МУЛЕН РУЖ «А ЛЯ ТАКАРАДЗУКА»

22 апреля заседание нашего Клуба было посвящено уникальному явлению в современной японской культуре – театру-кабарэ «Такарадзука Ревью». Об этом уникальном театре нам рассказала вице-консул Генерального консульства Японии в г. Владивостоке г-жа Ямада.

Такарадзука Ревью Этот театр, как рассказала нам г-жа Ямада, насчитывает более, чем 90-летнюю историю. Его называют кабуки наоборот, поскольку в нем все роли исполняют женщины, да и репертуар в нем далек от традиционного – здесь ставят спектакли и шоу на основе современных европейских историй и пьес, манга и популярных кинофильмов. Такарадзука можно назвать одной из встреч Востока и Запада. В 1928 г. молодого хореографа Сираи Тэцудзо отправили в Европу набираться опыта. Он прожил в Париже около двух лет, посещая почти каждый вечер известные театры французской столицы: Casino de Paris, Folies Berger и Moulin Rouge. Результатом его изысканий стало шоу «Parisette» 1930 г., после которого слово «ревью» вошло в обиход японцев. За 90 лет труппа разрослась до 6 составов: Цветок, Луна, Звезда, Космос и Special по именам ведущих звезд в труппе…. Интересно, почему сейчас театр не гастролирует в Европе?

Турист в Японии может посетить театр Кабуки или Но, но о Такарадзука скорее всего не слышал. Я – не исключение, и до недавнего времени ничего об этом музыкальном шоу не знала. Будучи на стажировке в Токио в 2004г. я случайно оказалась в Tokyo-opera-city (Art Gallery), где увидела яркую рекламу, призывавшую посетить выставку, посвященную истории театра Такарадзука и современному японскому искусству, вдохновленному его эстетикой. Решилась сходить, поскольку изучала современную массовую культуру, а реклама не оставляла и тени сомнения в том, что это искусство рассчитано на самого массового зрителя. Выставка называлась Такарадзука — страна грез.

Одна часть выставки была посвящена истории создания театра. Созданная в 1914г. по образцу знаменитых французских кабарэ (Франция в 20-хх годах 20 века была в Японии в большой моде) труппа Такарадзука-ревю отличалась одной любопытной особенностью – в представлении принимали участие только женщины!

Эта традиция сохранилась и поныне. Репертуар у театра разнообразный: постановщики используют и известные западные произведения, например «Унесенные ветром», и традиционные японские пьесы (с 1958г. специалисты Такарадзука собирают фольклор по всей стране). На выставке можно было увидеть костюмы, портреты звезд. Одно остается неизменным – яркость и блеск костюмов, грима, декораций – удивлять, ослеплять и поражать – так, наверное, можно определить дух театра Такарадзука.

Прочтение этой почти кичевой эстетики в современном постмодернистском духе представляет второй план выставки, где демонстрировали свои работы-проекты четыре художника: Моримура Ясумаса, Нисияма Минеко, Янаги Мива и Ёко Таданори. Каждый автор выбрал свой взгляд на Такарадзука: известный художник Моримура Ясумаса представил две работы: на одной он изобразил себя как звезду, на другой оставил фон – декорацию, без его фигуры, как бы призывая зрителя поставить себя в эти условия, используя силу воображения. Также очень интересные проекты создал Нисияма Минеко. Представьте себе бело-розовую кровать под высоким-высоким кисельным балдахином, наполненную такого же цвета розами, сделанными из сахарной пудры и яиц. Эти хрупкие и эфемерные цветы, — чистые китчеводешевые сахарные розы по замыслу автора представляют звезд Такарадзука, успех и слава которых коротки и быстротечны, потому что в компании Такарадзука принята система раннего увольнения артистов, практически на пике их популярности.

Видео-инсталляция Якаги Мива, созданная по мотивам фильмов «Глория» и «Леон», с исполнением всех ролей женщинами (как в Такарадзука), по заключению искусствоведов Такарадзука, призвана, во-первых, осветить тот факт, что большинство фанатов театра тоже женщины, которые ожидают увидеть на сцене идеального мужчину; во-вторых, исследовать гендерные аспекты современной культуры на примеры уникальной эстетики Такарадзука. Я честно просидела в комнате с видео-инсталляцией пять минут и поняла только то, что ничего не поняла и не прочувствовала. В данном случае лучше довериться оценкам специалистов. Однако передышка оказалась мне на пользу и к встрече с картинами Веко Таданори я подошла полная сил. Ёко Таданори – настоящая звезда, фигура значимая не только для современного японского искусства, но и мирового. Уже в 60-е годы он выработал собственный, легко узнаваемый достаточно жесткий стиль. По мнению экспертов МоМа (крупнейшего музея современного искусства) он входит в число 325 художников, определивших искусство 20 века. С Такарадзука Ёко Таданори сотрудничал к 2004г. уже семь лет, создавая постеры к спектаклям.

