Отчет о стажировке 2018 г. «Развитие городской инфраструктуры»

Серебренникова Ольга Георгиевна, генеральный директор ООО «ГрадСовет», организатор и директор Архитектурного эко-фестиваля GreenFest (Владивосток).

Программа стажировки была очень насыщенной и интересной. У нас не было ни минуты свободного времени, и это задавало ритм всей стажировки. Встречи, переезды, перелеты… все это показало, как живет высокоразвитая страна. И от этого очень четко воспринимаешь минуты отдыха и радость жизни: спать на траве, есть мороженое…

01

Но вернемся к стажировке.

Токио, несмотря на то что мегаполис, очень зеленый город. Каждый возможный кусочек земли обязательно озеленен, ничего сложного, но сделанное с любовь смотрится по-другому. Создается ощущение, что это не только город, но и любимое место всех его жителей, спешащих постоянно по своим делам. Токио поражает не только своим наземным, но и подземным городом. В какой-то момент становится просто жутко, и кажется, что в подземелии людей больше, чем снаружи. И это транспортные потоки города.
Токио, Нарита, Саппоро радовали хорошей и теплой погодой. В наш приезд по сведениям СМИ даже зацвела сакура. Стажировка удалась!

003

Что запомнилось больше всего? Для меня — это был смарт-город Касива-но-ха. Вообще тематикой смарт-городов моя компания занимается уже четыре года. Первый смарт-город, который был изучен, был Сингапур. Дальше — Лондон, Сонгдо (Ю.Корея), Женева. Существуют критерии оценки цифровых городов:

  • мобильная связь 4G:
  • большое количество точек доступа WI-FI;
  • смартфооны как универсальное средство управления сервисами;
  • умная парковка;
  • услуги по обмену автомобилями (каршеринг);
  • оптимизированная система движения транспорта;
  • онлайн-доступ к государственным услугам;
  • переработка мусорных отходов;
  • активная гражданская позиция горожан;
  • экологически чистые источники энергии.

Если честно, то все мероприятия стажировки расшифровывали эти критерии умного города. Но вернемся к смарт-городу Касива-но-ха. Философия города:

004

Город возник на месте пастбищ. Транспортная инфраструктура и хорошее месторасположение от Токио и аэропортов, отсутствие вредных производств, наличие кампусов двух ведущих университетов позволило проекту состояться. Особое внимание в смарт-городе уделяется гражданской позиции. Создан коммуникационный центр, бесплатная библиотека, где любой желающий может рассказать о своей бизнес-идее, проработать до стадии проекта или найти инвестора и соратника для проекта. В прямом доступе можно воспользоваться такими инструментами как: 3D-принтер, лазерный плоттер, плоттер или широкоформатный принтер. Любой школьник может сам создать эмблему своего мероприятия и выполнить значки или брелоки самостоятельно. Интересно выстроен инкубатор для идей. Ты можешь арендовать место или офис. Все зависит от стадии созревания твоего бизнеса.

005

Может показаться, что ничего инновационного здесь нет. Не соглашусь, не везде есть такое бережное отношение к молодым людям и идеям. В нашей стране приходится за все платить, и каждая идея умирает еще на стадии зародыша.

Такое отношение к людям — это показатель Японии. По расчетам специалистов, Япония — стареющая страна, и человек для японцев — это достояние. И не мечтают японцы, как мы россияне, что придут и все сделают, нет они кропотливо заботятся о своих согражданах. И делается это с любовью не только со стороны государства, но и со стороны предпринимателей. По приезду с коллегой, сидя в новомодном кафе, обсуждали развитие советских публичных пространств в новой логике и для новых потребностей. Коснулись темы доступности среды. И началось: расстояние между столиками, санузлы, крыльцо, пандусы, высота столов, парковки, подход к зданию, острые углы столов и стульев и…. Перечислять можно долго, к сожалению. Смарт-город Касива-но-ха продемонстрировал именно эту логику, что было очень необычно и понятно ближайшее будущее.006

Чем еще смарт-город сумел удивит? Наверное, системой перераспределения электрической энергии. Во-первых, солнечные батареи позволяют иметь запас электрической энергии. Целое здание состоит из аккумуляторов, которые накапливают и сохраняют солнечную энергию. Но это еще не все. Во-вторых, единый центр может перераспределять нагрузку между потребителями центральных электрических сетей и в случае нехватки использовать солнечную энергию, что приводит к 50% экономии для конечного потребителя.

Также нельзя упустить комфортные публичные пространства. Сформировано озеро, куда стекается очищенная вода, где живут карпы и формируется городская зона отдыха. В жилой застройке обязательное наличие детских садов. Это один из критериев переезда молодых семей и специалистов. Многоквартирные дома имеют различные планировки для различных потребностей. Квартиры-студии для одиноких людей, квартиры для молодых семей без детей, те же, но с детьми, и для старшего поколения. Последние квартиры имеют ровный пол без порогов, санузлы, адаптированные для маломобильных групп, и многие другие фишки. Все это привлекает людей жить в таком заботливом городе и приведет к плановому удвоению жителей смарт-города к 2030 году.

