В июле этого года вышла книга А.Ф. Прасола, последняя в серии о трех объединителях Японии. Посвящена она, как вы можете догадаться, Токугава Иэясу. Получив, что называется «по знакомству», небольшую часть тиража, мы собрались в Японском центре на творческую встречу с автором. Немного сомневались: что выберут друзья нашего клуба – воскресный пляж в погожий августовский день или японский опыт построения вертикали власти? Победила давняя привязанность к автору, к его открытому стилю изложения и мгновенной реакции на порой неожиданные вопросы. Все мы знаем, что Александр Федорович хотя и приезжает каждый год, но только на время летних каникул, поэтому пропускать встречу было бы неразумно.
Начали мы с того, что вспомнили первых двух героев процесса объединения Японии, Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Без них говорить о Токугава как-то неудобно даже. Весь процесс объединения, кстати, уложился в 47 лет, поэтому вспомнили всё довольно быстро. Всё-таки очень разные были люди, и каждый по-своему талантлив. И главное, очень вовремя вошли в историю своей страны, реализовав свои таланты. Вспомнили и, что называется, «разобрали по косточкам» присказку про певчую птичку в клетке. О том, что Ода, скорее всего, сразу свернул бы ей шею, Тоётоми – нашел бы способ заставить петь, а Токугава дождался бы, пока сама запоёт. Терпение, осторожность, сдержанность и порядок во всём – вот то наследие, что досталось от Токугава Иэясу потомкам.
Книги о средневековой Японии ассоциируются у большинства читателей с самурайской романтикой и экзотикой кварталов гейш. В этой серии Александр Фёдорович не балует нас популярными легендами, использует лишь тогда, когда они помогают понять суть происходящего. В его книге Токугава Иэясу предстаёт в образе человека в высшей мере системного и упорядоченного, хотя лично мне кажется, что он обладал изрядной доли фантазии и воображения. Мне, например, запомнился эпизод с мечом за несколько дней до смерти главного героя (с. 462). Понимая, что очень скоро умрёт, он сделал всё, чтобы остаться в истории и памяти потомков великим воином, которого будут помнить и именем которого будут оправдывать своё нахождение у власти. Чем не экзотика? К сожалению, государственные мужи, которые до конца своих контролируют всё, за что несут ответственность, встречается не так уж часто.
Из книги я впервые узнала о том, что основатель династии Токугава прекрасно разбирался в лекарственных травах и понимал в знахарстве, всю жизнь лично помогал своим близким избавляться от хворей. Значит, привык рассчитывать только на себя и самостоятельно решать свои проблемы. Или – обратная сторона медали – в важных делах никому не доверял, во все вникал сам. Не зря ведь в боевых искусствах считается, что если человек не может убить, то не сможет и вылечить. Тем, кто постоянно выходил на поле боя, приходилось разбираться и в том, как беречь и сохранять жизнь. Воин и крупный командир, умеющий врачевать раны – очень любопытный образ.
Когда-то Александр Фёдорович высказался по поводу миссии японоведения: если мы наука, то наше предназначение – это просвещение и поиск новых фактов, открытие новых документальных источников, которые помогут нам в конечном итоге понять, принять и выстроить линию поведения с нашим соседом. В этом смысле три его последние книги, объединенные первой частью названия («Объединение Японии»), можно считать единым учебным пособием на тему «формирование современного японского менталитета и национального характера». В них описываются и анализируются события четырёхсотлетней давности, но за этим изложением зримо встаёт современное японское общество со всеми его «непонятностями» для западного и российского наблюдателя. И «непонятностей» этих после прочтения становится меньше. По историческим меркам эпоха Токугава от нас совсем недалека. Неписаные правила поведения, привычка одеваться соответственно времени и месту, борьба за экономию и рациональность – всё это требования, которые предъявлялись японскому обществу на протяжении даже не десятилетий, а столетий. Конечно, поначалу им сопротивлялись, но со временем приняли и усвоили. Все эти «японские фишки» – из эпохи Токугава. Видимо, в процессе этого усвоения и утвердилось в японском обществе понятие ики, философско-эстетическая категория, обозначающая всё, что любил Токугава Иэясу – умеренность, простоту, понимание своего места в этой жизни и естественную красоту без излишеств.
Чтобы показать, что не всё было гладко с наследием основателя династии, Александр Фёдорович отвлекся от основной темы и рассказал о борьбе его потомков с кабукимоно, самурайскими молодёжными группировками XVII века. Сегодня её назвали бы борьбой с инакомыслием и свободой самовыражения через протест в одежде и поведении. В раннем средневековье басара – термин, противоположный ики — означал жизнь, полную излишеств и экстравагантных выходок, которая требовала «чумового прикида». Отчего так не по душе были роскошные одежды и оригинальные тандемы некоторых самураев с артистами театра? Об этом хотелось бы поговорить побольше: нет ли здесь извечной борьбы Востока и Запада Японии? Самурайский сдержанный Восток и яркий, независимый купеческий Запад? Не из этих ли разных тенденций в итоге родились знаменитые японские дизайнеры, в том числе и в области моды? Ведь известно, что поставленная в жесткие рамки фантазия выдает уникальные результаты, ищет новые подходы и находит их в оригинальных формах.
Долгий и интересный разговор об эпохе Токугава позволил его участникам лучше понять, как Япония за ничтожный по историческим мерам период в 150 лет (считая с 1868 года) сумела занять достойное место в клубе развитых экономических держав, преодолев жуткие последствия Великого землетрясения 1923 года в районе Канто и печальные для страны итоги Второй мировой войны. Видимо, не будет ошибкой утверждение о том, что сила японской нации — в её единстве и монолитности.
Фото: Е. Лейес
Приобрести книгу можно здесь: