НОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЯПОНИИ

Stazh titul 

КАРГИН Александр Викторович, директор группы «АТК», ГК «Востокшинторг»:

Удивительная  страна, в которой все наполнено стремлением к чистоте,
стремлением к совершенству, любви к людям,
любви к МЕСТУ, любви к ЗЕМЛЕ – это Япония.

Я оказался в группе счастливчиков, которые в октябре 2014 года прошли отбор японского центра г. Владивосток и были направлены на стажировку в Токио по теме «Управление малым и средним бизнесом». В этом году группа стажеров из России была большой и географически разной: Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Иркутск, Новосибирск, Красноярск, Нижний Новгород. Нас было около 30 человек. Этот отчет — задание организаторов — Японского центра во Владивостоке, служит завершающим элементом нашего обучения и стажировки. Тема «Управление малыми и средними предприятиями».

Все началось с лекций во Владивостоке. Это, наверное, самый важный этап обучения, потому что, Окабе-сан, наш учитель, подготавливал нас к тому, чтобы мы смогли как можно больше постичь из того, что предстояло увидеть. Он учил нас чувствовать и видеть скрытое, слышать говорящего. Не зря самый главный вопрос семинара, на который мы все отвечали в конце обучения, звучал так: «Что вы услышали, что почувствовали?». Для меня, прошедшего немало тренингов и курсов по управлению в бизнесе, было удивительным то, как компактно (всего за два дня) и грамотно составлен его материал, как доступно доносились сложные принципы и инструменты управления, которые сейчас применяют многие компании: 5s, Кайдзен, 5 сил Портера. Он раскрыл вопрос о выработке целей и стратегии компании, что является товаром компании и ее рынком, ее внутренним ресурсом. Но главное, он рассказал нам о традициях и культуре японцев, о ключевых факторах успеха японских компаний. Именно лекции Окабе–сан стали толчком к новому восприятию Японии.

Еще один момент — управление и организация нашей стажировки. Этот этап является важной частью бизнес-процесса ведения нас как клиентов – студентов к получению дальнейших знаний. Так вот, участники нашей группы сразу попали в заботливые руки Японского центра во Владивостоке. Хочется отметить грамотность информирования и организации поездки, за что отдельное спасибо организаторам. Нам помогли познакомиться, выбрать старшего группы, проинструктировали, как собраться в поездку, что не забыть взять с собой и т.д. В общем, я хочу сказать спасибо, а будущих стажеров порадовать тем, что организация отправки в Японию хорошо отлажена, и это то, чему стоит поучиться.

Япония нас встретила уходящим тайфуном. Лил дождь. Несмотря на наш поздний прилет в 23.00 из Кореи, нас радушно встретили в аэропорту и разместили в очень хорошей гостинце в «Dormi Inn», район Сибуя, Токио. Небольшой комментарий: гостиница очень хорошая – удобное расположение (с точки зрения достопримечательностей и шоппинга), достаточно большие для Японии номера, чистые и уютные, на завтрак – европейская и японская кухня, на ужин для запоздалых посетителей — горячая чашка японской лапши. Сауна с бассейном тоже входят в стоимость проживания.

Дождь закончился на следующий день – это был хороший знак. Все группу собрали в конференц-зале для знакомства с организаторами: президентом компании «Уорлд Бизнес Ассошиэйтс» Сэкимото-сан, переводчиками и сопровождающими. Тут был и наш учитель Окабе–сан. А потом началось учебная программа. Сказать, что график был плотный – не сказать ничего. Каждое утро к 8.00 мы были готовы к знакомству с новыми предприятиями в рамках программы. Посещали мы по несколько компаний и добирались всегда по-разному: на электричках в метро, на электропоездах JR, на автобусах — и везде с нами были представители принимающей стороны. Приятно удивило то, как все наши сопровождающие старались качественно выполнить свою работу, доставить нас вовремя, не потерять, накормить, не забыть сводить по нужде, отвечать на вопросы и рассказать множество интересного о Японии и японцах. В общем, официальная часть программы заканчивалась вечером в 17-19 часов, и после этого мы все распределялись по группам и познавали Японию самостоятельно.

И, наконец, о предприятиях, которые выпала честь посетить:

06.10.2014

Компания «Рюкакусан», основанная в 1871 году и специализирующаяся на производстве медикаментов для лечения простудных заболеваний горла. Встретил нас, рассказывал о своей компании и отвечал на наши вопросы сам президент «Рюкакусан» Рюта Фудзии–сан. Он рассказал, что около 20 лет назад у него стоял выбор: взять в управление компанию — бизнес своего отца, у которой были большие долги по кредитам, равные годовой выручки предприятия, высокая конкуренция на рынке, или продолжать заниматься любимым делом (он занимался профессионально музыкой — игрой на флейте). При закрытии компании ее сотрудники — более 110 человек — потеряют работу, а граждане Японии не будут иметь возможность получить безопасное лекарство (рекомендовано даже для беременных) для лечения ангины. Он выбрал сложный путь – сохранить компанию и быть полезным для общества. В управлении компанией Фудзии–сан использовал следующую философию:

· Не подражать конкурентам, а использовать инновации;

· Не зарабатывать лишние деньги – деньги, которые будут способствовать расфокусировки бизнеса (зачастую это происходит у нас в России, когда в компании появляется излишек прибыли и вместо того, чтобы закреплять результат и развивать основной бизнес, менеджеры начинают экспериментировать на других рынках с другими продуктами, отвлекая ресурсы, и очень сильно, не всегда обоснованно, рискуя). Сверхприбыль он вкладывал в инновационные разработки, кадры, оборудование и рекламу;

· Быть полезным для общества.

