Наступает время смыслов. Его нельзя упустить
Владивосток имеет уникальный шанс изменить имидж
Владивосток – морской город. Владивосток – город-порт. Владивосток – город сопок и туманов. Владивосток – город праворульных машин. Если попросить вас, читатель, возможно, вы сходу вспомните еще несколько определений, которые так или иначе представляли бы образ города, выделяли в нем основное, главное… И если собрать все эти определения воедино, получится… Правильно, имидж Владивостока.
Всерьез задумываться над тем, каким наш город видят жители России, иностранцы, как, в конце концов, он выглядит в наших собственных глазах, мы стали задумываться совсем недавно. А ведь вопрос очень серьезный. Город, который после Пусана, Сингапура, после Йокогамы будет принимать саммит АТЭС, окажется под пристальным вниманием…
Сначала – молодой и энергичный…
В середине декабря в Японском центре Ольга Кравченко, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Владивостокского института международных отношений ДВГУ, провела семинар «Позиционирование Владивостока в региональных СМИ», который на самом деле охватил гораздо более широкий и важный спектр проблем.
— Имидж – это технология, — говорит Ольга Николаевна, — и значит, ее надо развивать, над ней надо работать… Ведь если в 2007 году (а именно тогда состоялся первый семинар, посвященный этой важной теме) говорить всерьез о работе над имиджем города не приходилось, то сегодня многое изменилось. Показать себя с лучшей стороны хочет не только Владивосток, но и Россия в целом. И в этом смысле у нас уникальная ситуация, которой нельзя не воспользоваться. У Владивостока сегодня, возможно, самая имиджевая реальность, сравнить в этом смысле город можно разве что с Сочи и Казанью…
Почему точкой отсчета был выбран именно 2007 год? Все просто – именно в этом году впервые (и очень робко) заговорили о том, что, возможно, в перспективе наш город примет саммит АТЭС. Если честно, в это мало кто верил…
— Тогда, — говорит Ольга Николаевна, — в связи с активизацией культурной и общественной жизни в городе, развитием международных контактов, мне показалось интересным проследить, как пишут о нашем городе средства массовой информации, что о нем думают сами горожане.
— Каким же виделся имидж города в 2007 году?
— Основательно отличающимся от сегодняшнего. Не в лучшую и не в худшую сторону, просто – другим. Те, кого мы опрашивали в 2007 году, описывали Владивосток как молодой, энергичный город. Почти все мало верили в перспективы экономического роста, но подчеркивали, что он может стать центром европейской культуры в Азии – этому, в частности, способствовал факт проведения во Владивостоке кинофестиваля «Меридианы Тихого», а также то, что в нашем городе киносъемочные группы из Китая, Кореи снимали «европейские интерьеры».
Но если с потенциальной ролью Владивостока была хоть какая-то ясность, то эмоциональный образ города в глазах его жителей в 2007-м был очень противоречивым. Люди называли массу проблем Владивостока: водоснабжение, пробки, дороги, слабая власть, криминал и десятки других, причем проблемы эти были такими острыми, что внутренний взгляд горожан на город был очень негативным.
А вот радовал Владивосток своих жителей в основном природой. Море, сопки, красивые девушки – вот что согревало души.
Следует заметить, что в тот момент люди совсем не видели перспектив города, почти никто не говорил о том, что Владивосток — форпост России, о его социально-экономической роли в регионе и речи не шло.
А ведь уже тогда Минрегионразвития видел в будущем Владивосток как инновационный центр в азиатской части России. Хотя тогда еще про инновации говорили очень робко, но уже шла речь о том, что, возможно, вскоре у нас будут делать автомобили…
— Я так понимаю, Ольга Николаевна, что с 2007 года вы не оставляли тему имиджа Владивостока и проводили исследования?
— Да, в частности – над ними работали мои дипломники. Особенно удачной была работа Василины Попиль «Роль рекламы в формировании бренда города».
