«Парни, когда будем идти под мостом в Нагасаки, голову не наклоняйте! Мачты за мост не заденут! Это визуальный обман» — Объяснял курсантам старший боцман фрегата «Надежда» на подходе к японскому порту… 22 июля 2010 г. гостей Международного парусного фестиваля встречал весь город. Толпы людей на набережной и на мосту радостно махали руками, кричали. В тот момент, когда фрегат вошел под гигантское сооружение, соединяющее два берега гавани, стоящие на мачтах курсанты невольно пригнулись. Капитан с улыбкой покачал головой: «Командовать детьми – самое сложное в этом деле. Зато как приятно посмотреть на них после практики, когда они из нескладных и неопытных юношей превращаются в настоящих моряков».
Постижение нюансов морского дела — основная цель учебных рейсов, которые ПУС «Надежда» Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского регулярно совершает в течение года. Незадолго до похода в Японию фрегат ходил в Манилу, потом на Сахалин. После рейса в Нагасаки отправился в научную экспедицию в Охотское море. Самое значительное событие было в сентябре — представительский поход в Шанхай, где на всемирной выставке EXPO-2010 «Надежда» представляла морское образование России на Дальнем Востоке.
Хотя нынешняя практика длилась две недели, для 109 курсантов судоводительского и судомеханического факультетов Морского университета она была насыщена впечатлениями. Учеба, авралы, жизнь в стесненных (по сравнению с домом) условиях кубрика, привыкание к качке, постижение науки обслуживания самого себя и судна, — широкий спектр ежедневно выполняемых работ. Половина из них оказалась впервые на парусном судне. И почти все были в первый раз в Японии и впервые принимали участие в парусном фестивале.
Переход ПУС «Надежда» в порт города Нагасаки из Владивостока составил 5 дней. Во время пути было одиннадцать парусных авралов. 21 июля судно встало на рейд в акватории Нагасаки, а 22 июля вошло в гавань. Казалось, что весь город, а это около полу миллиона жителей, вышел встречать участников фестиваля. В небе кружили два вертолета с фотокорреспондентами и операторами местных СМИ. Атмосфера всеобщего праздника не покидала город в течение всех дней фестиваля.
В этом году гавань Нагасаки украсили семь парусных судов: «Надежда» и «Паллада» из Владивостока, японские «Ниппон Мару», «Кайо Мару» и «Канко Мару», китайское судно «Фейфан» и корейское «Кореана». Из них 4 судна – одного класса с «Надеждой», в большинстве своем они, так же, как и «Надежда», принадлежат крупным морским учебным заведениям.
Международный фестиваль парусных судов проходит в Нагасаки 11-й год подряд, на несколько дней становясь самым зрелищным и масштабным событием в жизни города. Посмотреть на современные парусные суда приезжают тысячи японцев из других городов. Праздник освещает национальное телевидение Японии. То, что он устраивается именно в Нагасаки, выглядит вполне закономерным. Как известно, долгое время Япония была закрытым государством, и только порт Нагасаки связывал ее с остальным миром. Именно в этот порт 200 лет назад прибыл шлюп «Надежда» с дипломатической миссией знаменитого Николая Резанова, первого посла российского императора в Японию. На протяжении нескольких столетий парусные суда, по преимуществу голландские, а затем – российские, были местной достопримечательностью и неотъемлемой частью пейзажа. Сегодня Нагасаки — это один из крупнейших торговых и пассажирских портов Японии, центр судостроения и судоремонта, а также – один из центров рыбной промышленности. «Парад парусов», в котором принимают участие парусные суда государств АТР, таким образом, является символическим событием, воплощающим историю города и всеобщую любовь японцев к морю. И, в который раз выясняется, к России.
«В городе Нагасаки к русским особое отношение. – рассказывает Сергей Воробьев, капитан ПУС «Надежда». — Когда-то, полтора столетия назад, этот незамерзающий порт был местом зимовки кораблей Тихоокеанского отряда русского императорского флота. По свидетельствам очевидцев, пребывание русских моряков из Владивостока здесь стало обычным явлением, местные жители могли сносно изъясняться по-русски, а многие лавки имели вывески на русском языке. Вряд ли нынешние жители этого японского порта в большинстве своем посвящены в такие тонкости истории, но то, что русских в эти дни ждали, были им рады и постарались сделать все, чтобы гости остались довольны – факт бесспорный. Организаторы Фестиваля не скрывали своего мажорного настроения – заполучить на юбилейную встречу сразу два российских парусника из Владивостока – большая удача. Это сразу предопределило и успех, и масштаб мероприятия».
22 июля в 10 утра по местному времени прямо на берегу состоялась торжественная церемония открытия фестиваля. С приветственными словами выступили организаторы «парада парусов» и капитаны парусников. Организаторам были вручены подарки, в том числе и от мэра города Владивостока. По вечерам гавань Нагасаки сверкала огнями. Небо озаряли фейерверки и салюты. Кульминация праздника состоялась 25 июля, когда на всех парусных судах был устроен парусный аврал. В течение трех часов суда стояли под парусами, а жители и гости Нагасаки могли любоваться этим захватывающим зрелищем.
В течение двух дней фестиваля суда были открыты для посещений. Курсанты с утра до вечера водили экскурсии по фрегату, рассказывая о судне, о России и о Владивостоке. Поток желающих пройти по палубе российского фрегата, казалось, был неиссякаемым. За два дня «Надежду» посетило более 6000 человек. И, похоже, для японцев, это был самый популярный экскурсионный маршрут. Они приходили семьями, с детьми, и оставались до позднего вечера. Некоторые приводили своих родственников-инвалидов, которые счастливо улыбались, оказавшись на деревянной палубе фрегата. Многие дарили подарки на память. С искренней симпатией. А некоторые не скрывали по-человечески заботливого отношения к молодым курсантам.
Одна старушка пришла с сумкой и попросила проводить ее к капитану: «Я вот пирожков напекла для ваших ребят. Им, наверное, хочется чего-нибудь вкусного». Большинство японцев с большим интересом и теплотой расспрашивали о России. Одна женщина рассказала, что любит русскую культуру, а Иннокентий Смоктуновский – ее любимый актер. Но особенной симпатией «Надежда» пользовалось у молодежи. И особенно у девушек. Некоторые с первого взгляда влюблялись в российских курсантов. И часами ждали на причале, когда их отпустят в увольнение. Курсанты, в свою очередь, с нетерпением ждали разрешения сойти на берег. Общение со сверстниками из другой страны – самый интересный момент плавания. К тому же, Нагасаки – это настоящая экзотика. Причудливо застроенный и в то же время очень уютный город. С богатой историей. В городе расположен военно-морской арсенал, университет, Торгово-промышленный и Художественный музеи.
Самые известные достопримечательности — это церковь Оура, синтоистское святилище Сува, буддийские храмы, древний каменный мост Меганэбаси, а также католические святыни, входящие в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО, и еще — печальное напоминание недавней истории — мемориальный комплекс жертв атомной бомбардировки. Атмосфера миролюбия и ценности добрых отношений с другими народами – все это глубоко пережито японцами, и является характерной приметой города.
26 июля 2010 г. в 11 часов по японскому времени «Надежда» покинула японский порт и взяла курс на Владивосток. Команда фрегата и все 109 курсантов ностальгически смотрели на удаляющийся город с его приятными людьми и гигантским мостом.
Журнал «Русский мир.ru» Дальний Восток, № 2, март 2011
Текст: Евгений Панкратьев
Фото: Виталий Николаев
Красота!
Но, опять, ни слова о Елене Ивановне Девятовой?