Формирование национального японского костюма происходило на протяжении столетий, и было обусловлено влиянием историко-культурных и эстетических факторов. Под их воздействиями традиционный костюм трансформировался, приобретая выразительность, конкретные лаконичные формы, менялось количество слоев костюма, четкость силуэта, но всегда оставался неизменным принцип кроя [1].
Японский костюм представляет собой систему, связанную не только с антропологическими особенностями фигуры, но и выраженную математическими пропорциями «золотого сечения» между геометрическими параметрами элементов костюма.
Посадка одежды на фигуре в соответствии с традиционными нормами требует выравнивания изгибов тела, поэтому в традиционном костюме используются методы конструктивного моделирования, уплощения формы изделия. Подравнивание женской фигуры под эстетический идеал осуществляется благодаря использованию различных утолщений в нижней одежде, которую носят под нижним кимоно: накладка для плечевого пояса обеспечивает сглаживание выступающих точек груди; накладка для поясного выравнивания — спрямление изгибов талии, бедер и ягодиц. Под пояс оби спереди подкладывают жесткий полупояс оби-ита, сзади – валик оби-агэ.
В традиционном японском женском костюме большое значение имеет посадка костюма на фигуре: одежда имеет плоскостной крой и объемно-пространственная форма создается в момент одевания. За счет плотного запахивания и облегания одежды на уровне бедер, в области груди образуется гораздо больший объем, чем в области бедер, тем самым создается направление развития формы снизу вверх. Но возможен и другой вариант, когда и в области бедер формируется достаточная свобода за счет разведения нижней части подола многослойной одежды, и тогда максимальное развитие формы костюма направлено сверху вниз. Рис. 1
Рисунок 1. Развитие формы традиционного японского костюма.
Таким образом, форма одного и того же плечевого изделия (кимоно) может преобразовываться в зависимости от способов организации воздушного пространства между телом и костюмом. Данный вариант формообразования костюма возможен при использовании плоскостного кроя, когда детали кроя одежды не повторяют форму фигуры человека и костюм принимает объемную форму в зависимости от способов посадки изделий и манеры ношения. В настоящее время в дизайне костюма прослеживается два ведущих направления в развитии японского стиля: традиционный и современный. Под традиционным направлением понимается сохранение формы национального японского костюма. Японский стиль, как проявление национальной культуры Японии, характеризуется модульным принципом формообразования костюма с четко установленными пропорциями и манерой закрепления одежды на фигуре.
Под современным направлением понимается творчество японских дизайнеров. Современное направление японской школы сформировалось в 1980-е гг. и представлено дизайнерами: Рей Кавакубо, Йоджи Ямамото, Кензо и др. В результате их творческих поисков появилось новое направление в развитии одежды – японская мода, созданная на основе принципов формообразования и эстетики традиционного японского костюма. Отличительной чертой современного направления является появление нового метода проектирования одежды — деконструктивизма, суть которого заключается в отходе от классических европейских норм посадки костюма на фигуре.
В дизайне костюма существуют методы формообразования известные, как в традиционной японской культуре, так и в современном проектировании. Наиболее часто встречаемые приемы в коллекциях японских дизайнеров: симметрия, безразмерность, многофункциональность, многослойность, деконструктивизм [2]. При анализе модельного ряда современного японского костюма были выявлены следующие особенности. Формообразование силуэта: максимальное наполнение в плечевом поясе; уплощение формы груди; акцентированое прилегание в области бедер. Активно используются горизонтальные членения. Линия плеч: покатая; расширенная. Покрой рукава: рубашечный; цельновыкроенный; реглан [3].
Для создания новых моделей одежды по японским мотивам возможно использование следующих вариантов: сохранение формы костюма в целом; соблюдение принципов взаимосвязи костюма с фигурой на конкретных опорных участках фигуры. Причем оба варианта будут соответствовать японской тематике.
При использовании плоскостного кроя в современном дизайне одежды конструктивные прибавки, как правило, относительны, и зависят от параметров фигуры. В традиционном японском костюме ширина изделия рассчитывается следующим образом: Шизд = k*Об, (k=1,5) где k-коэффициент, Об – объем бедер. При использовании Единого Метода конструирования одежды (ЕМКО) конструктивные прибавки имеют стабильные величины и зависят от силуэта и степени прилегания изделия. Распределение их на конструкции четко определено, хотя в настоящее время прослеживается перераспределение прибавок в сторону спинки [4].
