Поздравление от первого директора Японского центра, идейного вдохновителя создания Клуба любителей японской культуры при Японском центре:
Дорогие друзья! Поздравляю вас с 10-летием Клуба! Поздравляю с открытием фотовыставки, посвященной этому событию.
10-летие Клуба любителей японской культуры мы решили отметить мероприятием, которое бы запомнилось нам самим и жителям нашего города. Таким образом, изначальная идея сделать фотовыставку о Фудзи-сан, приурочив ее к 15-летию открытия города Владивостока для международных контактов, переросла в идею фотовыставки «Фудзи – вершина мистики». Данная метаморфоза случилась в тот миг, когда мы собрали все присланные нашими друзьями фотографии вместе. Как вы увидите ниже, география обширна – от Москвы до Японии.
Однажды в Хаконэ во время лекции мне показалось, что на меня кто-то пристально смотрит, инстинктивно повернув голову по направлению источника тяжелого взгляда, я увидела в окне Фудзи-сан, только что освободившегося от тумана и облаков и открывшегося взору. Возглас восхищения вырвался сам собой, вся наша группа повернула голову к великану, и про лекцию сэнсэю пришлось забыть. Дело в том, что в довершение нашего шока Фудзи прислал нам орла, который плавно выплыл справа, и в оконном проеме мы наблюдали оживший сюжет средневековых гравюр.
Гора Фудзи, как известно, является священной для японцев и самым узнаваемым символом Японии за ее пределами. Красота и величие Фудзи-сан приводит в первобытный трепет душу любого на нее смотрящего. Скольких художников вдохновила ее космическая мощь и великолепие! Фудзи-сан – живой вулкан со своим характером и затаенной энергией, забыть его невозможно, если вам удалось хотя бы раз увидеть его грандиозные очертания.
11 декабря – всемирный День гор. Глядя на гору, занимающую полнеба, человек понимает, насколько он мал, но дух его летит на крыльях восхищения к самой вершине. Горы всегда будут гипнотизировать нас и делать выше своих возможностей, как и море, глубина и бесконечность которого сравнима с вершинами и мощью гор. Япония – страна, где 70% территории составляют горы, а вокруг – море.
«Издревле в Японии с горами был связан сложный комплекс религиозных представлений. Японцы верили, что горы спустились с неба, что на них пребывают горные ками (божества) и спускаются ками с небес, что туда удаляются духи умерших, дабы очиститься и превратиться в ками и т.д. В эпоху Нара (710-794) получило распространение аскетическое отшельничество в горах. Зарождение отшельничества связывают с проникновением в Японию дзомицу («разнообразные эзотерические учения») – раннего тантризма.
Основу дзомицу составляли магические заклинания, призванные оградить человека от бедствий и обеспечить ему удачу. Попав в Китай из Индии, оно вобрало в себя многие элементы местных народных верований: даоской магии, учения об Инь-Ян, шаманизма – и в таком виде проникло в Японию.
Последователи дзомицу удалялись в леса на священные горы синто, которые считались местами повышенной концентрации магической силы, где занимались аскезой и магической практикой, стремясь обрести чудотворные способности» (А.М. Горбылёв, «Сёдзан энги – сказания о горах», Синто – путь японских богов, 2002)
«Уже в 17 в. возникло объединение лиц, совершавших восхождения на Фудзи, — фудзи ко, а вслед за ним – митакэ ко. На базе фудзи ко образовались группы, которые пытались выработать свои оригинальные догмы. Такие попытки предпринимал один из основателей фудзи ко, Хасэгава Какугё (1541-1646). Он проповедовал, что божество горы Фудзи является творцом Вселенной. Табличку с изображением контура Фудзи и начертанными на ней словами, якобы изошедшими из тела божества, Хасэгава сделал объектом поклонения членов своей группы.
