Путешествия в Японию для россиян, пожалуй, не просто выезд за границу для смены обстановки, но в немалой степени и пища для ума. У нас, к сожалению, успели сложиться стереотипы относительно путешествий в Японию: в Киото мы едем за дыханием истории, в Осака – как в столицу моды и дизайна, в Токио – за научно-техническим прогрессом и т.д. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что в Японии качественно абсолютно всё, в том числе и зрелища! Особенно хотелось бы, чтобы об этом знали и помнили жители Дальнего Востока, не избалованные шоу высокого качества. Абсолютно все концертные залы даже в самой глухой провинции в Японии построены с отличной акустикой, торжественной атмосферой и всеми удобствами. Мы бы хотели поделиться с вами опытом посещения некоторых шоу в Японии. Если вы, в свою очередь, также нашли в Японии нечто интересное из мира развлечений, поделитесь с нами, мы расширим список и непременно отправимся посмотреть!
В декабре во многих городах Японии исполняют «Оду к радости» — четвёртую часть симфонии Бетховена. Как объясняет журнал «Ниппония», во время Второй Мировой войны студенты музыкальных учебных заведений, вынужденные прервать из-за войны своё обучение, пели «Оду» на прощание перед уходом на фронт. Выжившие после войны встречаясь с университетскими друзьями вновь пели Оду – в память о погибших. Вероятно, это положило начало традиции исполнять каждый декабрь Оду. Однако, даже не зная этой трогательной подоплёки, остаться равнодушным к этому событию невозможно, особенно, если вам удалось услышать исполнение Оды в концертном холле Осакского замка. Когда десять тысяч человек в едином порыве выдыхают на вас слова Оды, сравнить это возможно скорее с цунами, которое накрывает вас неизбежно. Поэтому, несмотря на то, что могу назвать себя очевидцем, побробнее описать не в силах – не помню после цунами…
Каждый год в течение 26 лет SUNTORY финансирует грандиозное исполнение Оды хором в 10 000 человек в Осакском замке. Социально-культурная деятельность Сантори вызывает искреннее восхищение – все культурные проекты Сантори исполнены на высоком уровне. https://www.suntory.co.jp/culture-sports/daiku/history.htm Социальная ответственность бизнеса, о которой в России заговорили сравнительно недавно, для Сантори вот уже много лет является естественной составляющей бизнеса. На сайте Сантори задолго до декабря появляется анонс об этом выступлении, не пропустите, если у вас будет возможность принять участие в таком концерте, нет сомнения, что он оставит неизгладимое впечатление. Возможно, вам удасться принять участие в самом хоре, туда набирают по конкурсу сильно желающих. Поделитесь с нами своими ощущениями!
Круглый год порадовать вас может Театр Такарадзука (Takarazuka Revue) https://kageki.hankyu.co.jp/ особенностью его является то, что все роли в нем исполняют только женщины. Кстати, специалисты говорят, что на заре формирования театра большую роль в нем играли русские хореографы. Этот театр имеет два состава: в г. Такаразука — недалеко от Осака — и в Токио. Мы уже писали об этом театре на своем сайте: https://www.jp-club.ru/?p=46#more-46 Театр насчитывает более, чем 90-летнюю историю, за эти годы он пережил много потрясений, перерождений, но внимание к нему не слабнет. По многим причинам, о которых уместно размышлять специалистам-театроведам. Однако не могу не порекомендовать его всем, кто всерьёз интересуется Японией, её внутренней жизнью, надёжно скрытой от глаз иностранных туристов, приезжающих на короткий срок полюбоваться сакурой.
Такарадзука называют «Азиль для женщин» (asile – по-французски значит «святое убежище», таковыми являлись в средние века церкви. Любой, кто ступал на территорию церкви в надежде спастись от расправы, получал убежище. Думаю, все вы читали об этом у Виктора Гюго в «Соборе Парижской Богоматери»). Это вовсе не означает, что туда закрыта дорога мужчинам. Ни в коем случае, скорее наоборот, — Такарадзука стоит посетить мужчинам, чобы они не заблуждались по поводу выдуманного европейцами облика безответной женщины (непременно гейши) японки. Современные тенденции эмансипации со всеми плюсами и минусами ярко видны не только на сцене театра, но и в зрительном зале.