Для проведения визуально-графического анализа коллекций модных домов: Prada, Chanel, Dior, Kenzo и др. (весна-лето 2011, осень-зима 2011/2012, Париж, Лондон) были отобраны модели, соответствующие направлению этностиля [5,6,7]. Рис.2 В результате статистической обработки данных получены следующие результаты: наиболее характерными признаками этностиля являются смещение лини плеча, расширенный рукав, акцент на талии; расширение плечевого пояса, заужение низа изделия. Частота встречаемости моделей, отвечающих всем этим параметрам, около 20%. Наиболее часто встречаемые признаки: смещение линии плеча и расширение рукава, — моделей с данными параметрами – 30%. Сочетание признаков воротник-планка и запах — около 5%. Далее, 5% моделей от общего числа исследуемых, имели Х-образный силуэт. Из общего количества моделей, выполненных в этностиле, более 60% отвечают параметрам, характеризующим традиционный японский костюм.
Рисунок 2. Модели из показов весна-лето 2011-2012. Kenzo, Celin, Bottega Venetta.
Особое значение имеет колористическое решение традиционного японского костюма и размещение психологического центра. Вся цветовая гамма основывается на образцах, природного происхождения, причем учитываются сезонные особенности цветения некоторых растений. Цвета сочетают особым образом, тем самым получая в результате неповторимую, характерную только для Японии цветовую палитру [9, с. 99].
При создании традиционного японского костюма используется прием наложения большого количества деталей одежды друг на друга (многослойность и ее имитация), причем каждый слой имеет свое цветовое решение и будет виден только в определенных зонах.
В женском кимоно используется декоративное зонирование, важными участками при нанесении рисунка являются левое плечо, область груди и участок между лопатками, область колена, и т. д. Каждая зона является не только композиционным центром, но и несет в себе информацию о носителе кимоно [9, с.12]. Так, например, расположение рисунка выше или ниже уровня колена указывает на возраст женщины. Причем, цветовая гамма кимоно и рисунок материала подбирается для каждой возрастной группы.
Развитие мировых модных тенденций в дизайне одежды ориентировано на Восток. Разработка современных моделей одежды в этностиле с использованием традиционных японских приемов формообразования является одним из перспективных направлений. Элементы плоскостного кроя, особенности положения и ширины рукава, объемно – пространственных форм традиционного японского костюма активно используются дизайнерами при создании новых коллекций.
О.С. Шаврина, аспирантка МИСМиД ВГУЭС
Список использованной литературы:
- Буксбаум Г. Иконы стиля. История моды двадцатого века/Г.Буксбаум–СПб.-2009 –с.192
- Ермилова В. Моделирование и художественное оформление одежды/ В.Ермилова-М.-2006,-с.184
- Тревер-Спенсер С. Справочник дизайнера по формам и стилям одежды/ С. Тревер-Спенсер, З. Заман – М. – 2008-с.144
- Афанасьева, Н.В. Анализ модного образа женской фигуры в ХХ-ХХI вв. // Н.В.Афанасьева, В.Е.Кузьмичев // Швейная промышленность. — 2004. — № 3. – С.47-48.
- 2011, Vogue №3, с 464
- 2011, Collezioni №4, с. 176
- 2011, Elle №1741, с.382
- Хованчук О. Традиционный японский костюм в классической литературе/ О. А. Хованчук // Вестник ДВО РАН.-2011.-№1(155), -с. 93-100
- Данилова О.Н. Информационно-креативное пространство регионального экодизайна/ О.Н. Данилова, Н.А. Коноплева// Дизайн и технологии – 2010 — №19\61 – с.9-19
Отличный материал! Только очипятку в заголовке еще бы исправить… 🙂
вот спасибо за замечание — не увидели сначала, постараемся исправиться как можно скорее
Мне нравится активность читателей и очень хочется продолжения сотрудничества. Олеся, автор статьи, человек творческий и надеюсь у нее уже появились новые мысли, тем более, что Ольга Хованчук вручила ВГУЭС бесценный подарок — 9 юката!!!!
https://tokyofashion.com/kimono-inspired-dress-takuya-angel-kimono-skirt-harajuku/
полезная статья по теме: https://www.lookatme.ru/mag/fashion/trends/176467-asia