Применение этой философии в скорости дало свои результаты – компания «Рюкакусан» рассчиталась по долгам, в настоящий момент входит в 20 компаний из 140 компаний Японии этого сегмента по объему прибыли, имеет положительную динамику роста и развития, применяет инновационные решения и является полезной для общества. Так, в 2011 году, после землетрясения в Японии компания передала в качестве благотворительной помощи 30 000 штук желеобразных обкладок, необходимых в сложных случаях для приема лекарств.

Добавлю, управляя крупной компанией Фудзии – сан продолжает заниматься музыкой, он 2 раза в неделю преподает музыку для желающих сотрудников компании. И в конце нашей стажировки в МИДе Японии он порадовал нас своим коротким, но запоминающимся выступлением.

Лекция Фудзии- сан о его компании «Рюкакусан»

Фото 1. Лекция Фудзии- сан о его компании «Рюкакусан».

В тот же день мы посетили выставочный центр компании «Panasonic». С помощью продавцов-консультантов познакомились с передовыми технологиями в области интерьера и экстерьера дома, кондиционирования воздуха, осветительных приборов, электропроводки, солнечных коллекторов, системы аккумулирования электроэнергии, предметов для ванных комнат и кухонь и т.д. Для таких компаний как «Panasonic», безусловно, инновации в производстве новых продуктов являются одной из главных задач. Для продвижения новинок они представляют свои новые продукты в большом выставочном центре, в котором можно получить консультации и сразу оформить заказ.

07.10.2014

Мы побывали в региональной кредитной организации «Сёва» в составе объединённого союза по развитию торговых кварталов. Основная цель этой организации – это развитие торговых кварталов. Почему возникла такая потребность в Японии? В связи с ростом автомобилизации и развитием крупных розничных сетей, в торговых кварталах, расположенных в пригородах, или в не крупных районах городов стали пустеть и закрываться многие магазины, мелкие предприниматели, зачастую из-за отсутствия знаний и ресурсов, просто не знали, как выстоять в этой конкурентной среде. Правительство префектур и самой Японии понимало, что закрытие мелких магазинов несет в себе много отрицательных последствий для экономики, туристической привлекательности, а также возрастающей в связи с этим замкнутости, одиночества и не активности достаточно платежеспособной части населения пенсионного возраста. В связи с этим местные власти создали организации, которые вплотную занялись развитием экономики торговых кварталов. Начали проводить бесплатные обучения и консультации для предпринимателей, оказывалась помощь в кредитовании. Также, благоустраивали торговые улицы для повышения их привлекательности.

Так, в торговом квартале Карасуяма, в одном из первых в Японии была внедрена система стимулирования сбыта через «штампы» поинты, и в отличии от применяемых подобных систем в России, в Японии данная система подразумевает получение дополнительных поинтов не только за сделанные покупки, но и за общественную полезность, например за участие в наведении уборок территории, помощи старикам и т.д. Итогом этой деятельности стал рост активности местных предпринимателей и жителей. Торговые кварталы стали преображаться и становиться не только местом покупки товаров, но и местом комфортного времяпровождения.

clip_image002[6]

Фото 2,3. Информация на входе в здание организации «Сёва».

После обеда мы посетили среднюю муниципальную школу «Рока» района Сэтагая. Кончено, мы увидели радостных детей и воодушевленных своей работой преподавателей и директора школы. Из особенностей, хочется отметить, что школы в Японии действительно являются важной ячейкой общества, которые учат основным человеческим и общественным ценностям, таким как 5s и общественная полезность. Например, мы видели плакаты в коридорах о принципах 5s. В школе внедрена система мероприятий – встреч старшеклассников и учеников младших классов. На стенах в коридорах много плакатов о природе. В школе есть отдельный класс для детей инвалидов.

clip_image003 clip_image004

Фото 3,4. Школьная кухня и школьный обед.

clip_image005 clip_image006

Фото 5,6. Школьный коридор. Урок труда и физкультуры.

08.10.2014

Мы на автобусе отправились на ферму «Итиядзе Ероидзука», г. Одавара. Ферма представляла собой сельхозугодья по выращиванию различных овощей и фруктов. Расположена сама ферма в горах, с великолепным видом на море, рядом с исторической достопримечательностью — останками древнего храма.

