ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО СТИЛЯ В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ

clip_image002[14]Формирование национального японского костюма происходило на протяжении столетий, и было обусловлено влиянием историко-культурных и эстетических факторов. Под их воздействиями традиционный костюм трансформировался, приобретая выразительность, конкретные лаконичные формы, менялось количество слоев костюма, четкость силуэта, но всегда оставался неизменным принцип кроя [1].

Японский костюм представляет собой систему, связанную не только с антропологическими особенностями фигуры, но и выраженную математическими пропорциями «золотого сечения» между геометрическими параметрами элементов костюма.

Посадка одежды на фигуре в соответствии с традиционными нормами требует выравнивания изгибов тела, поэтому в традиционном костюме используются методы конструктивного моделирования, уплощения формы изделия. Подравнивание женской фигуры под эстетический идеал осуществляется благодаря использованию различных утолщений в нижней одежде, которую носят под нижним кимоно: накладка для плечевого пояса обеспечивает сглаживание выступающих точек груди; накладка для поясного выравнивания — спрямление изгибов талии, бедер и ягодиц. Под пояс оби спереди подкладывают жесткий полупояс оби-ита, сзади – валик оби-агэ.

В традиционном японском женском костюме большое значение имеет посадка костюма на фигуре: одежда имеет плоскостной крой и объемно-пространственная форма создается в момент одевания. За счет плотного запахивания и облегания одежды на уровне бедер, в области груди образуется гораздо больший объем, чем в области бедер, тем самым создается направление развития формы снизу вверх. Но возможен и другой вариант, когда и в области бедер формируется достаточная свобода за счет разведения нижней части подола многослойной одежды, и тогда максимальное развитие формы костюма направлено сверху вниз. Рис. 1

clip_image002

Рисунок 1. Развитие формы традиционного японского костюма.

Таким образом, форма одного и того же плечевого изделия (кимоно) может преобразовываться в зависимости от способов организации воздушного пространства между телом и костюмом. Данный вариант формообразования костюма возможен при использовании плоскостного кроя, когда детали кроя одежды не повторяют форму фигуры человека и костюм принимает объемную форму в зависимости от способов посадки изделий и манеры ношения. В настоящее время в дизайне костюма прослеживается два ведущих направления в развитии японского стиля: традиционный и современный. Под традиционным направлением понимается сохранение формы национального японского костюма. Японский стиль, как проявление национальной культуры Японии, характеризуется модульным принципом формообразования костюма с четко установленными пропорциями и манерой закрепления одежды на фигуре.

Под современным направлением понимается творчество японских дизайнеров. Современное направление японской школы сформировалось в 1980-е гг. и представлено дизайнерами: Рей Кавакубо, Йоджи Ямамото, Кензо и др. В результате их творческих поисков появилось новое направление в развитии одежды – японская мода, созданная на основе принципов формообразования и эстетики традиционного японского костюма. Отличительной чертой современного направления является появление нового метода проектирования одежды — деконструктивизма, суть которого заключается в отходе от классических европейских норм посадки костюма на фигуре.

В дизайне костюма существуют методы формообразования известные, как в традиционной японской культуре, так и в современном проектировании. Наиболее часто встречаемые приемы в коллекциях японских дизайнеров: симметрия, безразмерность, многофункциональность, многослойность, деконструктивизм [2]. При анализе модельного ряда современного японского костюма были выявлены следующие особенности. Формообразование силуэта: максимальное наполнение в плечевом поясе; уплощение формы груди; акцентированое прилегание в области бедер. Активно используются горизонтальные членения. Линия плеч: покатая; расширенная. Покрой рукава: рубашечный; цельновыкроенный; реглан [3].

Для создания новых моделей одежды по японским мотивам возможно использование следующих вариантов: сохранение формы костюма в целом; соблюдение принципов взаимосвязи костюма с фигурой на конкретных опорных участках фигуры. Причем оба варианта будут соответствовать японской тематике.