Порадовали коллеги-архитекторы своими находками для домов будущего. Спасибо им огромное за новую философию, но рекуператоры нужно ставить. Все представленные технологии возможны к применению в наших условиях, за исключением, наверно, энергоэффективных домов, в силу специфики инженерных систем и температурных режимов. Но в целом и мы, и Япония со всем миром движемся в одном направлении.

Хотелось бы больше посотрудничать с Университетом Хоккайдо и Токийским университетами для обучения и стажировки студентов и слушателей в рамках открытого университета. Очень заинтересовали отдельные технологии солнечных батарей, но до конца информацию получить так и не случилось.

Япония — страна, которая влюбляет в себя постепенно, но навсегда. Что посоветовать последующим стажерам? Быть более открытыми опыту соседних стран. Не считать свой опыт венцом некоего творения, все относительно. Чем больше ты хочешь понять и увидеть, тем больше опыта и знаний ты получаешь. И еще, наверно одно из важных, знание языка, не обязательно 100% японского, можно обойтись и английским. Японские коллеги практически все свободно говорят по-английски, что позволяет задавать больше технических вопросов и получать прямые ответы. Успехов!

Шароватов Максим Сергеевич, Руководитель управляющей организации «25МКД»

Отчет хочу начать с выражения благодарности и признательности нашему руководителю группы с принимающей стороны Харуке Кумияме-сан. Её внимание и заинтересованность результатом были ощутимы еще до нашего приезда, и в полной мере проявились на протяжении всего нашего путешествия по Японии до посадки обратно в самолет.

16

Наша стажировка началась с посещения современного Центра Смарт-сити Касиваноха. Пробыли мы в нем несколько часов, но за этот период смогли в полной мере оценить организованность и силу инженерной мысли специалистов в Японии. Весь Центр – это один большой энергосберегающий объект. В нем все продумано, начиная от пространства, где могут воплощать свои идеи в жизнь любые начинающие специалисты на современном оборудовании за незначительную плату (помещение которого, кстати, частично освещается лампами солнечного света, смонтированными по уникальной технологии), снимать энергоэффективный офис, который регулирует освещение в зависимости от приближения человека к осветительному прибору и рекомендации по вентиляции помещения в зависимости от температуры наружного воздуха, заканчивая разумным сбором, накоплением и распределением электрической энергии.

17

Отдельно считаю необходимым отметить посещение современных частных жилых домов, которые построены с учетом особенностей холодного климата на Хоккайдо и домов, построенных компанией Nice Holdings Ink «Умный и здоровый дом». Архитекторы показали и рассказали о технологиях, которые были применены при строительстве. Какие решения им приходилось принимать в условиях сейсмически опасной зоны застройки для сохранения герметичности строений после землетрясений. Большое внимание при строительстве уделяется технологиям энергосбережения и комфорта проживания в таких домах. Все макеты домов проходят предварительные испытания, а специалисты тщательно продумывают каждую деталь в доме.

18

Многоквартирному жилому фонду в Японии также уделяется большое внимание. Так в г. Саппоро мы посетили многоквартирный дом, который был реконструирован в целях оптимизации использования общедомового пространства и с применением современных технологий энергосбережения. Такая реконструкция, которая проведена с учетом капитального ремонта каждой квартиры под ключ, стоила компании около 2/3 стоимости строительства нового здания. Помещение теплового пункта, который располагался в подвале, поразило тщательностью и подходом в сохранении тепла (помимо полной изоляции труб были утеплены и стены и потолок), а также как и во всей Японии, помещение содержится в чистоте.

10

11

Одной из важных тем на стажировке была посвящена организации дорожного движения и строительству дорог. Профессор Технологического университета Нагаока Киитиро Хатояма-сан предоставил нашему вниманию анализ актуальных примеров улучшения дорожной ситуации с проведенным анализом применения таких методов в России. А посещение строительных площадок дорог в условиях холодного климата на Хоккайдо наглядно показало нам, что даже такое действие, как строительные работы могут быть не только технологически продуманными до мелочей, но и чистыми и аккуратными при их непосредственном проведении. Территория проведения огорожена, а выезд транспорта со строительной площадки допускается только в чистом виде.

12

13

Все темы, которые обсуждались на стажировке, были значительным образом связаны с рациональным использованием ресурсов, заботой об экологии и окружающей среде. И мы с нетерпением ждали посещения мусоросжигательного завода в г. Саппоро. Во-первых, необходимо отметить, что в Японии очень развита культура утилизации мусора начиная с простого гражданина, который перед тем, как выбросить мусор, тщательно его переберет и разделит на различные составляющие, которые можно выбрасывать только по определенным дням в неделе или даже в месяце. А, во-вторых, сам мусоросжигательный завод поразил с самого входа. Вся его территории, не считая самого помещения, в котором мусор проходит стадию хранения перед сжиганием, находится в идеальной чистоте. А пульт управления и контроля процессов утилизации и распределения полученной энергии, напоминает космическую станцию. Завод по сжиганию мусора в процессе утилизации вырабатывает электроэнергию продажа которой окупает как минимум треть затрат на содержание завода.

