OKINAWA WILL ROCK YOU

OKA_01

VROX пригласил с лекцией г-на НОДА, директора и продюсера Crank Co.Ltd., масштабного проекта «Music from Okinawa», «Таинственная и притягательная японская Окинава. Музыка уникального региона». Рюдзи Нода также один из основателей Sakurazaka Theatre, продюсирует ежегодный музыкальный фестиваль Sakurazaka ASYLUM в феврале, который связывает этот театр с 15-ю концертными площадками в районе Сакурадзака на Окинаве. В фестивале принимают участие более 100 групп и исполнителей. После лекции Нода-сан ответил на несколько наших вопросов:

-Мы рады, что Вы приехали на наш фестиваль, как Вы узнали о нем?

-Помимо представления музыки Окинавы на мировой арене в рамках проекта «Music from Okinawa» я занимаюсь созданием музыкальных связей в Азии. По этому поводу я был в апреле в Пекине на фестивале «Sound of Xity» и на конференции под его эгидой. Там мы встретились и подружились с Игорем ЛАГУТЕНКО, который выступал от V-ROX. Владивосток – это Россия, но с географической точки зрения не будет ошибкой сказать, что он находится в Азии.

-Получится ли сотрудничество между VROX и «Music from Okinawa»?

-Пока ничего определенного сказать невозможно. Думаю пригласить в январе следующего года на Трансазиатскую музыкальную конференцию Игоря Лагутенко или представителей от организаторов V-ROX. Будем постепенно двигаться навстречу друг другу, искать и создавать точки соприкосновения.

-На лекции Вы упомянули уникальность музыкального фестиваля на Окинаве, в чем она состоит?

-Фестиваль, который мы организуем, проходит в префектуре Окинава, в г. Наха. В отличие от известных больших подобных фестивалей под открытым небом, мы проводим свои концерты в небольших театрах, студиях, барах. Одновременно проходит фестиваль независимого кино, а в парках – маркеты. Ночных выступлений по клубам и барам, как это происходит на V-ROX, гораздо больше. В 2016 г. у нас была с дебютным выступлением за пределами своей страны группа из Китая Tulegur. И впредь мне бы хотелось быть более открытыми для иностранных музыкантов.

— Кто из участников на VROX этого года запомнился?

-Какую группу ни возьми, все оставили впечатление. Из российских групп «The Ragu» и «Parks, Squares and Alleys» отлично сыграли, от них осталось впечатление четко сформировавшегося мировоззрения. Из иностранных гостей отличные были американская группа «Burn The Ballroom» и израильская «Shtuby». На фестивале они были хороши не только собственно музыкальными композициями, но и определенно смогли передать свою энергию зрителям. Понравилась идея с Junior V-ROX, где выступали 12-17 летние музыканты, прошедшие конкурс. Такой формат следует взять на вооружение.

-Кого из японских рок-исполнителей Вы лично могли бы выделить?

-Очень трудно выделить кого-то одного, в качестве примера могу назвать группу «Heatwave». Из окинавских исполнителей — «Mongol800», а на WOMEX (World Music Expo) в октябре этого года будет выступать группа «Мальтийский рок».

***

Окинава нам стала хорошо известна последние три-четыре года, когда этот японский регион начал участвовать в туристической выставке PITE и выходить на российский рынок. Любителям пляжного отдыха нечего объяснять, зачем туда отправляться, а вот людям более пытливого склада характера всегда чего-то не хватало для того, чтобы принять решение посетить Окинаву. Есть там что-то кроме пляжа?