Мы проводили интервью по разделам «Мой город», «Наш город», «Город в СМИ». Отвечая на вопросы «Мой город» респонденты рассказывали, как лично они воспринимают Владивосток; «Наш город» — это попытка подняться над бытовым восприятием, оценить имидж города с позиции «мы». Здесь мы просили дать определение жителям города, какие они. К нашему удивлению выяснилось, что владивостокцы – вечно спешащие, невежливые и даже злые… Вот такой самокритичный взгляд…
— Интересно, что владивостокцы не только весьма самокритичны, но и глобальные перспективы города оказались не в состоянии оценить…
— Это как раз нормально. Будни заслоняют нам видение перспектив, это в человеческой природе.
И в этом смысле особо я бы выделила третий блок вопросов. Потому что впору говорить о роли средств массовой информации в формировании имиджа города. Горожан нужно правильно сориентировать, пояснить, как воспринимать событие, что в нем ценного. Рядовой гражданин просто не состоянии охватить тот плотный поток новостей, который обрушивается на него каждый день, тем более – проанализировать его и сделать глобальные выводы. Средства массовой информации в этом смысле должны выполнять роль аналитика, направлять читателя, вычленять позитив…
Затем – деловой и успешный
Итоги семинара 2010 года, по словам Ольги Николаевны, интересны даже больше, чем три года назад. Во-первых, кардинально изменился облик города. Сегодня владивостокцы видят его не просто энергичным, а деловым, успешным. Именно такой имидж Владивостока они хотели бы предъявить и жителям России, и иностранцам.
Изменился и тот набор проблем, которые мешают горожанам жить. Конечно, среди них есть вечные — пробки, дороги, но на первые места вышли вдруг проблемы климата, тяжелых погодных условий города и его ландшафтные особенности. Показательно, что самих же владивостокцев стал волновать вопрос индивидуализма и разобщенности горожан.
— И здесь, — подчеркивает Ольга Николаевна, — снова должны свою работу выполнять СМИ, объединяя людей. Ведь в анкетах участников исследования наметился любопытный дискурс: несмотря на то, что в проведение саммита во Владивостоке верят уже все, четко видна тенденция: саммит сам по себе, а люди сами по себе. Чем полезен саммит для города и горожан, что хорошего он несет, люди пока не понимают. Зато стройки, из-за которых то и дело возникают пробки, всех раздражают. Вот, вот где крайне нужны усилия административного ресурса и средств массовой информации, усилия экспертов, уважаемых, авторитетных людей! Их мнения, широко представленные, растиражированные, смогли бы сломить этот лед недоверия.
Впрочем, уже сегодня горожане признают: у Владивостока появилась возможность стать лидером социально-экономического развития региона. В ответах встречаются эпитеты «уникальный», «новый», «город будущего», «перспективы», «стройка века»… Если этими настроениями правильно воспользоваться, уловить и развить их, то, возможно, нам удастся сотворить чудо, и из Владивостока навсегда исчезнет провинциальная недостаточность. Мы строим город будущего, мы нацелены в будущее – вот лучший базис для имиджа.
— И тут главное – не упустить время, — считает Ольга Кравченко. — У нас наметились серьезные миграционные тенденции – люди уезжают… Уезжают по многим причинам, но в том числе и потому, что не чувствуют себя удачными, успешными, не чувствуют успешным сам город…
Меж тем достаточно взглянуть на проблему чуть-чуть иначе… Да, мы живем в тяжелом климате, с ужасными пробками, с малым количеством детских садов, с плохим качеством дорог и так далее, и так далее. Но живем! А в мире сегодня особо ценны два качества — мобильность и адаптивность. И эти самые качества у нас есть! Мы, живущие во Владивостоке, – особые люди, успешные в преодолении трудностей. Не неудачники, которым некуда уехать, а люди, которые верят. Верят в то, что город сможет достичь своих перспектив, что они сбудутся.
На этом посыле можно выстроить позиционирование города. Другие города России выстраивают свой имидж на куда более зыбких смыслах. Например, на историко-культурной привлекательности – возьмем города Золотого кольца России; либо – как Пермь – как культурная столица России.
— А чего больше всего боятся опрошенные вами владивостокцы?
— В большей степени – обманутых надежд. Боятся поверить в возможность лучшего. Мы любим идеализировать будущее, создавать сказочную реальность, но при этом опасность разочарования останавливает нас от веры в строящуюся действительность. Поэтому так важны экспертные мнения, мнения людей, которые разбираются в тонкостях и могут компетентно разъяснить происходящее, уверенно рассказать, что происходит и что будет…
Городу и горожанам нужно самоуважение, нужно, чтобы нам с вами сказали: молодцы, потерпите еще немного, ведь мы вовлечены в глобальный процесс перемен. Населению нужно обязательно оказать уважение – хотя бы за терпение. В этом смысле есть, чему поучиться, у Йокогамы. Там во время подготовки к саммиту ставили совершено четкую цель: максимально комфортно должно быть не гостям в первую очередь, а жителям города. Это очень важно…
Фейсом об Задорнова
И конечно, если говорить об имидже Владивостока, нельзя не вспомнить скандал, устроенный юмористом Михаилом Задорновым. Ольга Кравченко во время семинара уделила этому вопросу особое внимание. Не потому, что урон, нанесенный заявлением Задорнова, столь велик, а потому, что здесь есть, о чем подумать…
— Михаилу Николаевичу, — считает Ольга Кравченко, — когда он еще только выступил со своей репризой, сразу нужно было задать вопрос «зачем», а не объяснять всевозможные «потому что». «Потому что» всегда предполагает некую униженность, попытку оправдаться. А вот на вопрос «зачем» Михаилу Николаевичу пришлось бы отвечать самому, и не думаю, что он нашел бы слова. На наших попытках оправдаться он выстроил себе целую пиар-компанию…
— Повлияло ли мнение Задорнова на имидж города в глазах владивостокцев и в глазах жителей России?
— Я думаю, да. Ведь его слова – в силу своей провокационности и того, что многие СМИ за них ухватились – тиражировались очень плотно. И хотели ли мы обращать на его высказывание внимание или нет, оно сделало свое дело.
Подобные высказывания я считаю – с точки зрения использования сатиры как инструмента социо-культурного проектирования – недопустимыми, непрофессиональными. Сатира – инструмент выявления недостатков и поиска путей их преодоления. А здесь мы видим понижающее имиджевое позиционирование, причем очень неактуальное.
Высказывание Задорнова было нетактично, поскольку в буквальном смысле стреляли из пушек по воробьям. Небольшой город на самом востоке России вдруг оказался под прицелом федерального телеканала, предоставившего Задорнову свою площадку, свой эфир и не вырезавшего эту реплику из программы. Кроме того, мощнейшее орудие перестройки общества оказалось направлено против женщин – уже в который раз.
Бестактным это заявление было и потому, что все, что за рамками дресс-кода, — дело вкуса. И когда нам говорят, что в Америке девушек в таком наряде выгнали бы на улицу, я хочу сказать, что в США такие высказывания никогда не появились бы в эфире, потому что телеканалы там заботятся о своей репутации и своем финансовом благополучии. А уж в том, что канал бы поплатился за трансляцию попытки внешнего воздействия на территорию личности, можно не сомневаться. Мы же пока еще слабо защищаем свою личную территорию от подобных терактов, поэтому и проскакивают такие заявления в эфире.
Уверена, что заявление Задорнова – серьезный его просчет. Негативные высказывания никогда не воспринимаются позитивно и никогда не улучшают восприятие человека, их произносящего.
Вспомните, как тактичен и воспитан был Александр Васильев, когда его спросили о заявлении Задорнова. Он не только не позволил себе оценочных суждений, он сделал одно очень важное заявление. Он сказал: Владивосток – азиатская часть евразийской страны (а грех забывать о том, что Россия – евразийская страна, тем более в городе, в котором готовится саммит АТЭС), и не нужно этого стесняться, не нужно подстраивать себя под Европу, нужно гордиться и продвигать свои тенденции.
