NO PROBLEM IS A BIG PROBLEM

Серию семинаров, посвященных кайдзэн (бережливое производство) Японский центр проводит не только во Владивостоке. В этом году мы посетили с Сонода-сэнсэй г. Магадан. Благодарим Министерство экономического развития Магаданской области за поддержку в организации семинара. После окончания работы перед вылетом у нас обнаружилось свободное время, и мы решили не упустить уникальную возможность поговорить с Сонода-сэнсэем. Опыт показывает, что с виду очень спокойные эксперты по кайдзэн таят в кладовых своей души много интересного. Все они заряжены высокими целями. Как минимум – помочь каждому (!) человеку в саморазвитии.

— Как Вам Магадан?

СОНОДА Х.: Место с интересной историей, это я знаю, но бывать не приходилось. В этом году со стажерами[1] мы посещали один японский город, где раньше добывали уголь, мне показалось атмосфера немного похожа. Слушатели семинара удивили – собирались минимум за пять минут до назначенного времени. Мне было очень жаль не использовать это время, хотелось пообщаться побольше. Впервые вижу такое бережное отношение ко времени за границей.

— Сэнсэй, когда Вы рассказывали о семи инструментах кайдзэн, Вы упомянули только классические семь, не затрагивая новых, почему Вы решили так сделать?

СОНОДА Х.: Не хотелось выдавать слишком много информации, необходимо постепенное овладение методиками кайдзэн. К тому же главное – умение найти проблему, быть готовым к поиску слабых мест, а инструменты найдутся. Постижение кайдзэн происходит поступательно.   Освоить основные понятия невероятно важно, потому я считаю, лучше уделить время базовым знаниям.

— Какие из инструментов кайдзэн наиболее популярны в Японии?

СОНОДА Х.: В кайдзэне важно точно понимать, что именно вы хотите сделать, чего добиваетесь. Здесь критически важна связь с менеджментом. Самое главное, понять именно это. Инструменты каждый подбирает под себя.

— Слушатели семинаров часто говорят нам, что это и есть самое сложное, понять, что именно является нашей целью, как выявить проблему.

СОНОДА Х.: Для этого необязательно изучать весь арсенал инструментов. Особенно на начальном этапе. По мере проникновения в суть проблемы, когда вы постепенно с поверхности начнете заходить вглубь, вы поймете, какие именно инструменты вам подойдут. Как только повысится ваш личный уровень понимания сути проблем, вы начнете пользоваться более сложными инструментами кайдзэн. В этот раз, к сожалению, мы не смогли остановиться более подробно на контрольных картах из-за нехватки времени. Этот инструмент один из самых эффективных. Это я могу сказать из своего личного опыта консультирования различных компаний. По ней сразу видно, какое подразделение внутри компании несет ту или иную ответственность, насколько с ней справляется. Эта карта позволяет не только предвидеть возникновение проблемы, но и точно понять, где она возникнет. Как только вы понимаете все про набухающую проблему, вам надо пересмотреть стандарт. Возможно, он не соответствует ни действительности, ни возможностям. Если так, то его надо пересматривать. Или у вас вообще не было стандарта, значит, о нем надо подумать.  Инструменты кайдзэн не гарантируют вам эффект, главное, чтобы инструмент подходил максимально хорошо для достижения той цели, которую вы себе поставили. Я постоянно слышу в вопросах слушателей, а какой инструмент применить. Но не это главное в кайдзэн. Главное – четко осознать цель, к которой вы идете, и какие препятствия лежат на пути ее достижения, и выбрать наиболее удобный и полезный для вас метод. Конечно, не надо использовать одновременно все семь инструментов, о которых я говорил на семинаре.

— Когда Вы работаете в качестве консультанта и приходите в компанию, как Вы понимаете, с чего начать свою работу?

