ФЕСТИВАЛЬ «ИКЕБАНА-2005»

23 сентября 2005 г. на борту парусного судна «Паллада» под командованием капитана Н. К. Зорченко состоялась вторая часть церемонии открытия фестиваля «Икебана-2005». Красавица «Паллада» — символ 2005 года для нашего Клуба и символ нашего города – сама похожа на композицию икебаны: три основных ветки – это три мачты, а косые паруса и ванты выполняют роль вспомогательных элементов. На борту судна в кают-компании Уэно-сэнсэй поставил традиционную композицию, где в роли сосудов были стволы бамбука, а вечнозеленая ветка символизировала священную гору Фудзи…. Так открылся фестиваль искусства «Икебана-2005!»

Мастера икебаны и координаторы проекта - на «Палладе» 22 — 29 сентября 2005 года Клуб любителей японской культуры и Ассоциация мастеров искусства икебаны г. Ниигата при поддержке Генерального Консульства Японии в г. Владивостоке провели Первый Фестиваль искусства икебаны, который явился очередным этапом реализации Международного образовательного проекта «Икебана». Проект осуществляется с 2003 года. В рамках этого проекта в 2003 и 2004 годах прошли Мастерские по икебане, соответственно, школ «Сагагорю» и «Рюсейха» (традиционные и свободные стили).

Фестиваль искусства «Икебана — 2005» прошел под названием «Путь цветка: новое рождение в руках мастера», фестивальная неделя включала мастерскую по икебане школ «Икенобо» и «Сагагорю», конкурс по икебане, демонстрации искусства икебаны, мастер-классы по фитодизайну витрин с элементами икебаны, выставку работ по осибане, выставку-фотоконкурс «Цветы в природе», мастер-классы по оригами и лекцию о цветочном орнаменте кимоно.


Фотоконкурс любительской фотографии «Цветы в природе», объявленный совместно с ПТР в мае 2005 г., успешно завершился выставкой всех отобранных на конкурс работ, которая экспонировалась в дни Фестиваля в Международном Выставочном Центре ПГОМ им. В. К. Арсеньева. Приз от издательского Центра «Точка зрения» получили Татьяна Андросенко (фото «У моря» ) и Елена Костенко (фото «Ветер желаний»). Идея выпустить тираж открыток с понравившимися фотографиями принадлежит лично А. Хадиуллину, генеральному директору центра. Призы от мастеров икебаны получили Сусол Григорий Михайлович, Сусол Евгения Григорьевна, Ривин Роман Юрьевич.

75 фотографий, присланных на конкурс позволяют нам сделать вывод о том, что жители города и края чувствуют в унисон с любителями икебаны. Современную роль икебаны в мире трудно переоценить – все школы икебаны объединены стремлением сохранить экологическое равновесие в природе и взрастить в сердце каждого человека нежный и трепетный Цветок Любви к Совершенству, — такова основная мысль проведения фотоконкурса, и мы рады, что столько людей откликнулись на наш призыв. Мы надеемся, что участники фотоконкурса станут нашими добрыми друзьями, и мы еще не раз встретимся в Японском центре, например, на лекциях о японской культуре и философии.

Третья Мастерская по икебане (24 – 26 сентября) проходила в традиционном формате «теория-демонстрация-практика», однако, в отличие от двух предыдущих мастерских, мастерская 2005 года проводилась в течение трех дней: два дня участники изучали стили «рикка» и «дзиюка» (свободный) под руководством мастеров школы «Икенобо» Харасима Асано и Кумагай Ёко, один день – стиль «морибана» (пейзажные композиции) под руководством мастера школы «Сагагорю» Уэно Косю (ассистировала Уэно Мисахо).

Уэно-сэнсэй со своими любимыми «цветами»

По мнению руководителей 3-й мастерской по икебане (цит. по учебным материалам к мастерской), школа «Икенобо» взяла за основу буддийскую «идею о гармонии»: «Делай правильные поступки в гармонии с миром»; а школа «Сагагорю», насчитывающая 1200-летнюю историю, учит «подходить к составлению композиций с чистым сердцем, наполненным любовью к красоте цветов и уважением к их живой душе». В этих положениях явлена философско-мировоззренческая составляющая искусства икебаны, которую емко и образно выразил координатор проекта «Икебана» с японской стороны Уэно Косю:

«Мы с вами живем в 21 веке, времени, когда тонкий баланс экологического равновесия продолжает разрушаться, японское искусство икебана вступает в защиту сохранения богатства природы на Земле для будущих поколений.»

Эти положения озвучены в концепции Международного Образовательного проекта «Икебана», среди его целей координаторы называют:

— воспитание уважения к культуре другого народа;
— экологическое и эстетическое воспитание;
— развитие побратимских связей в области культуры, искусства, образования между городами Владивосток и Ниигата;
— развитие народной дипломатии — установление профессиональных контактов между флористами.