То, что хочется отметить:

Предпринимательская находчивость и настойчивость основателя компании Тосихико Ероидзука (кондитера) позволили ему увидеть в этом расположении уникальность, и он открыл кондитерскую рядом с исторической достопримечательностью, где сырьем для его продукции являются фрукты и овощи местных фермеров и его фермерского хозяйства. Его кондитерская совмещала в себе сам цех, магазин и уютное кафе с открытой площадкой. Его продукция пользуется большим спросом у местных жителей, туристов, а также продается в специализированных магазинчиках одного из самых дорогих торговых кварталов Токио — Гиндзе.

В компании Ероидзука – сан внедрил систему, при которой местные фермеры сами приходят и выкладывают свой товар на прилавок магазина, а вечером забирают остатки продукции. Тем самым он решил важные задачи по экономии ресурсов на выкладки, доставки продуктов, хранению продуктов и контролю их срока годности, качества и свежести продуктов. На кухне все очень чисто. Внедрены элементы Кайдзен, имеется доска заказов и их исполнения, визуализирована через плакаты важная составляющая гигиены – технология правильного мытья рук.

Когда мы приехали, хозяин компании Ероидзука–сан задерживался, нас встретила молодая девушка – директор магазина, которая стала показывать нам магазин и саму кондитерскую. Как в магазине, так и в цеху работали молодые сотрудники, общаясь с которыми было видно, что они любят свою работу и дорожат ей.

clip_image007 clip_image008

Фото 7,8 Хозяин фермы-кондитерской. Плакат на кухне в кондитерской о гигиене рук.

После обеда мы поехали посетить компанию, основанную в 1865 году «Одавара Судзухиро» по производству рыбной пасты, общее количество сотрудников — 665 человек. Это компания познакомила нас со своей философией общественной полезности и безотходного производства. В продукции используется высококачественное сырье (свежая рыба), а остатки (кости, рыбья чешуя и т.д.) применяется местными фермерами в качестве натурального удобрения, восстанавливающего жизнеспособность почвы. Затем, вместе с водой дождей и рек питательные вещества попадают в море и являются кормом для морских микроорганизмов и рыб. Компания «Одавара Судзухиро» так же занимается благотворительной деятельностью по посадке и сохранению местных лесов.

Важно отметить, что для продвижения своей продукции компания дает возможность каждому желающему в специальном выставочном цехе произвести рыбный деликатес «Камабоко» колбаска на бамбуковой палочке. Вся наша группа собственноручно приготовила камабоко по строгой технологии от получения спецодежды и мытья рук, до правильного расположения, использования инструментов и работы с тестом — фаршем.

clip_image009 clip_image010

Фото 9,10. Готовая продукция из рыбного фарша-пасты.

09.10.2014

Мы посетили компанию «Ниссан», завод Оппама Увиденное нами в цехе сборке действительно впечатляло. Это гигантский конвейер в два этажа, в котором в сборку автомобилей включены как роботы, так и люди. Но важно отметить, что труд людей, их движения настолько автоматизированы и отточены, что они напоминают тех же роботов. Для бесперебойной работы конвейера инженеры компании автоматизировали все операции: от движения основного корпуса автомобиля по конвейеру его остановки для плановой сборки, до автоматически движущихся по специальным маршрутам больших тележек с запчастями. Такое впечатление, что здесь невозможно сделать ошибку ни роботу, ни человеку, так как происходит автоматический контроль и визуализация от правильно взятой детали с ящика с запчастями до ее установки на автомобиль. Причем, по конвейеру последовательно двигаются автомобили разных моделей и все это в рамках заказа производства. Вот где нужно знакомиться и изучать принципы Кайдзен! Даже туалетные комнаты расположены в середине цеха. График работы позволяет сотрудникам сделать всего лишь два перерыва по 10 минут до обеда и после. Остальное время конвейер движется, и отвлекаться никому нельзя. Помимо этого, на заводе еженедельно проводятся кружки качества, на которых принимаются новые решения для сокращения цикла производства, исключения возможных ошибок, автоматизации технологических процессов, формируется ощущение того, что в случае идеальной ситуации на заводе останутся только инженеры и роботы. Еще один важный момент — организация труда на заводе устроена так, что даже когда вдруг останавливается конвейер, сотрудники не идут отдыхать, а наводят порядок на своих рабочих зонах.

clip_image011 clip_image012

Фото 11,12 Панорама Завода Ниссан. Модельный ряд завода на осень 2014 года.

Во второй половине дня мы посетили компанию по производству традиционных японских сладостей «Цуруя Есинобу», г. Киото Особенность компании в том, что она выпускает сладости ручной работы со сроком хранения не более 24 часов. В приготовлении киотских сладостей компания придерживается своего принципиального девиза, наследуемого от одного поколения к другому – «Чтобы создать нечто хорошее и качественное, нельзя жалеть ингредиенты, время и силы». Именно поэтому эта продукция пользуется спросом и является статусной. Для распространения своей продукции, компания открыла в крупных универмагах Токио свои собственных торговые точки, где помимо качества и красоты своей продукции продавцы стремятся удивить своих клиентов высококачественным обслуживанием. Нашей подгруппе повезло — для нас провели мастер класс приготовления киотских сладостей, которыми вечером мы угощали свих коллег из других подгрупп.

clip_image013

Фото 13. Традиционные Японские сладости.

