Морские крылья Владивостока

Наш город единственный в России, где есть сразу два больших парусника, но этот «актив» пока не занял подобающего ему места

Во всем мире только во Владивостоке и Токио есть сразу два красавца парусника. Когда имя порта приписки красуется на борту большого парусного судна – это повышает статус города и его престиж, вызывает вполне понятную зависть у жителей других морских городов и закономерную гордость у владивостокцев.

УПС «Надежда» Еще бы! Ну кто может устоять перед этой красотой – когда мачты и паруса «Паллады» или «Надежды» неторопливо проплывают по водной глади бухты Золотой Рог и Амурского залива на фоне живописных сопок и сбегающих к морю улиц…

Гордость России
Но в этой душевной «картине маслом» есть немалая доля горечи. Два японских парусника, приписанные к Токио, имеют в самом центре города свой постоянный причал. Другие суда могут ошвартоваться здесь только в отсутствие законных «хозяев».
Когда наши УПС «Паллада» и «Надежда» приходят в любой иностранный порт, их обязательно ставят на стоянку к центральным причалам. Причем не кормой, а лагом (в переводе на сухопутный язык – бортом). Потому что уж больно нравится иностранцам вид легких воздушных силуэтов прародителей современных судов в центре города – словно романтический привет ХХI века из далекого прошлого мореплавания. Поток туристов на наши парусники, пришвартованные в иностранных портах, не иссякает, сколько бы раз ни бросали они там якорь.
– В иностранных портах нас просто оштрафуют, если мы повернемся к причалу, а значит и к городу, кормой, – объясняет капитан УПС «Паллада» Николай Зорченко нюансы морского этикета.

Во Владивостоке все по-другому. Только по большим праздникам УПС «Паллада» и «Надежда» швартуются в центре города у Корабельной набережной.
С одной стороны – президенты разных стран и губернаторы многих городов мира, космонавты, ученые, кинозвезды, побывав на борту владивостокских парусных учебных судов, оставляют восторженные записи в судовой Книге гостей. С другой стороны, обычное место стоянки парусных судов в родном порту – на отдаленных причалах, где их почти не видно. Среди моряков этих экипажей ходит грустная шутка: «Нас посылают известно куда – на задворки города».
Можно наговорить сколько угодно красивых слов о парусниках как о «нашей гордости, визитной карточке города» и т.п., но когда они, как бедные пасынки, загоняются на стоянку подальше от людских глаз, выводы напрашиваются сами собой.

Школа жизни
Между тем, это только одна сторона проблемы. За более чем 30-летнее существование парусных судов Владивостока тысячи курсантов, обучающихся в морских вузах и техникумах Дальнего Востока, прошли здесь практику. В рейсе уже через неделю курсанты легко и без страха поднимаются на любую мачту, хотя знают, что высота самой большой из них – 56 метров. Они уже понимают, что парусное судно – особо сложная категория судов, требующая высочайшей квалификации. Теперь для них слова «марсовые», «косые паруса», «бизань-мачта» или «топ-мачта» – не пустой звук.
Можно сказать, 18-летние парни получают реальное представление о работе в море и своей будущей профессии. Некоторым из них посчастливилось побывать в кругосветном плавании.
– Морская практика предъявляет к курсантам серьезные требования, – говорит капитан УПС «Паллада» Николай Зорченко. – В условиях учебного рейса они становятся сильнее и физически, и морально. Учатся преодолевать свои слабости, выполнять скучную, но необходимую работу. Одним словом, вырабатывают в себе мужской характер. А это главное в любой профессии.
Когда в иностранных портах «Надежду» и «Палладу» торжественно встречают и ставят в центре города на всеобщее обозрение, на борту ежедневно бывают делегации, а местные жители стараются сфотографироваться с курсантами, молодые парни начинают понимать, что они представляют там не только свой вуз, но и Владивосток, Приморье и всю Россию. Курсанты даже не догадываются, что тем самым исполняют важную миссию «народной дипломатии».
Вот эти патриотические чувства и поддержать бы по возвращении в родной порт. Ан нет, «Палладу» опять отправляют куда-нибудь в район Чуркина…

В морской фасад не вписались?
Удивительно, но про «Палладу» и «Надежду» забыли и при утверждении проекта «Морской фасад Владивостока». По крайней мере, упоминания о закрепленном за ними причале в центре города я не увидела ни в одном документе или пресс-релизе на эту тему.
Напомню, что согласно утвержденному проекту морского фасада Владивостока облик города должен очень обновиться до 2012 года – и это происходит уже сейчас у нас на глазах. Что касается причалов в центре города, то, по данным ФГУ «ДВ дирекция Росстроя», в районе 1–2-го причала Владивостокского морского порта будут возведены пассажирские терминалы, рассчитанные на одновременный прием двух пассажирских судов типа Grand Princess. Кардинально изменится 36-й причал, где находился вокзал прибрежных сообщений: причал «выдвинется» на 50 метров в море, а на его месте построят красивую 300-метровую набережную, к которой будут примыкать восемь пирсов для швартовки катеров и паромов. Вместо здания старого вокзала появится современный административно-гостиничный комплекс. Работы на 30-м и 36-м причалах планируется закончить в IV квартале 2010 года.
Об учебных парусных судах «Палладе» и «Надежде» в этих планах – ни слова. Неужто забыли?..

