ГОДОВОЕ СОБРАНИЕ СТАЖЕРОВ В ГОД 20-ЛЕТИЯ!

Titul

Вот уже восьмой раз подряд мы собираемся каждый февраль выслушать стажеров за предыдущий год. Каждый год наше собрание приветствуют официальные лица, прежде всего, Генеральное консульство Японии в г. Владивостоке. В этом году перед нами выступил консул г-н ХАТТОРИ и выразил надежду, что стажировки укрепят в наших предпринимателях желание взаимодействовать с японской стороной.

Нельзя сказать, что за 20 лет своего существования Японский центр только 8 раз собирал стажеров, ранее, при первом директоре Сузуки-сан (1996-1999), мы не раз собирали первых стажеров с одной целью – узнать, как можно применить увиденное ими в Японии на наших предприятиях. Позже мы стали приглашать стажеров отдельно по группам, чтобы поговорить с ними об этом. Но после того, как меня отправили в 2008 г. сопровождающим группу стажеров, мне стало окончательно ясно, что этот опыт мы не можем не передавать другим. Мало общаться между собой ограниченной группой, совсем недостаточно обсудить плюсы и минусы даже во время расширенных встреч по отраслям. Необходимо как-то делиться полученной информацией и, что еще важнее, своими мыслями по поводу увиденного в Японии, со всем городом и регионом, а лучше – со страной. Поэтому мы с 2008 г. просим всех наших стажеров писать отчеты для нашего сайта после возвращения из Японии. По статистике Клубного сайта, где размещены наши отчеты, мы видим, что более всего нас читают Владивосток, Москва, Хабаровск и Екатеринбург (в такой последовательности).

В этом году мы решили сделать Годовой отчет по новой схеме. Не рассказывать то, что можно прочитать на сайте, а представить под новым углом все увиденное, поднявшись над отраслевыми проблемами. Иными словами, вместо традиционных презентаций от каждой группы по теме стажировки перешли к презентации результатов совместной работы во вновь образованных группах, распределив стажеров между собой по случайному принципу, по общим проблемам.

Мы решились на такой шаг, чтобы дать возможность стажерам познакомиться с коллегами из других групп и создать новые деловые отношения, а также для того, чтобы познакомиться с углом зрения коллег из других областей на те же самые проблемы, что волнуют всех предпринимателей. Итого у нас вместо пяти групп по темам стажировок возникли пять новых групп по следующим проблемам: деловая коммуникация, корпоративная культура, инновации (внедрение нового), клиентоориентированный бизнес, обмен опытом различных сфер  бизнеса (бенчмаркинг).

Мария ИСАКОВА

О деловой коммуникации можно говорить бесконечно, мы попросили выделить первое, что приходит на ум и самое яркое. Группа делегировала Марию ИСАКОВУ. Несмотря на то, что у коллег было не очень много времени на подготовку, они вспомнили не только общеизвестный ритуал обмена визитками, но и о традиции принятия решений «снизу-вверх», о том, что японцы, кстати, из-за этой традиции, долго принимают решение, но, если приняли, следуют договоренностям неукоснительно.

Евгений ЖИРЯКОВ

Каждый выступающий от группы по нашим правилам должен был представить всех своих коллег, с которыми он работал во вновь образованной группе, по именам и назвать стажировку коллеги. Как вы понимаете, мы добивались таким образом запоминания новых контактов. О корпоративной культуре группа доверила выступить Евгению ЖИРЯКОВУ. Коллеги вспомнили о том, что в японским ресторанах не берут чаевые, что внутри компании распространены стажировки и ротации – такой своеобразный формат менторства, и что компания – это семья, которая трудится на благо общего дела, а не только ради извлечения прибыли. Кстати, говоря о корпоративной культуре, выражаю искреннюю благодарность группе стажеров по теме «Розница» за поддержку творческой атмосферы и постоянную обратную связь с Японским центром.

Роман ГУБКИН

Давно на слуху тема инноваций, мы решили выяснить, что стажерам запомнилось на стажировке из того, что можно было бы назвать этим термином. Об этом рассказывал от группы Роман ГУБКИН. Особенно хотелось бы отметить его выступление как одно из самых структурированных и информативных. Конечно, вспомнили автоматизацию всего, что можно автоматизировать, чтобы облегчить жизнь трудящимся. Качество – как философия инновационных процессов, иными словами, японцы стремятся усовершенствовать идею функциональности и удобства, превращая это в добавленную стоимость продукта.

