О. Н. Данилова, канд. техн. наук, доцент каф. СМ ВГУЭС
Как показывает передовой опыт международного сотрудничества, плодотворное межкультурное общение становится возможным при условии существования благоприятной креативной среды открытой для обмена творческими идеями. Наиболее успешные проекты такого рода основываются на уважительном отношении к этнонациональным культурам и сопровождаются демонстрацией красочных традиционных костюмов. Образ человека в этническом костюме наиболее информативен для окружающих, т. к. именно в гармоничном единстве элементов одежды и аксессуаров воплощена многовековая народная мудрость, выраженная в самобытной культуре. Кроме того, традиционный костюм во всех его проявлениях служит творческим источником для проектирования и стилизации современной одежды, поэтому особенно важно изучение национальных социокультурных особенностей, принципов создания формы костюма, смысла орнаментальных сюжетов и цветовой эстетики.
На сегодняшний день одним из наиболее ярких примеров бережного использования культурных традиций, основанных на органичном сосуществовании человека с окружающей природой, является региональный японский дизайн. Японская школа дизайна костюма прошла путь интенсивного развития, начиная с 1960-х годов, когда сформировалась авторская проектная концепция Иссея Мияке (Issey Miyake), в 1970-х гг. появились первые разработки интернационального стиля, принесшие японским дизайнерам мировую известность, и до стабильного авторитета японской школы экспериментального дизайна в наши дни. Уникальность системы формообразования современного японского костюма заключается в сохранении всех достижений предшествующих поколений и параллельном сосуществовании нескольких подходов в создании одежды, к ним относятся следующие направления:
· использование традиционного кроя и материалов;
· слияние отдельных элементов японской культурной традиции с европейским дизайном и зарождение принципиально новых тенденций формообразования современного костюма;
· развитие неотехнологического дизайна, направленного на решение проблем адаптации высоких технологий к потребностям и ценностям человека.
Правительственные круги Японии и России уделяют большое внимание проблемам развития креативности молодежи, главным образом, за счет ориентации программ профессионального образования на решение конкретных художественных, практических и производственно-технических задач. Несомненно, образовательные учреждения различных уровней подготовки и культурно-развлекательные центры служат основными организационными структурами для пропаганды достижений культурного наследия, возрождения традиций и развития творческой деятельности.
Неизменный интерес российской студенческой молодежи к традиционной японской культуре и современному дизайну объясняется не только стремлением постичь секреты технологической универсальности, но и особым эстетическим и эмоциональным наполнением образов страны восходящего солнца. Для получения правильного представления о создании этнонационального костюма студенты кафедры сервиса и моды (СМ) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) изучают литературные источники, в которых описываются художественно-технологические особенности одежды, выполняют зарисовки с натуры и по репродукциям работ известных японских художников, знакомятся с пластикой фигуры человека в традиционном костюме. Для детского театра ВГУЭС разработана коллекция моделей «Загадки Востока», в состав которой входит костюм, выполненный по японским мотивам.
Следует отметить то обстоятельство, что студенты, аспиранты и преподаватели кафедры СМ ВГУЭС, коллектив Театра моды «Пигмалион» ВГУЭС с большим удовольствием принимают участие в шоу и мастер-классах традиционного и современного японского костюма, организованных при поддержке Генерального консульства Японии в г. Владивостоке и международного Rotary club (отель Хендэ (Hotel Hyundai), Японский центр во Владивостоке, Приморский государственный объединенный музей им. В. К. Арсеньева (ПГОМ им. В. К. Арсеньева), зал Ученого совета и театр моды «Пигмалион» ВГУЭС).
Проект «Юката-шоу: от традиции к современности» (18 июня 2011 г., Театр моды «Пигмалион» ВГУЭС) является хорошим примером тесного сотрудничества дирекции Японского центра во Владивостоке и кафедры СМ ВГУЭС (см. фото). Это мероприятие можно сравнить с живописным эскизным наброском, объединяющим сразу несколько жанров традиционного и современного японского искусства. Несомненно, опыт участия студентов ВГУЭС в данном шоу в качестве демонстраторов мужских и женских юката надолго останется в памяти как частица японской души и послужит важным вкладом в развитие профессионального мышления будущих дизайнеров костюма. В завершение яркого летнего шоу на подиуме все участники дефиле приняли участие в фото сессии, которая проходила в Саду Дружбы Тояма-Владивосток, организованном на территории кампуса ВГУЭС более 10 лет назад по Программе сотрудничества Приморского края, правительства префектуры Тояма и председателя общества дружбы Тояма-Владивосток, а также при поддержке специалистов и волонтеров префектуры Тояма.
Изучению японского понимания тенденций современной мировой моды и организации собственного бизнеса посвящена серия профессиональных семинаров, проходивших во ВГУЭС и организованных Японской ассоциацией по торговле с Россией и Восточной Европой в рамках проекта оказания содействия развитию малого предпринимательства в России Министерства внешней торговли и промышленности Японии. Выпускники и преподаватели ВГУЭС принимали участие в семинарах, проходивших в Японии на швейных предприятиях, например, семинар «Создание предприятий в сфере производства и создания готовой одежды» (29.01-03.02.2001).
Важным аспектом регионального дизайна является выставочная деятельность, ориентированная на запросы широкой аудитории и реализованная в виде постоянных экспозиций или динамичных краткосрочных представлений (Flash-mob), творческих конкурсов, фестивалей, дефиле традиционного и современного костюма. Кафедра СМ ВГУЭС совместно с коллективом Ниигатского Института всеобщей моды (Niigata Institute of Total Fashion — NITF) в течение почти десяти лет организовывали фестивали молодых дизайнеров одежды – «На рубеже веков», «Пигмалион» (г. Владивосток) и выпускное шоу NITF в зале «Ниигата XXI век» (г. Ниигата, 1997, 1999). Коллекции современной одежды, разработанные российскими студентами на основе традиционного кроя кимоно или интерпретации в костюме объемных композиций оригами, получили высокую оценку международной общественности.
Дальнейшие перспективы российско-японского сотрудничества в области изучения традиционного и современного японского костюма могут иметь хорошо известные, апробированные и распространенные в международной практике организационные формы рекламы национальной моды. Театрализованные представления с международным составом участников в увлекательной форме рассказывают об истории традиционного костюма и его роли в культурной жизни региона. На Дальнем Востоке сегодня созданы социокультурные предпосылки для формирования потребности в понимании традиционной системы ценностей, которая воплощена в гармонии этнонационального костюма. Стремительное развитие информационно-креативного пространства с учетом интересов Fashion-индустрии и расширение сферы дизайнерской деятельности способствуют появлению новых проектов, в том числе связанных с образовательными, экскурсионными и туристическими программами.
Думаю, всем, кто интересуется миром моды, будет интересен факт: в Париже на показе коллекций осень-зима 2011 Джорджио Армани представил свою коллекцию «в честь» Японии. Платья из этой коллекции украшали орнаменты, напоминающие рисунок традиционного кимоно, были использованы элементы традиционного пояса оби, ткань с вышивкой ручной работы виде цветов сливы (тиримен), и всеь дух коллекции был пропитан ароматом Японии. Автор коллеции — Джорджио Армани — посвятил свою работу Японии, выразив тем самым свою поддержку японскому народу после разрушительного землетрясения. См. инфо http://www.asahi.com/fashion/beauty/TKY201107050712.html
Коллекция Армани, посвященная японскому костюму, действительно произведение искусства. Спасибо за информацию