10.10.2014

Мы посетили предприятие «JAPAN HOME SHELD», специализирующееся на обследовании грунтов для малоэтажного строительства. Это уникальная компания, которая благодаря применению научных разработок и высокотехнологичного оборудования в области исследования грунтов и высокой скорости обработки и предоставления результатов, а так же невысокой стоимости услуг, получила возможность занять лидирующую позицию на рынке данных услуг на территории всей Японии. В этой компании мы увидели традиционный японский офис, который представлял собой помещение площадью около 200 м2, в котором ровными рядами без перегородок вплотную к друг другу размещены столы сотрудников. Сотрудники – это молодые парни и девушки, каждый из которых, используя два монитора обрабатывали каждый свою информацию, при этом многие отвечали на телефонные звонки, но ощущения того что они мешают друг другу не было. В одной из дальних сторон зала за круглым столом сидела группа специалистов и что-то обсуждала. Как сказал наш сопровождающий, эта группа проводила обсуждение в рамках «кружка качества».

clip_image015

Фото 14. Офис компании JAPAN HOME SHELD – традиционный японский офис крупной компании.

Вечером 10 октября была встреча нашей группы с представителями МИДа Японии, на которую попрощаться с нами пришли директора нескольких компаний, которые мы посетили накануне. А в завершении вечера, на небольшом банкете, господин Фудзии – сан из компании «Рюкакусан» сыграл нам несколько мелодий на флейте.

11.10.2014

У нас была Экскурсия по дворцу Японского императора, посещение Токийской башни, храмов «Дзюдзедзи» и «Сэнсодзи» и Токийского музея «Эдо». Больше всего меня впечатлила экскурсия в музей «Эдо» где нам рассказали, как зарождался нынешний Токио в эпоху феодализма, правления самураев «сегуната». Удивительным было то, что в начале 18 века Эдо (Токио) насчитывал более 1 миллиона жителей и был самым крупным городом в мире. И в то время город уже был обустроен системой канализации и водоснабжения.

clip_image016 clip_image017 clip_image018

Фото 15,16,17. Макет города Эдо. И первый сегун эпохи эдо.

12.10.2014

Япония, ДО СВИДАНИЯ! Рано утром мы улетели во Владивосток.

Вот такое вот познавательное обучение, такая вот интересная стажировка, которую мы запомним на всю жизнь. Которая подарила нам новые знакомства, новые знания, новые деловые связи, и которая, меня (и я думаю каждого из участников) немножко изменила к лучшему – прекрасному, доброму!

clip_image019 clip_image020 clip_image021

ЧУПРЫНИНА Екатерина Викторовна, руководитель департамента оптовой торговли Холдинг «Монастырев и Ко»: С 5 по 11 октября 2014г. я была участницей стажировки «Управление малыми и средними предприятиями», которая проходила в Токио. Начну с того, что когда я вернулась со стажировки и поделилась с коллегами по работе своими впечатлениями, мне мало кто поверил, что на такие мероприятия можно пропасть «так вот запросто». А ведь объявление о семинаре, который дал мне возможность впоследствии стать участником стажировки, попалось мне в руки в одной из владивостокских газет совершенно случайно. Наверное — это была судьба, поскольку незадолго до этого я взялась за внедрение системы качества в нашем подразделении.

Признаюсь честно, что я была очень счастлива и горда, когда ступила 5 октября 2014г. наконец на японскую землю. Мне было радостно, что принимающая японская сторона оценила моё жгучее желание узнать как можно больше о методах управления, которыми пользуются её предприниматели. 6 дней последующего пребывания в Токио слились в яркий цветной калейдоскоп впечатлений, наблюдений городской жизни, «зарубок на память» в офисах компаний, которые мы посещали, признательность людям, которые принимали нас и помогали впитать в себя Токио и Японию настолько, насколько это можно сделать за такой маленький промежуток времени.

Первое, в чем я поклялась себе, вернувшись, домой, что я срочно начну бороться со своими опозданиями. Это так потрясающе, что японцы всё делают вовремя! Думаю, что один этот навык, приобретенный русскими повсеместно, мог бы значительно продвинуть нашу страну в её дальнейшем развитии. Второе, мне хочется, чтобы каждый человек, работающий с клиентами в нашей стране, хотя бы раз почувствовал на себе японское отношение продавца к покупателю. Возможно, тогда он поймет, как комфортно может быть обслуживание. И как выглядит настоящее желание клиента вернуться за услугой в то же место еще раз. Третье, я не успокоюсь, пока не расскажу руководителям подразделений компании, в которой работаю, всё, что узнала об умении японцев превратить каждое подразделение, каждое предприятие в семью для своих сотрудников. Не просто брать и помогать им деньгами в сложные моменты жизни, а нести за них социальную ответственность, развивать их не только профессионально, но и социально, наставлять и растить. Например, собственник парикмахерской сети «ZENKO» господин Дзенко Сато считает основным продуктом сети своих парикмахерских не услугу, а стилистов, которых он воспитывает.