Артём ЕГОРОВ

О клиентоориентированном бизнесе нам рассказывал Артём ЕГОРОВ. Тут, конечно, так хочется много сказать, что трудно остановиться, перечисляя примеры. Мы с вами знаем, что идея обслужить клиента так, чтобы он вернулся и не раз – это основополагающий принцип японского сервиса. И поражает наличие его в самых неожиданных местах. Например, на таможне огромного аэропорта Нарита. Или мы, конечно, не могли не вспомнить, о ZENKO, его стилисты рисуют прическу, которую хочет получить клиент до того, как начался процесс обслуживания. Иными словами, клиентоориентированность возникает из желания избежать конфликтов в будущем, предотвратить недовольство друг другом.

Ярослав БРОВИН

Самая сложная тема досталась Ярославу БРОВИНУ и его сборной группе, но коллеги, надо отдать им должное, все же нашли, что сказать о бэнчмаркинге. Здесь неожиданно коллеги вспомнили то, что на поверхности было – всем хорошо известные сети придомовых магазинов, которые «обросли» дополнительными сервисами, подсмотренными в других областях бизнеса. Обратили внимание на то, что даже маленькая компания может стать поставщиком крупной компании исключительно за счет качества предоставляемого продукта, а не связей «наверху», что говорит о большой степени осведомленности бизнеса друг о друге, о взаимной интеграции в деловой среде. Жаль, коллеги не вспомнили об обязательном цеховом общении в рамках Ассоциаций.

Евгений МАРШАЛКО

Изюминкой нашего собрания стало выступление стажера по теме «Кайдзэн» 2014 г. Евгения МАРШАЛКО. Евгений представляет холдинг «ЕВРАЗ» в порту Находка. Для нас его выступление о том, как они продолжают внедрять кайдзэн, имеет большое значение. Как известно, кайдзэн можно только начать, а далее вы должны перестроить свое мышление на постоянное улучшение мира вокруг вплоть до мелочей. В буквальном смысле до мелочей. Большим успехом этого выступления мы считаем возникшее желание у наших стажеров выступить таким же образом со своими достижениями в следующий раз для «новеньких» стажеров, кто будет отчитываться в следующем году.

Суть стажировки, как известно, – передача японского опыта ведения бизнеса. С этой целью была создана сеть Японских центров, на данный момент у нас 6 центров по всей стране: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Хабаровск, Сахалин, Владивосток. Идея передачи японского бизнес-опыта была оценена по достоинству Президентской программой, и вот уже на протяжении многих лет Японские центры сотрудничают с Региональными комиссиями, принимая во внимание их рекомендации при отборе на семинары и стажировки выпускников Президентской программы. Лидерами по сотрудничеству с Программой являются Германия и Япония. Влияние этих индустриально развитых держав и их подход к производству породили моду и интерес к методам лин[1] или кайдзэн[2]. Говоря одним словом, лин – это управление производством бережливо «сверху», а кайдзэн – то же самое, но только «снизу».

На данный момент на стажировке в Японии от Японского центра во Владивостоке за 20 лет работы побывало более 700 человек. К сожалению, мы вынуждены признать, что не менее 40% наших стажеров рассеяны по стране, а то и по миру. Но, решив, что во всем надо искать позитивную сторону, мы решили, что это не количество стажеров сократилось, это мы так расширились географически. Так произошло по трем причинам: во-первых, у нас немало было стажеров из других регионов по Президентской программе, во-вторых, Японский центр проводил семинары не только во Владивостоке, но и в Находке, Петропавловске-Камчатском, Магадане; и, в-третьих, ни для кого не является секретом отток населения Дальнего Востока на Запад России и далее везде.

Мы стараемся не терять связь с нашими москвичами, тем более, что переезд бизнесменов в Москву можно назвать вынужденным шагом – бизнес едет туда, где большой рынок. Но начинали они выстраивать свои взаимоотношения с японскими партнерами именно здесь во Владивостоке. Таким образом мы получили удивительную ситуацию — плечо российско-японского бизнеса — Москва-Владивосток.

