風呂敷
Встречи, посвященные фуросики (2)
Прошлая наша встреча 25 декабря накануне новогодних праздников, как вы помните, была посвящена оформлению праздничного интерьера, подарков, а закончили мы разговор о фуросики на экологической ноте. Но, как вы понимаете, способы и назначения использования куска ткани с течением времени в процессе развития общества менялись с простого обматывания до современного почти искусства фуросики. Давайте немного обратимся к истории возникновения фуросики.
Самая старая фуросики в Японии, которая до сих пор сохранилась и относится к периоду Нара (8 век), находится в храме Сёсоин 正倉院 (Сокровищница) в г. Нара. В эту ткань заворачивали ценные вещи императора и в таком виде хранили на складе храма.
В современной Японии, когда вы дарите кому-нибудь подарок или деньги во время радостного события, как вы знаете, подношение необходимо завернуть т.н. правым узлом, а левым узлом, если ваше подношение связано с неприятностями.
1-b 右包み・Migitsutsumi
1-c 左包み・Hidaritsutsumi
Корни этого обычая уходят во времена принятия закона 719 г., когда было регламентировано, как запахивать воротник кимоно: левую полу на правую, как и сейчас одевается кимоно. Когда этот обычай стал общепринятым, запахивать «правая пола поверх левой» стало обозначать противоположность, т.е. плохую примету или ненормальное состояние. Например, умерших начали одевать именно так — правый воротник поверх левого. Этот обычай прочно укоренился в Японии благодаря, к тому же, распространению даосского учения об инь-ян, принявшее в среде обывателей ясную дуалистическую мистическую парность, например: жизнь-смерть, счастье-горе, чистота-грязь, правый-левый, нечетный-четный и т.д. На этом фоне вышеуказанный узел стал этическим стандартом, дожившим до наших дней.
В эпоху Камакура (1192-1333) буддийские храмы приглашали народ мыться даже нищих и больных, воплощая в жизнь идеи милосердия и благих деяний, которые обеспечивают правильную карму в последующих перерождениях. Сёгун Минамото-но-Ёритомо и его жена приглашали на подобные «банные дни» по 100 человек в день в течение 100 дней. И этот обычай продолжался до эпохи Муромати.
Сёгун Асикага Ёсимицу в эпоху Муромати (1333 – 1573) построил большое банное здание и устраивал «официальные» приемы. Дело в том, что на такие «помывочные дни» он приглашал верных себе подчиненных феодалов в баню, а они свои одежды заворачивали в шелковую ткань с нанесенными своими фамильными гербами, чтобы отличать свою одежду от других, а после бани одевались, стоя на этой ткани. «Баня» здесь являлась местом общения, после неё устраивались чайная церемония или застолье. В это время баня была паровой, и на пол стлали льняную ткань. Она прямо объясняет название фуросики, потому что дословно – это ткань, которую расстилают на полу в бане.
К тому же в эпоху Муромати сформировались правила этикета, и образовалась школа Огасавара. В это время оформились правила написания писем императору, правила подношения подарков – на какой бумагами, с какими украшениями и каким способом завернуть подарки. Виды оборачивания и материал также стали разнообразными.
В начале эпохи Эдо (1603 – 1868) вместе с развитием городской жизни распространялись общественные бани. Как выглядели эти бани, можно увидеть в мультфильме Х.Миядзаки «Сэн то Тихоро», если вы хотите иметь представление. Появилась разновидность бань с горячей водой, что сильно отличалось от традиционных паровых бань, существовавших до сего момента. С эпохи Нара (8 в.) купание обозначало очищение от грязи или греха, и существовали правила омовения. Баня являлась специальном местом, где люди обязательно одевали белые льняные юката. Однако в эпоху Эдо правила посещения бани стали проще, и люди стали мыться в бане почти нагишом, а не в юката, как это было принято раньше. Люди ходили в общественную баню, захватив с собой полотенце, юката, нижнее белье для купания, пемзу для очищения, завернув их в фуросики. Потом на фуросики стали наносить фамильные гербы и названия домов (компания или магазин), чтобы отличать свою фуросики от других. К средине эпохи Эдо роль фиросики расширилась, ее стали использовать в качестве простыней, полотенец и узла для вещей.
В второй половине эпохи Эдо правила купания еще больше упростились, и люди начали ходить в баню только с юката без фуросики, и купались без нижнего белья. В банях поставили корзины для вещей и одежд, люди переодевались прямо на татами, а для того, чтобы вытираться хватало маленького полотенца — тэнугуи. Таким образом, фуросики необязательно пользовались только в бане, а название так и осталось.
Фуросики связано не только с баней, но и развитием торговли. В связи с образованием больших городов как Эдо, Осака и Киото торговля стала активной, и купцы ходили со своими продуктами, завернув их в фуросики. В фуросики, как вы поняли из наших практических занятий, можно завернуть абсолютно любой предмет и любого объема, но к тому же нанесенные на ткань изображения и названия магазинов рекламировали бизнес своих владельцев. Можно сказать, что это начало фирменных пакетиков магазинов в настоящее время. На гравюрах и картинках о нравах эпохи Эдо нарисованы люди, которые носят фуросики с вещами от кимоно до книг и мелких вещей. Их также использовали как мешочек (сумочка) вокруг пояса.
Фуросики в это время обычно сделаны из хлопка и льна размером 34х34 см до 170х170 см. Слуги и гэйши низкого ранга спали на больших фуросики (170х170 см). В городе Эдо часто возникали пожары, и в случае пожара туда забрасывали свою одежду и вещи, обертывались в фуросики и убегали. Ямагути-сан показала нам такой способ завязывания фуросики в экстренном случае, когда вы набегу можете «дозавязать» импровизированный рюкзак.
Во время Мэйдзи, после падения правления сёгуната, все люди получили возможность иметь фамилии. На фоне этого резко увеличилось количество фамилий и гербов. Создание новых фамилий привело к созданию новых гербов – в итоге в Японии существует 133 700 видов фамилий и 20 000 видов гербов. Фуросики с гербом пользовались, чтобы завернуть подарки, и это вызвало новый спрос на их производство.
Кстати, в Японии был распространен имидж воришки, который убегает с украденными вещами, завернутыми в фуросики непримечательного рисунка вьющегося растения. Этот образ наверняка появился вот таким образом: фуросики с таким рисунком был в каждом доме в то время, воры пользовались именно этим фуросики (без фамильного герба), чтобы никому было не понять, вор это или добропорядочный гражданин.
В средине 60-х годов ХХ-го века универмаг «Исэтан» начал оказывать услуги клиентам, предоставляя в качестве дополнительного сервиса бумажные пакетики со своим брендом. Другие магазины и универмаги тоже стали пользоваться этой идеей, к тому же ходить с бумажными пакетами из престижных магазинов стало модно среди людей. А женщины, которые были не уверены в крепости бумажных пакетов, покупали тканевые пакетики – сумочки. Тогда поменялась культура «обертывания» в фуросики на «положить в» сумку. В связи с такой тенденцией производство фуросики стало снижаться.
Однако в результате ставшей модной тенденции «употреблять и купить много – это хорошо!» на фоне гигантского развития экономики появилась глобальная проблема с огромным количеством мусора и загрязнением окружающей среды. Производители фуросики поставили акцент на экологичность их товара и экономию ресурсов, выдвинув лозунг: «пользуясь фуросики, решаем проблему с мусором».
В современной Японии редко можно увидеть людей с фуросики, но в качестве подарка и ответного подарка на свадьбу фуросики все еще занимает определенное место. Виды тканей для фуросики различны: от твердого хлопка до мягкого шелка, подобрав ткань, рисунок и дизайн, можно выразить свои чувства и мысли. Фуросики — тонкий и небольшой кусок ткани, в сложенном виде даже несколько фуросики не мешают дома. Когда подарки завернуты в фуросики, они выглядят важнее и красивее, к тому же не возникает проблем с точки зрения этикета. Молодые люди придумывают новые способы использования фуросики, не ограничиваясь традиционным использованием, например, как сумка-кенгуру для переноса ребенка.
Фуросики – всего лишь простой кусок прямоугольной ткани — адаптировалась к разным временам и общественным строям, и люди продолжают пользоваться этой вещью до сих пор. В настоящее время фуросики снова привлекает к себе внимание многообразием своей функциональности и экологичностью.
Текст и перевод: Дзюри АРАКАВА
Практические занятия: Хироми ЯМАГУТИ
Фото: Людмила КОНОПЛЁВА
Очень и очень мне понравился изложенный выше материал и особенно сами занятия. Они были живые и интересные. Спасибо Хироми-сан, Дзюри-сан и Ольге-сан за предложенную всем нам тему и организацию мероприятия. Фуросики — это эстетика духа, изящество простоты, единение с природой и знакомство с прошлым. Удивляет только, почему в самой Японии «мир упаковок» в основном из бумаги и пластика. Причём, единицу товара в магазине могут завернуть в 2-3 фирменные упаковки, так что пока японец доберётся до дома, весь город узнает, в каком магазине он «отоваривается». Многие люди, надо полагать, вынуждены посещать определённые магазины из соображений престижности. Фуросики, наверное, не решит проблему в глобальном масштабе, нужно делать другим сам пластик, в чём уже преуспели итальянцы, нам осталось только перенять их опыт. А фуросики — прекрасное решение экологически чистой праздничной упаковки, например, в Новый год. В эти дни во Владивостоке имеет смысл продавцам магазинов предлагать такой вид упаковки. Лично я теперь всегда имею при себе кусок ткани, который в считанные секунды превращается то в модную сумку, то в неповторимую по красоте и оригинальности упаковку для подарка любимым.