Об успешном достижении последней из этих целей свидетельствует состав участников мастерской. 45 % участников постоянно работают в Мастерских по икебане с 2003 г. (т. е. те, кто имеют постоянный интерес к икебане), остальные впервые приняли участие в Мастерской по икебане, причем из них только 4 человека не связаны были прежде (профессионально или интересом) с флористикой.

Г-жа Харасима - сэнсэй школы икебаны «Икенобо»

Важно отметить, что из 40 участников только 5 человек не имеют прямого отношения к флористике (если считать флористикой — в отличие от фитодизайна — широкую сферу выращивания, обработки и хранения растительного материала, а также его использование в фитокомпозициях, не различая формат деятельности – профессиональный, общественный или частный, в качестве хобби). Из оставшихся 5 человек (не имеющих прямого отношения к флористике) — 3 человека глубоко интересуются японской культурой (среди них два члена Клуба Любителей Японской культуры – Марина Холкина и Наталья Такамацу). Таким образом, только 2 человека из всего состава участников в жизни никак не связаны с флористикой или японской культурой, частью которых и является икебана. Из этого следует, что целевая аудитория для проекта — это, в первую очередь, флористы (участников, которые отнесли себя к категории «фитодизайнер», было 40 – 45 % от общего состава) и, в меньшей степени, но отрадно, что представители этой категории проявили себя как любители японской культуры. Интересен тот факт, что 4/5 участников уже имели опыт изучения икебаны, из низ более половины – свыше 3 лет.

жительно повлияло на уровень конкурсных работ, представленных 28 сентября в Международном Выставочном Центре. Мастера японских школ очень высоко оценили уровень всех композиций, выделив, однако, как лучшие, композицию, выполненную в стиле «рикка» Жанной Саранчук, и композицию в свободном стиле, состоящую из одного цветка, выполненную Владимиром Янфа (сенсеи выразили свое восхищение глубиной понимания смысла искусства икебана автором этой композиции). Кстати, призы для конкурса предоставил салон японской керамики «Тануки». Благодаря взаимопониманию с хозяйкой салона Е. Лисицыной, которая сама по образованию японист и очень любит искусство икебаны, мы смогли не только порадовать наших победителей, но и в течение трех месяцев, предшествовавших фестивалю, обеспечить серию радиопередач на ПТР о японской культуре и искусстве, о деятельности Клуба, благодаря спонсорской помощи салона «Тануки»!

Работы по осибане, представленные на выставке в МВЦ (курировала выставку Татьяна Авдеева), выявили высокий уровень мастерства владивостокских флористов в искусстве составления плоскостных картин с использованием растительного материала. Уэно Мисахо, японский мастер икебаны и осибаны, выразила восхищение представленными на выставке работами (в выставке приняли участие 16 человек), впрочем, выделив среди них одну — работу Захезиной Ирины Геннадьевны «Краски осени», отметив также очень милую и полную оптимизма коллективную работу детей из творческого клуба «Фантазеры» (Детский клуб им. Крыгина, руководитель — Насонова З.А.).

Гора Фудзи в руках Уэно-сэнсэя

27 сентября, в перерыве между мастерской и конкурсом икебаны, состоялись мастер-классы по флористическому дизайну витрин, которые прошли в салонах «Миллениум» и «Амадей». Необходимо отметить, что выбор салона «Миллениум» был не случайным, так как салон расположен в т. н. «японском треугольнике» (пересечение улиц Фонтанная, Алеутская и Мордовцева) — месте проживания японцев в первые десятилетия после образования города Владивостока. Витринные композиции были выполнены из вечнозеленых пород кустарников и цветов красного цвета — антуриумов и гвоздик — в соответствии с основным цветом салона, а также русских берез, которые нам любезно предоставила Е. Андреева. Сочетание разных оттенков зеленого и алого цветов на фоне русских берез, сгруппированных в соответствии с японскими представлениями о пропорциях 3:5:7 придавало всей композиции контрастность пышного европейского великолепия, и, одновременно, восточной изысканности и утонченности. Как будто Восток и Запад сошелся в гармоничном союзе…

На этой ноте, видимо, и стоит подвести итоговую черту Фестиваля японского искусства «Икебана — 2005», который прошел в российском городе Владивостоке (не буду писать европейском, так как на мой взгляд, именно в нашем городе сходятся Восток и Запад, Европа и Азия)!!!

Фестиваль закончился, но Международный образовательный проект «Икебана» продолжается. Уже начался этап подготовки к проведению во Владивостоке Четвертой Мастерской по икебане весной 2007 года, которая включит в себя знакомство с новой школой икебаны и мастерскую школы «Сагагорю» в форме квалификационного экзамена.