СОНОДА Х.: Есть несколько «точек внимания». Зависят они от отрасли. Если мы говорим о производстве, то в первую очередь привлекает внимание сборочный процесс– работа конвейера. Например, если 2 линии из 6 остановлены, то надо понять, почему они не работают. Или нет в наличии исходных запчастей, или оборудование в ремонте, или не хватает контролирующих людей и т.п. Это сразу видно и понятно, что должны работать все линии, но почему-то работают не все. Эти точки разнятся в зависимости от ситуации и компании. Вы знаете, про круг Тойоты в 30 см? В Тойоте на полу рисуют круг диаметром в 30 см, в него заступает наблюдатель и стоит в нем весь день, чтобы понять, что происходит на месте (гэмба). За время стояния он замечает все проблемы, которые происходят вокруг. Ветераны, конечно, сразу видят несколько проблемных мест. Новички, обычно многое не замечают. Это очень эффективный метод — выйти на гэмба (место работы) и своими глазами все увидеть в целом, а не в отдельности по проблемным точкам.

— А если мы имеем дело с компанией из сферы услуг, куда лучше заглянуть в первую очередь?

СОНОДА Х.: Склад – самое главное, туда лучше сразу наведаться. По складу вы сразу поймете, хорошо ли идут продажи. И не только это, вы сразу ВСЁ поймете. Вся потенциальная сила компания ясно видна по складу. В Тойоте так и советуют: «Идите сразу на склад». Самые «говорящие» предметы на складе – это те, что не продались и томятся там.

— Можно ли принципы кайдзэн использовать в личных целях, например, для построения своей карьеры?

СОНОДА Х.: Кайдзэн подходит для любого процесса развития, помогает выстроить любую работу. Помогает понять приоритеты: что является важным, а что второстепенным. На важное дело необходимо направить максимум внимания и концентрации усилий. Главное – человек учится быстро определять проблемные зоны, испытав однажды удовлетворение от правильно понятой проблемы, этот опыт человек может применить в любой области жизни. Это становится его привычкой, второй натурой.

— Кайдзэн, к сожалению, явление постоянное, его можно только начать. Как уговорить себя не бояться вечного прогресса, ведь хочется однажды навести порядок и не вспоминать об этом J Есть ли способ получать удовольствие от кайдзэна?

СОНОДА Х.: Действительно, у кайдзэна нет конца, нет предела совершенству. Ты все время ставишь себя перед вызовом сделать меньше, например, потери времени. По мере усложнения задач вы сами становитесь опытнее. Особенно если это не теоретические размышления, а реальные действия. Они вас побуждают к изучению нового, того, что вы еще не пробовали. Я общался с большим количеством слушателей семинаров, и видел, что перед тем, как взяться за внедрение кайдзэн, энтузиазма особенного в основном не было. Но, взявшись за дело, получив хороший результат (а это очень важно), приходит азарт. Воспользуйтесь шансом попробовать нечто новое для себя. Кайдзэн невозможно понять, пока сам не попробуешь, теоретические размышления не вдохновят. Определите для себя цель и спокойно идите к ней. Если вам понравится, вы продолжите, если нет, тут ничего не поделаешь. Пробуйте. Аппетит приходит во время еды.

— Обычно на работе кайдзэн – дело коллективное, нужна команда единомышленников. А что делать, если члены команды не хотят даже слышать про кайдзэн?

СОНОДА Х.: Да, к достижению цели лучше идти командой. Вот, например, в этом году на Чемпионате мира японская команда рэгби показала хорошие результаты. Несмотря на то, это не самая сильная команда в мировом рейтинге. Но они выступили как одно целое и добились успехов. Сплочение команды возможно, когда все разделяют одну цель. Необходимо цель сделать ясной и понятной для всех. В этом случае обычно команда складывается.

— По поводу понятной всем цели. Обычно деньги – самая ясная цель для любой команды, но Вы на семинаре говорили о важности миссии, о приоритете миссии над деньгами.

СОНОДА Х.: Миссия – это очень важно, сформулировать миссию – создать исходную точку любой деятельности.  Глядя на миссию компании, я понимаю, насколько я с ней согласен или нет, могу ли я внести свой вклад в общее дело. Компания не может существовать без миссии. Компания живет не сама по себе, а внутри общества, и каким образом мы можем сосуществовать, — нам говорит миссия. Кайдзэн ВСЕГДА соотносится с миссией компании.

— В России полным ходом идут 13 нацпроектов, один из них посвящен повышению производительности труда, по этому поводу есть мнение, что повышать нет необходимости. Как Вы считаете? 

