сентябрь-октябрь 2010 г.
Отличительную особенность нашей группы в 20 человек отметила в заключительной речи стажер с Сахалина Наталья ТКАЧЕНКО, назвав нас «однородной». Это действительно очень важное свойство любого коллектива, благодаря которому группа не осталась традиционно разделенной по региональным подгруппам (Сахалин, Хабаровск, Владивосток), а вся «перемешалась» и подружилась между собой, что редко случается на подобных стажировках. Возможно, этому способствовала широкая география, формально обозначенная тремя указанными группами, а на самом деле вместившая себя представителей Ульяновска, Читы, Улан-Удэ, Кемерово, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Владивостока и Южно-Сахалинска.
В свою очередь, вся наша группа единодушно отметила, что стажировка, организованная Японским Центром Производительности по тендеру МИДа Японии, отвечала теме и нашим ожиданиям, в первую очередь, благодаря тому, что удельный вес практических посещений предприятий и встреч с реальными деловыми кругами был заметно больше количества чисто теоретических занятий и разговоров. Нам также удалось посетить префектуру и город Акита – побратим Владивостока, на дружбу с которым мы обоюдно возлагаем большие надежды. Экономическая база для этого есть, в чем нам и пришлось убедиться на своем опыте.
В связи с изменением расписания самолетов (Владавиа летает теперь прямо в Токио), группа из Владивостока прилетает раньше всех на 2 дня и может позволить себе насладиться культурным наследием и разнообразием шопинга в Токио раньше других групп. Для будущих стажеров из Владивостока – продумывайте, пожалуйста, заранее, куда вы хотите съездить, и что посмотреть. А посмотреть в Токио есть что: нам удалось посетить выставки Ван Гога и Марка Шагала, выставки современного искусства в башне Мори на Роппонги Хилз, джаз-концерт, представление Цирка дю Солей и квалификационные заезды Формулы-1, не говоря уже об экскурсии в Камакура, которая внесена организаторами стажировки в программу по многочисленным просьбам стажеров, проходивших обучение по этой программе ранее.
Незабываем опыт общения с лектором семинара, с которым мы впоследствии встретились на стажировке, г-ном ТАКАХАСИ Хирото. На удивление содержательные и душевные лекции сопровождались тактичными и ёмкими ответами на нескончаемые вопросы. Кстати, атмосферу деликатной заботы со стороны лектора профессионально поддерживал наш переводчик Дмитрий РАДЧЕНКО, за что ему отдельное спасибо. Из лекторов нам также удалось послушать г-на АРАКИ о его опыте консультирования венчурных предприятий, г-на ТЭЦУО о перспективах сотрудничества России и Японии, а также о том, что мешает нам находить друг с другом общий язык. Особенно интересны были в его лекции выводы японской стороны о том, что они хотели бы видеть в русских партнерах по бизнесу.
Посещения предприятий нас очень вдохновляли на размышления о развитии собственного бизнеса, о нахождении партнеров в новых областях, о чем мы рассказали во время заключительной презентации. Первый, кто нас поразил своей энергией – глава компании TOSEI Electrobeam г-н УЭНО. На заводе выполняются заказы на высокоточную сварку, заказчики в основном из автомобилестроительной, медицинской и космической областей. Отличительная техническая особенность данного завода — сварка производится в вакууме. Очень приятно, что г-н Уэно в первых же словах приветствия поблагодарил русских ученых за изобретение этой технологии. Завод является передовым в своей области, поддерживает научные сообщества и университеты, отслеживает смелые и перспективные исследования в области точных наук. Приглашает российских производителей размещать заказы или приезжать на тестирование оборудования.
После высокоточного производства мы посетили клининговую компанию «Мусасино», уже, кстати, хорошо знакомую нашим стажерам по теме «Удовлетворение запросов клиентов». Нас она тоже поразила внутренней динамикой. Визуализация внутренней жизни компании просто поразительна – стены обшиты белой доской, на которой рисуется, клеится, наносится информация о движении денежных средств, лучших работниках, об их профессиональном росте и нарушениях, благодарность клиентов отмечается розовыми бумажками напротив каждой фамилии сотрудника. Один из передовиков достиг уже половины потолка – на стене места не хватает для него! Открытые склады инвентаря и униформы, мобильный офис: если вы забежали решить дела на рабочем месте, стол раскладывается, если решили уйти к клиенту – стол убирается, чтобы не мешал!
Компанией «Дэнка-но-Ямагучи» руководит харизматичнейший лидер, г-н ЯМАГУТИ, с ним также уже встречалась наша группа по клиентоориентированию в прошлом году. Вопреки всем привычным соображениям, он выбрал свой путь, назначив цены выше среднерыночных на 15-20%, но при этом сделав магазин электроники в своем районе центром человеческого общения и взаимопомощи. На наши изумленные взгляды и высказанные опасения о скором банкротстве он отвечал статистикой и крепким знанием своих клиентов. Директор сказал, что отчет о продажах за месяц не отражает реальной картины вещей, поэтому он пришел к тому, что готовит ежедневный отчет. Более того, лучшему своему сотруднику по итогу дня он высылает домой факс с показателями и отметкой о хорошей работе. Семья, если долго не получает таких факсов, начинает интересоваться, почему они прекратились, на что обычно сотрудники дома отвечают что-то типа, мол, шеф занят очень – не до факсов ему 🙂
Оказалось, что покупатели г-на Ямагути – люди преклонного возраста, обладающие стабильными накоплениями и регулярно получающие государственные пенсионные выплаты, они готовы переплачивать за его товар, но взамен получать тепло и заботу, и, может, более подробные объяснения, как пользоваться тем или иным чудом техники. Компания не только продает, но и производит гарантийное обслуживание, ремонт купленной у них техники. Директор отвечает головой за качество продаваемого товара, отсюда и крепкие связи с заводом-производителем PANASONIC.