Stazh 2

Жители Токио стали для меня настоящим сюрпризом. Я бывала и прежде в крупных азиатских городах, но японцы смогли меня удивить. Я не заметила на улицах и в метро никакой толчеи и сутолоки, не смотря на большое количество народа. Все организованы, предупредительны, вежливы. Мне не раз предлагали помощь в ситуациях, когда я только ещё собиралась её попросить. Поэтому, когда я однажды отстала от своих коллег, гуляя вечером по городу, у меня не было никакой паники, поскольку пропасть здесь просто невозможно: очень комфортная для туристов среда, почти везде есть надписи на английском, ну а местные жители даже проводят вас, если им покажется, что вы не поняли их объяснений.

Принимающая сторона поселила нас в прекрасно расположенном отеле Dormy Inn в районе Сибуя. Одноместные номера, не смотря на свою компактность, имеют всё необходимое для отдыха усталого и переполненного эмоциями путешественника. А вечером постояльцам предлагается бесплатная лапша! Отель расположен в шаровой доступности от трех станций. К тому же рядом находится прекрасный парк. Жаль только, что не хватило времени погулять в нем подольше. Вечером по дороге в гостиницу я с удовольствием заглядывала во все подряд магазинчики и умилялась от всевозможных приспособлений, придуманных японцами для того, чтобы их жизнь стала удобнее. Ну вот как я живу в России без щипчиков для отрывания хвостиков у клубники и устройства, выдавливающего из вишни косточки! Ну а наряды местной молодежи, которая по вечерам выходит на улицы на других посмотреть и себя показать, вообще заслуживают отдельного обширного описания!

На выездном семинаре во Владивостоке в июне 2014 г., который предшествовал стажировке, господин Окабэ Коити познакомил нас с опытом японских предприятий и с теми историческими особенностями японского народа, которые заложили основу » японского чуда». Большое спасибо Японскому центру во Владивостоке за возможность посетить этот семинар. На стажировке в Токио мы смогли своими глазами увидеть некоторые из этих предприятий, задать вопросы их собственникам и понять, какими средствами достигаются современные инновации в японских малых и средних предприятиях. Хочется выразить искреннюю признательность всем людям, которые нашли время поделиться с нами методиками развития своего бизнеса, своей философией, своими мечтами.

Я благодарна правительству Японии и исполнительной организации АО «Уорлд Бизнес Ассошиэйтс» за теплый прием и профессиональную работу их сотрудников. Их внимание и неподдельные желание сделать так, чтобы мы полюбили Японию, не могли оставить всех нас равнодушными. Их специалисты и переводчики стали за время нашего пребывания нашими добрыми друзьями. Я обязательно вернусь в эту прекрасную страну и в этот огромный мегаполис! Вернусь, чтобы встретиться с будущими деловыми партнерами, чтобы вдоволь погулять по паркам, задуматься о вечном в прекрасных храмах, чтобы восхититься новым и прогрессивным, мчась в японских скоростных поездах! Жди меня, Япония!

Stazh 3

НОВИКОВ Игорь Александрович, руководитель ИП «Токадо паблишинг». В толпе российских стажеров, идущих по улицам Токио в понедельник 6 октября, можно было запросто выявить тех, кто был в этой прекрасной стране в первый раз, ведь они в буквальном смысле фотографировали всё вокруг. Для впервые приехавшего в Японию действительно всё кажется удивительным – это поистине другая страна.

Несмотря на то, что в Японии я был не в первый раз, и даже прожил там 2 месяца на языковой стажировке на 4 курсе, каждый визит – это и для меня открытие чего-то нового, пусть и не в той же мере. Новые блюда японской кухни, очередные открытия удивительных товаров в универмаге, более глубокое погружение в японскую культуру. Этот мой визит в Японию не просто не оказался исключением, но был насыщен яркими впечатлениями, начиная от тайфуна в первый день, закончившегося точно по расписанию ясным небом.

Наибольшее впечатление на меня произвела японская школа. Сразу становится понятно, что традиционная японская доброжелательность, воспитанность, стремление к порядку (5С) – из атмосферы начальной школы. Примечательным и очень правильным является и большое количество молодых учителей, в том числе мужчин.

Доказательства высокой производительности труда в Японии мы имели возможность наблюдать в микро- и макромасштабе. В первом случае – это организация офисного пространства, когда атмосфера стимулирует эффективное использование рабочего времени, в компании Japan Home Shield, во втором – роботизированный цех по сборке автомобилей Nissan.