Ю.В. Куликова
О.Е. Сумарокова

Координаторы международного проекта «Икебана» Ю.В. Куликова и О.Е. Сумарокова от всей души благодарят Е.И. Девятову – помощника капитана ПУС «Паллада», Л. Д. Коноплёву – нашего фотокорреспондента, О.Л. Фефер – консультанта по PR-технологиям, Е. Лисицыну, А. Хадиуллина, А.Перминова, Е.А. Мамонову – директора турфирмы «A/S», руководство салонов «Милленниум» и «Амадей», Телерадиовещательную корпорацию ПТР и лично В. Попову, Е. Богданову, Н.Г. Орлову, ТК «ТНТ» и лично Е. Коновалова, О.Л. Сомкину – журналиста ИТА «Панорама», газеты «Владивосток», «Золотой Рог», «Конкурент», журналы «Мода Владивостока», «Дорогое удовольствие», «Особняк», «Фишка» и всех любителей искусства икебаны, кто помог нам в организации праздника для всего города Владивостока!

ИТАК, ПОДГОТОВКА К 4-Й МАСТЕРСКОЙ ПО «ИКЕБАНЕ-2007» НАЧАЛАСЬ! ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ ВСЕХ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ ИСКУССТВОМ ИКЕБАНЫ!

Подготовка состоит из:

— обсуждение с Ассоциацией мастеров икебаны г. Ниигата вариантов обучения искусству икебаны в Японии;
— проведение социологического исследования с целью выявить основные тенденции и перспективы развития просвещения и образования в области икебаны в нашем городе;
— проведение лекционной программы, знакомящей с философией и культурой Японии, которая, кстати, началась уже с 21 января с лекции об эстетике Дзэн-буддизма;
— обсуждение форм совместных мероприятий флористов города, таких как выставки, пленэры и т. д.

Похожие записи:

  • УЭНО КОСЮ: БЛАГОДАРНОЕ ПИСЬМО О ПАЛЛАДЕ
    мая, 10, 2006 | ИкебанаПаруса дружбы |
    4 октября 2005 г.
    IKEBANA FESTIVAL-2005
    Mrs. Devyatova I. Elena
    Уважаемая Елена-сан! Никогда не смогу забыть то невыразимое чувство восторга, охватившее мою душу, когда я увидел флаг своей страны, развевающийся на мачте «Паллады» под ясным голубым небом Владивостока.
    Большое счастье для меня было получить через Японский центр приглашение от Вас посетить Ваш корабль. Для демонстрации искусства икебана на корабле
  • Культурный диалог побратимов Владивостока и Ниигата: VI-я встреча по икебана!
    октября, 20, 2008 | Икебана |
    13-15 октября 2008 г. в г. Владивостоке в ГК «ЭКВАТОР» состоялся ряд мероприятий в рамках реализации долгосрочного международного проекта «Икебана» с неизменным партнером – координатором с японской стороны — г-ном УЭНО Косю, исполнительным директором Ассоциации мастеров икебана Ниигата. Данная встреча была посвящена Школе императора Сага (Сагагорю), к которой принадлежат все приехавшие в этот раз сэнсэи.
    В
  • Искусство икебана – игры разума
    апреля, 23, 2010 | Икебана |
    Прошел ровно год после нашей встречи в Киото с УЭНО-сэнсэем, — 19 апреля 2009 г. мы вернулись одухотворенные во Владивосток. В этом году Уэно-сэнсэй приехал 17 апреля с мастерами новой для нас школы – КОРЮ СЁТОКАЙ – КОИДЗУМИ-сэнсэй и МАРУЯМА-сэнсэй. Школа Корю возникла в 1916 г., то было как раз время бурных перемен в
  • Искусство икебана меняет жизнь
    мая, 11, 2007 | Икебана |

    Вашему вниманию представлена первая часть результатов социологического исследования, проведенного среди участников городских мероприятий по икэбане и Международного образовательного проекта «Икэбана» (2003 2006). Координатором этого проекта несколько лет является член Клуба любителей японской культуры при Японском центре Юлия КУЛИКОВА, которая выступает нетолько в роли организатора, менеджера проекта, но и аналитика процессов, происходящих в нашем городе,

  • VI-я Владивостокская Биеннале 25-29 сентября 2009 г. участники из Японии
    сентября, 23, 2009 | Культурные события |
    Театральный коллектив молодежи Кёгэн школы Окура «SHIN»
    Спектакли и мастер-классы
    27 вс. 14-00
    28 пн.15-30
    Место проведения — ГУК «Приморский краевой драматический театр молодежи» (ул.Светланская, 15А)
    «Кёгэн» – это один из традиционных видов японского театрального искусства. На протяжении многовековой истории, делая в своих пьесах акцент, в основном, на смешные элементы, как в сюжете, так и в манере исполнения, фарсовый

Добавить комментарий