Не приведи Господи, такой вопрос задать при наших немногочисленных окинавоведах! Вы удивитесь, как много они готовы рассказать, в том числе о музыке. Мы ощутили на себе их эрудицию с большим удовольствием, прослушав цикл лекций об Окинаве пару лет назад

ЗУБАРЕВА Т.С., представитель Национального офиса по туризму Японии (JNTO) в г. Владивостоке: «Окинаву в Приморье знают, но немногие понимают. Почти во всех источниках она описана как райские тропические острова с изумрудным морем. Да, это отличает Окинаву от других территорий Японии, но не ограничивает её возможностей: Окинава – это Япония со всем своим многообразием и плюсы тропического курорта «бонусом». Объекты ЮНЕСКО, огромный аквариум, дайвинг, снорклинг, цветочные и фруктовые фермы, экзотическая кухня… Г-н Нода на встрече в рамках VRocks рассказал о музыкальном фестивале: отличный повод для студентов, например, поехать на языковые курсы в период зимних каникул и на недельку задержаться послушать отличную музыку, или даже представить нашу страну на сцене…»[1]

Переводчица г-на Нода была похожа на мою однокурсницу, и это как-то выбило меня из колеи, мысли унеслись в студенческие годы, когда японцы были редкими гостями, но мы не сдавались и упорно мечтали о глобальной востребованности. Ничего не могу с собой поделать, V-ROX для меня и долгожданное событие в нашем городе, и повод с легкой досадой признать, мол, «опять китаисты обошли японистов!». Для иногородних читателей поясню. Создатель этого фестиваля Илья ЛАГУТЕНКО, китаист, выпускник нашей alma mater. Вечный спор: китаисты-экстраверты vs японисты-интроверты Улыбка

Нет, Илья не забывает Японию, и видно, что методично работает над поиском интересных коллективов и профессиональных продюсерских связей. Жаль, что переводчица переводила с английского, а не с японского, Нода-сан заиграл бы тогда другими красками, все же он старался не отрываться от английского текста, а представляете, сколько может рассказать продюсер, занимающийся музыкальными фестивалями и театральным проектом столько лет! Как пишут организаторы, «за 25 лет Рюдзи Нода пригласил на Окинаву множество иностранных исполнителей и организовал многочисленные живые концерты, включая Tete (Франция), Liam O Maonlai (Ирландия), Taraf de Haidouks (Румыния), Daniel Colin/Paris Musette (Франция), Hanggai (Внутренняя Монголия), BKO Quintet (Мали), Tulegur (КНР) и других», не говоря уже о большом числе собственно японских исполнителей.

Нода-сан представляет миру музыку Окинавы и знакомит местных жителей с мировыми тенденциями в рок-музыке, очень много внимания уделяет созданию и укреплению связей в Азии, куда входит и наш регион. Следуя своей логике, Нода-сан в январе 2016 года основал Трансазиатскую музыкальную конференцию — мероприятие, собирающее азиатских продюсеров для обмена опытом, здесь же планируют делиться информацией о наиболее удачных музыкальных проектах. В следующем 2017 г. ТМК состоится 21 и 22 января (пресс-релиз).

Ничего нет удивительного в таком широком азиатском охвате, Окинава — в прошлом королевство Рю:кю: — получало от своего удачного географического положения между Китаем, Тайванем и Японией немало выгод. Кстати, такое кросс-культурное положение обеспечило и изрядное богатство музыкальных традиций. Во время лекции Нода-сан слегка коснулся уникальности музыкального наследия Окинава, теперь мы знаем о таком инструменте как сансин, корпус которого делают из кожи змеи. К сожалению, времени на другие интересные подробности не было.

БАЖЕНОВА Ж.М., учёный секретарь ИИАЭ ДВО РАН (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН), к.и.н.: «На Окинаве существует такое музыкальное направление, которое часто называют «учина-поп» (uchina:-pop). Учина — это самоназвание Окинавы, сами окинавцы называют себя учинантю. Тем самым уже из названия понятно, что речь идет именно об окинавской музыке, четко выделяемой в общеяпонском мэйнстриме. Но в тоже время — это не классическая окинавская музыка. Учина-поп родилась под влиянием американской оккупации Окинавы, но по-настоящему популярной она стала в 90-е.  Вкратце, это такой оригинальный микс из традиционных окинавских элементов (гаммы, язык (тексты исполняются либо на диалекте, либо на японском языке, но почти с обязательными вставками на диалекте), инструменты (прежде всего, конечно, сансин, барабаны тайко, кото, кокю, кастаньеты самба и др.) и западной музыки (поп, рок, рэгги, фолк 60-х, реже джаз), и западных инструментов (электрогитары, синтезаторы и др.). Такая креолизация отличает Учина-поп от традиционной классической окинавской музыки и вызывает большие споры об ее аутентичности и традиционности. Но одновременно именно отчетливые окинавские нотки выделяют Учина-поп в рамках рок и поп музыки. Кроме вышеуказанных аспектов окинавской культуры исполнители Учина-поп иногда используют традиционные костюмы, прически.»[2]

