Мы очень рады возможности познакомить наших читателей с одним из луших дизайнеров мира – КИТА Тосиюки 喜多俊之! Не скроем, нам бы очень хотелось, чтобы наши «стройки века» к Саммиту АТЭС 2012 не обошлись бы без участия признанных мировых мэтров архитектуры и дизайна. Чтобы наши талантливые студенты, архитекторы и дизайнеры имели возможность постоянно общаться, учиться и получать импульсы к творческому совершенствованию у признанных мастеров. Чтобы мы с вами имели возможность приобретать новинки и классику работ дизайнеров мирового уровня в широком ассортименте.
Вопросы к Кита-сэнсэй мы разбили на несколько категорий, из которых он выбрал те, что ему пришлись по душе: традиционное искусство, частная жизнь, Россия, разница в чувстве прекрасного Востока и Запада и что такое дизайн. К сожалению, из экономии времени нам пришлось общаться на английском языке, что скрало львиную долю обаяния собеседника. Прошу вас это учесть и читать между строк. Надеюсь, что у нас будет не однажды возможность не только поговорить с сэнсэем, но и увидеться здесь у нас во Владивостоке.
Благодарим за помощь в организации интервью с Кита-сэнсэй дизайнера Кристиана БУШАРЕНКА (Christian BOUCHARENC) и личного помощника сэнсэя Аюми ИМАДЗАКИ (Ayumi IMAZAKI).
TRADITIONAL ART
Вопрос: японская культура считается «монодзукури бунка» – культурой создания вещей, что это значит?
Кита-сэнсэй: Японский архипелаг, как известно, располагается в субтропической зоне, что делает разнообразным нашу природу. У нас ярко выражены все времена года, сезонные изменения окружающих нас пейзажей — эстетическая основа японской культуры: прозрачно холодная зима, жаркое лето, буйная цветами весна, яркая осень. Япония к тому же окружена морем, наша жизнь сильно зависит от него — рыба и разные моллюски очень любимы японцами, мы их с удовольствием едим. Традиционная культура в очень значительной мере связана с природой. В частности, уклад средневековой Японии привёл к развитию местных промыслов, ремесел, декоративно-прикладного искусства. В разных частях страны производилось большое разнообразие деревянных изделий, бумаги, керамики и местных угощений. Очень важно понимать, что при создании всего этого большое внимание и огромные усилия прикладывались к созданию вещей высочайшего качества. И в наши дни внимание к качеству продукта – неотъемлемая часть японского менталитета, культуры «создания вещей».
В: впервые Ваше имя мне стало известно благодаря книге «Васи и уруси» (васи – традиционная японская бумага, уруси – традиционные японские лакированные изделия), в которой Вы с большой нежностью пишете о традиционном декоративно-прикладном искусстве Японии. Почему Вас заинтересовали традиционные ремесла?
Кита-сэнсэй: Мне лично стали интересны прикладные японские искусства более 40 лет назад, то было время, когда по всей стране творили выдающиеся мастера традиционных ремесел, из их рук выходили потрясающей красоты работы. Мне посчастливилось познакомиться с одним из них, он делал исключительно красивые вещи, потрясшие меня своей красотой. Я почувствовал необходимость проникнуть в этот мир, сохранить его и передать будущим поколениям. Это меня сильно увлекло, и я был серьезно вовлечен в совместное творчество с ним.
В: мне попадалось Ваше высказывание по поводу уруси – лакированных изделий – когда Вы сказали, что уруси можно сравнить с компакт-диском. Но CD — «холодна форма», мы его ценим за функциональность, а не за тепло и многослойную глубокую красоту, как уруси.
Кита-сэнсэй: уруси – лак – делается из натуральной смолы, это очень сильное и красивое вещество. В древности люди делали много бытовой разнообразной утвари с использованием смолы. Разумность – это главное в создании повседневных предметов, натуральные материалы обладают этим качеством. Функциональность и разумность основные качества для тех предметов, которые мы испоьзуем каждый день, в таком случае не лучше ли взять это за основу и создавать не только функциональные, но и красивые вещи.