14

Стажировка закончилась отчетом о полученном опыте и знаниях в МИД Японии. Были подведены итоги и указаны возможные направления, которые планируется использовать и применять на территории России. На протяжении всего отчета много говорилось об объектах, которые мы посетили и знаниях, которые мы получили. Но в заключение хочу сказать спасибо не только Японскому центру в г. Владивостоке и МИД Японии, но и всем членам нашей группы, которая была собрана из разных территорий нашей Родины и в течение такого короткого времени стала настоящей дружной командой стажеров.

15

Шин Ден Сук, заместитель начальника отдела ремонта объектов благоустройства администрации г. Владивостока.

Программа стажировки «Развитие городской инфраструктуры», организованная Японским центром в г. Владивостоке, стала для меня удивительным путешествием, огромным зарядом энергии и вдохновения для дальнейшего совершенствования в профессии.

С точки зрения понимания процессов развития современной архитектуры в условиях исторических городов с богатыми национальными традициями, Япония является уникальным примером интеграции современных архитектурных и градостроительных объектов в структуре исторически сложившейся городской среды.

Благодаря уникальной возможности участия в стажировке, мне удалось познакомиться с городской инфраструктурой Японии, с реальным опытом работы в повышении транспортно-эксплуатационного состояния, улучшения уровня содержания городских дорог, а также рационального использования светофорного регулирования и другие подобные мероприятия, позволяющие увеличить пропускную способность улично-дорожной сети города, примеры улучшения дорожной ситуации и применения их в России.

Благодаря схожести природно-климатических условий Хоккайдо и Дальнего Востока технологии дорожного строительства и всего того, что связано с дорожным хозяйством, могут быть применены и во Владивостоке.

Конечно же, чтобы воплотить полученные знания на практике потребуется некоторое время, но, тем не менее, уже при подготовке документации на проведение мероприятий согласно проекту программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Владивостокской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги» на 2019 год планирую отразить всю приобретённую мною информированность.

Похожие записи:

  • Отчет о стажировке 2017 г. «ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА»
    декабря, 7, 2017 | Ассоциация стажеров |
    ЖЕЛДАК Мария Владимировна, начальник производственно-технического отдела ООО «Газпром СПГ Владивосток»: «В данном отчете я хотела бы изложить краткую информацию по стажировке и выразить благодарность МИДу Японии и Японскому центру г. Владивостока. Программа стажировки была очень грамотно разработана и учитывала пожелания и рекомендации стажеров, что позволило в максимально сжатые сроки получить исчерпывающую информацию по объектам исследования.
  • ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
    ноября, 30, 2016 | Ассоциация стажеров |
    В середине ноября 2016 г. вернулась группа стажеров по теме «Городская инфраструктура», такая тема стажировки была у нас впервые за 20 лет существования Японского центра. Группа из Владивостока соединилась с коллегами-дальневосточниками в Хабаровске, и далее уже 20 человек, прошедших конкурс в Японском центре Хабаровска Сахалина и Владивостока, вылетели в Токио. Оттуда группа сразу перелетела в
  • Отчет о стажировке по теме «Управление малыми и средними предприятиями»
    ноября, 7, 2012 | Ассоциация стажеров |
    9-20 октября 2012 г.
    Начать отчет хочется с того, что лучше всего специфику прошедшей стажировки характеризует слоган, выбранный нашей группой в своей презентации в МИД Японии
    Делегация Владивостока свою презентацию выразила словами, отразивших суть своего пребывания:

    Десять дней — 21 участник! 4 лекции! 3 города!

    Две бизнес-встречи — 7 компаний! 7 технологий!

    Две технологические площадки для предприятий малого и

  • Отчет о стажировке по теме «Управление малыми и средними предприятиями»
    октября, 15, 2010 | Ассоциация стажеров |
    сентябрь-октябрь 2010 г.
    Отличительную особенность нашей группы в 20 человек отметила в заключительной речи стажер с Сахалина Наталья ТКАЧЕНКО, назвав нас «однородной». Это действительно очень важное свойство любого коллектива, благодаря которому группа не осталась традиционно разделенной по региональным подгруппам (Сахалин, Хабаровск, Владивосток), а вся «перемешалась» и подружилась между собой, что редко случается на подобных стажировках.
  • Отчет о стажировке по теме «Логистика» (Дальневосточная часть РФ) 13-18 июля 2015 г. Токио, Япония
    августа, 3, 2015 | Ассоциация стажеров |
    Логистика является сегодня, в условиях глобализации, решающим фактором формирования и прогрессирующего развития мирохозяйственных связей. О логистике много пишут и говорят, одни – как об отрасли науки, другие – как о модном направлении, третьи – как о стиле жизни. В Японии мы увидели целостную триаду этих характеристик.
    Логистические подходы и принципы управления в постановке и решении экономических

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *