ГОД В БУДДИЙСКОМ МОНАСТЫРЕ[1]
Уважаемые читатели, для рубрики блиц-интервью Дмитрий ВОЛКОГОНОВ, член клуба чайной церемонии «Итиго Итиэ», японист, согласился ответить на наши экспресс-вопросы. Дмитрий на целый год почти совсем ушел «из эфира», все это время он посвятил себя погружению в буддизм. Согласитесь, не каждый день встречаешь человека, решившего связать свою жизнь с буддийским храмом. Теперь он носит сан «гондай содзу» (権大僧都) – это восьмой из шестнадцати в иерархии буддийской школы Сингон, что соответствует выпускнику университета.
· Дмитрий, не жалеешь, что ступил на такой трудный Путь?
Не жалею, так как это более определённая работа, нежели гид-переводчик, а к офисной работе никогда желания не было, кроме того, здесь есть все инструменты для постоянного самосовершенствования.
· Какая школа и можно ли к тебе в гости?
Школа Сингон-сю[2], подшкола Омуро, храм Нёгандзи 如願寺, в гости, конечно, можно. Мы сейчас строим небольшую гостиницу при храме, будет нечто вроде Центра японских искусств.
· Можно ли у тебя исповедоваться?
Как таковой термин «исповедь» существует, но трактовка его в буддизме несколько отличается от христианской. Каждый раз в начале службы монах произносит «гимн покаяния» (懺悔偈). Таким образом, он исповедуется, но перед Буддой, а не перед священником. Поэтому не обязательно это делать в храме, можно это сделать где угодно, так как Будда живет в сердце каждого. Но, конечно, в храме это делать не возбраняется.
· Ты теперь вегетарианец? Умеешь сам готовить эту еду?
Во время учебы в Ниннадзи[3] мы готовили еду сами, дежурили по 2 человека в неделю. На завтрак — мисосиру[4], кашу рисовую с добавлением пшеницы, на обед — удон[5] или соба, ужин — свободно, кто на что горазд из вегетарианских продуктов (монахи питались изначально два раза в день, поэтому ужин за еду не считается). Изысканное «сёдзин рёри» пока не приходилось делать, а простые блюда — жареные овощи, окономияки[6], темпура — без труда. Вегетарианцем был только этот год. Без рыбы и молочного не представляю жизни 🙂
· Сына своего будешь готовить на замену себе?
Сыну хотел бы предоставить свободу в выборе профессии. Но пройти учебу и получить этот опыт, в любом случае, считаю делом полезным.
· Получается ли у тебя медитация?
Медитация в школе Сингон — это динамичный процесс, противоположный медитации в дзен. Здесь нужно не отключать мысли, а наоборот, представлять, скажем, как диск луны расширяется до вселенских размеров, а затем сжимается, проникая в сердце. Азы этого мы изучали, но год — это чрезвычайно малый срок, поэтому для продолжения изучения надо посещать специальные университетские занятия либо заниматься один на один с сенсеем. Знаю, что одна из форм медитации называется «адзикан», когда перед практикующим повешен свиток с санскритской буквой «а» в белом круге.
· Как ты относишься к ямабуси[7] и к аскезе в религиозных практиках?
К ямабуси отношусь положительно, встречал их во время паломничества по 88 храмам Сикоку, слышал также о связях между школой Сингон и ямабуси. Считаю, что аскетические практики — это своеобразный камертон, помогающий практикующему не сбиваться с Пути. В любом деле важно не забывать «сёсин», или чувство «новичка», когда ученик впитывает как губка всё, что говорит учитель. Поэтому аскетические практики можно рассматривать как средство для возврата к сёсин.
[1] Возможно, нашим читателям будет интересна небольшая книга Янвиллем Де ван Ветеринг «Япония. Год в дзен-буддийском монастыре», хотя речь в ней идет о дзэн-буддйском монастыре, а Дмитрий посвятил себя школе Сингон. Если вас заинтересует разница в школах и история буддизма в Японии, написанная понятным языком, мы рекомендуем книгу «Религия в истории Японии» Джозефа Китагава https://www.jp-club.ru/religiya/
[2] Сингон — Сингон-сю (яп. 真言宗) — одна из основных буддийских школ Японии, принадлежащая направлению ваджраяны. Слово сингон (кит. 真言, чжэньянь) означает «истинное, правильное слово» или мантра — молитвенная формула. Школа возникла в период Хэйан (яп. 平安時代, 794—1185). Основатель школы — монах Кукай (яп. 空海).
[3] Ниннадзи — (яп. 仁和寺) — большой храмовый комплекс подшколы Омуро-ха буддийской школы сингон-сю, расположен в районе Укё города Киото, Япония. Называется также Старый Императорский Дворец Омуро (яп. 御室). В 1994 году занесён в список Мирового наследия ЮНЕСКО в Японии.
[4] Мисосиру — (яп. 味噌汁, дословно «суп с мисо») — блюдо японской кухни, суп с растворённой в нём бобовой пастой мисо. В состав супа включается множество второстепенных ингредиентов, их набор зависит от региона и сезона.
[5] Удон и соба – японская лапша, удон делается из пшеничной муки, соба – из гречневой.
[6] Окономияки иногда называют японской пиццой из-за свободы в выборе ингредиентов, которые смешивают с сырым яйцом и жарят в форме блина, в конце обязательно надо посыпать сверху стружкой из тунца, иначе это не окономияки
[7] Ямабуси – (яп. 山伏, реже 山臥 , букв. «скрывающийся в горах»: 山 — гора, 伏 — скрываться) горные отшельники.