Он учил, что почитание таблички, а через нее – и божества горы Фудзи обеспечивает мир в стране, процветание каждой семьи, избавление от болезней и несчастий. В проповедях Хасэгава, который был выходцем из самураев Нагасаки, отражалось влияние христианства… В начале 19 в. группы фудзи ко получили особую популярность среди горожан Эдо (Токио). В пределах многих эдоских святилищ сооружались подобия Фудзи из камней, принесенных с горы, организовывались паломничества на Фудзи» (Г.Е. Комаровский (Светлов). Путь богов, 1985)
«Последователи Фудзи-ко почитают дух Фудзи, получивший имя Сэнгэн Дайбосацу, считая его покровителем во всех повседневных делах, в том числе и в бизнесе. У божества Фудзи есть и другие имена, например Асама или Коно-ха-на Сакуяхимэ («Принцесса, заставляющая цвести деревья»). Согласно синтоистскому поверью, она парит на светящемся облаке над кратером и охраняет гору от скверны. В 806 г. на Фудзи был построен первый храм, в котором она стала почитаться как Сэнгэн Дайгонгэн.
Позже ее образ воплотился в молодой девушке с широкополой шляпой и большой веткой глицинии на плече. Ее имя — Фудзи-химэ — вобрало название горы и название глицинии. «Танец девушки с глицинией» сначала вошел в репертуар театра Кабуки, где приобрел популярность, а затем изображение девушки с глицинией стало распространенным в гравюре и живописи, а также в виде кукол» (по материалам сети Интернет)
Фудзи окутана множеством легенд, дошедших до нас в своеобразной поэтической форме диалога утагаки, которые «в древности, вероятно, читались в сакральных местах – на священных горах, например, и поющие партии разыгрывали род мистерий, воспроизводя диалог между ками и икидама («живая душа») – духом земли, или же ками и медиумом (жрицей камунаги).
О вероятности такого предположения свидетельствует, например, известная легенда о горе Цукуба: некий бог-предок странствовал по обителям всех божеств. Когда он просил ночлег у бога горы Фудзи, то получил отказ в связи с проводимой в тот день церемонией нового урожая, куда посторонние не допускались. Бог горы Цукуба приютил бога-предка, и тогда тот произнес заклятие, обрекавшее Фудзи на вечные снега и безлюдье» (Л.М. Ермакова. «Магическое и эстетическое в японском обрядовом фольклоре и ранней литературе». Синто – путь японских богов, 2002)
Снега действительно много на вершине Фудзи-сан – вулкане высотой 3776 м, с кратером диаметром около 500 метров и глубиной до 200 метров, но это ее только украшает, а вот с безлюдьем бог-предок поторопился.
Для подъема гора открыта с 1 июля по 31 августа, и множество японцев и иностранцев используют эту возможность. Значительную часть поднимающихся сегодня составляют уже не паломники, а туристы, которым предоставляются всевозможные удобства, в том числе значительно облегчающие путь наверх, поскольку теперь практически половину подъема, до пятой станции, можно проделать на комфортабельном автобусе, любуясь из окна живописными видами. Подъем от этой станции до вершины (всего станций десять) занимает около 4,5 часа.
Современные туристические проспекты предлагают 5 маршрутов для желающих подняться в зависимости от станции отправления: «озеро Кавагути», «Фудзиномия-гучи», «Субасири-гучи», «Ёсида-гучи», «Готемба-гучи». Директор Японского центра г-н Асаи родился у подножия Фудзи-сан в г. Фудзиёсида, он предоставил нашему вниманию последние туристические буклеты и плакаты на выставку. До 18 лет он жил рядом с этим великолепием, ежедневно любовался Фудзи. По словам Асаи-сан, возвращаясь на самолете из долгих командировок в Москву, как только из облаков появлялись очертания Фудзи-сан, тогда приходило реальное ощущение, что он уже дома, огромная гора представлялась ему родным отцом, ожидающим сына дома.
Асаи-сан разделяет мнение многих людей, которые считают, что Фудзи – гора не для покорения, а для любования. Видимо, так же размышлял знаменитый Кацусика Хокусай, посвятивший свой талант 36 и 100 видам Фудзи. Один из самых известных видов – красная Фудзи – фантастическое зрелище, за которым охотятся по сей день художники и фотографы.