А у причала, а у причала…
Одного желания, безусловно, мало, чтобы «Надежда» и «Паллада» стояли у причальной стенки в центре города – на радость всем нам и туристам. Поскольку причалы, как и вся земля, давно раскуплены-распроданы. На сегодняшний день ни один из причалов в центре Владивостока не принадлежит городу, в основном они находятся в федеральной собственности.
Правда, владельцем одного из причалов – № 30 до недавнего времени был Дальневосточный государственный рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз). Но, по информации Росморречфлота, недавно в связи со строительством здесь современной гостиницы – одного из объектов АТЭС-2012 – этот причал был также переведен в федеральную собственность.
УПС «Паллада» и «Надежда» тоже принадлежат федеральным ведомствам – Федеральному агентству по рыболовству и Федеральному агентству морского и речного транспорта.
Маловероятно, что кто-то из собственников по своей инициативе отдаст свой причал парусникам – прибыль есть прибыль. А если всем миром попробовать договориться? У общественности, депутатов, городской и краевой власти, возможно, найдутся убедительные аргументы, чтобы морской фасад Владивостока украсили мачты и паруса красивейших парусных судов. Пока кто-нибудь не решил, что «Паллада» и «Надежда» лучше будут смотреться где-нибудь в другом месте – например на Москве-реке, чем в бухте Золотой Рог…

Источник: Газета Владивосток №2756 за 02/07/2010

Похожие записи:

  • Парусный Фестиваль в Нагасаки в июле 2010 г.
    августа, 20, 2010 | Паруса дружбы |
    22 июля в бухту Нагасаки парадным строем вошли красавцы-парусники из Японии, Кореи, России. Под небом голубым, стоя на реях, курсанты приветствовали жителей города Нагасаки. Кадеты с ПУС «Надежда» кричали: «Коннитива, Нихон!», «Коннитива, Нагасаки!», «Коннитива, Фестиваль!». На причале парусники встречали дети: «Добро пожаловать в Нагасаки!», когда спросили 7-летнюю Юну Сэния, участницу приветствия, каковы ее впечатления,
  • Фрегат «Надежда» — посол русского мира в Японии
    мая, 18, 2011 | Паруса дружбы |
    «Парни, когда будем идти под мостом в Нагасаки, голову не наклоняйте! Мачты за мост не заденут! Это визуальный обман» — Объяснял курсантам старший боцман фрегата «Надежда» на подходе к японскому порту… 22 июля 2010 г. гостей Международного парусного фестиваля встречал весь город. Толпы людей на набережной и на мосту радостно махали руками, кричали. В
  • КРОНДШТАДТ – ВЛАДИВОСТОК
    августа, 10, 2006 | Паруса дружбы |
    Мы рады в этом номере представить вашему вниманию путевые зарисовки друзей и членов Клуба, которые очень активно покоряют новые земли и страны.

    Мы надеемся, что и впредь члены Клуба будут радовать нас меткими замечаниями по поводу обычаев той или иной страны или новыми открытиями, каким с нами поделилась Елена Ивановна Девятова. Елену Ивановну

  • ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ ГОДА МОРЯКА
    июля, 14, 2010 | Паруса дружбы |
    В июне 2010 г. парусное учебное судно «Надежда» откликнулось на предложение г-на ЯМАМОТО Хисаси, директора департамента Международных отношений Стамбульского технического морского университета, принять участие в важнейшем для моряков событии года – Дипломатической конференции по принятию пересмотренной редакции «Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты» (взамен редакции ПДНВ за 1995 г.). Конференция
  • УЭНО КОСЮ: БЛАГОДАРНОЕ ПИСЬМО О ПАЛЛАДЕ
    мая, 10, 2006 | ИкебанаПаруса дружбы |
    4 октября 2005 г.
    IKEBANA FESTIVAL-2005
    Mrs. Devyatova I. Elena
    Уважаемая Елена-сан! Никогда не смогу забыть то невыразимое чувство восторга, охватившее мою душу, когда я увидел флаг своей страны, развевающийся на мачте «Паллады» под ясным голубым небом Владивостока.
    Большое счастье для меня было получить через Японский центр приглашение от Вас посетить Ваш корабль. Для демонстрации искусства икебана на корабле

1 thoughts on “Морские крылья Владивостока

  1. Лариса Усманова

    Вспоминаю то время, когда «Надежда» стояла в японском порту Хамада и японцы восторженно смотрели на нее. Очень жаль, если парусник переедет на другое место жительства и реже будет появляться в Японии. Все-таки он уже почти стал символом «надежды» установления истинно дружеских отношений между нашими народами.

Добавить комментарий