СОНОДА Х.: Необходимо. Если не повысить производительность, невозможно освоить следующий этап. Как только вы подниметесь на уровень выше, вам откроется широкий горизонт других возможностей, о которых вы даже не могли подумать.

— В обществе размышляют о том, что повышение производительности связано с роботизацией и в следствие этого потерей рабочих мест для людей.

СОНОДА Х.: Если у нас нет такого пережитого опыта, и мы точно не знаем, так ли это произойдет, то получается, что мы опираемся только на свои раздумья по этому поводу. Роботизация призвана облегчить труд людей. Я часто вижу, как люди слишком много придумывают вместо того, чтобы делать. Надо пробовать и по пути смотреть, что получается. По мере продвижения уйдет ненужное беспокойство. Ставьте высокие цели и двигайтесь к ним, анализируя происходящее. Вы поймете, что будет, если сделаете шаг вперед. Двигайтесь, несмотря на беспокойство за то, как выйдет, продвигайтесь постепенно. Очень важно продвигаться вперед пусть мелкими шажками.

— Кайдзэн, как мне кажется, помогает поддерживать мозг в активном состоянии, что важно на любой работе, которую мы обычно выполняем автоматически.

СОНОДА Х.: Правильно, возможно, для рутинной работы это наиболее подходящий пример. Возьмем процесс ходьбы, кажется, ведь все умеют, и это так просто. Но посмотрите на олимпийский вид спорта – спортивная ходьба. Сколько усилий прикладывается к тому, чтобы идти быстро. Все мы видим разницу между обычной ходьбой и олимпийским спортом. Создана система подготовки, чтобы научиться так ходить. Так и с рутинной работой. Люди, которые занимаются тяжелым физическим трудом – грузят кирпичи, камни и т.п. — им важно знать, для чего они это делают. Мы недавно обсуждали с переводчиком А. Поповым пример про врачей: работа хирурга не резать и зашивать живот, а спасть жизнь человека. Зачем мы носим кирпичи? Мы идем к некоей цели, создавая систему, которая поможет нам в ее достижении. Только так человек может стать счастливым. Это выбор каждого, как относиться к своему труду: делать вещи, которые не требуют ремонта много лет и радовать качеством покупателей или страдать от того, что я работаю как робот.

— Как Вы думаете, удастся ли Toyota продолжать быть успешной?

СОНОДА Х. Вчера на семинаре я говорил, что главный принцип Тойоты NO PROBLEM IS A BIG PROBLEM. Менеджеры Тойоты очень переживают, когда нет проблем. Ищут усердно. Такой подход помогает им быть на острие.

— Сэнсэй, Вы не могли бы прокомментировать ситуацию с Карлосом Гоном в Nissan (для справки см. https://www.autonews.ru/news/5bf2e8129a7947eb64c474d1)?

СОНОДА Х.: Это проблема не только г-на Гона. Как только японская компания становится большой, ради чего ее основатели успешно потрудились, и если что-то идет не так, тут же приглашают кого-то со стороны. И когда люди с не очень чистыми намерениями, да к тому же наемные занимают высокие позиции, это приводит к проблемам. Вчера на лекции я упоминал Коносукэ Мацусита, он очень гордился, что был в свое время самым крупным налогоплательщиком Японии. Свои личные деньги он вкладывал в различные фонды, создал издательство, да много чего сделал. Его цель была всеобщее благо, сделать бытовые товары доступными как «водопроводная вода».

Если в японских корпорациях будет все больше иностранных наемных лидеров, боюсь, это может привести к тому, что миссией компании станут деньги. Г-н Гон, а вместе с ним и японские топ-менеджеры решили тратить деньги не на благо общества, а на своих родственников. Какова ваша миссия, как вы соотносите себя с обществом? Не забывайте, что Небеса все видят. Как только такие люди приходят к власти, начинаются проблемы. Г-н Гон ради повышения показателей компании сделал то, чего не сделал бы японский управленец. Значит, надо воспитывать в японской среде таких, чтобы могли делать не хуже. Почему для спасения компании необходимо звать человека со стороны?