Качество японского сервиса многим из стажеров, в том числе и мне, удалось проверить на собственном опыте – стрижкой в салоне Zenko. Но и за пределами салона японский сервис буквально «преследовал» нас: в магазинах, ресторанах, банках и просто на улице. Интересное наблюдение: когда мы возвращались обратно через Сеул, корейский сервис, который до этого мне казался вполне качественным, показался мне уже не дотягивающим «до уровня»… Сложно было сдерживать эмоции, когда я снова столкнулся с российским сервисом…

Stazh1

ГУСЕВА Дарья Александровна, директор АНО «Туристско-информационный центр Приморского края»: Сразу забегая вперед, хочу сказать, что эта стажировка была моим первым опытом взаимодействия с Японским центром города Владивостока, и стала одним из ярких событий в моем профессиональном развитии. Причем данная стажировка началась для меня не с 6 октября в Японии, а со 2 июня в г. Владивостоке, когда я приняла участие в четырехдневном семинаре по теме «Управление малыми и средними предприятиями». Именно тогда те разрозненные знания, которые я имела об организации работы японских компаний и принципах 5 C сложились для меня в единую цельную картину. Немаловажным фактом для меня стало и то, что на семинаре царила приятная дружеская атмосфера, являющаяся важным элементом успешной работы для любой японской компании. И во многом благодаря ей у меня завязались полезные деловые контакты со многими моими коллегами – участниками семинара.

И именно с таким положительным настроем я отправилась на стажировку в Японию в составе группы из 7 человек. Мне очень повезло с составом группы, ведь, как оказалось, мои коллеги-стажеры не только разделяли мой настрой, но каждый из них своей индивидуальностью и багажом профессиональных знаний дополнил познавательную часть моей стажировки. Не могу не отменить своего наблюдения, что наша группа оказалась самой сплоченной и организованной на этой стажировке. Мы стали командой еще на семинаре во Владивостоке. И это сыграло важную роль во время нашего пребывания в Японии и знакомства с японскими компаниями и коллегами-стажерами из других городов.

Сама стажировка проходила в очень насыщенном ритме, за 5 дней мы посетили 9 компаний. Отдельное спасибо организаторам: представителям МИДа Японии и АО «Уорлд Бизнес Ассошиэйтис» за грамотно составленное расписание и высокого уровня организацию. Нигде у нас не было ни заминок, ни задержек. Японская сторона отработала каждое посещение четко и оперативно, что как нельзя лучше способствовало нашему хорошему настроению во время всей стажировки.

С самого первого дня мое знакомство с Японскими компаниями вывело меня на новый уровень понимания стратегии развития бизнеса, управления персонала и успешного долголетнего роста. Героем моего первого впечатления стал уважаемый господин Восьмой Президент фармацевтической компании «Рюкакусан». В своей речи он был настолько же информативен, насколько и откровенен, поделившись с нами довольно личными обстоятельствами своего становления в качестве Президента компании. Важным элементом в его выступлении для меня стал девиз компании «Не подражать никому и не давать подражать себе». Так же мое внимание привлек один из факторов, обеспечивших компании более чем 200 летнее существование: «У нас не меняется продукт», — сказал господин Президент – «А только концепция продажи». Это по моему мнению, отразило саму суть концепции Кайдзен – творческий подход в совершенствовании того, что делает компания. Так же Президент продемонстрировала яркий пример введения инноваций: шокирующий дизайн продукции компании — действительно яркий во всех смыслах. И преобразование основного продукта компании в новую форму, отвечающую потребностям современного общества – жидкое лекарство. Говоря о полезности для общества, Президент упомянул и своей второй работе – преподавании музыки для школьников. Доброжелательная открытость и откровенность Президента компании «Рюкакусан» не оставила равнодушным ни одного из участников нашей стажировки. Так же, как и в заключительный день его музыкальное выступление на фуршете, организованном в МИДе Японии.

IMG_4557

ГОЛОВКИНА Екатерина Николаевна, главный бухгалтер ООО «ДиланАудит»: Главный лозунг компании АО «Рюкакусан» «не подражать никому, и не давать кому-либо подражать себе». Второй по значимости: » не зарабатывать лишние деньги». Данный подход к бизнесу сильно отличается от европейской традиции, где часто компании пытаются перенять технологии друг друга или скопировать дизайн. Не говоря уже о том, что многие компании ставят своей целью максимизацию прибыли. В данной компании наоборот они придерживаются плана относительно прибыли, и даже, если могут заработать больше, не делают этого, т.к. лишние деньги необходимо вкладывать куда-то (новые направления), что может навредить основному бизнесу. От себя он так же добавил, что все меняется в этом мире, и в этом всегда кроются возможности. Думаю, что человек способный видеть в изменениях возможности, а не угрозы всегда будет успешен.