В: Японский центр на протяжении многих лет поддерживает проект Икебана, из истории искусства икебана, мы уяснили, что она тесно связана с архитектурой, возможно ли сказать, что икеабана – это был первый шаг, предтеча интерио дизайна?
Кита-сэнсэй: для организации внутреннего пространства все играет свою роль: используемый материал, свет, цвет, мебель и другие аксессуары. Есть ли в интерьере цветы, зависит от хозяина интерьера. Когда вы изучаете интерио дизайн, очень важно изучить природу человека, главного действующего лица того просранства, с которым вы работаете. Другими словами, вам сначала надо изучить человека – как он двигается, живет, что ему удобно – динамику, эргономику, сопромат, не забудьте о возрасте обитателей вашего интерьера. Икебана – несомненно важный эелемент создания красоты, но Человек – прежде всего.
В: все мы знаем знаменитую драматическую историю, связанную с Сэн-но Рикю. Случалось ли в Вашей жизни подобная коллизия, когда Вы столкнулись с «другим» понятием о прекрасном?
Кита-сэнсэй: Как вы знаете, я создал чайную комнату, и прежде чем создать ее, я изучал искусство чайной церемонии по Сэн-но Рикю. В итоге я создал складывающуюся комнату на 2 татами исключительно с лакированными стойками. Во времена Сэн-но Рикю было немало меценатов, поддерживавших искусство. В наши дни таких людей крайне мало. Отсутствие таких людей заставляет художника не только придумывать идею, образ будущего произведения, но и думать о том, как организовать производство. Однако в этом есть своя прелесть, мы разговариваем на равных со своими клиентами, а в таких условиях проблема разночтения в чувстве прекрасного преодолима.
PRIVATE
В: обычно люди стараются отдохнуть, сменив привычную деятельность на творчество, а что делаете Вы, чья работа и есть творчество?
Кита-сэнсэй: Я провожу свои выходные очень обычным способом: хожу гулять, навожу порядок в доме, хожу по магазинам с женой, в театр, к друзьям или друзья приходят ко мне. Иногда я готовлю вкусные угощения, накрываю на стол. Для дизайнера очень важно уметь жить обычной жизнью!
В: если ли у Вас есть время ходить по театрам, что Вы любите более всего традиционный японский или европейский театр?
Кита-сэнсэй: когда у меня выдается свободная минута, я хожу в кино или театр. Не могу сказать, что я постоянно смотрю только традиционные постановки, конечно, я люблю Кабуки и Бунраку, но больше все же смотрю интернациональное искусство.
В: интересует ли Вас преподавательская работа?
Кита—сэнсэй: я преподаю в Osaka University of Arts. Общение с подрастающим поколением, которое придет нам на смену, и творческая работа с ними сильно вдохновляют меня, я считаю время, проводимое в качестве преподавателя, используемым наиболее продуктивно.
В: Вы – один из 100 лучших дизанйеров планеты, чувствуете ли на себе ответственность за формирование вкусов у человечества?
Кита-сэнсэй: меня необыкновенно радует тот факт, что я живу именно в наше время. В современном мире существует очень много возможностей для людей, когда люди могут выбирать свободно свой стиль жизни и самостоятельно формировать свои вкусы. Я считаю себя счастливым человеком, у которого есть уникальная возможность разделить с ними восторг совместного творчества.
RUSSIA
В: я очень надеюсь, что мы сможем встретиться во Владивостоке. Какой формат встречи предпочтительнее для Вас?
Кита-сэнсэй: Я еще не был в России, но я всегда интересовался ею, ведь это наш огромный сосед. Если мне доведется побывать во Владивостоке, я бы хотел начать со встречи с местными дизайнерами, бизнесменами и студентами.
В: Что Вы думаете о возможности работы с русскими? У нас идет большая стройка к Саммиту АТЭС 2012.
Кита-сэнсэй: последние 40 лет я успешно работаю с различными компаниями в Европе, Америке, Азии и Японии. Если Россия меня пригласит, то, не сомневаюсь, наш совместный опыт будет так же успешен. Я бы хотел поработать с российской стороной, если меня заинтересует предложение.
