Всё в этом проекте для зрителя-новичка напоминает квест по символам и смыслам, туго завернутым дизайнерами, которые с легкостью ныряют в прошлое из настоящего, проектируя будущее. Возможно, это профессиональное свойство, так необходимое нашему городу. Несколько лет подряд наши дизайнеры осваивают по треугольнику Россия (Владивосток) – Южная Корея (Сейл) – Япония (Йокохама) эпоху модерна, черпают из нее вдохновение. Сам стиль «модерн» таит в себе секрет сосуществования Запада и Востока, и нашему городу он очень к лицу во всех смыслах.
Перед тем, как состоялась презентация итогов работы четвертой мастерской проекта «Far Eastern Triangles — FET-2017» мы поговорили с куратором проекта с японской стороны профессором университета Канто Гакуин г-ном Сэки. Японская сторона предложила Владивостоку тему «In search of modern boy-modern girl», в русской интерпретации – «Модерн: мужское и женское».
· Сэки-сэнсэй, почему Владивосток входит в этот треугольник наряду с Йокохама?
Наши города – порты, молодые по историческим меркам, нашим городам всего лишь больше ста лет. Между историей развития и восприятия стиля модерн во Владивостоке и Йокохаме, как нам кажется, можно провести параллели. Нам хотелось приехать на место и своими глазами увидеть, что такое Владивосток, что осталось здесь от модерна.
· В японском названии проекта есть глагол «искать», с чем это связано?
Йокохама пережила разрушения после Великого землетрясения Канто в 1923 г., войны, от архитектуры того периода мало что осталось, вся надежда на фотографии, но и их не так много «выжило». В сборнике, посвященном проекту, а он затронул все города-порты, которые были первыми открыты миру (Хакодатэ, Ниигата, Йокохама, Кобэ, Нагасаки), вы можете увидеть, что нам удалось найти: семейную хронику, профессиональные фото. На них вы видите архитектуру, интерьер, одежду, прически в стиле модерн. Вы можете понять, как случился переход от одного образа жизни к другому.
· После того как найдены осколки модерна, что вы с ними делаете?
После того как нам удается найти образы модерна, а японский проект назывался «MoBo = Modern Boy & MoGa = Modern Girl», мы изучаем их, но не повторяем в своих работах, не копируем, но ищем новое прочтение, питаем свою дизайнерскую фантазию. Делаем такие презентации, мастерские, для нас это общая тема для исследования, нам интересно, что осталось от модерна в Сеуле, во Владивостоке, для которого приход модерна совпал с революцией и Гражданской войной. Исходя из найденных образов конструируем возможную жизнь людей в городе в эпоху модерна.
· Как Вам кажется, Владивосток – это MoBo или MoGa?
Учитывая, что это был город-крепость, город-военный порт, долгое время закрытый в советский период, наверное, это все же MoBo, но без женского начала нет жизни.
· Сейчас среди японских турфирм Владивосток подается как самая близкая Европа, как вам кажется, уместно ли сравнение с Европой?
Европа, которая так далеко от Японии, конечно, привлекает, и Владивосток обладает притягательным для японцев европейским имиджем. Но мне хотелось бы отметить не только европейский вид, но и азиатское влияние, атмосфера здесь не совсем европейская. Еда другая, течение времени другое. Мне интересно как дизайнеру, как выглядит город — рекламные вывески, названия магазинов и ресторанов – кириллица смотрится очень стильно, интересные цветовые сочетания и формы.
· Как Вы знаете, в нашем городе был японский квартал, о нем написал монографию Сато Ёити, профессор университета Васэда. Судя по его исследованиям, японцы называли Светланскую между собой Гиндзой, чем она похожа?
Гиндза самая известная улица не только в Токио, но и за его пределами, таким образом называют главные красивые улицы, важные градообразующие центры.
· Во время исследования нашего города, нашелся ли дом в стиле модерн, в котором вам хотелось бы жить?
Дом Юла Бриннера на Алеутской.
В этом году Приморская государственная картинная галерея выступает партнером проекта, предоставив свои исторические залы Будущего Центра «Эрмитаж – Владивосток» на Светланской для презентации. Российскую сторону представляет команда проекта «FET», студенты и преподаватели кафедры архитектуры и кафедры проектирования архитектурной среды и интерьеров Дальневосточного Федерального Университета, а также проектное бюро «Да-зайн». Руководитель мастерской во Владивостоке — Елена Владимировна Алексеева. Отличительной особенностью проекта стал его собственный символический язык. Цитаты, выбранные участниками для отражения сути их поисков, вызывают различную реакцию. Не со всем можно согласиться, но они выполняют основную функцию – заставляют посмотреть под предложенным углом зрения. Благодаря этому проекту актуализировано имя архитектора и дизайнера Марка Коника, а его рассуждения об идее утопии участники проекта взяли за концептуальную основу: «…Утопия-бегство в будущее…», вернув термину утопия его огромный творческий потенциал.
О.С.