ДЫГА Марина Максимовна, региональный представитель по ПК ООО «Бозон»: Компания «Рюкакусан» — это отдельная история. Эта фирма для меня стала буквально другой планетой, перевернувшей все мое представление о ведении успешного бизнеса просто вверх дном. И как я поняла из впечатлений моих коллег (стажеров), такое впечатление от «Рюкакусан» было у большинства. Президент компании сказал фразу, которая стала для меня «золотой»: нет смысла в зарабатывании «лишних» денег, т.к. они порождают лишние затраты. Т.е. если есть цель вести успешный и что немаловажно долгий бизнес, не надо размениваться на второстепенные или новые направления, не относящиеся к первой сфере бизнеса. А это у нас сейчас очень модно и считается залогом успеха, когда компания занимается разносторонним бизнесом. Создается как бы видимость что все схвачено и в случае кризиса в одном сфере есть страховка в виде иного направления. Но вот тут как раз теряется качество и истинный контроль над ситуацией на рынке. Такая простая мысль, но такая далекая для российского предпринимателя!

ГУСЕВА Дарья Александровна, директор АНО «Туристско-информационный центр Приморского края»: Для меня лично, была очень полезна встреча с представителями туристической компании JTB Global Marketing and Travel. Их подход к формированию туристического продукта и технологии Wow Experience были взяты мной на вооружение для организации моей профессиональной деятельности в сфере туризма.

Интересным и познавательным для меня так же стало общение с представителями торгового квартала Карасуяма. В ходе выступления их представителя нам были хорошо представлены принципы сплоченности, социальной полезности и поддержания традиций и обычаев японского общества, как основополагающая сила в развитии малого и среднего предпринимательства. По моему мнению, именно таких принципов не хватает многим российским компаниям любого размера для стабильного и успешного роста. А идея «выращивать» своих руководителей столько же полезна, сколько и необходима Российскому бизнесу в это непростое время международных политических разногласий.

IMG_4429

ГОЛОВКИНА Екатерина Николаевна, главный бухгалтер ООО «ДиланАудит»: Союз по развитию торгового квартала у станции Карасуяма. Наиболее интересным фактом о данном виде бизнеса была социальная роль торгового квартала, которую они позиционируют как одну из целей своего бизнеса. Сюда входит поддержка пожилых людей, живущих отдельно. Существует система контроля над посещением пожилыми людьми торговых предприятий квартала, по которой они могут отследить, что пожилой человек в какой-то момент не пришел за покупками и отреагировать на это. Пытаются сократить смертность в своем районе таким образом. Также они организуют мероприятия по уборке территории, привлекая местных жителей. Работают с администрацией по совершенствованию улиц, в том числе для нужд инвалидов и т.д. Также активно продвигают свою «Систему Карасуяма», которая заключается в накоплении специальных штампов, которые можно использовать при покупке товаров, либо положить на счет в банке. С помощью данных штампов Администрация торгового квартала также инициирует жителей на участие в социальных мероприятиях. Штампы служат второй валютой в рамках этого квартала, их можно заработать и ими можно расплатиться.

ДЫГА Марина Максимовна, региональный представитель по ПК ООО «Бозон»:Для русского человека первое что бросается в глаза как алмаз среди простых камней — это честность японцев. И эта бесхитростность в хорошем смысле слова проявляется и в работе: нет стремления обмануть клиента или не удостовериться в качестве предоставляемых услуг/товара. Цель любого сотрудника не получение прибыли любыми способами или просто отсиживание на месте своих рабочих часов, а осознанное стремление принести пользу обществу и не подвести коллектив. Ярким примером послужили торговые кварталы Карасуяма: казалось бы, ну что может быть помимо рыночных отношений на улице магазинов, где обе стороны (продавец/покупатель) заинтересованы в сохранении своей выгоды. Ан нет, Совет директоров хотел, чтобы сами клиенты воспринимали это место, где они могут получить проф. консультации, не только о скидках и акциях. Также позднее были разработаны спецкарты, фиксирующие покупки в этом квартале, тем самым позволяя контролировать активность одиноких пожилых людей. Такое стремление принести общественную пользу при банальных рыночных отношениях, где по привычке для нас клиент безлик, а продавец заочно уже обманщик, меня удивило и открыло Японию с новой стороны. Вот он, известный на весь мир японский сервис.

ГУСЕВА Дарья Александровна, директор АНО «Туристско-информационный центр Приморского края»: Кстати, глагол «выращивать» или «производить» звучал во время нашей стажировки довольно часто. Ведь именно он играет важнейшую роль в технологии совершенствования. Нашими уважаемыми лекторами на эти тему выступили Господин Ёроидзука, владелец одноименной фермы и кондитерской и Господин Дзенко, Президент компании «Дзенко», оказывающей свои услуги в индустрии моды и красоты.

Господин Ёроидзука рассказал, что лично может контролировать, а значит и гарантировать качество своего товара, т.к. сам и производит все необходимые для него ингредиенты. То, что он имеет свою собственную плантацию в Эквадоре, произвело на меня и всех моих коллег-стажеров огромное впечатление, причем во второй раз. Первым впечатлением стала дегустация кондитерских изделий Господина Ёроидзука.