И не только они. В 1985 г. вышла книга известного фантаста Р. Желязны «24 вида кисти Хокусая». Сюжет этой книги, вдохновленный мистикой священной горы, таков: «умирающая женщина совершает паломничество к Фудзи, руководствуясь гравюрами Хокусая. Она идет по стопам Художника, сравнивая его картины с существующей реальностью. Поначалу мы не замечаем, что читаем фантастику. Будущее здесь близко к нашему настоящему, разница почти незаметна. 24 картины — 24 главы. Начало каждой главы — мы видим рисунок глазами главной героини и сравниваем его с реальностью. Она как бы пытается разглядеть в новом, урбанизированном мире частицы прошлого, почувствовать дух прошлого, ускользающий от нее как легкий вечерний ветерок…» (по материалам сети Интернет)
Фудзи-сан меняет свой облик каждый сезон, каждый день, великолепен в разное время суток и при разной погоде создает множество образов, которые хочется непременно запечатлеть. Думаю, всем, кто когда-либо фотографировал или рисовал Фудзи-сан, известно эмоциональное состояние души, близкое к аффекту, когда непременно хочется зафиксировать, насколько возможно, мгновение наслаждения великолепным зрелищем и поделиться своими чувствами со всем миром!
Сегодня на нашей выставке «Фудзи – вершина мистики», посвященной 10-летию Клуба любителей японской культуры при Японском центре во Владивостоке, мы представляем вниманию зрителей фотографии, присланные нам людьми, которые отозвались на наш призыв поделиться самыми любимыми снимками этой горы. Некоторые присылали свои комментарии, самые любопытные мы представляем вашему вниманию.
Благодарим всех, кто прислал нам свою Фудзи. Помните, Фудзи-сан навсегда поселилась в душе тех, кто однажды был очарован ею. Пример тому история со знаменитым фотографом Фудзи Ояма Юкио, который однажды почувствовал озарение и начал фотографировать Фудзи-сан, хотя до этого не занимался фотоискусством, но каждый день видел гору, он жил недалеко. «Когда я вспоминаю о том, что вдруг произошло со мной, — говорит Ояма-сан, я понимаю, что я попал под влияние Фудзи, но чувство было настолько сильным, что я с трудом мог перевести дыхание. Так началось мое путешествие совершенно в другой мир»
Одним из первых, кто прислал Фудзи-сан, был КОЖЕКИН Никита и САТО Сю. Несмотря на то, что мы ограничивались приемом фотографий только русских, проживающих в Японии или побывавших в Японии и успевших запечатлеть Фудзи-сан, фотография г-на Сато нам очень понравилась, и мы ее оставили. СВИНИННИКОВ Александр Николаевич учился у нас на курсах японского языка, прислал фото с таким комментарием: «Рассвет в стране восходящего солнца»: «Мы были на горе Fuji-san в августе 2003 г. Лезли ночью, чтобы встретить рассвет. Хорошая пословица: кто не был на фудзи тот дурак, кто дважды был там тот дважды дурак. Больше не полезу J Сложно очень было».
Нам очень приятно, что БАКШЕЕВ Евгений Сергеевич, известный исследователь Окинава, прислал своё фото. Анонс нашей выставки он увидел на сайте Евгения Николаевича КРУЧИНЫ, ответственного секретаря «Общества Россия-Япония», давнего друга нашего Клуба. Фотография Фудзи от Евгения Николаевича также у нас на выставке. Фудзи в облаках очень похож на самого Евгения Николаевича, которому удается в этом суровом мире оставаться романтиком и иногда «витать в облаках».
Весьма порадовали наши соотечественницы, живущие в Японии, и, судя по фамилиям, связали свою судьбу с Японией навсегда. Все их фотографии не могут оставить равнодушными, родилась даже идея сделать персональную выставку Светланы ХОРИЭ. Очень надеюсь осуществить этот план, Светлана журналист, и фотографией занимается профессионально. Мы с ней долго не могли отобрать одну фотографию из тех, что она прислала – все были потрясающие, но в результате долгих раздумий пришли к выводу, что такого Фудзи с таким морем мы еще не видели.