Префектура АКИТА – наш стратегический экономический партнер в бассейне Японского моря – пригласила нашу группу, чтобы познакомить со своими возможностями и планами на будущее возможное сотрудничество. Префектура Акита известна во всем мире, как родина определенной чисто японской породы собак «акитакэн» благодаря истории Хатико, собаки, преданно ждавшей своего хозяина на станции Сибуя в Токио лет 9. Верность всегда ценилась в Японии выше всяких других способностей, посему Хатико превратилась в бронзовую статую, возле которой все назначают свидания, но порой народу бывает так много, что без помощи мобильного друг друга все равно не найти.
Кстати, с 18 по 22 октября с.г. большая делегация из Акита привозит во Владивосток на ярмарку продуктов питания свои «деликатесы»: рис, соба, яблоки, удон. Во время стажировки мы посетили семейное предприятие «САТО ЁСУКЭ» , где вот уже 7-е поколение менеджеров правит делами компании. Здесь готовят вручную лапшу «инанива-удон» — одну из немногих лапшичных деликатесов в Японии. Предприятию 150 лет, их продукция известна по всей Японии, спрос на эту лапшу превышает возможности предприятия, но они не торопятся расширяться до бесконечности, чтобы не потерять качество! Именно эту лапшу «инанива удон» привезут на ярмарку наши коллеги из Акита.
Организаторы стажировки подарили нам замечательную встречу с компанией «АЙСЭС», завод по проектированию, сборке и производству печатных плат, контрольных панелей, электро-распределительных щитов, а также здесь занимаются проектированием и сбытом продукции, связанной с альтернативными источниками энергии, в том числе солнечные и ветровые электрогенераторы, панели, оборудование для метеорологических наблюдений. Нам понравились уличные фонари, которые работают днем и ночью на той энергии, которую они аккумулировали за день. Нам бы такие на улицы Владивостока к Саммиту АТЭС! На наши вопросы, а нет ли у них антивандальных фонарей, представители завода не могли понять, что мы имеем в виду, и зачем такие вообще нужны.
Акита удивила нас еще одним предприятием – плавильный завод «КОСАКА СЭЙРЕН» , компактное предприятие, пережившее не одну модернизацию, что в итоге привело к четкой специализации: выплавка цветных металлов (контрактная выплавка из сырья заказчика), переработка сырья, сырье вторичной выплавки, перерабатывать предприятие в состоянии около 100 000 тонн сырья в год. Завод входит в крупный холдинг «Дова», гордится тем, что все производство экологически чистое. Фильтры и очистные сооружения занимают 60% строений от массы всего завода. Производство участвует в проекте Министерства экономики и Министерства соцблагосостояния «Эко-город» в северных районах префектуры Акита. Об этом предприятии стоит написать тем, кто хорошо разбирается в производстве, выплавке и экологии, очень надеемся, что стажировка по эко-бизнесу, которая пройдет в феврале 2011 г. даст нашим стажерам возможность познакомиться с подобными предприятиями, а нам с вами – с более подробным отчетом.
Последние рабочие дни на стажировке были посвящены оформлению презентаций собственных бизнес-проектов стажеров, вдохновленных увиденным во время стажировки. В итоге мы порадовали МИД Японии и организаторов стажировки Японский центр производительности следующими бизнес-проектами. Хабаровская группа предложила оптимизировать информационные потоки для повышения эффективности бизнес-отношений между Россией и Японией, создав «Единый интернет-портал». Ребята подробно живописали участников и пользователей этого пространства. Надеемся, что им удастся это сделать, и наш сайт войдет в эту большую структуру яркой заметной деталью. Сахалинская группа предложила проект «Русская пельменная», предполагаемый лозунг он же миссия проекта – «Сытый человек – добрый человек». Ребята признались, что были воодушевлены примером лапшичной и ресторанчика при «Сато Есукэ», и постараются взять от них самое лучшее: заботу о посетителях и персонале, строжайший контроль качества и стремление стать лучшими и единственными на рынке.
Владивостокская группа предложила несколько, на наш взгляд, интересных и перспективных бизнес-проектов, связанных с японской стороной: импорт канцтоваров японского производства, интернет-магазин серебряных ювелирных украшений из Акита, поставка вендинг машин по продаже кофе, эко-проект по переработке мусора на базе «Косака сэйрен». Все эти предложения кажутся вполне реалистичными особенно в свете подготовки нового морского терминала в Акита и открытия морской линии Акита-Владивосток. К сожалению, ребята не поддержали идею импорта щенков акиткэн, но, возможно, среди наших читателей найдутся заинтересованные любители этой породы.