Если вас мало заботит судьба японской женщины, театр способен вас удивить как посетителя. Начнем с того, что я нигде не видела настолько вышарканных полов в новом здании! Это говорит о гигантской посещаемости театра, волны зрителей сменяют друг друга, не уступая по интенсивности. В здании театра можно найти кафе и рестораны для гурманов и столовую с большой пропускной способностью, предназначение которой также стало понятно, когда предыдущая огромная порция зрителей вылилась в фойе. Никакие сувенирные магазинчики классических концертных залов не идут в сравнение с рядом бутиков, расположенных в фойе и не только. Представьте по этим косвенным признакам, насколько театр популярен! Здесь речь идет о театре в Такарадзука, а как он выглядит в Токио, надо посмотреть…
Осенью 2008 г. Цирк Солнца (Cirque du Soleil) www.zed.co.jp накануне 2009 г., когда им исполнилось 25 лет, открыл свой театр в Токио недалеко от Дисней лэнда. Это площадка создана под так называемое стационарное шоу «ZED». Гастролирующие шоу, из числа тех, какое, например, могли наблюдать москвичи в ноябре-декабре 2009 г., проходят в Японии на других площадках. Надо ли говорить, что стационарное шоу обладает гораздо большими техническими достоинствами, когда свет, музыка, приспособления для артистов имеют не временный характер, а созданы с учётом продуманного заранее замысла режиссера.
Сцена в Токио сделана так, чтобы зрители почувствовали себя внутри астролябии, плавающей в космическом пространстве. Художники по костюмам были вдохновлены образами итальянского Ренессанса и творениями Леонардо да Винчи, — так написано в буклете Цирка, выпущенного к открытию шоу в Токио. Однако среди множества выссказываний создателей шоу точнее всех, на мой взгляд, выразил идею этого Цирка вообще светорежиссёр Дэвид Финн: «Что в идее Цирка Солнца самое грандиозное, так это то, что вы создаёте не только цирковое шоу, но в такой же мере вы создаёте театральное действо, а это предел мечтаний для светорежиссёра! Оборудование великолепное и мощное. Когда артисты вверху под куполом цирка, я могу высветить их как будто они танцуют в воздухе. А когда они внизу на сцене, то это для меня уже другая задача, ведь моя цель – баланс между созданием атмосферы и понятных зрителю образов».
Для россиян посещение Цирка Солнца, надо думать, особое удовольствие, потому что к чувству восторга, частичной потери сознания от головокружительных возможностей артистов и эстетического наслаждения присоединяется тёплое чувство гордости за русскую цирковую школу – треть артистов из России или СНГ. Интересно, у них случаются шоу, когда зрители не апплодируют им стоя? Надо сказать, японская публика очень чуткая и остро воспринимает высокий профессиональный уровень артистов. Ни один сложный трюк не остался без благодарной реакции. Мы стояли, апплодируя, наверное, полчаса, и в этот момент едва сдерживаешься, чтобы не закричать в ухо, задыхаясь от волнения, рядом сидящим: «видели, как там наши!».
Все эти шоу объединяет то, что вокруг них создана своеобразная субкультура, длительная история их существования стала возможна благодаря активной деятельности преданных фанатов и поклонников, все эти явления изучаются, они влияют на умы наших современников, наших соседей. Ближе к концу 2010 г. мы планируем поездку в Токио в «театральное путешествие», если вы хотите присоединиться, пишите нам vladjcof@vtc.ru с пометкой TOKYO SHOW. Здесь не шла речь о традиционных театрах Японии, поскольку это особенный разговор, но если вы хотите посетить Но,Бугаку, Кабуки, напишите об этом в письме.
фото Токио: Алексей НИКОЛАЕВ
Дорогие друзья, в декабре 2011 г. стационарное шоу Цирка дю Солей в Токио было показано в последний раз. Что будет дальше с самим зданием и представительством цирка, сказать сложно, может быть, они возобновят свою работу. Если кто-то что-то знает, сообщите, пожалуйста.
«И я открою землю…(Глинка)».Композиция. Авт.композиции Н Колосова. М., 1976: «Когда (IX) симфония (Бетховена) впервые исполнялась в Петербурге (Филармоническое общество, 7 марта 1836 г.), я встретил на репетиции знаменитого композитора Глинку. Мы сидели на ступенях около окон зала Энгельгардта, выходящих на Невский проспект, с его непрерывно приливающим и отливающим людским потоком. После аллегро Шлинка сказал: «Сядем ниже, так будет пристойнее», и он сел на зеленое сукно, которым были покрыты ступени… Во время скерцо Глинка воскликнул, закрыв лицо руками: «С этим ничего не может сравниться! О! Это невозможно!» Он плакал, я понял, что большего артиста я бы не мог иметь подле себя». В.Ф. Ленц
О закытии шоу «Zed» В в Токио
https://www.themeparktourist.com/news/20110726/4527/tokyo-disney-resort-close-cirque-du-soleil-show-due-earthquakes-impact