Вот ее комментарии: «Мне эта фотография тоже нравится, море — как на гравюре Хиросиге. Это — вид на Фудзи со стороны императорской дачи в Хаяме. Как понятно по вершине, фотография сделана зимой, в декабре 2006 г. Вообще, очень хорошая идея такой выставки. Благодарю за предоставленную возможность поделиться видом Фудзи-сан с другими. И желаю всяческих успехов!»
Невозможно не отметить художественный взгляд НИСИХИРА Ольги, КОБАЯСИ Елены. Судя по всему, девушки становятся фотохудожниками, может, на них так красота Японии влияет? Женский взгляд оказался очень цепким, и благодаря ЛЕОНОВОЙ Ирине Александровне мы увидели обледенелые столбики на вершине Фудзи. Что-то в них есть совершенно неожиданное и, невозможно оторвать взгляд. ТРОЦЕНКО Ирина Александровна из Москвы была на Фудзи в марте 2006 г.: «разделяю Ваше восхищение красотой Fuji-san!». А нам очень понравились лодочки, готовые прокатить вас по глади озера Кавагути.
Неоднократная участница нашей новогодней викторины и победительница одной из них КОСУЛЬНИКОВА Александра из Санкт-Петербурга побывала в мае 2006 г. на побережье недалеко от Йокогамы: «Нам ужасно повезло, что горизонт не был затянут дымкой или облаками. Солнце как раз садилось, поэтому удалось сделать целую серию фотографий — с солнцем и без него. Поэтому и цвет на фотографиях получился от золотисто-желтого до голубого и фиолетового. Названия у фотографии, к сожалению, нет, и ничего поэтичного в голову не приходит, поэтому Вы можете назвать ее так, как посчитаете нужным».
Далее мы бы хотели представить блок фотографий, снятых жителями нашего города и членами нашего Клуба. Разве могло не быть фото Фудзи у ДЕВЯТОВОЙ Елены Ивановны, эксперта по парусному флоту РФ? Думаю, нет, так и оказалось. Елена Ивановна нашла в своем архиве Фудзи, снятую с борта фрегата «Паллада» во время парусного Фестиваля в Токио, посвященного юбилею Токийского порта в мае 2002 г.
ДРОБЫШЕВА Ирина, журналист делового еженедельника «Золотой Рог», была выбрана Генеральным консульством Японии в г. Владивостоке для участия в морском круизе, организованном в честь 150-летия дипломатических отношений между Россией и Японией в июле 2005 г. По прибытию во Владивосток Ирина выпустила серию статей, посвященных Японии, есть там строки и о Фудзи-сан: «Как-то, уже к концу круиза, представитель МИД Японии, Марико-сан, стала вдруг признаваться нам в любви. Что случилось? – полюбопытствовали мы. Сегодня вы опоздали всего на 10 минут, — искренне ответила она. В следующий раз она сказала, что мы, видимо, “очень хорошие люди, раз Фудзияма-сан показала нам свою вершину”, хотя погода все время была облачная. Мы возгордились, но на следующий же день, когда члены японской делегации остались в Симоде, погода испортилась, встретив нас на EXPO проливным дождем. Больше мы священную гору не видели и вынуждены были признаться себе, что, видимо, оставили хороших людей в Стране восходящего солнца…»
Фотографии ХОЛКИНА Геннадия Николаевича покорили нас совершенно, поэтому мы не смогли ограничиться одной фотографией. Кстати, Геннадий Николаевич единственный, кто снял синтоистский храм на вершине Фудзи. И вообще, его фотографии очень ярко продемонстрировали загадочную атмосферу священной горы, видимо, ему она открыла свои секреты, и мы рады, что он поделился с нами. Алексей ЧИКИШЕВ снял вершину Фудзи, но как ему это удалось, осталось загадкой. ШУМИЛОВА Александра представила фото совершенно неожиданного характера. Сначала не знаешь, как воспринять уютно разложенный костер на берегу озера, — уж слишком выбивается такая картина от привычных видов Фудзи. Но победили языки пламени, которые напоминают нам, что Фудзи – вулкан.