Наш головной офис в Москве, возглавляемый г-ном ХАМАНО, отлично понимает эту особенность, поэтому, проводя итоговый семинар в конце года, коллеги приглашают и наших стажеров, кто в это время находится в Москве. Надеюсь, эта инициатива продолжит свое существование и в этом году. На этой встрече в Москве собираются разные регионы, в том числе активно поддерживающие Президентскую программу учреждения. Особенно повезло Воронежу. Как ни казалось мне, что наши стажеры самые интересные и открытые к сотрудничеству, все же, надо признать, благодаря энергии Валентины БУЧИНОЙ ей удалось сплотить стажеров своего региона в крепкое сообщество. Я слушала ее выступление в декабре 2013 г. на Конференции Президентской программы, открыв рот и зеленея от зависти (не забывая снимать шляпу тем не менее). И вот почему. Она рассказала о том, о чем я мечтаю который год, как о деле простом и заурядном: стажеры Воронежа, собираясь между собой, искренне советуют друг другу, например, начинать или нет тот или иной бизнес, что ждет коллегу, пришедшего за советом, более того, готовы предложить свою помощь и поддержку.

Наверное, можно найти немало причин, почему у нас не получилось такого уровня душевности и поддержки между стажерами. Думаю, в первую очередь, амбициозный характер самих людей, объективные трудности. Вспоминаю, как рассказывали первые стажеры о неадекватной реакции на свои советы и рассказы после стажировки. Им никто не верил, что уже давно «ружья кирпичом не чистят», на все рацпредложения, которые однозначно возникают у думающих людей после стажировки, они слышали в ответ неприятные вещи, мол, выискался тут умник. Многим пришлось сменить место работы вынужденно, многие занялись своим бизнесом, а некоторым стажировка помогла укрепиться в мысли, что они на правильном пути. Продираясь по такому пути, конечно, мало кому хочется делиться своим опытом, что жаль. А вот в Воронеже друг другу рады, и рады, что нашли друг друга в этом мире благодаря стажировкам. Особенностью Владивостока безусловно можно считать некое разделение на бизнес сообщества, как будто несколько параллельных миров существуют на одном и том же пятачке земли. Так модная нынче коллаборация только набирает обороты у нас и только, к сожалению, в среде молодых предпринимателей.

ТРИНЕВА Олеся

Как перекинуть мостик из всех сфер бизнеса друг другу, что объединяет их, какую идею взять в качестве связывающей нити, — долго думали мы со стажерами по управлению персоналом, и, в конце концов, пришли к выводу, что нам надо создать камерный HR (Human Resource) Club. Проблема с кадрами оказалась всем понятна, и у всех «ныло» именно это место. Особенностью нашего «клубочка» является то, что мы приглашаем японских бизнесменов, живущих во Владивостоке, чтобы они рассказали, как они решают кадровую проблему, как наказывают и поощряют, как растят и находят. В этот раз именно члены нашего HR Club стажеры ЛОБАНОВА Ирина и ТРИНЕВА Олеся поддержали идею нового стиля проведения сбора, за что мы искренне вас благодарим и надеемся, что нам удалось создать теплую и творческую атмосферу среди наших стажеров, которая сохраниться на долгие годы вперед. Все поднятые темы от деловой коммуникации до бенчмаркинга бесконечны, продолжим в следующем году.

Благодарим за внимание к нашему собранию Центр развития предпринимательства города и за содействие в наборе на наши программы.

Ольга Сумарокова

Фото: Людмила Коноплёва


[1] Бережливое производство (от англ. lean production, lean manufacturing — «тощее производство») — концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь.

[2] Кайдзэн (改善) — это один из подходов к улучшению работы организации. Этот термин появился в Японии и стал обозначать систему взаимосвязанных действий, приводящих к повышению качества продукции, процессов и системы управления. В современном понимании кайдзен — это система непрерывного улучшения качества, технологий, процессов, корпоративной культуры, производительности труда, надежности, лидерства и других аспектов деятельности компании.