Кроме того, высказывание Задорнова и вся последующая полемика, им устроенная, – непатриотичны. Сегодня России стараются напомнить, что это – единая страна. И когда возникают противопоставления небольшого и «провинциального» города столице – якобы особо ценностной территории, где все иначе, думаю, это неактуально и непатриотично. Противопоставление территориальное внутри страны – это не самое лучшее, что может сделать публичный человек.
Кстати, в интервью «Собеседнику», говоря о скандале, уходя от острой темы, в которой он себя не очень уверенно чувствует, Михаил Задорнов опять позволил себе оценочные характеристики, назвав Владивосток городом торгашеского креатива. И это опять имиджевая характеристика, которая оказывает влияние в первую очередь на мнение о Владивостоке тех людей, которые живут в центре страны и никогда не жили так географически удаленно от центра. Ведь эту точку зрения высказывает эксперт – сатирик, мелькающий на экране. Я думаю, что те, кто выходит в большой эфир, должны быть более ответственны в своих суждениях. Есть такое понятие «информационная этика» и ее нужно соблюдать.
Сатирик должен находить крупные проблемы общества, обращать внимание на них и обязательно показывать пути выхода. А от смеха без причины недалеко и до насмехательства…
Мои студенты получили возможность – я им предложила – в свободной форме высказаться по поводу ситуации с Задорновым. Так вот практически у всех прозвучала обида, как у девочек, так и у мальчиков. Почти все говорили примерно следующее: обидно, что про Владивосток – вот так. Узко и оценочно, и только негативно. Потому что у ребят наконец-то появилась вера: мы другие. К 2010 году люди стали думать о себе лучше, поверили в то, что Владивосток – форпост, что мы важны России, что мы – окно в Азию для огромной страны. И вот в самом начале этой веры появляется такое суждение, нам говорят: вы смешные, торгашеские, без вкуса, вы – никто…
Задорнов приклеил Владивостоку ярлык, и ничего хорошего в этом нет…
К переменам готовы!
Впрочем, скандал с Задорновым – это все же не самое важное событие во Владивостоке с точки зрения имиджа. Важнее то, что город входит в иную стадию развития, меняется лицо города.
— Ольга Николаевна, вы оптимистка, вы считаете, что и Владивостоку, и России удастся предстать перед миром и своими гражданами в ином свете?
— Да, я оптимистка. Сейчас наступает время смыслов. И главный смысл, на котором можно построить имидж города: нам здесь жить! Я люблю Владивосток и хочу, чтобы он развивался и нравился многим.
— Если бы вас попросили вычленить главное, что нужно продвигать в имидже Владивостока, что бы вы выбрали?
— Готовность к переменам, позитивное ожидание этих перемен. Особый упор я бы сделала на экспертные оценки. Пусть авторитетные, уважаемые люди расскажут, что принесут Владивостоку перемены.
Я бы подчеркивала чаще и тот факт, что меняется восприятие Владивостока в глазах соседей по АТР, что в нас верят, тому свидетельством – и участившиеся визиты иностранных делегаций, и приезд журналистов из других стран. Это надо активно поддерживать и освещать.
Любовь БЕРЧАНСКАЯ
P.S. статья: Эксперты считают, что больше всего владивостокцы боятся обманутых надежд
Вашим имиджелогам может быть интересно участие в конференции Европейской ассоциации по ПИАР
https://www.istanbul.edu.tr/euprera2012/
Спасибо! Передам!
Можно поспорить о лозунгах, анализе жанных и выводах, но нельзя спорить о важности темы.
Но в случае с «имиджмейкерством» теория чаще всего никуда не ведет, надо делать и эти действия будут создавать образ:)
Мы живем в этом городе. Этот город наш. Мы и есть Владивосток.
В этом контексте термин «идеология» мне нравится больше. А «имидж» это уже следствие
Отлично! спасибо за отклик на статью, а то на, мой взгляд, она прошла незамеченной, а ее надо бы обсудить!