При использовании плоскостного кроя в современном дизайне одежды конструктивные прибавки, как правило, относительны, и зависят от параметров фигуры. В традиционном японском костюме ширина изделия рассчитывается следующим образом: Шизд = k*Об, (k=1,5) где k-коэффициент, Об – объем бедер. При использовании Единого Метода конструирования одежды (ЕМКО) конструктивные прибавки имеют стабильные величины и зависят от силуэта и степени прилегания изделия. Распределение их на конструкции четко определено, хотя в настоящее время прослеживается перераспределение прибавок в сторону спинки [4].

Для проведения визуально-графического анализа коллекций модных домов: Prada, Chanel, Dior, Kenzo и др. (весна-лето 2011, осень-зима 2011/2012, Париж, Лондон) были отобраны модели, соответствующие направлению этностиля [5,6,7]. Рис.2 В результате статистической обработки данных получены следующие результаты: наиболее характерными признаками этностиля являются смещение лини плеча, расширенный рукав, акцент на талии; расширение плечевого пояса, заужение низа изделия. Частота встречаемости моделей, отвечающих всем этим параметрам, около 20%. Наиболее часто встречаемые признаки: смещение линии плеча и расширение рукава, — моделей с данными параметрами – 30%. Сочетание признаков воротник-планка и запах — около 5%. Далее, 5% моделей от общего числа исследуемых, имели Х-образный силуэт. Из общего количества моделей, выполненных в этностиле, более 60% отвечают параметрам, характеризующим традиционный японский костюм.

clip_image002[8]clip_image002[10]clip_image002[12]

Рисунок 2. Модели из показов весна-лето 2011-2012. Kenzo, Celin, Bottega Venetta.

Особое значение имеет колористическое решение традиционного японского костюма и размещение психологического центра. Вся цветовая гамма основывается на образцах, природного происхождения, причем учитываются сезонные особенности цветения некоторых растений. Цвета сочетают особым образом, тем самым получая в результате неповторимую, характерную только для Японии цветовую палитру [9, с. 99].

При создании традиционного японского костюма используется прием наложения большого количества деталей одежды друг на друга (многослойность и ее имитация), причем каждый слой имеет свое цветовое решение и будет виден только в определенных зонах.

В женском кимоно используется декоративное зонирование, важными участками при нанесении рисунка являются левое плечо, область груди и участок между лопатками, область колена, и т. д. Каждая зона является не только композиционным центром, но и несет в себе информацию о носителе кимоно [9, с.12]. Так, например, расположение рисунка выше или ниже уровня колена указывает на возраст женщины. Причем, цветовая гамма кимоно и рисунок материала подбирается для каждой возрастной группы.

Развитие мировых модных тенденций в дизайне одежды ориентировано на Восток. Разработка современных моделей одежды в этностиле с использованием традиционных японских приемов формообразования является одним из перспективных направлений. Элементы плоскостного кроя, особенности положения и ширины рукава, объемно – пространственных форм традиционного японского костюма активно используются дизайнерами при создании новых коллекций.

О.С. Шаврина, аспирантка МИСМиД ВГУЭС

Список использованной литературы:

  1. Буксбаум Г. Иконы стиля. История моды двадцатого века/Г.Буксбаум–СПб.-2009 –с.192
  2. Ермилова В. Моделирование и художественное оформление одежды/ В.Ермилова-М.-2006,-с.184
  3. Тревер-Спенсер С. Справочник дизайнера по формам и стилям одежды/ С. Тревер-Спенсер, З. Заман – М. – 2008-с.144
  4. Афанасьева, Н.В. Анализ модного образа женской фигуры в ХХ-ХХI вв. // Н.В.Афанасьева, В.Е.Кузьмичев // Швейная промышленность. — 2004. — № 3. – С.47-48.
  5. 2011, Vogue №3, с 464
  6. 2011, Collezioni №4, с. 176
  7. 2011, Elle №1741, с.382
  8. Хованчук О. Традиционный японский костюм в классической литературе/ О. А. Хованчук // Вестник ДВО РАН.-2011.-№1(155), -с. 93-100
  9. Данилова О.Н. Информационно-креативное пространство регионального экодизайна/ О.Н. Данилова, Н.А. Коноплева// Дизайн и технологии – 2010 — №19\61 – с.9-19