 

консул г-н ХАТТОРИ

 

Kawahara K

 

Novgorodova E

 

DSC_2135

 

DSC_2117

 

DSC_2155

Похожие записи:

  • ГОДОВОЙ СБОР СТАЖЕРОВ 2017
    февраля, 20, 2017 | Ассоциация стажеров |
    Дорогие стажеры Японского центра, спасибо за теплую атмосферу и содержательные выступления. У нас сложилось впечатление, будто мы побывали на мини-конференции по теме «Перезагрузка сознания». Каждый год в течение девяти лет мы с нетерпением ждем Годового сбора, чтобы услышать от вас те рассуждения, которые приходят на смену эмоциям и восторгам после стажировки. Надеюсь, теперь вы понимаете,
  • ДЕСЯТЫЙ ГОДОВОЙ СБОР СТАЖЕРОВ
    февраля, 12, 2018 | Ассоциация стажеров |
    сбор стажеров Японского центра во Владивостоке за 2017 год
    Традиционно в начале февраля мы ставим точку в стажировках за предыдущий год. Отчёты по свежим следам и презентация через некоторое время, когда улягутся эмоции, два разных продукта. Почему презентация так сильно отличается от отчетов — тому как минимум две причины: первая – некоторые стажеры по прошествии времени
  • НАШИ ЛИЦА
    февраля, 22, 2011 | Оригами |
    Мини-выставка оригами
    В апреле 2011 г. Японскому центру исполнится 15 лет, на первый взгляд, дата не очень важная, но если вспомнить, какие это были годы для нашей страны, то 15-летие можно считать серьезным достижением.
    6 апреля мы будем принимать поздравления от участников наших бизнес-семинаров, от наших слушателей курсов японского языка, стажеров, от тех, кто встретил
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ КИМОНО (2012)
    февраля, 20, 2012 | Кимоно |
    Генеральное консульство Японии в г. Владивостоке, Японский центр во Владивостоке, Общество японцев г. Владивостока и Драматический театр Тихоокеанского флота 25 февраля 2012 г. с 15:00 до 16:00 провели дефиле кимоно в Зимнем саду Дома офицеров флота. Мы готовились к этому мероприятию очень давно и тщательно. Среди тех, кто стоял у истоков создания проекта следует
  • «КАК ОБЪЯСНИТЬ ВАСИЛИЧУ?»
    июня, 14, 2016 | Экономика |
    В течение четырех дней в Японском центре во Владивостоке проходил семинар «Кайдзэн (бережливое производство) в сфере услуг», который читал уже хорошо знакомый нам лектор г-н ОКАБЭ, бизнес-консультант из World Business Associates Co.Ltd. Желающих было 60 человек, на семинар приглашены 53 – это максимальное количество посадочных мест. Мы понимаем, что большое количество участников не всегда комфортно,

2 thoughts on “ГОДОВОЕ СОБРАНИЕ СТАЖЕРОВ В ГОД 20-ЛЕТИЯ!

  1. Людмила

    Очень хорошая статья даже для тех, кто далёк от бизнеса. Оля, спасибо!

  2. Елена Г

    Мне кажется о кайдзен можно слушать бесконечно потому что это безумно интересно, а в наше кризисное время уже и просто необходимо..К тому же бережливо производство вынуждает и приучает быть бережным во всём- не в последнюю очередь к природе..И поэтому мы видим в Японии удивительные заводы, похожие на космические станции, и в тоже время- красиво, чисто, воздух свежий..Работникам удобно , комфортно, улучшая вроде бы мелочь- в конечном счёте они пытаются улучшить весь мир..Это своего рода философия и образ жизни ..И ещё одна идея- коллектив- как семья, одно из достоинств японской системы управления кадрами,бережливое и рациональное отношение и к человеку , в том числе- пример с пенсионерами, или уволенными сотрудниками..Которые обретают вторую жизнь в новой деятельности, остаются полезными членами общества, делясь опытом из другой сферы, или предприятия..В хорошем смысле, это как улей с пчёлами, совместно делается общее дело, за которое не стыдно..А не просто план, месячный, квартальный — любой ценой….Евгений из Находки- уже визитная карточка Японского центра, ему отдельную можно лекцию выделить- как человеку , который не только изучил, но и успешно внедрил новые знания..Всем бы так ! Как всегда- спасибо ! И не в в последнюю очередь за такую возможность встречать умных , неравнодушных интересных людей, и не где то далеко в Москве, а тут — у нас ..

Добавить комментарий