Кажется, и мы начинаем получать музыкальное удовольствие от своего географического положения в Азии. Не далее как 10 августа закончился Первый международный фестиваль классической музыки «Мариинский» под руководством Маэстро ГЕРГИЕВА, которому жители города и гости отдали много душевных сил. Много, но не все. Мы оставили запас и на рок-фестиваль, и на кинофестиваль. Самое главное, чего не хватает в этой активной жизни, осмысления, что же произошло, через некоторое время, когда успокоятся страсти.

Возможно, это каприз нудного япониста-интроверта, но мне бы хотелось после каждого такого события подведения итогов и планов на будущее от музыкальных критиков и организаторов, и чтобы эти итоги не висели тихо на сайтах, а обсуждались бы если не на конференциях по типу той, что создал Нода-сан, то в местном сообществе. Многие группы, которые отбирает команда Ильи, заслуживают пристального внимания. Иногда мне очень не хватает навигации, его разъяснения, почему выбраны те или иные участники. Музыкальный вкус Ильи формирует пристрастия нашего города в рок-музыке, открывает новые горизонты профессионализма, новые имена и лица и избавляет нас от стереотипов. Недаром репортеры цитируют: «То, что во Владивостоке теперь проходит V-ROX – огромная удача для нас, — отметила Анастасия Мещерякова. – После каждого фестиваля уровень местных музыкантов улучшается в разы» (см. https://primamedia.today/v-rox-chto-e-to-by-lo/).

О. Сумарокова


[1] ЗУБАРЕВА Т.С. (продолжение): «В течение всего года на Окинаве проводятся традиционные праздники и фестивали, спортивные мероприятия – марафон, день карате и карате-перфомансы (Окинава – родина этого вида единоборств), есть отличные экскурсионные веломаршруты и пробежки с гидом по достопримечательностям, заезды на каяках и каноэ, SUP-йога. Кстати, наиболее популярный период поездок на Окинаву – май-сентябрь. Хороший сезон, но я бы предпочла зимние месяцы: в это время как раз проходит большинство мероприятий, не жарко, около 17 градусов, при этом вода прогрета до 20-21 – нормальная для нас температура J. В середине января расцветает сакура, именно зимой в прибрежные воды заходят горбатые киты, а пляжи почти пустуют. Кроме того, на Окинаве, как и по всей Японии, есть онсены – не очень хочется сидеть в кипятке при 40-градусной жаре летом, а в январе-феврале было бы очень кстати. На самом деле, информации об Окинаве немало, в том числе на русском языке: сайты www.visitjapan.ru, www.visitokinawa.jp, мы всегда рады достать информацию, которой нет в путеводителях, — были бы вопросы. Пожелание (и просьба) туроператорам: ищите ресурсы предлагайте туристам больше, чем песок и море, путешественникам – готовьтесь к поездке и старайтесь заранее получить как можно больше информации, чтобы затем получить максимум впечатлений. Что же касается событий, ради которых стоит ехать именно туда (или, как минимум, совместить отдых на пляже с участием) – освещаются они крайне редко и скудно.»

