть обосновано и детализировано.
В процессе нашего обучения мы сделали вывод, что при соблюдении трех важных принципов, которые соблюдаются в японских компаниях, управляющий предприятием имеет возможность строить долгосрочные прогнозы:
· установка генеральной цели: главный показатель, который устанавливается на 10 и более лет — это может быть годовой объем продаж, объем прибыли, штат сотрудников и др. Это цель, к которой неукоснительно стремится компания независимо от кризисов и изменений законов в стране
· видение «трендов» — это не только постоянный сбор маркетинговой информации, но и личные предчувствия руководителей
· принцип, вытекающий из предыдущих двух — харизматичность лидера. Только сильный управляющий с врожденной или воспитанной в себе харизмой может предвидеть, принимать оперативные управленческие решения, завоевывать внимание сотрудников и клиентов.
В-четвертых, стратегия «Максимальной визуализации бизнес-процессов». В то время, как в российских компаниях управляющие стараются все отчетности, графики перевести в электронный вид, все компании, в которых мы были, и в наибольшей степени «Мусасино», размещают их на бумажных носителях на стенах в офисе. Как объяснил один из руководителей «Мусасино», любой сотрудник, не имеющий компьютера может увидеть цели и процессы компании.
Кроме того, есть и другие преимущества технологии, уже знакомы многим из нас: визуализация является отличной мотивацией для сотрудников, собственный результат становится общим, визуализация усиливает взаимопомощь внутри коллектива, а также налицо развитие корпоративной культуры.
Далее мы отметили систему планирования «снизу-вверх». В наших компаниях недостаточно верно реализована эта система. Она предполагает участие всех сотрудников, даже низкого уровня, в стратегическом планировании. В наших компаниях мнение управляющего зачастую единственно авторитетно. При планировании по японской технологии мнения сотрудников рассматриваются серьезно, все могут высказать идеи и предложения, и эти предложения зачастую реализовываются а сотрудники поощряются.
«Больше общественной пользы!» — под таким девизом работают и многие компании Владивостока, но есть существенная разница в использовании технологии общественной пользы и экологии с японскими предприятиями:
· затраты на общественную полезность наших компаний крайне малы. Зачастую средства, затраченные на освещение полезности существенно превышают затраты на общественно-полезные меры, которые предпринимает компания
· наши компании никогда не упустят возможности рассказать широкой аудитории о своих экологических новинках, но зачастую укрывают факты загрязнения среды. Японские же компании совершают усилия ради экологии, не ставя PR на вершину эко-производства
Нас также поразило стремление к безотходному производству в компании «Сато Фудс» (Ниигата) и в Японии в целом. Пройдут долгие годы, прежде чем Россия придет к сортировке и переработке мусора, фильтрации воды перед сливом в реку и т. д.
Мы продуктивно провели встречи в японскими предпринимателями, обменялись мнениями и визитками, презентовали свои рекламные материалы.
Стажерам из других групп мы рекомендуем не терять время после обучения, а познакомится с удивительными туристическими объектами Токио и Ниигаты: осмотреть мосты, прокатиться на водном трамвайчике, посетить парки и телебашни, музеи и зоопарк.
Группа стажеров из Владивостока выражает бесконечную благодарность всем, кто организовал наше посещение и со своей стороны обещаем внести свой вклад в развитие экономических отношений со Страной Восходящего Солнца.
Екатерина Лазарева,
Владивосток