Президент компании «Дзенко», в свою очередь, рассказал о «выращивании», но своих кадров. Система без штрафов и упреков, как основополагающая мотивация для сотрудников в их профессиональном росте и успешной работе с клиентом будет применена мной на практике в моей компании.

Подводя итоги, могу сказать, что данная стажировка расширила мои представления об управлении персоналам, возможностях формирования рабочего продукта компании и о том, как служение обществу может способствовать стабильности и процветанию любого бизнеса, особенно связанного с обслуживанием клиентов.

И, конечно же, не могу не написать о впечатлениях от общения с моими коллегами-стажерами из других городов, — за время пребывания в Японии мы успели установить как дружеские, так и деловые контакты, а так же создать совместную группу в социальной сети Фейсбук!

ГОЛОВКИНА Екатерина Николаевна, главный бухгалтер ООО «ДиланАудит»: Компания «Ниссан», завод Оппама. Очень ценным опытом было посещение производства. Увидеть на практике как идет производство по принципу конвейера, как все организовано -это незабываемо и непередаваемо. Наиболее ценным для меня было узнать об организации работы сотрудников на предприятии. Человека многому учат, до того как доверить работу, нет штрафов и наказаний для сотрудников, но человек не может стать руководителем, пока он не станет профессионалом в своей сфере. С наличием ошибок в работе невозможен рост. На предприятии организованы кружки качества, работники вносят предложения по оптимизации процессов на производстве. Одним из примеров реализованной идеи являются тележки с инструментами, которые двигаются самостоятельно по территории цеха по магнитным лентам, раньше их перевозили работники на специальном внутрицеховом транспорте. Кружки качества и идеи от сотрудников — это то, что я пытаюсь реализовать в своей компании достаточно давно. Это сложный процесс, сотрудники редко видят возможности для оптимизации процессов, и, к сожалению, в основном инициатива поступает сверху, а не наоборот. Это та сфера, над которой я продолжаю работать, и надеюсь воспитать внимание к деталям и стремление к оптимизации у своих коллег.

ДЫГА Марина Максимовна, региональный представитель по ПК ООО «Бозон»: Да, правда, все его знакомые отговаривали, предупреждая, что он все средства потратит на аренду помещения, не сумев увеличить количество клиентов. Но он решил, что у него нет цели завоевать всех токийцев. Он захотел создать такое место, где эти 6 клиентов, побывав раз, захотят возвращаться только туда. И ему это удалось! К нему выстраивались очереди на 2-3 часа: люди хотели именно его пирожные. Теперь у него несколько таких кондитерских по Токио и окрестностям. Лично для себя на своем этапе администрирования я вынесла принцип не пытаться охватить всех клиентов и угодить им одинаково. Более приоритетным для меня стало целенаправленно работать с уже имеющимися и стремиться максимально прорабатывать с ними качество наших профвзаимодействий и постепенно увеличивать их количество.

ГОЛОВКИНА Екатерина Николаевна, главный бухгалтер ООО «ДиланАудит»: Компания «Ниссан», завод Оппама. Очень ценным опытом было посещение производства. Увидеть, как на практике как идет производство по принципу конвейера, как все организовано незабываемо и непередаваемо. Наиболее ценным для меня было узнать об организации работы сотрудников на предприятии. Человека многому учат, до того как доверить работу, нет штрафов и наказаний для сотрудников, но человек не может стать руководителем, пока он не станет профессионалом в своей сфере. С наличием ошибок в работе невозможен рост. На предприятии организованы кружки качества, работники вносят предложения по оптимизации процессов на производстве. Одним из примеров реализованной идеи являются тележки с инструментами, которые двигаются самостоятельно по территории цеха по магнитным лентам, раньше их перевозили работники на специальном внутрицеховом транспорте. Кружки качества и идеи от работников — это то, что я пытаюсь реализовать в своей компании достаточно давно. Это очень сложный процесс, работники крайне редко видят возможности для оптимизации процессов, и в основном инициатива поступает сверху, а не наоборот. Это та сфера, над которой я продолжаю работать, и надеюсь воспитать внимание к деталям и стремление к оптимизации у сотрудников.

НОВИКОВ Игорь Александрович: Я благодарен японской стороне за организацию столько важного с точки зрения развития российского бизнеса мероприятия. Так получилось, что традиции российского бизнеса были прерваны на десятилетия, и за это время многие страны, в том числе Япония, ушли далеко вперед. Оптимальной стратегией развития российского бизнеса стало бы заимствование всего лучшего, что есть в японском бизнесе, и адаптация к российским условиям. А визиты в Японию не только руководителей, но и рядовых сотрудников (особенно это касается сферы обслуживания) будут способствовать широкому осознанию механизмов подобного внедрения и адаптации. Вот только бы авиабилеты на коротком маршруте Владивосток-Токио были бы дешевле и визовый режим помягче… Но это уже другая история.

Добавить комментарий