Если говорить о Тойоте, не могу сказать, что они идеальны на 100%. Они почти не платят налоги в стране, поскольку производство вынесено за пределы Японии. Последние годы они вынуждены платить налог согласно законодательству в Японии, но лишь ту часть, которую им приходится платить по закону. У них нет проблем с менеджментом, но я бы не назвал их превосходной компанией в смысле социальной роли. Это мое личное мнение. У них все меньше штатных сотрудников, все больше почасовиков, за которых они не несут ответственность. Все дальше они от общественного интереса, на мой взгляд. Вижу, что пришли времена, когда миссия и ответственность компании меняются.

— Не связан ли кайдзэн с жизненным потенциалом и возможностью возрождаться после кризиса?

СОНОДА Х.: Связь есть: если вы постоянно отслеживаете, как меняется реальность вокруг, соотносите с ней свои цели, тогда вы не будете выпадать из логики происходящего вокруг, сможете вовремя меняться. В Японии приняты взаимоотношения по типу семейных, соответственно и мышление – в такой же логике. В Nissan все так и было, вы ведь не можете подвести своих «родственников», рассказать об их проступках. Обнародование проблем повлекло за собой тяжелые последствия для всей «семьи». Запрос на соответствие реальности должен быть в самой компании. Необходимо мужество самостоятельно понимать и умение видеть пропасть между тем идеалом, к которому вы стремитесь, и тем положением, в котором находитесь.

—  Вы очень много читаете, что любите из художественной и специальной литературы?

СОНОДА Х.: Из художественной литературы я люблю жизнеописание старой Японии, как люди жили в давние времена. Например, такие авторы как Ямамото Сюгоро, Фудзисава Сюхэй мне по душе. В прошлом году семинар по кайдзэну в сфере услуг переводил Алесей Зинов, он оказался знатоком Фудзисава, и, по-моему, он что-то переводил даже для российского читателя. А что касается специальной литературы, кстати, список можно найти в материалах к семинару, я с большим уважением отношусь к трудам Нисибори Эйдзабуро, Имаи Масао, Яна Карлзона.

В нашем разговоре принимал участие переводчик семинара Александр Попов. Нам показалось, что мнение человека, который непосредственно наблюдает за аудиторией семинаров, и является медиумом между сэнсэем и российским менталитетом, носителем которого и сам является, может быть интересным нашим читателям, большинство из которых – участники семинаров, и прекрасно знают Александра.

— Саша, по твоим наблюдениям, меняется ли представление людей о теме семинара в начале и в конце, какие изменения, если они есть, тебе удается заметить?

ПОПОВ А.В.: Слушатели иногда задают вопросы, забегая вперед, с одной стороны, это неплохо, т.к. говорит о наличии интереса к теме, с другой стороны, сэнсэй выстраивает свою программу так, чтобы содержание усложнялось постепенно. Иногда вопросы, которые приходят из аудитории, являются сигналом для сэнсэя о том, какие темы надо рассмотреть подробнее или осветить, если он их не планировал даже рассматривать. Сонода-сэнсэй всегда говорит, что ему интересны и комментарии, и вопросы аудитории. Мне приятно, когда видно, что люди понимают. В самом начале тяжело оценить уровень подготовки аудитории к этой теме, поэтому сложно оценить прогресс. Мне кажется, что в любой аудитории есть несколько человек, которые что-то почитали по теме, где-то что-то слышали, но имеют обрывочные сведения. У меня есть совет для таких людей: даже если вам кажется, что вы что-то знаете, попытайтесь обнулить эти знания с тем, чтобы выслушать не предвзято ту информацию, которую вам расскажет сэнсэй. Вопросы лучше задавать, если действительно что-то осталось не понятым.

— К сожалению, в наше стремительное время участники семинаров не расположены слушать постепенное изложение информации, которым славятся японские эксперты.

ПОПОВ А.В.: Хочу порекомендовать все-таки терпеливо слушать, не забегая вперед. Иногда есть желающие поспорить с лектором, что совершенно напрасно, он уже состоявшийся эксперт. Хотел, кстати, спросить сэнсэя, что он думает о такой возможности, если, например, кто-то из россиян преуспеет в кайдзэне и приедет со своими лекциями в Японию, как к этому отнесется сэнсэй?