В: Владивосток для японцев представляется самой близкой Европой, однако современное строительство нередко портит вид исторического облика города, как Вы думаете, надо ли бороться с новыми застройками?
Кита-сэнсэй: модернизацию общества избежать не получится, но совершенно необходимо сохранять и правильно содержать те места и улицы, в которых сосредоточена историческая традиция, иначе можно легко потерять индивидуальность того места, в котором вы живете.
В: сколько интересных русских идей Вы помните среди участников известного конкурса Good Design?
Кита-сэнсэй: боюсь, что русские никогда не были в списке награжденных в конкурсе Good Design
В: что Вы думаете о русском стиле в дизайне?
Кита-сэнсэй: в России наблюдается невероятный экономический подъем, я уверен, он повлечет за собой и всплеск дизайнерской мысли.
DIFFERENCE BETWEEN JAPANESE AND EUROPEAN SENSE OF BEAUTY
В: на протяжении многих лет Вы ведете успешные проекты с итальянскими коллегами, как Вам это удается?
Кита-сэнсэй: я – человек Востока, но я уверен, что настало время, когда для успешной творческой карьеры понадобятся знания и о Западе и о Востоке, по-другому станет невозможно. Мы получаем мудрую поддержку от окружающего мира, мы все думаем о своей жизни о и том, как развивать промышленный потенциал своей страны. Такие мысли меня каким-то естественным образом привели к сотрудничеству с итальянскими коллегами.
В: я читала, что комната для чайной церемонии, о которой Вы говорили выше, имела оглушительный успех на Западе, но была прохладно встречена в Японии, почему?
Кита-сэнсэй: действительно Nijju Kekkai была очень популярна в Европе, но и в Японии она была оценена чуть ли не выше. Как раз недавно я создал сцену для театра Но, и на это меня вдохновила моя комната для чайной церемонии.
В: Вы много работаете с европейцами, можете ли Вы сказать одним словом, какова разница между европейским и японским чувством прекрасного?
Кита-сэнсэй: вообще-то, большой разницы между нашим мировоззрением нет. Посудите сами, разве кто-то из нас может сказать, что красивый цветок некрасив или хорошенький щенок вовсе не мил? Мне кажется, мы все обладаем одним и тем же чувством прекрасного.
В: что из европейской культуры Вы любите более всего: театральное искусство, живопись, музыку?
Кита-сэнсэй: пожалуй, первой я назову музыку, поставлю ее впереди живописи, дизайна и театра. Хотя я люблю всё это, я способен понять всё без всякого внутреннего сопротивления.
WHAT IS DESIGN?
В: не кажется ли Вам, что если дизайнеры производят очень функциональные вещи, они могут сделать нас совершенно ленивыми?
Кита-сэнсэй: дизайн, как я его понимаю, включает в себя важную составляющую – функциональность, затем – безопасность, экономическую эффективность, направленность на нужды клиента, красоту формы и цвета, ну и ряд других составляющих. Когда все эти качества соотнесены между собой в гармоничный тандэм, это и есть хороший дизайн, но когда не достигнута эта гармония, никто не назовет эту работу дизайнера хорошей. Уверен, что никакая вещь красивая по форме, но легко ломающаяся или сделанная без учета нужд пользователя, не достойна называться дизайнерской работой.
В: итак, одним словом дизайн можно определить как…
Кита-сэнсэй: гармония
В: можете ли Вы узнать стиль работы японских дизайнеров среди других, если не знаете, чья эта работа
Кита-сэнсэй: это невозможно
В: Вы связаны с конкурсом Good Design, дайте, пожалуйста, совет российским дизайнерам, как можно победить в нем?
Кита-сэнсэй: Ключ к победе в этом конкурсе – продемонстрировать согласованность всех составляющих качеств дизайна: функциональность, безопасность, стоимость, забота о человеке, а также бережное отношение к окружающей среде.
Официальный сайт Кита-сэнсэя https://www.toshiyukikita.com/