КОНОПЛЕВА Людмила Денисовна, фотокорреспондент Клуба зафиксировала исторический момент, когда Уэно-сэнсэй своими руками создал облик Фудзи-сан на борту фрегата «Паллада» во время торжественной церемонии открытия Фестиваля искусства икебана в сентябре 2005 г. Об этой Фудзи вспомнил Ю.А. Сясин во время подготовки выставки. К сожалению, у самого Юрия Анатольевича не оказалось фотографии Фудзи, пригодной для выставки. Хотя в 1999 г. во время поездки членов Клуба в Японию была возможность снять Фудзи из иллюминатора самолета. Этой возможностью воспользовалась ЕВДОКИМОВА Лариса, член Клуба и ШАПКИНА Анна Николаевна, член Клуба. Но поскольку Анна Николаевна в этом году посетила Японию и по заданию редакции совершила восхождение на Фудзи, мы взяли последнюю фото. На нашу радость среди ее снимков оказались те, которые совершенно соответствуют названию выставки. По словам самой Анны, впечатление Фудзи-сан произвел самое загадочное и жутковатое.
Самый русский японец СУЗУКИ Осаму, первый директор Японского центра, естественно тоже подарил в нашу коллекцию видов Фудзи свой снимок. Этот Фудзи снят недалеко от дачи Сузуки-сан в Идзу: «Это очень интересная выставка не только с точки зрения художественного смысла, но и психологического сходства японцев и россиян, особенно тех, кто живет на Востоке. Действительно, Владивосток – моя вторая родина, и вы, члены Клуба, мне не чужие люди, а все мои родные, как сыновья, дочери, внуки. Я хотел бы посмотреть на ваши фотографии Фудзи вместе с вами, чтобы понять, как вы любуетесь этой горой. Но у этой красивой вершины есть горькая сторона, о которой не знает современная молодежь. Во время Второй мировой войны Фудзи была прекрасным ориентиром для американских бомбардировщиков, летящих к Токио и Иокогаме с острова Сайпан. Красивая «голова» Фудзи высотой 3776 метров возвышалась над облаками, и самолеты знали, когда повернуть на Восток. У меня до сих пор в ушах остается зловещий вой воздушной тревоги и голос, предупреждающий о приближении бомбардировщиков к Токио, повернувших от Фудзи на Восток. Утром 29 мая 1945 г. мой дом сгорел от бомбардировки. Конечно, Фудзи не виновата, все сделано руками людей. Я думаю, что в природе скрыта история того или иного народа, и чем лучше мы знаем эту историю, тем больше любим. Если россияне больше узнают о Японии с помощью этой выставки, я буду очень вам благодарен. Желаю успеха в будущем!»
Дочери Сузуки-сан, которые принимали участие в жизни нашего Клуба, — фотовыставка САТО Куми «Неожиданные японцы» была приурочена к дню рождения Японского центра, МАЦУМОТО Хару давала мастер-класс по игре на японской флейте сякухати – также прислали свои фотоработы. САТО Куми сотрудничает в качестве фотокорреспондента с Ассоциацией профессиональных борцов боев без правил, она рассказывает о таком случае в своей карьере. «Однажды мы очень торопились и быстро ехали на автобусе всей командой борцов и американских гостей. Вдруг наши гости громко закричали, чтобы автобус остановился. Мы не могли понять, что случилось. Оказалось, что они увидели Фудзи-сан в окно и не могли проехать мимо, не сфотографировать на память! Не смотря на то, что мы очень торопились». МАЦУМОТО Хару пишет, что «Фудзи – самая знаменитая гора Японии. Настолько наменита, что ее название стало именем нарицательным. В каждой стране есть своя «Фудзи-сан». Люди иногда называют самые выдающиеся горы этим именем. А есть во Владивостоке такая гора?»
Мы от всей души благодарим участников выставки, которые представили свои работы в технике чигири-э – Наталья ТАКАМАЦУ и Айман Насиевна КОРОБЦОВА, в технике осибана – Наталья Павловна ГАЙДА, Татьяна Анатольевна МАЙОРОВА. Живописные работы принадлежат кисти Светланы АНДРЕЕВОЙ, художнице, излюбленный жанр которой – пейзажи Приморской природы.