СОНОДА Х.: А что… я буду только благодарен за науку. Помните, я вчера рассказывал про карьеру сумоистов. После выхода на пенсию они превращаются в наставников и стремятся к тому, чтобы их ученики их же и превзошли. Как только ваш ученик становится на верхнюю ступень, вас это должно только радовать. Не только после войны, но и в период Мэйдзи – 150 лет назад – Япония очень сильно отставала от остального мира. В тот момент мы сильно учились у иностранных специалистов, которых приглашали за большие гонорары. Понимая, что мы платим высокую цену, мы учились у них изо всех сил, чтобы освоить уровень знаний не ниже того, с которым приехали иностранные специалисты.

ПОПОВ А.В.: В первый день семинара мы рассматривали таблицу, где сравнивали ВВП на душу населения Японии и России, наш был ниже, но на эти данные можно посмотреть и с другой стороны: у России впереди огромный потенциал развития, которого нет у японской стороны.

СОНОДА Х.: Так и надо думать. Потенциал огромный.

[1] Стажеры – семь слушателей отборочного семинара по теме «Кайдзэн в сфере услуг», написавших тест на «отлично». Так называемые отборочные семинары проводятся раз в году во всех Японских центрах (всего шесть в РФ) с целью выбрать семь «отличников», которые продолжают обучение в Японии в течение десяти дней. Сонода-сэнсэй был не только лектором такого семинара, но и куратором стажеров, поехавших по результатам теста, проведенного во время его семинара.

Похожие записи:

  • УДАЧА БЛАГОСКЛОННА К ПОДГОТОВЛЕННЫМ УМАМ
    декабря, 13, 2018 | Ассоциация стажеров |
    Отчет о проведении круглых столов по кайдзэн № 4,5,6
    О заглавии: [1]

    В июле, октябре и ноябре прошли наши очередные круглые столы по кайдзэн (постоянное улучшение бизнес-процессов). Сохраняем нашу периодичность отчетности – после каждых трех, о первых трех вы можете посмотреть информацию здесь. У нас по-прежнему регламент проведения круглого стола ограничен двумя часами, а темы для встреч

  • ТОТ, КТО ПЕРЕДВИГАЕТ ГОРЫ…
    декабря, 27, 2018 | Ассоциация стажеров |
    Отчет о стажировке в Японии по теме «Кайдзэн (постоянное улучшение бизнес-процессов) в сфере услуг» 2-11 декабря 2018 г. Организатор: МИД Японии, оператор: H.I.T. (Hokkaido Intellect Tank)

    В стажировке приняли участие 20 человек из Хабаровска, Южно-Сахалинска, Владивостока, эти стажеры были отобраны по результату тестирования и индивидуальных презентаций в ходе 4-дневного семинара по теме «Кайдзэн в сфере услуг»,

  • СЛУЖИ, ГДЕ СТОИШЬ
    ноября, 19, 2019 | Ассоциация стажеров |
    С 2008 г. Японские центры проводят стажировки по теме «Модернизация медицины», но в этом году тема и содержание стажировки претерпели некоторые изменения. В этом году стажировка называлась «Модернизация медицины: кайдзэн в медицине». Недавно в России на государственном уровне был внедрен проект «бережливая поликлиника»[1], корни которого лежат в лин-кайдзэн методах сокращения необоснованных потерь и повышения производительности
  • SELF-KAIZEN
    января, 13, 2020 | Ассоциация стажеров |
    Программу стажировок 2019 года завершила группа по теме «Кайдзэн в сфере услуг». Каждый раз, когда пишу слово «кайдзэн», думаю, надо ли его уже расшифровывать привычным термином «бережливое производство» или «постоянные улучшения бизнес-процессов» или можно уже оставить так, как есть. Вошло ли это слово в обиход российского менеджмента наряду со словом LEAN («тощий, обезжиренный» в смысле
  • НАШИМ БУДУЩИМ СЛУШАТЕЛЯМ СЕМИНАРОВ И СТАЖЕРАМ
    марта, 28, 2017 | Ассоциация стажеров |

    Скоро у нас начнется сезон японских программ для предпринимателей города и края, первым ее обычно открывает 4-дневный семинар, в этом году тема выбрана «Кайдзэн (бережливое производство) в сфере услуг» японского лектора с 8 по 11 июня, после которого в октябре семеро отличников поедут на стажировку. Эта тема предлагается МИД Японии уже второй год подряд,

Добавить комментарий