Похожие записи:

  • KOBE — FASHION CITY
    августа, 2, 2010 | Туристические ресурсы, Путешествия |
    Все же портовые города обладают неповторимым приятигивающим очарованием. Это место, где встречаются дороги, люди, культуры. Кобе с самого своего основания был важным центром иностранной торговли. В Кобе присутствует дух европейского города, и его жители выглядят совсем по-другому, нежели жители других больших городов Японии. Как в городе, так и за его пределами много достопримечательностей, связанных
  • ОДЕЖДА ДЛЯ МИЛЛИОНОВ
    августа, 26, 2013 | ИнтервьюМода, дизайнЭкономика |
    Секреты дизайна от Такидзава Наоки, главного дизайнера компании UNIQLO (газета «Нихон кэйдзай», электронное издание от 1.08.2013)
    Как сохранить индивидуальность, если вы носите одежду, которая производится в массовых количествах? Компания UNIQLO выдвинула проект «Life wear» – «Одежда для жизни», в котором планирует совместить технологии термо-белья, флис и т.д., а также предлагает новые идеи сочетаемости разных предметов
  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРАДИЦИОННОГО И СОВРЕМЕННОГО ЯПОНСКОГО КОСТЮМА
    июля, 22, 2011 | Кимоно |
    О. Н. Данилова, канд. техн. наук, доцент каф. СМ ВГУЭС
    Как показывает передовой опыт международного сотрудничества, плодотворное межкультурное общение становится возможным при условии существования благоприятной креативной среды открытой для обмена творческими идеями. Наиболее успешные проекты такого рода основываются на уважительном отношении к этнонациональным культурам и сопровождаются демонстрацией красочных традиционных костюмов. Образ человека в этническом костюме
  • КАЙДЗЭНА НЕДОСТАТОЧНО
    марта, 26, 2018 | Интервью |

    Традиционные ремесла

    Мы познакомились на выставке традиционных искусств в японской префектуре Фукуи. Такие выставки Министерство промышленности проводит ежегодно в разных префектурах. В большой группе байеров она сильно выделялась. Во-первых, потому что женщин среди них было очень мало, а во-вторых, стилем в одежде и поведении. Несмотря на дождливые дни, она была элегантно одета в стиле Жаклин Кеннеди.

  • ИССЭЙ МИЯКЭ — КРАСНЫЙ ЛАК, ОРИГАМИ И ПЛИССЕ
    июня, 3, 2016 | КимоноМода, дизайн |
    В течение долгого времени я занимаюсь изучением японского традиционного костюма, и отношение японцев к своей традиционной одежде всегда вдохновляло меня. Ведь для того, чтобы увидеть японский «народный» костюм, достаточно приехать в Японию, лучше, конечно, на праздник совершеннолетия – фурисодэ на молодых девушках поразят вас своим разнообразием. С другой стороны, чтобы изучать русский народный костюм, придется

5 thoughts on “ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО СТИЛЯ В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ

  1. Евг

    Отличный материал! Только очипятку в заголовке еще бы исправить… 🙂

  2. Японский центр

    вот спасибо за замечание — не увидели сначала, постараемся исправиться как можно скорее

  3. Olga

    Мне нравится активность читателей и очень хочется продолжения сотрудничества. Олеся, автор статьи, человек творческий и надеюсь у нее уже появились новые мысли, тем более, что Ольга Хованчук вручила ВГУЭС бесценный подарок — 9 юката!!!!

Добавить комментарий