[2] Баженова Ж.М. (продолжение): «Некоторые группы исполняют песни так называемых «танцев Эйса» (исполняются во время праздников поминовения предков). Зачастую тексты песен выражают любовь к родине, призывы не забывать родные острова и родной язык. Не обходится без идеологических и политических текстов. В целом Учина-поп является ярким свидетельством уникальности окинавской культуры, которую чаще всего характеризуют как тянпуру (смешанная, состоящая из элементов многих культур), самым тесным образом она связана с окинавской идентичностью, стремящейся противостоять натиску японской культуры в частности, и глобализационным тенденциям в целом. На мой частный взгляд, как обывателя, окинавцы нашли невероятно удачный вариант сохранить свои традиции, выразить свою любовь к родным местам, обозначить свои протестные настроения,  донести все это в популярной и всеми понимаемой форме, показать, что можно прекрасно сочетать, на первый взгляд, несочетаемые вещи. Остается пожелать, чтобы во Владивосток почаще приезжали исполнители стиля Учина-поп.»

Похожие записи:

  • РЕКОМЕНДУЮ: МОЯ ЯПОНИЯ (ОКИНАВА)
    апреля, 12, 2021 | 25-летие КлубаТуристические ресурсы, Путешествия |
    Меня зовут Миягава Осаму, с апреля 2020 г. я стал директором Японского центра во Владивостоке. Рекомендую вам обратить внимание для следующего путешествия по Японии на остров Иэ и полуостров Мотобу.

    (function(w,doc) {
    if (!w.__utlWdgt ) {
    w.__utlWdgt = true;
    var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;

  • Окинава: уникальность исторического пути
    мая, 30, 2011 | История |
    Благодарим лекторов встречи, прошедшей 28 мая 2011 г. Встреча была посвящена Окинава, наши лекторы — научные сотрудники Института истории, археологии и этнографии народов ДВ ДВО РАН БАЖЕНОВА Жанна Михайловна, к.и.н. и ПУСТОВОЙТ Евгений, которого ожидает защита диссертации в конце июня — желаем удачи! Всегда приятно видеть профессионалов в действии: об Окинава наши приглашенные гости
  • PERFORMING IN JAPAN
    августа, 10, 2017 | ИнтервьюМузыка |
    Пятый V—ROX пригласил в качестве спикера на лекторий, который проходит традиционно во время рок-фестиваля, Александра МИХЕЛЬСОНА из Empire Entertainment Japan. Алекс представлял свою книгу «Performing in Japan: The KMC Guide to the World’s Largest Music Market». Пусть вас не смущает много букв и слов в названии, приглядитесь, самые важные слова – знакомы: «performing—guide—Japan». Было бы
  • ГРОМКОСТЬ ИДЕАЛЬНАЯ И КОМФОРТНАЯ
    апреля, 15, 2020 | Интервью |
    С 2013 г. во Владивостоке ежегодно проводится фестиваль рок-музыки V-ROX, пробуя новый форматы как организации, так и взаимодействия с фанами. Для читателей не из Владивостока стоит объяснить, что вдохновитель и организатор фестиваля – Илья Лагутенко, лидер группы «Мумий Тролль». Это настоящее событие для города, и не хотелось бы узнать про отмену фестиваля в связи с
  • Мелодии дружбы
    июня, 1, 2011 | Землетрясение |
    Мало какой из островных творческих коллективов связан столь крепкими узами с Японией, как Южно-Сахалинский камерный оркестр под руководством Александра Зражаева. Интенсивное межмузыкальное сотрудничество Сахалин – Хоккайдо стало сначала особенностью деятельности, потом традицией оркестра на протяжении всех почти двенадцати лет его существования. Совместные концертные программы в рамках международного клуба «Классика» открыли для сахалинских любителей симфонический

2 thoughts on “OKINAWA WILL ROCK YOU

  1. Дарья

    Статья очень интересная, и в то же время образовательная! Интересно услышать мнение иностранцев (особенно японцев) о таких мероприятиях. Очень приятно знать, что подобные мероприятия не просто интересуют иностранцев, но и привлекают их внимание к нашему городу.
    Огромное спасибо Вам за интересные статьи! Постоянно проверяю Ваш сайт в ожидании чего-нибудь новенького и «вкусьненького» и никогда не бываю разочарована! Продолжайте радовать нас интересной информацией! =)

Добавить комментарий