На выставке были представлены портреты (возможно, собирательные) артистов Такарадзука, в их типичном амплуа кабарэ, — красивые, порочные, ядовитого очарования 30-х годов, парижского шика. Такими образами, по мысли автора, пленились японцы в начале 20 века. Замечательные работы! После них, журнал фотографа Нинагава Мика особого впечатления не произвел, хотя она, безусловно, талантлива. Ее фотографии имеют и стиль, и динамику, и композицию. Портреты звезд Такарадзука выразительны… Но «шик и блеск» к концу выставки уже не впечатляют…

Не могу сказать, что, уходя с выставки, я имела твердое намерение сходить на спектакль в Такарадзука-ревю. Нет его и сейчас. Но осталось ощущение праздника и удивления от того, как интересно в современном японском искусстве могут быть прочитаны довольно банальные и нарочитые художественные образы массового искусства.

Полезные адреса: https://www.operacity.jpl.agl
Tokyo Opera City, 3-20-2 Nishi-shinjulu, Shinjulu, Tokyo
East Exit of Hatsudai station
(Keio-new line)


Автор: Надежда Сухарева.
Благодарим за коммуникативную помощь Марину Холкину.

Похожие записи:

  • НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ В ДВУХ ДЕЙСТВИЯХ
    июля, 29, 2019 | Литература |
    или Кабуки наоборот

    На премьере «Ревизора» в Театре молодежи (г. Владивосток) 20 и 21 июля 2019 г. актрисы заявлены на мужские роли. В Японии, например, большой популярностью пользуется театр Такарадзука, где выступают только женщины, часть труппы специализируется на исполнении мужских ролей. Нередко Такарадзука называют Кабуки наоборот, в котором выступают одни только мужчины. Кстати, русская классика регулярно

  • Ода к радости
    февраля, 1, 2010 | Культурные событияТуристические ресурсы, Путешествия |
    Путешествия в Японию для россиян, пожалуй, не просто выезд за границу для смены обстановки, но в немалой степени и пища для ума. У нас, к сожалению, успели сложиться стереотипы относительно путешествий в Японию: в Киото мы едем за дыханием истории, в Осака – как в столицу моды и дизайна, в Токио – за научно-техническим
  • ТЕАТР КАБУКИ
    августа, 6, 2010 | ИнтервьюТеатр |
    АСАИ Тосихару,
    директор Японского центра во Владивостоке 2001-2008
    Началом театра Кабуки принято считать 1598 год, когда в «стране Идзумо» (современная префектура Симанэ) танцовщица ритуальных танцев по имени ОКУНИ (1572-1613?) при Святилище Идзумо, получив разрешение (кандзинтё) и благословение Идзумо-тайся на сбор средств, отправилась по стране собирать деньги на храмовое строительство. Популярность ее творческий коллектив снискал благодаря
  • ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
    октября, 14, 2015 | Театр |

    В сентябре 2015 г. в г. Владивостоке состоялось празднование 100-летия гастролей японского «Гэйдзюцу-дза» (Художественного театра)
    Режиссер-новатор или эффективный менеджер Симамура Хогэцу
    «Мне кажется, я понял те чувства, которые испытывал СИМАМУРА Хогэцу 100 лет назад во время гастролей во Владивостоке, — делится с нами ИВАМАТИ-сэнсэй[1], театральный деятель, режиссер и педагог, директор Дома культуры г. Хамада, во время
  • VI-я Владивостокская Биеннале 25-29 сентября 2009 г. участники из Японии
    сентября, 23, 2009 | Культурные события |
    Театральный коллектив молодежи Кёгэн школы Окура «SHIN»
    Спектакли и мастер-классы
    27 вс. 14-00
    28 пн.15-30
    Место проведения — ГУК «Приморский краевой драматический театр молодежи» (ул.Светланская, 15А)
    «Кёгэн» – это один из традиционных видов японского театрального искусства. На протяжении многовековой истории, делая в своих пьесах акцент, в основном, на смешные элементы, как в сюжете, так и в манере исполнения, фарсовый

Добавить комментарий